Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Мир России

Опубликовано на портале: 31-01-2012
Олег Сергеевич Пчелинцев Мир России. 1998.  Т. 7. № 3. С. 33-56. 
По мнению автора предлагаемой Вашему вниманию статьи, в России 90-х годов не было пи необходимости, ни экономической возможности для проведения широкомасштабной приватизации. Перед страной стояла совсем другая задача — рыночной реструктуризации предприятий, куда мероприятия по изменению прав собственности должны были войти составной частью. Однако эта задача была проигнорирована. В результате приватизация превратилась в бюрократическую кампанию принудительного отчуждения титула собственности на предприятия от их реального капитала и трудовых коллективов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мир России. 2002.  Т. 11. № 1. С. 116. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Дмитрий Е Фурман, Э Г Задорожнюк Мир России. 2004.  Т. 13. № 3. С. 98-130. 
После распада СССР миллионы русских людей оказались в необычной для русских ситуации национальных меньшинств. В необычных ситуациях люди и проявляют себя с неожиданных сторон, они раскрывают такие черты своего характера, своей психологии, о которых часто трудно догадаться, наблюдая их в повседневной жизни. И видя поведение данных людей в такой ситуации, мы будем по-другому оценивать их и в их «нормальной» жизни, сможем взглянуть на них «другими глазами». Но если ситуация русских меньшинств вообще необычна, то ситуация, в которой оказались русские в Балтии - вдвойне необычна. Здесь они оказались меньшинством в единственных странах бывшего СССР с западноевропейского типа культурами (лютеранскими и католическими по своему генезису и своим глубоким основаниям). В единственных странах бывшего СССР, успешно строящих (даже можно сказать - построивших) демократические рыночные общества западноевропейского типа. В единственных странах, не входящих в СНГ, имеющих жёсткий визовой режим с Россией и близких к интеграции в западные политические структуры (Европейский Союз и НАТО). И единственных странах, не признающих (кроме Литвы) массу русских, приехавших после захвата этих стран СССР, гражданами и стремящихся как-то от них избавиться. И естественно, что поведение русских в такой совсем уж необычной, можно сказать -экспериментальной - ситуации особенно интересно для понимания русской и особо - русской советской и постсоветской психологии и культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-09-2011
Т.Н. Вершинина Мир России. 1998.  Т. 7. № 1-2. С. 193-220. 
После многих лет гарантированной и обязательной занятости и даже - в определенных сферах и до некоторой степени - принудительности труда, россияне (многие не по своей вине), начиная с 1992г., оказались действующими лицами стихийно формирующегося рынка труда, который, как уродливый младенец, произведенный на свет от не менее уродливых родителей - переходной экономики и затянувшегося системного кризиса, характеризуется весьма неприятными и даже социально опасными чертами, к которым трудоспособное население должно адаптироваться подчас очень дорогой для себя ценой. Далеко не все работники готовы к новым обстоятельствам найма и трудовой деятельности, многие просто не приемлют те новые отношения, которые укоренились на рынке труда, что ставит под сомнение устоявшиеся парадигмы адаптации как показателя степени принятия индивидом новых для него норм и ценностей среды. В итоге речь может идти либо о катастрофическом, либо о мимикрическом, либо о депривационном типе адаптации. Статья показывает (в основном на примере цитат из полуформализованных интервью), что социальные отношения внутри российского рынка труда находятся в состоянии аномии, детерминированы, как и все современные контрактно-экономические отношения, упадком моральной и правовой регуляции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Дмитриевич Гудков Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 3-36. 
Предварительные замечания. После смерти Ю.А. Левада был почти единодушно признан «безусловным моральным авторитетом» и наиболее ярким или даже самым крупным ученым в российской социологии. Однако его работы, как и раньше, остаются мало известными. Если в советское время отсутствие отклика можно было в какой-то мере объяснять недоступностью его сочинений (его почти не печатали, а то, что публиковалось, выходило в ведомственных или малотиражных сборниках; ссылки на них старательно вычеркивались), то с конца 1980-х годов никаких ограничений уже не существовало: Левада много печатался в специальных изданиях, выступал в широкой прессе. (См., например: Левада 1989, с.448-459; Левада 1989, с.34-45; Левада 1990, с.15-30; его статьи по бюрократии, интеллигенции и др.) Но его работы (особенно ранние – времени запрета на профессиональные публикации – 1972-1985 годов) сегодня почти не цитируются, не входят в учебные курсы по социологии или культурологии, а значит – не обращаются в качестве значимых теоретических и концептуальных конструкций, образцов анализа или интерпретации социальной реальности. Можно объяснять это непониманием, хотя, как мне кажется, более серьезные причины заключаются в неприятии его научной и человеческой позиции, оказавшейся явно маргинальной по отношению к правилам игры, принятым в отечественной науке. Отсутствие интереса к его идеям и исследованиям обусловлено инерцией академического конформизма, когда-то острой, сегодня почти стертой, раздраженной реакцией на независимость человека, не желавшего каяться в своих научных «грехах». Его дистанцированное отношение к российской социологической среде принимали за высокомерие, его подозревали в претенциозности или упрекали в неблагодарности. Но так или иначе, за «Левадой» оказалось записанным главным образом экстранаучные значения, а не его концепции или эмпирические разработки. В любом случае, я не хочу затрагивать здесь подобные темы. Для отечественной социологии, как мне кажется, гораздо важнее разобрать тот круг социологических проблем, которые притягивали внимание Ю.А.Левады, чем перебирать обстоятельства исследовательской работы в СССР или в постсоветской России. Теоретические работы Левады семидесятых-восьмидесятых годов написаны, действительно, предельно сжато, очень концентрировано, практически без примеров или разъяснений. Стиль его работ 1970-80-х годов лишь отчасти обусловлен соображениями «проходимости» и цензуры, а также неопределенности своего положения – представиться ли еще повод изложить свои мысли или нет. Более адекватным объяснением, как мне кажется, было бы указание на предельную сосредоточенность мысли автора на проблемах, которые в принципе исключены в отечественной социальной науке, остающейся по сути эпигонской: это - общая теория социологии и ее главные составляющие – аналитические возможности концептуального схватывания разных типов человека и соответствующая им организация социальных форм. Он постоянно думал над проблемами этого рода и давал свои решения, без каких-либо оговорок и скидок на особые обстоятельства, вытекающих из «специфики отечественной ситуации». Но и поздние работы, написанные уже во время ВЦИОМ и Левада-центра, хотя и кажутся более ясными и заземленными, «эмпирическими», содержащими кучу цифр и других иллюстраций фактического материала из массовых опросов, очень не просты. В данной статье речь не идет об «аутентичности» воспроизведения левадовской работы, а лишь о вынужденной схематизации его идей и способов понимания действительности, его интерпретации текущих процессов в России. Я не хотел бы создавать у читателя ложное представление о систематическом характере его теоретических разработок или навязывать кому-то мысль о наличии особой, «стройной» теории общества или методологии познания посттоталитарного социума. Никакого «общего плана» своей работы у Левады, видимо, не было. Он следовал тому, что ему было «интересным». Однако внутренняя свобода мысли не означает, что нельзя говорить об определенной логике его социологических исследований, обусловленной спецификой познавательного интереса (характером тех задач, которые он ставил перед собой или своими сотрудниками).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 116-128. 
0
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александра Александровна Московская Мир России. 2010.  Т. 19. № 3. С. 90-114. 
Автор предлагает переосмыслить западную традицию исследования профессий с уче­том российского опыта отступления от стандартов профессии, принятых в запад­ной социологической науке - квазипрофессиональной советской модели «профессионала-рабочего» и современного становления профессии менеджера в промышленности. При этом профессии рассматриваются как специфический общественный институт, соот­ветствующий определенному уровню кристаллизации сложного труда и принимающий разную форму в различных социальных и экономических условиях (отсюда - возникновение «профессиональных моделей»). По мнению автора, современное понимание профессий не должно располагаться на двух «полюсах» - характерном для стран Запада отождест­влении профессий с частной практикой врачей или юристов и характерном для России сведении профессий к любому устойчивому занятию, - но располагаться между ними. По логике автора, формирование профессиональной модели в том или ином обществе основано на способности конкретных видов сложного труда соответствовать, с одной стороны, перспективным сдвигам в экономике и разделении труда, а с другой, потребно­сти социальной интеграции и решению наиболее значимых социальных проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2012
Франц Эдмундович Шереги Мир России. 2011.  Т. 20. № 3. С. 155-. 
Любая наука считается завершенной лишь в том случае, если она эффективно оперирует прогностическими моделями. В социальных науках, в том числе в прикладной социологии, – это пока затруднительно. Однако и здесь возможны эмпирические прогнозы в том случае, если опираться на данные демографии. Такая модель прогноза относительно российского образования до 2025 г. и реализована в данной статье. Наряду с эмпирическим прогнозом внимание также уделено ряду концептуальных проблем прогнозирования образования, ибо в последние годы в социологической научной среде возникла дискуссия о том, является ли образование социальным институтом. Чтобы дать утвердительный ответ на этот вопрос, в статье показана органическая взаимосвязь образования как социального института с общественными распределительными отношениями, его функция воспроизводства социально-профессиональной и социальной (классовой) структуры.
Опубликовано на портале: 13-12-2011
Франц Эдмундович Шереги Мир России. 2011.  Т. 20. № 3. С. 155-181. 
Любая наука считается завершенной лишь в том случае, если она эффективно оперирует прогностическими моделями. В социальных науках, в том числе в прикладной социологии, – это пока затруднительно. Однако и здесь возможны эмпирические прогнозы в том случае, если опираться на данные демографии. Такая модель прогноза относительно российского образования до 2025 г. и реализована в данной статье. Наряду с эмпирическим прогнозом внимание также уделено ряду концептуальных проблем прогнозирования образования, ибо в последние годы в социологической научной среде возникла дискуссия о том, является ли образование социальным институтом. Чтобы дать утвердительный ответ на этот вопрос, в статье показана органическая взаимосвязь образования как социального института с общественными распределительными отношениями, его функция воспроизводства социально-профессиональной и социальной (классовой) структуры.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Николаевич Смирнов, Татьяна Юрьевна Сидорина Мир России. 2002.  Т. 11. № 2. С. 164-184. 
Необходимость преподавания курса «Социальная политика» в высших учебных заведениях России обусловлена многими причинами, среди которых социально-экономическая ситуация в стране, характер развития современного российского общества, его институциональная структура, специфика социальных процессов и многое другое, что определяет современную общественную ситуацию. Преподавание данной дисциплины в России находится еще в стадии становления, в то время как во многих западных университетах курс «Социальная политика» преподается на протяжении достаточно длительного времени, входит во многие образовательные программы, а также обеспечен учебной и учебно-методической литературой. Вниманию читателей предлагается пилотная программа курса «Социальная политика», подготовленная сотрудниками Государственного университета — Высшей школы экономики профессором кафедры социально-экономических систем и социальной политики, д.ф.н. Т. Сидориной и директором Института социальной политики и социально-экономических программ д.э.н. С. Смирновым. На основе этой программы ее авторами в настоящее время в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Инновационный проект развития образования программы «Поддержка инноваций в высшем образовании (совершенствование социально-экономического образования в вузах)» готовится учебник «Социальная политика». Предполагается, что курс будет изучаться студентами старших курсов бакалавриата.Публикуемая программа, конечно, не может рассматриваться в качестве стабильной — в процессе написания учебника авторы постоянно решают проблемы, связанные с расширением одних разделов курса и сокращением других. Тем не менее авторы пытаются следовать трем принципам, которыми они руководствовались, начиная эту работу: 1) рассказать студенту о социальной политике как о научной дисциплине в контексте исторической эволюции представлений общества о социальном прогрессе; 2) содействовать формированию у студента «социального» взгляда на экономику; 3) «привязать» теоретические и методические разделы курса к специфике современной России. Авторы надеются на получение замечаний и предложений от заинтересованных преподавателей вузов, которые способствовали бы улучшению программы курса «Социальная политика».Авторы хотели бы выразить свою признательность заведующему кафедрой социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета — Высшей школы экономики д.и.н. О.И. Шкаратану, который вдохновил их на подготовку методического обеспечения курса «Социальная политика».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Николай Иванович Лапин Мир России. 2002.  Т. 11. № 3. С. 159-170. 
Курс «Социология деловых организаций» может рассматриваться как специальный в рамках более общей дисциплины «Социология организаций». Плюрализация типов деловых организаций в постсоветской России (по формам собственности, легитимности, престижности и другим параметрам), их новые функции в жизни российского общества, личностная вовлеченность в их деятельность самых широких слоев населения, в том числе студентов, — это и многое другое вызывает потребность сосредоточить внимание на новом круге проблем, глубже вникнуть в них, помочь решать их на практике. Данный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «социология». В нем рассматриваются теоретические и прикладные проблемы и методы социологии деловых организаций. Характеристика прикладных аспектов ориентирована на современные российские реалии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Исаакович Верховин Мир России. 1999.  Т. 8. № 3. С. 173-185. 
Курс «Экономическое поведение», программа которого представляется Вашему вниманию, предназначен для студентов и аспирантов экономических факультетов высших учебных заведений, а также социологов, специализирующихся по предмету экономическая социология.Цель курса: дать систематическое представление о моделях экономического поведения, разрабатываемых в рамках экономических и социологических теорий; раскрыть специфику социологического изучения экономических процессов современного рыночного общества, методы и основные парадигмы теоретического анализа экономического поведения, развести и установить демаркационную линию и определить специфику социологического и экономического анализа.Задачей курса является поведенческая интерпретация экономических процессов общества в его классических, неоклассических и неклассических вариантах, как в рамках социологических, так и экономических теорий.В курсе рассматриваются: проблема рационального экономического выбора, принцип максимизации и его социологическая интерпретация, структура, факторы и характеристики экономической мотивации, модели экономического поведения и дается их спецификация. Важное место уделяется институциональному и социокультурному анализу экономического поведения, структуре и функциям экономической культуры. Дается анализ основных моделей экономического поведения: производственного, дистрибутивного, обменного, потребительского, а также их разновидностей и модификаций (монетарного, предпринимательского, инвестиционного, конъюнктурно-игрового и др.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Овсей Ирмович Шкаратан Мир России. 2006.  Т. 15. № 1. С. 145-158. 
Журнал "Мир России" продолжает публикацию программ авторских учебных курсов по комплексу социологических дисциплин, которые преподаются студентам социологических факультетов. Эта рубрика была введена журналом по инициативе и при поддержке НФПК в рамках выполнения проекта "Издательская деятельность в поддержку экономико-социологического образования". Основной целью проекта было содействие объединению и консолидации профессиональных научных сил и формированию нового поколения социологов в России посредством издательской деятельности, направленной на развитие социолого-экономического образования, что в свою очередь предполагало публикацию научных статей для преподавателей, научных работников и студентов, специализирующихся в области социолого-экономических и смежных дисциплин; публикацию научных статей ведущих отечественных авторов; публикацию и перевод научных статей ведущих зарубежных авторов; публикацию статей молодых социологов с целью их включение в университетское научное сообщество; публикацию наиболее интересных отчетов о результатах полевых исследований в области экономической социологии в поддержку взаимодействия учебного процесса и научных исследований и т. д. Среди задач проекта была также и публикация новых учебных программ, лекционных курсов и учебно-методических разработок по социолого-экономическим и смежным дисциплинам. Так, были опубликованы программы курсов "Социология организаций" (Н.И. Лапин), "Социальная политика" (Т.Ю. Сидорина, С.Н. Смирнов). В этом номере публикуется программа "Социальная структура и социальная стратификация" (О.И. Шкаратан). В ближайших номерах предполагается публикация программ "Социоэкономика", "Социология потребления'; и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Валерий Николаевич Кустов, Николай Иосифович Берзон, Игорь Владимирович Липсиц, Сергей Ростиславович Филонович Мир России. 2000.  Т. 9. № 3. С. 137-145. 
Сельское хозяйство России находится в глубоком кризисе. Оно по-прежнему не в состоянии удовлетворить потребности страны в продовольствии и остается дотационной отраслью. Кроме того, продолжается распад коллективных хозяйств, и наблюдается деградация сельскохозяйственных угодий. В то же время российское сельское хозяйство в ряде регионов при правильной организации работ и современном уровне агротехники может стать прибыльным бизнесом. В настоящее время все острее ощущается потребность в институциональных преобразованиях аграрного сектора экономики России. Однако сколь-нибудь серьезные и масштабные преобразования нельзя начинать без глубокого анализа сложившейся ситуации, основанного на данных социологических исследований и результатах организационной диагностики, а также учитывающего региональную специфику. Помимо этого, вследствие ограниченной предсказательной силы социологии и социальной психологии, необходима реализация пилотных проектов для отработки методики институциональных преобразований на селе. В настоящем материале делается попытка построения программы разработки, апробации и совершенствования одной из моделей вывода сельского хозяйства из кризиса с помощью вертикальной интеграции производства сырья и его переработки. Авторы отчетливо сознают, что предлагаемая модель не исключает других подходов к решению проблем российского АПК. Приводимый ниже анализ базируется на социологическом исследовании, проведенном в различных районах Белгородской области и охватившем более 500 подворий, в которых проживает около 1200 человек.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2012
Лилия Николаевна Овчарова Мир России. 2011.  Т. 20. № 4. С. 112-139. 
Ориентация на модернизационное развитие и расширение ипотечного кредитования определены как приоритетные задачи на ближайшую перспективу. Какой синергетический эффект возможен у этих векторов роста? – рассмотрению этого вопроса и посвящена данная статья, базирующаяся на результатах совместных исследований с Агентством по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов. Специализированные ипотечные программы, ориентированные на содействие трудовой миграции и выравнивание уровня и качества жизни лиц трудоспособного и пенсионного возраста, рассматриваются как драйверы модернизации. Предпринята попытка оценить масштаб и структуру потенциального спроса на новые ипотечные продукты. Самостоятельным фокусом обсуждения стал анализ влияния кризиса на платежеспособность ипотечных заемщиков.