Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Поволжский журнал по философии и социальным наукам

Выпуски:
Опубликовано на портале: 25-08-2003
Владимир Анатольевич Дворянов Поволжский журнал по философии и социальным наукам. 2001.  № 8.
Анализируются наиболее дискутируемые в современной германской философии истории понятия исторической преемственности и научной объективности, на основе которых создаётся представление об ориентирах национальной идентичности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-08-2003
А. Г. Ипполитова Поволжский журнал по философии и социальным наукам. 2001.  № 8.
Обсуждаются проблемы социальных трансформаций национализма и национальной идентичности. Описываются различные теоретические подходы зарубежных (Гелнер Э. Андерсон Б., Хобсбаум Э.) и отечественных мыслителей (Л. Н. Гумилев, Н. Бердяев, С. В. Лурье) к изучению данной проблематики. Отмечается существенное различие: зарубежные авторы рассматривают нацию и национальное самоопределение как явления второстепенного порядка, не играющие ведущей роли при формировании у отдельного человека и социума националистического мировоззрения, то отечественные мыслители проблемы родных традиций и культуры, идентичности воспринимают как ведущие.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-04-2004
Алла Геннадьевна Моргунова Поволжский журнал по философии и социальным наукам. 2001.  № 9.
В первой части статьи отправными моментами для анализа выступают понятие университета, его этимология, история возникновения, становления и особенности развития в разных странах Европы, а также понятие социального института, интерпретация его в рамках классических концепций О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. В статье прослеживается история становления университета как социального образования, начиная с протоуниверситетского образования Древней Греции, эпохи Эллинизма, эпохи Нового времени, где сформировались следующие базовые принципы идеи университета: (1) он должен обладать относительной автономией - идея академической свободы; (1) исследование и обучение - сущность образования; (3) университет предполагает активное включение в общественную жизнь, возрождение ее целостности, а также этическое обоснование достоинства знания и учености. В дальнейшем становление модели современного университета связывается с именем Гумбольда. Анализ университета как социального института должен, по мнению автора статьи, опираться на комплексный подход в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Вторая часть статьи посвящена теоретическому изучению взаимосвязи университета и интеллектуальной элиты в рамках данного социального института, роли духовно-интеллектуальной элиты в становлении общества на пути цивилизационного развития.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-01-2003
Гульнара Эдуардовна Галанова Поволжский журнал по философии и социальным наукам. 2001.  № 9.
В статье затрагивается проблема соотношение понятий "общество" и "культура". Автор отмечает, что в рамках классического подхода общество и культура рассматриваются как различные сферы, тогда как в рамках неклассических подходов происходит сближение (гомогенизация) понятий общество и культура. Одной из форм проявлений такого сближения выступает феномен эстетизации повседневной жизни. Анализируя данный феномен, автор приходит к выводам, согласно которым в современном обществе (так называемом модерне) происходит изменении статуса эстетического в самой рефлексии: люди начинают мыслить свою жизнь в качестве некоего эстетического проекта. Эстетический критерий становится очень важным даже в социологическом смысле: отмечается существование социальной дифференциации, основанной на стилевом критерии, когда при равном уровне материального дохода, группы, тем не менее, существенно различаются по образу жизни и потому не могут быть объединены в традиционный класс. Данное эстетическое основание социальной дифференциации, по мнению автора, послужила поводом утверждать о возникновение постмодерной социальной организации.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию