Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 06-07-2004
И.Н. Семенов Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 134-142. 
Предмет акмеологии – исследование «закономерности и технологии развития профессионализма и творчества». В статье рассматривается социокультурный контекст становления этого научного направления. Определяются также основные методологические ориентации: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая. Соответственно, автор статьи анализирует связь акмеологии с обществознанием (философия, социология), с психологией развития (педология и геронтология). В особый раздел выделяется описание рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального творчества в рефлексивном, возрастном и образовательном аспектах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-05-2017
Петр Александрович Ореховский Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 157–167. 
Б. Латур различает "социологию социального" и "социологию ассоциаций". Аналогично можно говорить об "экономике экономического" (экономической теории) и экономике городов, регионов, стран, отраслей. Конструктивизм предполагает включение исследователя в сеть взаимосвязей с другими акторами и актантами, реконструкцию рассматриваемой ситуации. В отличие от этой неокантианской схемы в традиционном дискурсе поведение субъекта предполагается относительно независимым по отношению к объекту. Модель "человека культурного" может существенно противоречить "экономическому человеку". Культура предполагает, что индивиды включены в определенный контекст, политику, религию, технику, ландшафт. Однако попытка рассматривать культуру как исключительно экзогенный, детерминирующий хозяйственное поведение фактор обречена на провал. Культура – часть познающего субъекта, и последний должен пересмотреть основания собственного мышления, чтобы понять влияние культуры на других людей. Отказ от такого пересмотра зачастую приводит к ошибкам.
Опубликовано на портале: 27-11-2009
Игорь Григорьевич Яковенко Общественные науки и современность. 2009.  № 5. С. 106-112 . 
Автор вспоминает о знакомстве с А.С.Ахиезером в 1978 г. на семинаре Института философии АН СССР, о впечатлениях от общения с ним и от его труда "Россия: критика исторического опыта". Он пытается осмыслить проблемы, которые возникают с восприятием идей Ахиезера у историков, подчеркивая, что его концепция характеризует лишь одну из познавательных перспектив, связанную с философским уровнем осмысления истории России. В статье характеризуются важнейшие концепты, введенные А.С.Ахиезером: рефлексия культурных оснований, раскол культурного сознания, инверсия и медиация, вечевой, утилитарный и либеральный идеалы, диалогизация общества. Подчеркивается, что в конце жизни Ахиезер уделял наибольшее внимание диалогу как силе, противостоящей расколу.
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Василий Леонидович Курабцев Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 175-181. 
Автор рассматривает работы, посвященные учению философа Л.Шестова и в особенности его обвинения в иррационализме и крайней религиозности. Он характеризует два периода деятельности философа, связанные с богоискательством (до 1911 г.) и религиозным экзистенциализмом. Религиозность Шестова описывается как путь к достижению бесконечной личной свободы и творческой силы. В Боге философ искал пути "преодоления невозможности", выхода из тупиков бытия через чудо.
Опубликовано на портале: 14-09-2009
Г.Н Мирский Общественные науки и современность. 2009.  № 5. С. 1-16. 
Автор размышляет о том, какова будет внешняя политика США при новом президенте Бараке Обаме. В статье высказываются предположения, что ни США, ни Россия не заинтересованы в серьёзной конфронтации. Главная проблема США, по мнению автора, - «азиатское направление», т.е. страны, испытывающие влияние исламского радикализма. Это прежде всего войны в Афганистане и Ираке, антиамериканские настроения в Пакистане, компромисс в переговорах с Ираном, палестинский узел.
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Евгений Александрович Добренко Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 161-172. 
Всякое обращение к тоталитарной культуре начинается с известного трактата А.Синявского “Что такое социалистический реализм”. Именно отсюда пошла традиция критики соцреализма, восходящая к моральной критике тоталитаризма вообще. Автор считает тоталитарное искусство средством обуздания реальности, а соцреализм – метафорой власти, феноменом массового сознания, т.е. превращенным религиозным сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2005
Овсей Ирмович Шкаратан, И Иванов, Сергей Александрович Инясевский Общественные науки и современность. 2005.  № 6. С. 23-33. 
Окончание статьи, начатой в предыдущем номере, посвящено анализу проблемы дифференциации основных социальных слоев. Рассматриваются основные подходы к данной проблеме, доминирующие в современной европейской социологии. Выделяются специфические черты отечественной реальности, предопределяющие набор индикаторов для анализа неравенства. К таковым, в частности, относится своеобразный тип социальной стратификации в виде переплетения сословной иерархии и элементов классовой дифференциации. Приводится блок данных и расчетов, сделанных на основе представительных опросов 1994 и 2002 гг. Эти результаты обработаны и объединены во многих таблицах, в том числе и в приложении к статье. Авторы приходят к тревожным выводам о включении значительной части россиян в культуру бедности, полагают, что только государство может обеспечить справедливое и общественно приемлемое распределение выгод от рыночной экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2005
Овсей Ирмович Шкаратан, И Иванов, Сергей Александрович Инясевский Общественные науки и современность. 2005.  № 5. С. 36-53. 
Статью открывает анализ ситуации с социально-экономическим неравенством в России по материалам публикаций и государственной статистики. Поскольку согласно этим данным Россия по показателям социально-экономического расслоения входит в группу стран со средним уровнем неравенства, хотя в ней, как известно, средние слои малочисленны и к тому же в большинстве своем по уровню жизни близки к низам, авторы предлагают свою систему расчета показателей социально-экономического неравенства. Описываются принципы конструирования индикаторов неравенства в уровне жизни на материалах представительных опросов 1994 и 2002 гг. Приводятся расчеты динамики распределения респондентов, выделенных по владению движимым и недвижимым имуществом, по доходам, в том числе на члена семьи, и иным показателям. В частности, сравниваются средние арифметические и медианные показатели уровня жизни экономически активного населения, приводятся данные о взаимосвязи показателей благосостояния (коэффициенты Спирмена и Крамера). Окончание статьи – в следующем номере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-03-2005
Мария Григорьевна Котовская, Наталья Валентиновна Шалыгина Общественные науки и современность. 2005.  № 2. С. 166-176. 
Слова "мачизм", "мачо" и "мачистский" за последние несколько лет стали настолько широкоупотребительными, что, очевидно, пришло время задуматься о причинах их социальной востребованности, в том числе и в нашей стране. Культурная экспансия термина "мачо" пришлась на тот момент, когда российское понимание маскулинности переживало жестокий кризис. Резко сократился рейтинг высшего образования, параметры "настоящего мужчины" утратили престижные ранее позиции высокоинтеллектуального профессионала и приобрели ординарные характеристики "добытчика". Российский мачо – это тот, кто сам пытается защитить себя, будучи лишенным надежды на поддержку действительно правового государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Б.А. Ланин Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 154-163. 
Определяя жанр антиутопии, автор полагает, что его не существовало бы, не появись жанр утопии. В антиутопии создается философское напряжение между страхом обыденной жизни и карнавальными элементами, пронизывающими всю повседневность. Реальное в антиутопии – пространство надличностное, государственное, принадлежащее не личности, а социуму, то есть власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Алексей Васильевич Кива, В.А. Федоров Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 130-142. 
Терроризм в статье рассматривается в научных категориях, как универсальный историко-культурологический феномен. Показана сложность правового определения данного явления в чисто юридических терминах. Дается краткая ретроспектива политики террора в глобальном масштабе, не исключая Россию и страны Запада. Вскрываются основные факторы роста современного политического терроризма: экономический (непреодолимый разрыв между «богатством» и «бедностью»); культурологический (моральное оправдание насильственных действий); медийный (сила примера тиражируемых средствами массовой информации в глобальном масштабе и соответствующим образом интерпретируемых фактов террора). Текст также содержит краткий экскурс в историю возникновения исламского терроризма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-05-2008
Анатолий Шалвович Жвитиашвили Общественные науки и современность. 2008.  № 3. С. 102-110. 
В статье приводятся критерии выделения андеркласса как одного из социальных слоев. Автор рассматривает две основные интерпретации этого явления – структуралистскую и аксеологическо-поведенческую. Сторонники обеих концепций сходятся в том, что возникновение андеркласса отражает процесс дихотомизации современного постиндустриального общества. По мнению автора, андеркласс обладает социально деструктивным потенциалом и способен играть возрастающую роль в воспроизводстве социальных конфликтов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 152-161. 
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
Опубликовано на портале: 20-04-2005
О.Н. Ведерникова Общественные науки и современность. 2005.  № 3. С. 119-128. 
В статье дается определение коррупционной преступности, в основе которой лежит взяточничество. Ссылаясь на криминологические исследования, автор показывает, что коррупция в России значительно расширилась и стала общественно опасной. Анализируются факторы, влияющие на формирование и развитие коррупционной преступности в России, в том числе экономические, организационно-управленческие и др. Отрицательное воздействие указанных факторов представляет серьезную угрозу для национальной безопасности страны. Автор уделяет внимание дискуссии, развернувшейся в прессе между председателем Конституционного суда и Верховным судом по вопросу о коррупции в судебной системе. Как средство борьбы с коррупцией должностных лиц рассматривается Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Автор приходит к выводу, что антикоррупционная политика должна учитывать многообразие причин и условий, способствующих коррупции, и включать как меры профилактики, так и социальные мероприятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2010
Елена Ивановна Пронина Общественные науки и современность. 2010.  № 4. С. 151-161. 
В статье творчество Чехова рассматривается как ступень в эволюции культуры и мышления, когда человеку становится доступным осознание антиномического характера фундаментальных понятий и ценностей.  Безусловная честность разума, выдерживающего боль прозрения и отказ от "спасительных" иллюзий, стала для Чехова трансцензусом - трамплином для самотрансценденции и восхождения к высшему смыслу бытия. В уникальном опыте самотрансцендирования непреходящее значение и секрет продолжающегося влияния  Чехова на развитие культуры и эволюцию сознания
ресурс содержит прикрепленный файл