Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 68-76. 
Интервью с кандидатом философских наук, одним из организаторов Межклубной партийной группы (ставшей впоследствии основой Демократической платформы КПСС) Игорем Борисовичем Чубайсом. Основное внимание уделяется истории попыток создания в период перестройки альтернативных фракционных групп внутри коммунистической партии. Главный вывод Чубайса сводится к тому, что эволюция КПСС была изначально невозможной, поскольку партия тоталитарного типа, отторгающая любое инакомыслие, по своей природе не реформируема. В этом контексте затеянная ей перестройка – особого рода ложь. Если до 1985 г. коммунисты выступали под своими лозунгами, то после этой даты они просто стали использовать в своих интересах некоторые лозунги разгромленного ими диссидентского движения, вложив в них собственный смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 5-12. 
На вопросы журнала отвечает председатель оргкомитета движения «Демократическая Россия», народный депутат СССР А. Мурашев. Среди затрагиваемых в беседе тем следует выделить изложение позиции демократов о проекте новой российской Конституции. Ее принятие на референдуме будет означать окончательный отказ от «социалистического выбора», на которой любит ссылаться союзное руководство. Также представляет интерес оценка антикризисной программы «500 дней». Она рассматривается как бесперспективная, поскольку была ориентирована на сохранение целостного Союза и недопущение денежной реформы. Альтернативой ей могут быть только непопулярные меры, в особенности – освобождение цен. Поэтому желательно, чтобы эту процедуру проводило правительство Н. Рыжкова, тем самым расчищая дорогу демократам.
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Марджори Фаркухарсон Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 152-160. 
Руководитель представительства “Amnesty International” в Москве подробно излагает позицию этой международной организации по вопросу об отмене смертной казни. Отдавая должное демократизации основ гражданского и уголовного законодательства, произошедшего в СССР на рубеже 1990-х гг. – принятию норм о свободе печати, общественных объединений и т.п., автор текста считает необходимым довершить этот процесс изъятием из арсенала наказаний “исключительной меры. По ее мнению, преступность искореняется не жестокостью, а неотвратимостью кары за содеянное, поэтому государству стоит направить приоритетные усилия в сторону повышения профессионального уровня и материального обеспечения следствия, а также совершенствования судебной и пенитенциарной систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Мише Аб Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 178-186. 
Публикуется фрагмент фундаментального исследования автора, который пытается разобраться, когда и как возник антисемитизм. Какова идеология антисемитизма? На чем основана педагогика юдофобства? Автор комбинирует и сталкивает высказывания на еврейскую тему великих евреев и великих антисемитов, светлых умов человечества и его простецких представителей. Окончание статьи см. ОНС.1992. №1.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Ольга Сергеевна Горностаева Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 133-141. 
Первые сенсационные материалы, разоблачавшие сталинизм и застой, показавшие ужас нашей жизни и вызвавшие в обществе резкие антикоммунистические настроения, появились не в печати. Первым признаком перемен стал выход на киноэкраны документальных фильмов, настолько острых критичных, откровенно злых, что народ тут же метко окрестил их “чернухой”. Однако термин “чернуха” кинематографистов категорически не устраивает. Предлагаемые же ими термины не устраивают теоретиков, протестующих против терминологической путаницы. Возможно, мы находимся на пороге создания совершенно необычного, нового явления культуры – авторского кинематографа третьего тысячелетия.
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 5-12. 
На вопросы ОНС отвечает академик-секретарь отделения литературы и языка АН СССР Е. Челышев. Главное содержание беседы – обсуждение исследовательских работ по программе "Российское (русское) зарубежье в контексте мировой культуры". Высказывается мнение, что весьма продуктивным направлением такого рода исследований может стать изучение русской духовности совместно не только с западной, но и с восточной традицией, с которой имеется очень много близкого, пересекающегося, и взаимодополняющего. Также подчеркивается, что углубленное изучение подобной проблематики позволит избавить восточное культурное наследие от флера мистицизма и особенно его ложных толкований, представляемый популяризаторами как единственный путь преодоления кризиса мировой культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
В. Алтухов Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 20-31. 
В условиях кризиса "реального социализма" многие предлагали "отделить" научную составляющую марксизма от его идеологизированного применения, тоталитарного социализма. Автор статьи полагает, что такая стратегия недостаточно учитывает связи науки и идеологии. К.Маркс одновременно трактовал идеологию как "ложное сознание" и предлагал вариант "научной идеологии". В результате его учение превратилось в развернутую идеологию, и его невозможно "очистить" от идеологических наслоений, не затрагивая общетеоретических, методологических и социально-философских выводов. Преодоление односторонности идеологии рассматривается как признание равностинности идеалов индивидуализма и коллективизма, достижений капитализма и социализма.
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 85-94. 
В статье подводятся итоги обсуждения статьи М.Фридмана (ОНС, 1991, № 3)., которое прошло в ОНС (1991, №№3-5). Признавая справедливость многих замечаний американского экономиста, приходится признать, что его проект говорит о том, что делать для реформирования нашей экономики, но не о том, как это делать. Кроме того, признавая необходимыми шаги, обозначенные Фридманом, нельзя признать их достаточными. Отсюда – неудовлетворенность его рецептами отечественных ученых. Ставится вопрос, почему абстрактные планы реформирования экономики советского типа, сталкиваясь с действительностью, приводят не к тому результату, на который рассчитывали их авторы. Еще одна тема для размышлений: применимо ли рыночное мышление к нерыночной среде. Специально рассматриваются такие темы дискуссии, как скорость перехода к рынку, готовность населения к преобразованиям, роли государства в процессе перехода и в новой экономике, важность уважения к любой собственности, в том числе и к государственной, экономическая ответственность, формы иностранной помощи преобразованиям и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Василий Леонидович Курабцев Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 175-181. 
Автор рассматривает работы, посвященные учению философа Л.Шестова и в особенности его обвинения в иррационализме и крайней религиозности. Он характеризует два периода деятельности философа, связанные с богоискательством (до 1911 г.) и религиозным экзистенциализмом. Религиозность Шестова описывается как путь к достижению бесконечной личной свободы и творческой силы. В Боге философ искал пути "преодоления невозможности", выхода из тупиков бытия через чудо.
Опубликовано на портале: 21-05-2005
А. Яншин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 157-168. 
Статья ученого-эколога содержит не только анализ фактического состояния Аральского моря и выводов правительственной комиссии. В ней предлагаются три конкретных способа предотвратить падения уровня воды в Арале (а может быть, и способствовать его повышению). Это, во-первых, оптимизация норм полива на орошаемых площадях, во-вторых, приведение в порядок сети ирригационных каналов, в-третьих, резкое сокращение площадей, засеваемых хлопчатником.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
М. Хаген Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 101-105. 
Размышляя о том, как будет развиваться советология, автор (один из лидеров группы "Левая альтернатива") последовательно касается тем десталинизации советского обществоведения и гуманитарных наук, воздействия на американскую идеологию окончания холодной войны и кризиса советской системы, и, наконец, влияния этих явлений на структуру американской советологии, включая междисциплинарные и внутридисциплинарные изменения. Возможность оставить в стороне споры о том, была ли оправдана революция 1917 г. и был ли неизбежен сталинизм, оценивается им положительно, как и актуализации проблем ранней истории России, культурологических и социологических подходов, хотя проблема финансирования исследований вызывает его опасения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Александр Владимирович Бузгалин, А. Калганов Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 28-30. 
Авторы – лидеры Марксистской платформы в КПСС – критикуют Фридмана (1991,№3) со своих идеологических позиций, При этом сам подход Фридмана обвиняется в идеологичности, заявляется, что для Фридмана идеология важнее конкретного экономического механизма, который может сложиться в результате реформ. Авторы считают, что применение рецептов Фридмана приведет лишь к перехвату собственности хозяйственной номенклатурой и политической и технократической бюрократией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Валентина Ладоренко, Ольга Ладоренко Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 126-136. 
Новый подход к пониманию религии, бессмысленность противопоставления которой науке, определяется различной природой этих феноменов. Религия – целостное видение мира в его инвариантных характеристиках и предельных основах, имеет личностное, человеческое измерение. Вера – специфически человеческий способ "обживания" и осознания действительности; она – не только и не столько приверженность системе догматов, но особое состояние души, столь же неотъемлемое свойство психики, как любовь, сострадание, стыд и.т.п. Наука, критичная даже к себе самой, с ее истинами, постоянно меняющимися под воздействием новых факторов, принципиально внеличтностна. Поэтому на ее основе не только невозможно формирование целостной мировоззренческой системы (даже посредством метода индуктивного обобщения), но создание некого "критерия научности" в отношении мировоззрения или мироощущения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 74-79. 
Автор обращает внимание на тот факт, что гуманистическая идеология, поэтизируя человека «таким, каков он есть», нередко упускает из виду историческую изменчивость человека и культуры. В этом случае гуманизм может служить лишь обострению стоящих перед человечеством проблем. Например, если гуманисты окажутся не готовы к экологическому, технологическому, этноцентрическому и прочим вызовам современности, гуманизм может войти в прямой конфликт с идеями своих родоначальников и превратиться в реакционную идеологию, в опасный фактор конфронтации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 15-25. 
Отвечая на поставленный в заглавии вопрос, автор начинает с анализа попыток обновления марксизма, связанных прежде всего с франкфуртской школой. Рассматривается история построения социализма в нашей стране; в ней выделяются две социальные тенденции: одна, связанная с активизацией личности, была подавлена и победила другая – традиционалистская. Современная ситуация характеризуется как новый переход к доминированию групп, ориентированных на ценности саморазвития личности. Но в целом продолжается борьба двух вышеозначенных тенденций. Автор полагает, что выход на новые рубежи эффективности производства немыслим без развития личностного начала, что страна находится на переломе, а обновление социалистического идеала в качестве одного из важных условий должно включать пересмотр нравственных источников, питающих политическое действие.
ресурс содержит прикрепленный файл