Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 06-10-2004
В. Шостаковский Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 102-113. 
Интервью с бывшим ректором Московской высшей партийной школы; членом Координационного совета Демократической платформы в КПСС (в последствии преобразована в Республиканскую партию России) и одним из лидеров Международного движения демократических реформ. Наибольший интерес для читателя представляют рассуждения Шостаковского о причинах ожесточенной ярости верхушки КПСС к попыткам преобразования ее в социал-демократическую партию, восходящую к идеологическому наследию сталинщины, а также относительно роли регионального фактора при поведении экономических преобразований. Убедительно показано, что навязывание огромной стране «единственно верной» модели перехода к рынку – классический прием из арсенала большевизма, а не плюралистической демократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Герберт Маркузе Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 184-188. 
Публикация представляет собой главу из книги «Разум и революция», написанной в 1940 г. Глава посвящена анализу «Феноменологии духа» - книги, в которой Гегель воплотил разочарование либеральными идеями своего времени и предчувствие новой эпохи. В публикуемом фрагменте рассматривается предыстория создания «Феноменологии» и кратко излагаются основные идеи введения, которое, с точки зрения Маркузе, представляет собой «одно из самых выдающихся философских творений всех времен».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
К. Непомнящая Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 184-187. 
Ныне в России и в США горячо обсуждают проблемы, связанные с формированием новых культур, а также адекватных им этических, эстетических и иных категорий. В обоих государствах проблемы высокого и низкого приобрели новую остроту, став центром столкновения и споров о ценностных основах культуры. Одна из возможностей вникнуть в многосложность проблемы видится в том, чтобы начать разговор о каноне и его бытовании в двух обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Аб Мише Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 182-192. 
Окончание статьи, начатой в ОНС, 1991, №6. Приводится огромное количество документальных материалов, дневников, писем, воспоминаний людей, прошедших горнило антисемитизма. Обидно, отмечает автор, что вирусом антисемитизма были заражены очень достойные представители человечества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
М.В. Малютин Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 36-45. 
Анализируется политическая ситуация после августа 1991 г. Б.Ельцин рассматривается как “последняя надежда номенклатуры”. Излагаются события 90-91 гг., подтверждающие, по мнению автора, этот тезис. В этом же ключе рассматриваются и послеавгустовские шаги Ельцина по созданию “сильной исполнительной власти” с опорой на назначение, а не избрание местных руководителей, а также эволюция Движения демократических реформ и иных политических течений и идеологов того периода. Автор считает, что Ельцин идейно близок не демократам, а Травкину и Руцкому, но предпочитает быть Государем всея Руси. Опасаясь идущих тенденций, автор выделяет институты, способные стать преградой на пути новой элиты: Советы, профсоюзы, часть предпринимателей (из выступивших против ГКЧП) и директорского корпуса (из опасающихся обвальной приватизации). Такая коалиция, считает Малютин, может противостоять номенклатурному извращению реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Евгений Александрович Добренко Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 161-172. 
Всякое обращение к тоталитарной культуре начинается с известного трактата А.Синявского “Что такое социалистический реализм”. Именно отсюда пошла традиция критики соцреализма, восходящая к моральной критике тоталитаризма вообще. Автор считает тоталитарное искусство средством обуздания реальности, а соцреализм – метафорой власти, феноменом массового сознания, т.е. превращенным религиозным сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Сергей Чешко Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 123-135. 
Автор считает, что поспешный отказ от марксизма поставил отечественных обществоведов в довольно глупое положение людей, неспособных отличить марксистскую методологию от марксистской идеологии. Будучи этнографом, автор доказывает свой тезис обращением к ситуации в отечественной этнологии, в частности к концепции В.Тишкова. Характерное для нее полное отрицание принципов исторического материализма: в трактовке соотношения случайности и закономерности, национального и этнического, в понимании процессов развития и адаптации, в оценке роли классов и государства в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Ю.А. Школенко Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 80-83. 
Реплика по поводу дискуссии о гуманизме (см. ОНС, 1991, №6). Автор не согласен с А.Назаретяном в том, что движение за выживание есть проявление прагматизма, ничего общего с гуманизмом не имеющее. Кроме того, выражается несогласие и с принципом сведения гуманистической проблематики к проблематике индивидуального человека. Наконец самое важное, с точки зрения автора, возражение Назаретяну касается идеи «освобождения» человека от телесной оболочки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 176-183. 
Признавая справедливость упрека в небрежном отношении к терминам в ходе дискуссии, автор еще раз возвращается к своим тезисам с тем, чтобы дать им более строгие определения. Получают развитие понятия гуманизма как живой идеологии, удаления от естества, ухода людей с Земли и опасности искусственного интеллекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
В.И. Мануйлов Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 140-149. 
Автор проводит мысль о невозможности объективного изучения наследия В.Ленина вне широкого сравнительного контекста и предлагает установить меру новаторства политики НЭПа путем сравнения положений Ленина и его меньшевистских критиков Д,Далина, П.Маслова, Н.Суханова. Он показывает, что работы меньшевиков гораздо более полно учитывали интересы трудящихся и отвечали целям общественного развития. Им удалось провидчески выразить мировую тенденцию "социализации" капитализма, вырастающую из сотрудничества классов и групп общества. На этом фоне «коренная перемена всей точки зрения на социализм», провозглашенная В.Лениным, выглядит вторичной и ограниченной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-02-2005
Юлия Антонян Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 57-64. 
Анализирую проблему смертной казни, автор приходит к выводу, что нет никаких оснований говорить о криминологической значимости этой исключительной меры наказания. В подтверждение своей концепции автор приводит исторические примеры, высказывания мыслителей, писателей, прогрессивных политических деятелей. Ужесточение наказания не оказывает влияния на масштабы преступности. Ее состояние и динамика в конечном счете зависят не от суровости наказаний, а от совершенно других социальных факторов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-10-2004
R. Quintero Lopez Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 114-122. 
Эквадорский историк и общественный деятель анализирует политико-социальный резонанс в преддверии празднования 500-летия открытия Америки. Основной его тезис – знаменательная дата выявила крайне высокую степень этнокультурной разобщенности различных частей общества обоих американских континентов. Эта разобщенность отразилась в следующих типах отношения к упомянутому событию: 1) апологии конкисты и колонизации Нового Света; 2) чествовании индейского сопротивления захватчикам из Старого Света; 3) прославлении встречи двух миров и двух цивилизаций; 4) праздновании самого открытия, сделанного Колумбом. Автор призывает к более целостному, не конфронтационному восприятию этого факта истории, к осмыслению его не «по-креольски», «по-индейски» или «по-европейски», но во всеобщем глобальном контексте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 74-80. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
И. Б. Новик Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 155-162. 
Отклик на публикацию материалов дискуссии по проблемам гуманизма (см. ОНС, 1991, №6; 1992, №3,4). Автор рассматривает гуманизм и демократию как две подсистемы единой перспективной для выживания людей системы гуманно-демократических связей. В высказываниях А.Назаретяна автор усмотрел опасный «синдром Циолковского»: нельзя вечно жить в колыбели. Автор полагает, что призывы покинуть Землю ускоряют процесс ликвидации планеты, подпитывают концепцию геонигилизма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
А. Гладкий Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 130-139. 
После августовского путча вряд ли кто-нибудь может сомневаться, пишет автор, что люди, правившие нами в течение десятилетий, - безнадежные двоечники. Они и заговор не сумели организовать хотя бы на тройку с минусом. Но власть двоечников далеко не подорвана. Двоечники не уйдут сами. Сейчас они лихорадочно перестраиваются, приспосабливаются к новой обстановке. Чтобы избежать окончательной катастрофы и хаоса, необходимо прогнать невежд с командных высот, и прежде всего отобрать у них господство над средней и высшей школой.
ресурс содержит прикрепленный файл