Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 26-04-2006
Юрий Петрович Шабаев Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 95-104. 
В статье анализируются национальные процессы, происходящие на европейском севере России среди финно-угорских народов. Показано, что и для этого региона характерен определенный уровень этнической нестабильности: для ряда групп его населения этническая идентификация все больше превращается в политический ресурс, а национальные движения – в инструмент достижения соответствующих целей. Основной вывод: развитие этносов российского Севера, безусловно, испытывает серьезные трудности, связанные с усилением процессов их культурной эрозии, но “бунт” этничности начинается там и тогда, где для этого нет реальных оснований. Этот феномен порождается не логикой культурного развития народа, а экономическими и политическими интересами части его интеллектуальной и политической элиты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2004
Л.И. Новикова, М.В. Соколовский Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 132-143. 
Авторы считают, что современная школа нуждается в определенной модернизации на основе принципов неклассической науки. В статье вводится понятие воспитательной системы школы (ВСШ), которая определяется как неравновесная самоорганизующаяся среда. Речь идет о таких системах, которым, по словам авторов, противопоказано администрирование, которые не приемлют жестких кибернетических алгоритмов, являясь по природе объектами мягкого ситуативного управления. Обращение к исследованию подобных объектов квалифицируется как перспективное направление в педагогической теории, которое уже получило признание и тем самым выдвинуло на повестку дня проблему анализа модификаций ВСШ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
К. Непомнящая Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 184-187. 
Ныне в России и в США горячо обсуждают проблемы, связанные с формированием новых культур, а также адекватных им этических, эстетических и иных категорий. В обоих государствах проблемы высокого и низкого приобрели новую остроту, став центром столкновения и споров о ценностных основах культуры. Одна из возможностей вникнуть в многосложность проблемы видится в том, чтобы начать разговор о каноне и его бытовании в двух обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2004
Герман Германович Дилигенский Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 5—19. 
В статье анализируется отношение россиян к Западу как культурный феномен, который не может быть объяснен только как продукт современных социально-политических и информационных процессов. Показаны факторы, под воздействием которых эволюционирует отношение большинства россиян к Западу; особая роль среди них — представления о западном образе жизни, укоренившиеся в массовом сознании, высокий престиж западной модели жизни. Отмечаются разрыв между ценностями свободы и демократии, коренящийся в архетипических особенностях русского менталитета, неясность российского демократического идеала, сочетающаяся с государственно-патерналистским опытом. Не укореняется у нас и такой важнейший элемент культуры Запада, как уважение к закону и признанным в обществе социальным нормам. Анализируется роль в этой ситуации психологического значения западной модели, становящейся не только стимулом к изменениям, но и символическим выражением модернизаторской тенденции. Показаны особенности современного неотрадиционализма. Эволюция отношения к Западу будет обусловлена прежде всего социально- экономическими, политическими и культурными изменениями в самой России, но вместе с тем свое влияние окажет и политика Запада по отношению к России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.С. Панарин Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 146-157. 
Статья является косвенным ответом на выступление А.Янова “От “патриотизма” к национальному самоуничтожению” (ОНС, 1998, № 6). В ней подчеркивается, что мессианские претензии свойственны прежде всего США, где сочетаются принципы либерализма и имперский пафос, демократизм и теократия. В этих условиях одностороннее разоружение российской политической элиты перед США привело только к усилению имперских претензий последних. Постулат однополярного мира предполагает отсутствие крупных суверенных держав; глобализация означает девальвацию населения мировой периферии; вестернизация посредством захвата средств массовой информации ведет к разрушению незападных культур изнутри; либерализм и рыночные отношения в сфере культуры чреваты победой контргуманизма и контрпросвещения. Популярные в России “националистические” идеи, противостоящие этому наступлению глобализаторов (идея Великого Востока, идея угнетенного Юга, “индоевропейская” идея) должны противостоять претензиям США на мировое господство, защите идеи социальной цивилизации в борьбе против идеи экономической цивилизации. Европейская идея должна быть переосмыслена в гуманистическом духе, освобождена от компрадорского, пораженческого контекста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 158-176. 
На основе анализа творчества К. Чуковского как писателя-сказочника автор показал стремление писателя взглянуть на жизнь наивными, неиспорченными глазами ребенка и увидеть “вдруг” всю ее нелепость, фантастичность, абсурдность, жестокость, словом, открыть через “детский дискурс” тьмы “низких истин”. Чуковский воспользовался своим критическим амплуа для того, чтобы с помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только для них, критически проанализировать саму действительность, вовлекая в свой текст чужие литературные тексты как некие поэтические аллюзии современных реалий в памяти культуры, раскрывающиеся через ее идейно-образный контекст и широкий спектр литературно-художественных ассоциаций. Через призму “детского дискурса” обыденная советская действительность представала в “Чуковщине” как сказочный гротеск, как невероятная фантасмагория, — на первый взгляд, смешная (“лепые нелепицы”), а на второй — страшная и чудовищная. Однако в конце концов смеховая дистанция, установленная автором по отношению к своим персонажам и подкрепленная вековыми традициями фольклора и русской литературной классики, делала всех монстров жалкими, слабыми и страшными лишь на вид, а тоталитарный гротеск — веселым и легко преодолимым, во всяком случае, в детской фантазии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Марджори Фаркухарсон Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 152-160. 
Руководитель представительства “Amnesty International” в Москве подробно излагает позицию этой международной организации по вопросу об отмене смертной казни. Отдавая должное демократизации основ гражданского и уголовного законодательства, произошедшего в СССР на рубеже 1990-х гг. – принятию норм о свободе печати, общественных объединений и т.п., автор текста считает необходимым довершить этот процесс изъятием из арсенала наказаний “исключительной меры. По ее мнению, преступность искореняется не жестокостью, а неотвратимостью кары за содеянное, поэтому государству стоит направить приоритетные усилия в сторону повышения профессионального уровня и материального обеспечения следствия, а также совершенствования судебной и пенитенциарной систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.П. Моисеева Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 169-180. 
Автор попыталась проанализировать лирические произведения поэтов так называемой первой волны эмиграции, основной темой которых была тема покинутой Родины, невозвратной дали, куда продолжали стремиться души поэтов. Несмотря на обиды, горечь и предательство, эти люди сумели сохранить самое ценное – нетленную душу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Людмила Павловна Моисеева Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 157-165. 
Тема обреченности красной нитью проходит через творчество всех художников, волею судеб оказавшихся в эмиграции. Возможно, чтобы передать все оттенки чувств нужны не стихи, а проза. И это вовсе не филологический вопрос – это вопрос философский: совместимы ли высокая поэзия и проза жизни? Лучше всего на него ответили те, кто грубые мотивы презренной прозы обратили в “мелодию” стиха, которая всегда “становится цветком”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Мише Аб Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 178-186. 
Публикуется фрагмент фундаментального исследования автора, который пытается разобраться, когда и как возник антисемитизм. Какова идеология антисемитизма? На чем основана педагогика юдофобства? Автор комбинирует и сталкивает высказывания на еврейскую тему великих евреев и великих антисемитов, светлых умов человечества и его простецких представителей. Окончание статьи см. ОНС.1992. №1.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Аб Мише Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 182-192. 
Окончание статьи, начатой в ОНС, 1991, №6. Приводится огромное количество документальных материалов, дневников, писем, воспоминаний людей, прошедших горнило антисемитизма. Обидно, отмечает автор, что вирусом антисемитизма были заражены очень достойные представители человечества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 154-165. 
Статья И.В. Кондакова посвящена дискурсу детства, как он предстает в стихах для детей Д. Хармса. Своеобразие этого дискурса заключается в том, что тексты, адресованные детской аудитории, наряду со своим прямым смыслом, одновременно содержат социально-политическое, философское и художественное иносказание, направленное на осмысление и оценку текущей современности. Двусмысленность каждого текста усугубляется приемами “зауми”, размывающими грань между “детским” и “взрослым”, лояльным и оппозиционным по отношению к советской власти контекстами прочтения поэтического произведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 153-161. 
Во второй части статьи (начало см. № 2) автор пишет о том, что многозначность стихотворений Хармса затрудняла их критику и политическую оценку, делала их во многом неуязвимыми для цензуры. В то же время воссоздание детского взгляда на нелепый и страшный мир достигало неожиданного художественного эффекта “остраннения” повседневности и обобщения картины мира. Таким образом, детская литература, созданию которой советская власть придавала особое идеологическое и воспитательное значение, становилась “лазейкой” для гротескно-фантасмогорического отображения советской действительности и политической сатиры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
М.В. Малютин Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 36-45. 
Анализируется политическая ситуация после августа 1991 г. Б.Ельцин рассматривается как “последняя надежда номенклатуры”. Излагаются события 90-91 гг., подтверждающие, по мнению автора, этот тезис. В этом же ключе рассматриваются и послеавгустовские шаги Ельцина по созданию “сильной исполнительной власти” с опорой на назначение, а не избрание местных руководителей, а также эволюция Движения демократических реформ и иных политических течений и идеологов того периода. Автор считает, что Ельцин идейно близок не демократам, а Травкину и Руцкому, но предпочитает быть Государем всея Руси. Опасаясь идущих тенденций, автор выделяет институты, способные стать преградой на пути новой элиты: Советы, профсоюзы, часть предпринимателей (из выступивших против ГКЧП) и директорского корпуса (из опасающихся обвальной приватизации). Такая коалиция, считает Малютин, может противостоять номенклатурному извращению реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2004
М.В. Шугуров Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 140-149. 
Ценность постмодернистских моделей толерантности, с точки зрения автора, состоит в том, что они дополняют и смягчают институциализирующиеся (традиционные) формы толерантности. Если традиционные модели предполагают наличие фундаментальных ценностей общества, то постмодерн – не что иное, как признание коррозии тех же ценностей. Вместе с тем постмодернистские модели не сводятся к выявлению негативно-деструктивных функций толерантности. Институциональная толерантность обеспечивает в функциональном плане устойчивость и стабильность на всех уровнях общественной жизни. Постмодернистские же модели «становятся явью» в средах неформальных, маргинальных, выстроенных по весьма динамичным «обычаям», а не жестко фиксированным законам. Здесь маргинальная толерантность становится «прибежищем от агрессивности и тотальности» традиционных ценностей. Доказательству и развертыванию этого тезиса главным образом и посвящена данная работа.