Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 28-06-2004
А. Ицхокин Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 101-107. 
Текст посвящен истолкованию природы и легитимности власти на Западе и Востоке. Ключевым для понимания мотивационной структуры и системной сущности западной цивилизации является вовлечение индивидуума в нормативные идеи и ценности. Иначе говоря, легитимизация властных институтов происходит посредством материализации теории (идеологемы). Для понимания легитимности восточного отношения к власти важно увидеть, что она опирается на культурные и эмоциональные факторы, то есть на эстетизацию управленческих институтов, ассоциируемых с личностью властителя. Другими словами, сущность власти восходит к материализации метафоры (мифологемы). Этот антагонизм делает невозможным в теории и непродуктивным на практике рассматривать порядок организации восточного общества как недоразвитого западного.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-08-2005
Сергей Рудольфович Фомичев Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 159-166. 
Интервью с главным редактором экологического журнала «Третий путь», сопредседателем Лиги зеленых партий С. Фомичевым. По его мнению, именно экологическое движение, несмотря на свою аморфность, небольшое количество активистов и тенденцию к постоянному реструктурированию (на рубеже 1990-х годов в России одновременно и иногда автономно действовало несколько объединений экологической направленности), является одной из наиболее массовых форм социальной активности граждан. Эффективность же экологических начинаний объясняется, во-первых, тем, что защита среды проживания – категория, стоящая над политическими и деловыми интересами различных групп граждан страны. Во-вторых, Зеленые партии практикуют конструктивное сотрудничество с различными политическими силами и организациями, обменивая свой авторитет у населения на включение в их программы природоохранных мер и установок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
А. В. Захаров Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 164-172. 
В статье проводится параллель между сущностными элементами таких образований, как реальный социализм и азиатский способ производства. Сравнение идет по линии анализа места и роли в этих образованиях власти и собственности. Показано, что опыт построения социализма перекликается с тем, что у Маркса именуется “азиатским способом производства”, этот опыт привел к возрождению феномена власти-собственности. Отмечается закономерность проигрыша экономического соревнования реального социализма западной модели как гораздо более эффективной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Б.А. Ланин Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 154-163. 
Определяя жанр антиутопии, автор полагает, что его не существовало бы, не появись жанр утопии. В антиутопии создается философское напряжение между страхом обыденной жизни и карнавальными элементами, пронизывающими всю повседневность. Реальное в антиутопии – пространство надличностное, государственное, принадлежащее не личности, а социуму, то есть власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
В. Митин Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 97-100. 
В статье анализирует аргументы А.Янова из его статьи, опубликованной в ОНС, 1992, № 1 и приходит к выводу о существовании связи между демократическими идеями Ш.Монтескье и К.Маркса. Хотя первый и был "изобретателем демократии", второй стремился преодолеть недостатки демократии, ставшие очевидными в середине XIX в., в частности, всевластие правительства. Он стремился соединить законодательную и исполнительную власти, внедрив принцип досрочного смещения любого правителя для того, чтобы поставить власть под больший контроль избирателей, усилить политическое воздействие рабочих за счет ограничения воздействия капиталистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2004
Нина Владимировна Козлова Общественные науки и современность. 1993.  № 6. С. 48-59. 
В статье рассматривается связь истории России ХХ в. с идеологией просвещения как своего рода светской религии, теорией прогресса и покровительственным отношением элиты к массам, предполагающим неограниченную пластичность массового сознания. Каждая из последующих волн просвещения – дворянская, разночинское, пролетарски-этническое игнорировала опыт предшественников. Культурный раскол создавал среди просветителей. загнанных в кружки, чувство изгойничества. В результате встреча просветителей и просвещаемых вела к парадоксальным результатам, разрушению традиционной культуры без создания прочных оснований новой, модернизированной. Эта ситуация повторяется в условиях реформ в отношениях либеральных реформаторов и народа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 5-16. 
В интервью академика РАН Т.Заславской рассматривается суть понятия “общественное мнение” в широком и узком смысле слова, освещается ситуация, сложившаяся в этой сфере в СССР и в современной России. Подчеркивается важность проведения мониторинговых исследований общественного мнения, ставится вопрос о критериях и оценках полученных данных. Рассматриваются проблемы состояния отечественного гражданского общества и отношения населения к проводимым преобразованиям, отслеживается динамика ответов на эту тему. Автор рассказывает о работе ВЦИОМ по проведению мониторинговых исследований экономических и социальных перемен, отмечает качество работы ЭПИЦентра под руководством Г.Явлинского в Нижнем Новгороде в 1992 г., дает оценку ситуации в общественных науках и в связи с этим формулирует задачи созданного Междисциплинарного академического центра социальных наук (Интерцентра).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 191-192. 
Публикуется текст обращения ученых, обеспокоенных появлением на пороге ХХI века иррациональной идеологии, противоречащей научному и техническому прогрессу и препятствующей экономическому и социальному развитию. Появление обращения связано с обсуждением экологических проблем на Конференции глав государств в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 26-33. 
Продолжение обсуждения темы учеными Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (начало см. ОНС 1993, №3). Участники дискуссии рассматривают проблемы соприкосновения сложившейся в России деловой культуры и деловой культуры зарубежной. Выделяются черты последней, на которых делается особый акцент в учебных заведениях Запада, часто не воспринимаемые отечественными преподавателями и руководителями производств. Выделяются линии напряжения, возникающие при взаимодействии представителей двух деловых культур. Это разные подходы к изменчивости и стабильности, к ориентации на сегодняшний день и на перспективу, принципиальные отличия в отношении к лидерству, успеху, развитию. Отмечаются психологические аспекты взаимодействия отечественных управленцев и западных менеджеров. Делается вывод о необходимости воспитания в обществе активных перспективных меньшинств, способных продвигать реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 152-163. 
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
М. Липовецкий Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 51-57. 
Автор статьи группирует возникшие на руинах прежних авторитетных течений литературы (андеграунд, «деревенская» и «диссидентская» проза, «тихая» лирика и пр.) базовые эстетические концепции эпохи перестройки, для которых характерен синтез и противоречивое сращивание рефлексов отживших и новых подходов: 1) «экзистенциальный реализм» – типизация конкретных социально-исторических черт характера героя осуществляется посредством модернистского приема обобщения через сформировавшие их онтологические обстоятельства (Маканин, Ким, Битов, Петрушевская); 2) «поставангард» – выдвижение на первый план принципа художественного переосознания действительности как игровых отношений между текстом произведения и внетекстовой реальностью (Т. Толстая, Вик. Ерофеев, Пригов, Сорокин, Пьецух); 3) «философский неореализм» – эстетическое моделирование реальности посредством парадоксов, то есть сочетания несочетаемого (Искандер, Довлатов, Войнович, Алешковский).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-08-2005
В. Шубарт Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 167-176. 
Автор продолжает анализировать признаки кризиса Запада в области науки. Законы природы отказываются служить западному человеку, предстают как фикции или конструкты. Медицина увеличила продолжительность жизни, но породила демографический взрыв. В то же время число жертв в военных конфликтах не уменьшается, а растет. При росте благосостояния людей мир механизмов стал автономным, развивается вопреки желаниям человека. Техника вошла в стадию самоуничтожения, грядущая война обещает быть особенно разрушительной. Растут апокалиптические настроения. На этом фоне в России рождается новый, иоаннический тип человека, подлинный русский, но в то же время наследник высших ценностей Запада.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
В. Шубарт Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 136-140. 
В этой части книги характеризуется духовный кризис, в который попала Европа начиная с 1914 г. и который называется следствием упадка европейского духа, проявлением междувремения. Он выражается в чувстве вины, а конкретно – в экзистенциализме и возрождении религии, распространении социальных и национальных мифов, ограничении самомнения науки, возвращении познанию характера откровения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
В. Шубарт Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 176-184. 
Автор описывает положение России как страны между Европой и Азией, западническое и славянофильское направления в российской общественной мысли, а также социалистов и евразийцев, развивавших подобные же идеи. Он связывает религиозно-философское возрождение с подъемом национализма, а большевизм – с победой азиатчины, символом чего является "переименование Петербурга в честь татарина". Поначалу Запад господствует: "вещный" человек преобладает над "душевным", побеждает культура города. Но впоследствии европейский период сменяется азиатским, как в самой России, так и среди эмигрантов.
ресурс содержит прикрепленный файл