Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Б.Н. Земцов Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 51-62. 
Автор рассматривает особенности российской цивилизации, используя архетип европейской цивилизации. Он отрицает связь истории России и Киевской Руси из-за несоответствия социально-политической системы и национального характера. Описывая отличия Юго-Западной (киевской), Северо-Западной (Новгородской) и Северо-Восточной (Московской) Руси, он показывает, что самодержавие не было единственной альтернативой политического развития в России. Формирование московского государства началось с уничтожения свободного боярства в ходе нашествия татаро-монголов и последующего закрепощения всего общества. Слабость городов и отсутствие буржуазной городской культуры привели к утверждению особого типа цивилизации, который был воспроизведен в условиях Советской власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 140-146. 
Автор интерпретирует содержание статей Ф.Фукуямы и С.Хантингтона, опираясь на закон иерархических компенсаций Е.Седова и собственным законом эволюционных корреляций, т.е. соответствия управляемых энергетических потоков уровню развития средств сдерживания. На этом основании он делает вывод о недостаточности в наше время стратегии упорядочивании насилия, на которой строилась духовная и политическая жизнь прошлого. В этом контексте модель Хантингтона рассматривается как сценарий глобальной катастрофы. Ей противопоставляется стратегия неконфрантационной солидарности как основы глобализационных процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
А. Левицкий Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 98-103. 
Автор делает попытку определить место астрологии в системе человеческого знания, исходя из того, что человек есть структурное подобие космоса – микрокосм. Поясняется, что значит на языке астрологии “внимать голосу звезд”, каковы в астрологии представления о причинно-следственных отношениях, о проблемах вероятности событий и т.п. Делается попытка объяснения подходов астрологии к проблемам бытия “по аналогии” с принципами квантовой механики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-09-2004
Т. Ярыгина Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 25-36. 
Автор – один из ведущих специалистов команды Г.Явлинского, разрабатывающий социальную проблематику, анализирует особенности бедности в посткоммунистических странах, проблемы бедности в дореформенной и современной России. Рассматриваются методики расчета прожиточного минимума, предлагается система индикаторов бедности, сведенных в один интегральный показатель. На его основе показаны дефекты существующих методик выявления распространенности и структуры бедности. Даются рекомендации по преодолению бедности в условиях реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Николаевна Козлова Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 142-150. 
Статья посвящена специфике массовой культуры как органического элемента человеческого существования. Выясняются особенности предмета исследования, связь проблемы культурного потребления с социальной дифференциацией, специфика массовой, популярной эстетики. Делается вывод, что проблема массовой культуры – во многом проблема точки зрения на охватываемый ею круг явлений, точки отсчета, а отсюда – отказ от подхода к ней как к области дурного, в лучшем случае другого вкуса. На основе переосмысления “массового” автор предлагает по-новому взглянуть и на основы социального порядка, сменить представления о массовости как таковой. Область массового – та, где не задумываются о легитимации, где не стремятся заглянуть в прошлое или будущее. Это дает возможность автору рассмотреть политическое поведения масс, отмечая, что масса – и слабое, и сильное место социальной реальности. Заключают статью размышления о предмете исследования массовой культуры, в котором на реальность накладывается мифологическая схема.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 147-154. 
Автор статьи определяет ее жанр как научно-фантастическую литературу для ученых. Человек, превратившийся в агрессора по отношению к породившей его биосфере, имеет все основания ожидать от нее каких-то защитных действий. Наиболее вероятным направлением главного удара, с точки зрения автора, следует считать человеческий разум или, по меньшей мере, его творческий потенциал. Возможные стратегии отражения подобного удара и составляют основное содержание статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
В. Задерацкий Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 159-166. 
Искусство, будучи одним из основных репрезентантов культуры, выступает не только индикатором, но и компенсатором разного рода социально-культурных аномалий общества, порождаемых тоталитаризмом. В статье на базе сопоставления музыкального творчества в СССР и ФРГ в период после второй мировой войны показано, что, во-первых, с поправкой на естественную десинхронизацию, связанную с идеократизмом советского общества, данный вид искусства развивался в обеих странах в целом по сходным направлениям. Во-вторых, как и в демократизующейся Германии, так и в условиях доминирования в Советском Союзе административно-командной системы, пытавшейся превратить искусство в инструмент манипулирования массовым сознанием, оно выполняло свою важнейшую функцию по гуманизации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Т. Очирова Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 47-55. 
В статье характеризуется культурная и геополитическая модель евразийцев, культурный полифонизм и синтез славянства и туранства в русском народе, а также срединность центроевроазиатского месторазвития. Акцентируется их критика большевиков, раскола западнической элиты и традиционно-ориентированного крестьянства, соединение географического детерминизма и историософского пафоса, сознательная мифологизация доктрины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Л.В. Бойцова Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 42-50. 
В статье речь идет об ответственности государства перед гражданами за причиненный им государством ущерб. Это положение включено в Конституцию РФ, тем не менее государство свои обязательства не выполняет, забывая об общественном служении народу. Автор подчеркивает, что современное российское государство зарекомендовало себя в трех функциях: взимание налогов, наращивание бюрократического аппарата и реквизиция денежных средств населения. Законодательство не предусматривает оснований и способов инициирования государственной ответственности при причинении гражданину ущерба в случаях административных упущений и уголовно-процессуальных нарушений. Автор предлагает проект закона об ответственности государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
А. Сагадеев Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 171-174. 
Автор статьи считает, что гуманистические настроения – имманентная составляющая ислама, ибо это вероучение, не знавшее церкви и иерархически и территориально структурированного духовенства, оставляло человеку возможность самостоятельного решения вопроса о его месте в мире, при условии, что оно не будет противоречить букве священных текстов. На практике это означало возможность существования гуманистических тенденций и духа универсализма в мусульманском богословии, получивших наибольшее развитие в трудах Ибн Ади и Аль-Амири (Х в.), Ибн Рашид (Авероэс, XII в.) и Ибн Араби (XIII в.). Делается вывод, что гуманистические подходы представителей классической мусульманской культуры – первоисточник европейской мысли эпохи Возрождения, давший ей представление о едином человечестве, прогрессирующем в своем интеллектуальном развитии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 167-176. 
Особенности российской деловой культуры рассматривает группа ученых Академии народного хозяйства при Правительстве РФ под руководством А.Пригожина, а также Ю.Давыдов, А.Чирикова (Институт философии РАН), Б.Сазонов (Институт системного анализа РАН). Участники обсуждения уточнили понятие деловая культура как включающее идеалы, ценности, конкретные акты поведения; особо выделено понятие “жизнеспособность” применительно к деловой культуре. Предложено при изучении темы различать исследовательские, субъективные и рефлективные категории. Отмечена важность изучения ценностей как культурного, надличностного феномена, ценности как этической действительности и действительность ментальных конструкций. Подчеркнуто, что нормы и ценности деловой культуры могут и не осознаваться их носителями. Поднята проблема вынужденных и принимаемых норм деловой культуры. Рассмотрена тема соотношения деловой культуры и деловой жизни в контексте изменений, произошедших в перестроечные и постперестроечные времена. Затронута тема положения лидера в управленческих командах, а также типа деловой культуры, который было бы желательно развивать. Окончание обсуждения см. ОНС, 1994, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 148-158. 
Продолжение обсуждения темы, начатого в предыдущем номере группой ученых, среди которых А.Пригожин, С.Матвеева, Б.Сазонов, А.Чирикова и др. Культура, в том числе и деловая, рассматривается как социальная память или прошлые состояния системы. В нашей деловой культуре сохраняются пласты, господствовавшей ранее крестьянской, сословной, уравнительной культуры. Подчеркивается роль отношений, которые можно назвать утилитаризмом. Отмечается, что для успеха модернизации важно использовать связку утилитаризма с либерализмом. Здесь участники дискуссии видят особые исследовательские проблемы. Ставятся проблемы соотношения поведенческих и профессиональных норм, особенно во внутрифирменных отношениях, неравномерностей процессов изменений в деловой культуре. В частности, фиксируется такая важная особенность современной российской деловой культуры, как кризис первого лица. Рассматриваются вопросы взаимовлияния различных деловых культур и пути изменения сложившейся в стране деловой культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 170-174. 
Мы живем, считает автор, во время, когда, с одной стороны, жизнь подсказывает неизбежность каких-то глобальных организаций типа Лиги Наций или ООН, а с другой – происходит неожиданное ожесточение этнического и конфессионального сопротивления. Так возможен ли вообще диалог? Многие полагают, что сегодня он менее возможен, чем когда бы то ни было, что сегодня все вцепились друг другу в глотку и никто друг друга не слушает. Вместе с тем диалог идет несмотря ни на что.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
И. Исаев Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 42-55. 
В статье изучается история движения евразийцев, его отношения со сменовеховством, динамика развития и последующего кризиса их организации, основные идеи евразийцев. Анализируются географические, культурологические и геополитические элементы их доктрины. Подчеркивается антизападный характер идей евразийцев, представления о легкости интеграции в православие языческих и восточных народов, мессианизм и государственничество. Все их идеи вращаются вокруг проблемы власти, государство почти идентично религии и культуре.
ресурс содержит прикрепленный файл