Гендерные исследования
Опубликовано на портале: 10-03-2010
Альмира Рифовна Усманова
Гендерные исследования.
2003.
№ 7/8.
С. 45–75.
Проблема производства знания в контексте глобализации и форм коммуникации в глобальном мировом сообществе для постсоветских теоретиков имеет такое же значение, как проблема адаптации западных экономических и политических моделей и решений, принимаемых транснациональными институтами, - для наших политиков. Не впадая в соблазн как восторженного принятия, так и детски-обиженного отказа, нам все-таки необходимо создать рефлексивную дистанцию по отношению ко всем тем концепциям и идеям, которые используются нами в нашей работе, – с учетом того, что всё это концепции, произведенные на Западе и предназначенные прежде всего для «внутреннего» использования.


Биографии "новых русских": Гендерная легитимация предпринимательства в
постсоветском пространстве [статья]
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Елена Юрьевна Мещеркина
Гендерные исследования.
1999.
№ 2.
С. 123-145.
Рассматриваются социокультурные барьеры, существующие на пути
развития рыночной экономики в России на примере гендерных стереотипов предпринимателей,
так называемых новых русских. Основой анализа избрано понятие гендерной
легитимации, которое автор вводит по аналогии с моральной, цивилизационной, национальной
и пр. легитимациями. Это понятие как бы дает
"прописку" характеристикам маскулинной идентичности, присущим представителям страты предпринимателей,
в новом поле социально-экономической деятельности.
При изучении жизненных стратегий мужчин-предпринимателей автор исходит из типологии
предпринимательства, основанной на способе накопления капитала. По мнению исследователя,
каждому из четырёх, выделенных типов накопления соответствует своя легитимация
в общественном сознании, каналы социального рекрутирования и траектории жизненных
путей.
Автор считает, что репрезентация маскулинности в жизненных практиках "новых русских"
позволяет говорить об определённой культурной системе, определяющей как способы интерпретации
мужественности, так и её различные модели. На основе материалов мужских
биографий автор выделяет четыре основных поля, в которых происходит репрезентация
мужественности. Основанием для выделения служит дихотомия публичного и приватного,
маскулинности и фемининности.
Таким образом, гендерная легитимация мужчиин-предпринимателей современной России
обладает рядом особенностей: отношениями иерархии, существующими в рамках
маскулинности; патриархатными гендерными стереотипами, репрезентируемыми в качестве
доминирующих культурных кодов; созданием коллективной идентичности мужчин-предпринимателей
посредством ориентации на достижение в профессиональной и социальной сферах, уверенность
в себе, осуществление роли кормильца в семье.

Опубликовано на портале: 13-11-2003
Андрей Синельников
Гендерные исследования.
1998.
№ 1.
С. 211-227.
Анализируется концепция мужской телесности конца 1920-х - начала 1930-х гг., бытовавшая в советском обществе. Методологическим
основанием работы является, с одной стороны, психоаналитический подход Ж. Лакана,
с другой - концепция тела М. Фуко. Автор утверждает, что, гладя на мужское тело, мы
как "субъекты репрезентации" видим не мужское тело, а нечто, что исходя из своего
опыта интерпретируем в качестве мужского тела. Мы обладаем знанием о том, что будет
репрезентироваться. Это предзнание превращает взгляд в "маркер тела".
Использование указанных теоретических подходов в изучении концепции мужского тела,
существующей в советском дискурсе указанного периода, позволило автору
сделать ряд выводов. По его мнению, возникновение политической технологии тела
в советской России связано с решением о мумификации тела В. И. Ленина. Дальнейшая
политика государства, направленная на контролирование и изменение сферы сексуальности,
была практической реализацией нормативной модели новой, советской телесности.
Телесность становилась лишь фрагментом, посредством которого происходит утверждение
тотальной политической власти надо всем и всеми и телом, в частности. Мужское тело
инкорпорировано в поле патриархата и является "нарциссическим взглядом доминирующих
моделей маскулинности".

Опубликовано на портале: 07-05-2005
Елена Михайловна Жидкова
Гендерные исследования.
2001.
№ 6.
С. 272 – 279.
В статье подвергается тщательному анализу учебник, созданный на основе лекций, читаемых
в МГУ с 1996 года. Данное учебное пособие является плодом коллективного труда авторов
из Лаборатории развития гендерного образования МГУ. В рецензии проверяется, насколько
авторы всех глав следуют единой концепции учебника. В заключении рецензет приходит
к выводу о том, что данное пособие обладает неоспоримыми достоинствами: междисциплинарность,
выдержанная адресность, уход от публицистического пафоса, который характерен для
многих работ по гендерной проблематике.


Опубликовано на портале: 04-03-2003
Reeves Sanday Peggy
Гендерные исследования.
2001.
№ 6.
Описываются результаты исследования, в котором
сексуальное насилие рассматривалось в качестве кросс-культурного явления. Согласно тезису автора,
сексуальное насилие не является неотъемлемым стремлением
мужской природы; человеческое
поведение, хотя и основано на биологической потребности, но в значительной мере опосредовано воздействием
культурных сил. Данные проведенного исследования племенных обществ позволяют
предположить, что насилие является частью культурной среды, в которой в той или иной степени
распространено межличностное насилие, мужское господство и сексуальное разделение.


Опубликовано на портале: 02-06-2004
Наталья Юрьевна Данилова
Гендерные исследования.
2001.
С. 259-271.
Сложное сочетание категорий инвалидности и мужественности, так можно охарактеризовать
объект исследования данной статьи. С одной стороны, автор реконструирует, как
участники боевых действий представляют себе карьеру инвалида-мужчины, не имея опыта
инвалидности. С другой - рассматривает, как в реальности изменяются
жизненные стратегии инвалидов-мужчин, вынужденных подтверждать свою принадлежность
к миру «гегемонной мужественности». Автор приходит к выводу, что отсутствие
опыта инвалидности является условием для отрицания возможности того, что инвалид
может рассматриваться как «нормальный» мужчина. При этом сами инвалиды
демонстрируют различные стратегии по достижению соответствия с образом нормативной
мужественности. Исследование построено на основе качественного анализа материалов
биографических интервью с инвалидами войны в Афганистане, текстов биографических
и художественных произведений военнослужащих и инвалидов войны.

