Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 06-12-2003
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 51-60. 
В статье подводятся итоги дискуссии, проходившей на страницах журнала в течение 2001 года, по проблемам, поднятым группой ученых во главе с В.Найшулем (ОНС. 2000. № 6). Рассматриваются как высказанные в ходе обсуждения точки зрения, так и более широкий круг проблем, связанный с затронутой проблематикой. Выделяется тема соотношения российской культуры и идей рыночного либерализма, степени их органичности для процессов модернизации в России. Отмечается, что микроархетипы, которые хочет активизировать Найшуль средствами языка, и так присутствуют в нашей жизни, но проявляются в формах, обусловленных всей совокупностью наличных условий. Поэтому надо не искать в истории некие “чистые образцы”, а постараться понять, под воздействием каких факторов формы эти часто обретают уродливый характер. Важная тема дискуссии ­ соотношение личности, общества и государства. Рассматриваются позиции, высказанные в ходе дискуссии, также затрагивается тема общего и особенного в этой сфере у стран Запада и России. Отмечается, что Россия сегодня во многом похожа на молодую Европу вековой давности, и ее проблемы во многом схожи с теми, которые раньше решали европейские страны. Кроме того, подводятся итоги по таким проблемам дискуссии, как принцип историчности в социоэкономическом исследовании, проблема идейной консолидации общества, особенности отечественного индивидуализма, проблема понимания, возникающая при переводе смысла с языка одной культуры на язык другой и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 44-48. 
Критикуя концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), А Кива прежде всего не соглашается с утверждением, что западнохристианские общества более нацелены на индивидуальный успех и конкуренцию, чем восточнохристианские. Кроме того, критику вызывает сама постановка вопроса о превалировании значения микроархетипов в деле активизации рыночных реформ. С точки зрения автора, ведущую роль в этом процессе должно сыграть государство, его четкая политика. Этот тезис подкрепляется примерами становления рынка и демократии в Японии, Южной Корее, на Тайване, ходом реформирования китайской экономики. В противовес попыткам реанимировать архаичный язык для стимулирования реформ приводятся примеры реальных изменений в русском языке последнего десятилетия, отражающие жесткие и часто неприглядные факты деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 62–73. 
Автор рассматривает причины, виды и формы анормативного или “возмущающего поведения”, в том числе особо опасную форму – криминальную, показывает как криминальное сознание существует внутри социокультурной реальности. Обрисована роль социологии в деле изучения анормативного вообще и криминального в частности поведения, ее значение в выработке более широкого общетеоретического взгляда на преступность. Последняя рассматривается также как социальная подсистема, обладающая замкнутой рационально сконструированной структурой властно-бюрократического характера с жесткой иерархией криминально ориентированных ролей и функций. Специально затрагивается тема политического криминалитета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 89-100. 
Архаизация является результатом следования субъекта культурным программам, исторически сложившимся в пластах культуры, сформировавшихся в более простых условиях и не отвечающих в настоящее время «возрастающей сложности мира, характеру и масштабам опасностей. Архаизация выступает как форма регресса». Данный социальный феномен проявляется как попытка полностью или частично вернуться к догосударственным формам культуры и деятельности. Укорененность архаизации в российском обществе объясняется преобладанием в нем традиционного типа нравственности, в той или иной степени разъедаемого умеренным утилитаризмом. Масштабы архаизации являются следствием исторической слабости городской культуры в России, доминированием в массах общинного сознания, что обусловило соответствующие, основанные на принципах вечевого управления, формы хозяйственной деятельности. Вектор архаизации нацелен на превращение архаичных программ, решений и действий в реальное массовое действие. Примером такого рода программы может служить славянофильский миф о воспроизводстве русских крестьянских ценностей. Россией управляли волны мифов, приводимые в движение не высшим руководством, не царем, а общественностью, давление которой на власть вело страну от одной катастрофы катастрофы к следующей. К числу последних можно отнести революцию 1917 г., являющейся в действительности ни чем иным, как бунтом архаики, нацеленным на укрепление пошатнувшегося общинного и государственного крепостничества. Столкновение архаизации со стремлением к реформам, к прогрессу происходит прежде всего между культурными ценностями, формами образа жизни, создавая картину конфронтации и раскола общества. Недостаточная развитость диалога (между различными формами культуры) создает ныне условия для господства архаичной культуры, что разрушает иные, ориентированные на прогресс культурные формы. Преодоление состояния консервации архаики возможно, с одной стороны, посредством конструирования механизма противостояния ѕ «системы национальных интересов», возможными субститутами которых могут быть органы местного самоуправления. С другой стороны, снижение уровня дезорганизации в обществе возможно лишь в процессе оттеснения на задний план до сих пор довлеющей над массовым сознанием мифологии. В этих условиях функция субъектов интеллектуального труда заключается в реализации критики исторического опыта народа, общества, государства, развенчании мифов, прокладывания путей к диалогу с народом на основе все более глубокой культуры, с целью оттеснения на задний план опыта, приводящего к дезорганизации. Исследование архаизации требует серьезного сдвига в методологии. «В первом приближении можно говорить о необходимости рассмотрения общества как дуальной оппозиции двух противоположно направленных процессов»: одного, способствующего воспроизводству выживаемости и жизнеспособности общества, и другого, ослабляющего эффективность воспроизводства, ведущего к социальной дезорганизации. В этом случае внимание исследователя смещается с одностороннего анализа одного из этих процессов на соотношение между ними, на переход, на поиск их синтеза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Леонид Абрамович Гордон Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 5-21. 
В статье рассматривается экономическая дифференциация российского общества, которая, на фоне смутного, незавершенного и невыявленного характера социальной дифференциации, обусловленного переходной природой российской ситуации, становится основным индикатором социального состояния общества. Одна из основных идей статьи дифференциация по материальному признаку, вытесняя сословно-статусную, дает обществу новую конфигурацию социальных групп, новые основания для социальных классификаций, оценки перспектив его развития. Обращаясь к основаниям экономической дифференциации, автор подробно обосновывает и описывает используемый им многомерный подход, основанный на использовании комбинационных многомерно-логических критериев. Применяя эти критерии (учитывающие 6 показателей) на материалах репрезентативных всероссийских опросов ВЦИОМ 1995-1997 гг., автор выделяет три группы населения, составляющих основу деления общества по признаку материальной обеспеченности. Перед нами в очередной раз достаточно рельефно предстают контуры социального дна (бедствующие, около 1/3 населения), социального верха (благополучные, 10-20%) и обширная группа находящихся в промежуточном и противоречивом положении. Подчеркнута значимость бедствующих и благополучных, концентрирующих ключевые точки перемен в ракурсе материальных делений. Внимание привлекает самая большая группа находящихся в промежуточном положении, в которой, по расчетам автора, находятся более половины (около 55%) населения страны. Их жизненные обстоятельства, кратко охарактеризованные в статье, отражают повседневную реальность нашей жизни ущемление одних сторон жизни ради процветания других, противоречивую оценку жизненных обстоятельств, свет и тени переходного бытия. Впечатляют определяемые автором масштабы внутренней противоречивости в положении основных категорий внутри этой группы. Анализ пропорций дифференциации населения по материальным условиям позволяет автору сделать ряд выводов и прогнозов относительно развития социальных процессов в России, отказываясь от примитивного катастрофизма. Один из выводов - бедствующая и промежуточная (противоречивая) группы создают потенциал для расширения друг друга в нестабильных, меняющихся условиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 70–89. 
В статье рассматривается, как в условиях американского государства действует принцип разделения властей – “главный нерв” внутренних взаимоотношений. Дается характеристика основных черт президентской власти в послерузвельтовскую эпоху, приводится обширный материал, характеризующий взаимоотношения президента и Конгресса США (в частности, число наложенных президентом “вето” на законы и число “вето”, преодоленных Конгрессом, количество утвержденных международных договоров, структура инициатив по наиболее важным законам и т. д.). Рассматриваются традиции законодательной деятельности президента, исследуется характер взаимодействия президента и Конгресса с позиций межпартийной борьбы. Излагаются принципы, на которых строится деятельность законодательной ветви власти в США, а также судебной власти. В частности, дается двухвековая статистика законов, объявленных неконституционными Верховным судом США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 115–124. 
В статье обсуждается значение линейных экстраполяций в футурологии. Романтическая критика современности, порождающая антиутопии, охарактеризована как следствие чувства вины, деформирующего наше восприятие и мешающего видеть творческие возможности человечества. Демонстрируется нереалистичность, бесперспективность и антигуманность попыток восстановить бесконфликтное сосуществование с природой, которое характеризуется как утопия. Показано, что проблемы ограниченности ресурсов биосферы и перенаселения могут быть решены при продолжении роста населения и сокращения числа или устранения военных конфликтов. Описаны проблемы, сопровождающие поступательное развитие человечества в сторону наращивания информационного и технологического могущества и глобализации. Денатурализация живой природы будет, очевидно, сопровождаться одушевлением второй природы, то есть кибернетических устройств и появлением симбиозных форм интеллекта и цивилизации. Моральные проблемы при этом будут играть гораздо большую роль, чем материальные, а выбор оптимальных путей развития будет не только трудным, но и порой трагическим.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Л.М. Гиндилис Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 138–147. 
Предмет статьи – история поиска внеземного разума или SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence). Автор описывает эволюцию технических методов поиска сигналов из космоса а также анализирует эвристические возможности некоторых новых идей в естествознании (астрономия, биология) в плане обнаружения внеземных цивилизаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2003
И.Г. Доронин, Евгения Леоновна Яковлева Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 27-45. 
Место России в современном мире во многом определяется сегодня экономическими факторами. С одной стороны, внешнеэкономические реалии, такие, например, как конъюнктура мировых цен, движение капитала, ситуации на финансовых рынках, оказывают прямое и косвенное воздействие на экономическую ситуацию внутри страны, содействуют или препятствуют экономическому росту. Открыв свою экономику Россия стала чувствительной к колебаниям параметров мировой экономики, кризисные явления в самых отдаленных уголках планеты могут сказаться и на ней. С другой стороны, от ситуации внутри самой России зависят ее отношения с иностранными партнерами. Здесь велика инерция сложившихся за десятилетия стереотипов. Так, существенные экономические успехи страны в 2000 г. почти не повлияли ни на процессы вывоза капитала, ни на приток в страну иностранных инвестиций. Все это ставит свои преграды в отношениях России с другими странами не только в экономической, но и в политической и иных областях. Как же сегодня Россия вписывается в мировую экономическую систему и каким образом внешние факторы оказывают воздействие на процессы экономического роста в нашей стране  таковы основные проблемы, затрагиваемые в статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
К.Н. Костюк Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 114-131. 
В статье анализируются «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые Архиерейским собором в 2000 году. Исследуются исторические и богословские основания документа, его особенности по сравнению с подобными декларациями и практикой других христианских конфессий, содержащиеся в нем представления о современном обществе, об общественном идеале и моральных ценностях, отношениях церкви с государством и обществом, проблемы биоэтики. Отмечается, что в условиях модернизации жизнь церкви необратимо меняется и ее социальная концепция соответствует новым реалиям независимости церкви от государства («критической солидарности» по отношению к нему). Только таким образом церковь может сохранить свою сущность и спасительную миссию. Критикуются недостатки концепции, такие как противопоставление образа верующего и гражданина, христианской идеи достоинства человека и концепции прав человека, противоречия в общетеоретическом отношении к миру и применению оружия, отсутствие границы между социальным учением и пастырским богословием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2003
Владимир Игоревич Пантин Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 115–124. 
Социокультурная история выделяет в истории России несколько ключевых моментов, когда коренная перестройка в образе жизни и государства диктовалась императивом выживания. К таким моментам относятся Смутное время начала XVII и цивилизационный кризис начала ХХ века, связанный с подъемом революционого движения. Последний был порожден иссушением климата в Черноземье и бурным ростом населения в пореформенной центральной России, не сопровождавшимся адекватным ростом производительных сил. Истощение и деградация почв привели к падению урожайности и голоду 1891 года. Причиной голода было не мнимое малоземелье, а низкая производительность крестьянских хозяйств. Однако это обстоятельство игнорировалось не только самим крестьянами, но и широким общественным мнением, искавшим не пути интенсификации сельскохозяйственного производства, а справедливого передела земли и произведенного продукта. Хозяйство оставалось экстенсивным, хотя из-за нехватки новых земель политика аграрной экспансии была заменена политикой «индустриализации сверху». Результатом этого были свержение самодержавия, натурализация сельского хозяйства и создание колхозов. Ситуация в Центрально-Черноземном районе стабилизировалась только о второй половине ХХ века, когда стали внедряться новые аграрные технологии. Но экстенсивные методы развития экономики были воспроизведены в промышленности и породили кризис энергоемких и металлоемких технологий и производств, который в конце ХХ века привел к краху советской экономики и распаду СССР, который может рассматриваться как отдаленное последствие второго социально-экологического кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2003
Д Н Замятин Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 125–137. 
Дается характеристика современной образно-географической карты мирового развития. Рассматриваются генезис образно-географического видения мира, географические образы постмодерна, способы географизации образов мира, геополитические образы мирового развития. Автор приходит к выводу, что мир постмодерна остался без Европы. Подобно тому как Европа – гипостазированный образ самой геополитики, Америка – гипостазированный образ геоидеологии. Америка сама по себе – глобальная геоидея, артикулирующая множество образов и стереотипов. Если идея Америки – “разгром”, то Европы – образ “нормы” мирового развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 5-26. 
Автор анализирует присущие как России, так и странам Латинской Америки традиции взаимоотношения государства и общества, при которых государство выступает как ведущая или единственная сила, способная интегрировать общество. Эти страны роднит общий тип социетарного развития, его государственно-центричная матрица. Рассматриваются зарождение, утверждение и основные черты этого типа развития в России, отмечается, что господство государства над обществом в Латинской Америке не было столь всеобъемлющим. Исследуется роль популизма в государственно-центричной конструкции, воздействие популистских режимов на становление гражданского общества в Латинской Америке. Показывается, как процессы разложения государственно-центричной матрицы и в СССР, и в Латинской Америке в 1960-е -1980-е годы приводили к тому, что государство становилось все более слабым. В то же время новые демократии носят персоналистский, нерепрезентативный характер, несут в себе слабости правового, публичного измерения государственной власти, развиваются противоречия между формально демократическими организационными принципами и неформальным функционированием институтов. Говорится о трудностях формирования в таких условиях гражданского общества, в частности о факторах слабости гражданского общества в России. Путинская Россия, по мнению автора, типологически близка мексиканской модели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Р.Г. Отинашвили Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 188–192. 
Тема статьи – анализ видов коррупции. Выделяются мелкая, крупная и системная коррупция. Последняя – свидетельство ослабления государства, типичное для постсоциалистической трансформации. Показано, что истоки системной коррупции, равно как и теневой экономики, следует искать в специфике социалистического строя и результатах его разложения. Население СССР в массе своей не было готово к рыночным реформам, сложившаяся в стране социальная среда не смогла справиться с напором теневых и коррупционных отношений. Решение проблем автор видит в повышении образованности общества, прежде всего в общественнонаучном плане, предлагает для этого ряд конкретных мер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 38-50. 
Опираясь на теорию демографического перехода, автор рассматривает вопрос о техно-гуманитарных детерминантах саморегуляции численности человечества, отмечает зависимость в этом между тремя переменными ­ технологическим потенциалом, качеством выработанных культурой средств саморегуляции и внутренней устойчивостью социума. Рассматривается проблема репродуктивного потенциала населения и перспектив антропогенеза, в частности поднимается тема клонирования человека. Особое внимание уделяется проблеме соотношения демографического градиента рождаемости и агрессивности режимов в разных регионах мира. Показано, что правители стран с высоким уровнем рождаемости, со значительной долей в населении молодежи, как правило не трудоустроенной, ведут себя агрессивно, провоцируют вооруженные конфликты. Наиболее сложные ситуации возникают там, где соседствуют народы с резко различающимися уровнями рождаемости. Такая ситуация провоцирует этнические конфликты (Ливан, Косово и др.). Для России, по мнению автора, “демографический запал” конфликтов сведен к минимуму, так как Россия и другие страны СНГ, за исключением центрально-азиатских республик, миновали основные продуктивные фазы демографического перехода.
ресурс содержит прикрепленный файл