Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 153-159. 
В философии Н.Бердяева авторы выделяют четыре направления: 1) обоснование абсолютной свободы человека как условия его существования и творчества; 2) разработка метафизики Насонове истолкования религиозно-мистических интуиций относительно положения человека в мире и его отношений с Богом; 3) обоснование антиномии личности и общества; 4) построение историософской эсхатологии. Поскольку в фокусе каждого из этих направлений – проблема человека, авторы считают возможным говорить об антропоцентризме Бердяева. Вычленение основных характеристик этого антропоцентризма – главная тема данной статьи. Авторы даже обнаруживают в нем вполне современные синергетические идеи, “хотя естественно в ином лингвистически-символическом оформлении”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2009
Павел Афанасьевич Цыганков, Фоминых Ф.И. Общественные науки и современность. 2009.  № 2. С. 36-47. 
В статье рассматриваются причины антироссийской риторики ЕС, коренящиеся в экономических и политических интересах европейских стран, дается анализ русофобских высказываний. Авторы приводят определение понятия "геополитика восприятия" как господствующего дискурса, вырабатываемого доминирующими державами и навязываемого остальному миру. Несмотря на то, что у России и ЕС немало общих интересов, авторы считают, что конкуренция между ними сохранится, поэтому неизбежна определенная доля антироссийской риторики ЕС.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 76-87. 
Одна из базовых аксиом классической правовой философии — разделение права на естественное и позитивное. Эта мысль развивается автором в статье на основе анализа высказываний известных философов: Д. Локка, О. Конта, Г. Спенсера и др. Для российских философов права ХIХ в. естественно- правовые принципы европейской философско-правовой мысли стали настоящей парадигмой, позволявшей активно воздействовать на процесс формирования цивилизационного правосознания, не противоречащего христианским этическим принципам. Автор доказывает, что требования культуры полностью совпадают с ориентациями естественно-правовой философии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Степанович Голубев Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 168-174. 
Статья направлена против «антигуманных и антинаучных» идей, популяризируемых отечественными экологами, в частности Ю.М. Арским, В.И Даниловым-Данильяном и др. авторами учебного пособия «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, и что делать» (М.,1997). Прежде всего резкая оценка дается идее «гуманной депопуляции», то есть сокращения человечества приблизительно в 10 раз ради возвращения биосферы в равновесное состояние. Кроме того для данной группы экологов характерна некорректная, с точки зрения автора статьи, интерпретация того влияния, которое оказывает на атмосферу Земли рост концентрации углекислого газа. Автор статьи квалифицирует указанные идеи как базу нереалистических призывов к возвращению в доиндустриальный этап социогенеза. Основываясь на результатах собственных исследований, он предлагает собственный прогноз социоприродного развития и иные методы преодоления глобального кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2004
Владислав Валерьевич Тарасенко Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 111-120. 
В статье анализируются три основных гуманитарных подхода к исследованию Интернета: Интернет как коммуникативная среда, Интернет как язык, Интернет как специфическое сообщество. Автор позиционирует себя не в качестве методолога, но социального антрополога. Таким образом в центре его внимания оказываются культурные и телесные прагматики Интернета и прежде всего человек кликающий как житель особого мира людей, нажимающих на кнопки. В частности освещаются проблемы перехода к человеку кликающему от человека пишущего и человека читающего, а также возникающие в этом процессе новые практики социального управления и принуждения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Виктория Анатольевна Суковатая Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 166-176. 
Анализ визуальных стратегий репрезентации образа смерти позволяет автору сделать несколько основополагающих выводов: "стирание границ" на материале оппозиции "жизньсмерть" путем отчуждения смерти от субъекта и "изгнания" ее из пространства каждодневной реальности; визуальные нарративы создают симулятивный образ смерти, способный доставлять "удовольствие"; смерть и тело разъединяются, телесная смерть на экране не предполагает окончательного умирания; трансформации с телом позволяют симулировать бессмертие как уход от реалий биологической необратимости; смерть теряет метафизическое и экзистенциальное содержание, воспринимаясь Другой, доступной "овладению", "присвоению" и манипулированию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 62–73. 
Автор рассматривает причины, виды и формы анормативного или “возмущающего поведения”, в том числе особо опасную форму – криминальную, показывает как криминальное сознание существует внутри социокультурной реальности. Обрисована роль социологии в деле изучения анормативного вообще и криминального в частности поведения, ее значение в выработке более широкого общетеоретического взгляда на преступность. Последняя рассматривается также как социальная подсистема, обладающая замкнутой рационально сконструированной структурой властно-бюрократического характера с жесткой иерархией криминально ориентированных ролей и функций. Специально затрагивается тема политического криминалитета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Е.Я. Александрова, Ирина Марковна Быховская Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 133-145. 
Становление культурологии как нового научного направления породило бурную дискуссию о соответствии претензий новой отрасли сложившимся общенаучным критериям. Различные измерения культурологического знания связаны с ответом на один и тот же – базовый – вопрос: про что должна быть наука культурология? Иначе говоря, что же такое культура и какое место занимает она среди других феноменов социальной жизни? Выступая исходной точкой и исследовательской доминантой, та или иная трактовка культуры в каждом случае задает соответствующие основания для ответов на все базовые вопросы, связанные с характером культурологического знания, включая принципиальный вопрос о правомерности выделения/невыделения науки культурологии как таковой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 111-122. 
Статья посвящена проблеме эпистемического выбора в экономической теории и тем возможностям, которые открывает для ее решения структуралистская методология. Структурный анализ самого феномена эпистемического выбора автор осуществляет поэтапно, переходя от описания основных эпистемических функций моделирования, управления, адаптации и диагностики к исследованию к исследованию синхронии (частного равновесия на рынках совершенной и несовершенной конкуренции) экономических систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-09-2012
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2012.  № 5. С. 121–130. 
В статье исследуется феномен “арабской весны” – серии народных волнений, произошед-ших на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2010–2011 гг. Анализируется различие пози-ций России и западных стран относительно динамичных изменений в этом регионе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2005
А. Яншин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 157-168. 
Статья ученого-эколога содержит не только анализ фактического состояния Аральского моря и выводов правительственной комиссии. В ней предлагаются три конкретных способа предотвратить падения уровня воды в Арале (а может быть, и способствовать его повышению). Это, во-первых, оптимизация норм полива на орошаемых площадях, во-вторых, приведение в порядок сети ирригационных каналов, в-третьих, резкое сокращение площадей, засеваемых хлопчатником.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Алексей Георгиевич Левинсон Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 63-70. 
Автор ставит вопрос, как изменилась социализирующая роль армии в последние десятилетия в России. Анализируется роль военной корпорации в обществе и изменения в этой сфере. Высказывается озабоченность дедовщиной как инструментом воспитания; в результате в общество после армии возвращаются “деды” со смещенными этическими ценностями. Показана роль изменения демографической ситуации и повышения ценности жизни каждого человека в переменах в отношении к армии как институту. Дается характеристика социальной роли института контрактников. В этой связи рассматривается гендерная проблематика изменения половых ролей и связанных с ними обязательств, в частности переход от доминирования в обществе концепции мужской силы как агрессии к концепции мужской силы как способности контролировать себя и обстоятельства. Отмечается стремление армии к сохранению давления на общество через удобные ей трактовки понятия “сильное государство”.
Опубликовано на портале: 06-12-2010
Юрий Вартанович Арутюнян Общественные науки и современность. 2010.  № 4. С. 92-99. 
Анализируя модель успешной адаптации армян к российскому социально-культурному пространству, автор статьи приходит к следующему заключению. Армянский этнос в России во взаимодействии с другими народами и в первую очередь с русским большинством участвует в формировании интегративной межэтнической общности, обладающей потенциалом для перспективного поступательного развития. Такая тенденция соответствует логике перспективной трансформации этноса в современном мире, в котором начинают доминировать собирательные надэтнические образования, вмещающие в себе разнообразие социально-культурных сред.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 89-100. 
Архаизация является результатом следования субъекта культурным программам, исторически сложившимся в пластах культуры, сформировавшихся в более простых условиях и не отвечающих в настоящее время «возрастающей сложности мира, характеру и масштабам опасностей. Архаизация выступает как форма регресса». Данный социальный феномен проявляется как попытка полностью или частично вернуться к догосударственным формам культуры и деятельности. Укорененность архаизации в российском обществе объясняется преобладанием в нем традиционного типа нравственности, в той или иной степени разъедаемого умеренным утилитаризмом. Масштабы архаизации являются следствием исторической слабости городской культуры в России, доминированием в массах общинного сознания, что обусловило соответствующие, основанные на принципах вечевого управления, формы хозяйственной деятельности. Вектор архаизации нацелен на превращение архаичных программ, решений и действий в реальное массовое действие. Примером такого рода программы может служить славянофильский миф о воспроизводстве русских крестьянских ценностей. Россией управляли волны мифов, приводимые в движение не высшим руководством, не царем, а общественностью, давление которой на власть вело страну от одной катастрофы катастрофы к следующей. К числу последних можно отнести революцию 1917 г., являющейся в действительности ни чем иным, как бунтом архаики, нацеленным на укрепление пошатнувшегося общинного и государственного крепостничества. Столкновение архаизации со стремлением к реформам, к прогрессу происходит прежде всего между культурными ценностями, формами образа жизни, создавая картину конфронтации и раскола общества. Недостаточная развитость диалога (между различными формами культуры) создает ныне условия для господства архаичной культуры, что разрушает иные, ориентированные на прогресс культурные формы. Преодоление состояния консервации архаики возможно, с одной стороны, посредством конструирования механизма противостояния ѕ «системы национальных интересов», возможными субститутами которых могут быть органы местного самоуправления. С другой стороны, снижение уровня дезорганизации в обществе возможно лишь в процессе оттеснения на задний план до сих пор довлеющей над массовым сознанием мифологии. В этих условиях функция субъектов интеллектуального труда заключается в реализации критики исторического опыта народа, общества, государства, развенчании мифов, прокладывания путей к диалогу с народом на основе все более глубокой культуры, с целью оттеснения на задний план опыта, приводящего к дезорганизации. Исследование архаизации требует серьезного сдвига в методологии. «В первом приближении можно говорить о необходимости рассмотрения общества как дуальной оппозиции двух противоположно направленных процессов»: одного, способствующего воспроизводству выживаемости и жизнеспособности общества, и другого, ослабляющего эффективность воспроизводства, ведущего к социальной дезорганизации. В этом случае внимание исследователя смещается с одностороннего анализа одного из этих процессов на соотношение между ними, на переход, на поиск их синтеза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2018
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 2018.  № 1. С. 17–32. 
В статье предпринята попытка объяснения того, почему в российских условиях наряду с характерной для развитых стран связью идей либерализма и методов современного патернализма присутствуют и современные патерналистские формы. Показано, что архаизм патернализма во многом вытекает из архаизма институциональной структуры, сложившейся в стране к началу 2000-х гг. и в дальнейшем только укреплявшейся, - системы отношений "власть-собственность". Рассматривается роль ответственности как индивида за свое жизнеобеспечение, так и "патера", особенно в случаях освобождения индивида от возможности их самостоятельного решения. Такая монополизация "патером" данных проблем в современной иерархической системе доступа к их решению порождает в массах рост агрессивного адаптационного индивидуализма, становящегося крайне опасным при ослаблении системы