Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Проблемы теории и практики управления

Опубликовано на портале: 01-10-2003
Евгений Савеленок Проблемы теории и практики управления. 1998.  № 6.
Рассматриваются различные аспекты идеологии в отдельной организации.Идеология как выражение (совокупность, система) определенных идей в организации не является для теории и практики управления принципиально новым и непривычным понятием. Идеология компании приобретает наибольшую значимость в периоды резких и глубоких перемен (потрясений), когда ей необходим рывок. Дается общее поняте идеологии организации, затем идеология рассматривается в качестве фактора изменений (реструктуризации) в компании, и в качестве элемента организационной жизни.
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Svante Andersson, Victor Ingemar Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
В современной экономике существенную роль играют малые и средние предприятия (МСП), в частности в обеспечении занятости, расширении инновационности, ускорении роста и т.п. В последнее время растущий интерес вызывают процессы интернационализации таких фирм. Для некоторых из них ранняя интернационализация оказывается успешной стратегией. Подобные структуры часто называют «рожденные глобальными» (РГ). С самого создания они стремятся получить значительное конкурентное преимущество за счет приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах. Какие уроки можно извлечь из опыта успешных международных фирм? Могут ли традиционные модели объяснить развитие подобных структур? Все эти вопросы рассматриваются в содержании статьи.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Robert Martin Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 1.
Сегодня высшее образование становится стандартным требованием для менеджеров. Программы школ управления обычно включают разнообразные курсы. Чаще всего это финансы, бухгалтерия, теория управления, стратегия, международный бизнес и экономика. Хотя данная система высшего образования позволяет теоретически овладеть основами выбранной профессии, менеджеры в большинстве случаев заинтересованы в получении и более «практичных» знаний. Прослушав стандартный набор дисциплин, они уже понимают, как планировать, организовывать, координировать и управлять. Но прежде чем менеджер сможет заняться этими проблемами, он должен иметь представление, как проводить обследование. Управление начинается с оценки внутренней и внешней среды компании, т.е. с эффективно и правильно организованной работы с соответствующей информацией. В частности, менеджеры должны знать, как исследовать социальные и экономические факторы, такие как мотивация и товарищество служащих, пожелания клиентов, эффективность собственных усилий и т.п.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2004
Александра Александровна Московская Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 3. С. 111-117. 
Кадровая стратегия является частью общей экономической стратегии промышленных предприятий и следствием перспективного планирования их хозяйственной деятельности. Несмотря на скудость инвестиционных средств и многочисленные формальные и неформальные ограничения для осуществления производства, предприятия, как правило, планируют свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в этих планах играет кадровая политика и кадровая стратегия, хотя значение кадров как фактора обновления производства и место кадровой стратегии в общей экономической стратегии предприятий далеко не всегда в полной мере осознаются ими. О тенденциях формирования кадровой политики в период рыночных преобразований 90-х годов можно судить по результатам обследований промышленных предприятий, проводимых с 1994 г. под руководством Центра исследований рынка труда (ЦИРТ) Института экономики РАН с участием автора.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-03-2004
Joachim Hentze, Andreas Kammel Проблемы теории и практики управления. 1997.  № 3/97 .
При проведении организационных изменений необходимо учитывать реакцию персонала. Предпочтительный подход - привлечение сотрудников к участию в проекте и их стимулирование. Для оценки выполнения программы изменений важное значение имеет убежденность в правильности основополагающих предпосылок. Глобальная конкуренция и, как следствие, необходимость скорейшего улучшения использования таких ключевых факторов успеха, как издержки, качество продукции, инновационность и сроки выполнения заказов, требуют от предприятий повышения организационной гибкости и адаптационной способности. Организационные изменения на крупных предприятиях, для которых часто характерны жесткость, бюрократизм и высокая сложность, обеспечивают решение главной задачи - выживание на рынке.
Опубликовано на портале: 19-02-2007
Т. Савенкова Проблемы теории и практики управления. 2006.  № 9. С. 115-126. 
Формирование конкурентоспособного ресурсного потенциала страны обусловлено качеством высшего образования, подготовкой современных специалистов. Конкурентность, которых, констатирует автор, в современных условиях определяется высокой адаптивностью к непредсказуемой социально-политической обстановке, креативностью и способностью к нестандартным решениям задач, наличием у личности знаний, умений и мотивов, позволяющих включаться в разнообразные виды профессиональной деятельности, достигать максимального эффекта, а также готовностью к постоянному самосовершенствованию. Выявление потенциала личности, управление конкурентноспособностью образовательных учреждений включает решение таких вопросов, как качество персонала и программ, уровень подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды.
Опубликовано на портале: 19-02-2003
Fred Luthans Проблемы теории и практики управления. 1997.  № 1/97.
Человеческие ресурсы становятся единственно значимым конкурентным преимуществом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-09-2004
Ю.Н. Попов Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 4. С. 107-111. 
Формирование корпоративного сознания трудно понять вне связи с теми изменениями, которые происходят в последние десятилетия в России как внутри предприятия, так и в его внешней среде. Предприятие – это: • хозяйствующий субъект рыночных отношений, самостоятельно принимающий решения и несущий за них полную ответственность; • место производства продукта (товары, услуги), востребованного потребителем; • место, где происходит объединение основных факторов производства (материальные, финансовые, трудовые ресурсы); • результат организации и координации усилий различных групп людей (собственники, акционеры, менеджеры, служащие, рабочие), участвующих в общеэкономической деятельности предприятия и формирующих корпоративное сообщество
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Серафим Петров Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Макроэкономическая стабилизация, достигнутая в Болгарии после введения валютного управления (валютного борда) в 1997 г., способствовала созданию благоприятных условий для формирования рыночной среды на конкурентной основе. Важную роль в этом процессе играют малые и средние предприятия, которые внесли заметный вклад в ускорение экономического развития, увеличение объемов экспорта, расширение торговых связей страны, улучшение конкурентной среды и создание новых рабочих мест. Именно малый и средний бизнес стал в Болгарии основной движущей силой экономического роста, способствующей развитию предпринимательского мастерства и культуры бизнеса. Таким образом, небольшая численность работников, отсутствие бюрократической структуры, быстрая реорганизация производственного потенциала делают малый и средний бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов • Малые и средние предприятия могут с успехом не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Борис Чернышев Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Разработка научно-практических проблем сервисного менеджмента актуальна для российской экономики, где сегодня бурно развивается бизнес услуг (в этой сфере уже создается более 60% ВНП), многие промышленные предприятия активно используют сервисные технологии для продвижения своих товаров на рынок и достижения превосходства над конкурентами, повышается спрос на соответствующих специалистов. Что это такое сервисный менджемент? Автор статьи убедительно доказывает, что сервисный менеджмент – это философия управления, согласно которой она принципиально ориентируется на удовлетворение потребностей конкретного клиента. Таким образом, в настоящее время условием преуспевания большинства предприятий становятся преодоление их руководителями, менеджерами и персоналом сложившихся стереотипов мышления, переход от индустриальной парадигмы ведения бизнеса к сервисной, обеспечивающей реальные преимущества в борьбе за потребителя, и применение принципов и инструментов сервисного менеджмента как концепции, адекватной постиндустриальному обществу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Robert Macintyre Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 3.
Анализ экономической ситуации в странах с переходной экономикой позволяет прогнозировать, что в этом регионе источником экономического роста, стимулируемого на местном уровне, в значительной степени станет малый и средний бизнес. Но исследования этого сегмента показывают и другое: производственные предприятия такого типа не в состоянии развиваться без доступа к потенциальным потребителям. Поскольку это очевидно, редко кто обращает внимание на роль оптовой торговли и иные менее зримые, но важные жизненные аспекты доступа на рынок. Поэтому во многих странах Центральной и Восточной Европы в переходный период малые и средние предприятия вынуждены бороться за то, чтобы в отсутствии развитых распределительных каналов продвижения товаров выдержать конкуренцию с крупными фирмами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-02-2007
Ирина Андреевна Крутий, Юлия В. Новикова Проблемы теории и практики управления. 2006.  № 6. С. 41-50. 
Интеллектуальный капитал личности - основа современного научно-технического прогресса и базовый ресурс любого экономического процесса. Приращение интеллектуального капитала личности осуществляется за счет повышения уровня образования и профессиональной подготовки работников. Авторы подробно анализируют образовательный уровень личности как составляющую часть корпоративного интеллектуального капитала и предлагают пути его приращения. Также, в статье рассматривается вопрос конвертации интеллектуального капитала в экономический.
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Николаевич Демьяненко, Любовь Дятлова Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Недооценка творческого наследия Ф.У. Тейлора, как и других классиков менеджмента начала ХХ в., характерна для многих современных специалистов как в России, так и за рубежом. Некоторые российские авторы, занимающиеся проблемами управления, давая исторический обзор, избегают использовать традиционный инструмент исторической науки – анализ первоисточника. Это приводит к искажению представления об эволюции менеджмента и порождает многочисленные мифы. Устранение этих мифов, уточнение неверно понятых или намеренно искаженных концепций важно не только для восстановления справедливости, но и для лучшего понимания теории менеджмента и основных направлений ее эволюции. Ф.У. Тейлор, по мнению П.Ф. Друкера, – один из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на развитие науки, и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-02-2003
Johannes Ruegg-Sturm Проблемы теории и практики управления. 1998.  № 5/98.
Предприятие можно представить как совокупность событийных систем, структурно связанных между собой.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Алексей Ламанов Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Исследование экономики под углом вычленения «сетевых» структур становится все более популярным направлением экономических и социальных наук. Многочисленные формы промышленного партнерства, кооперации, неформальных альянсов и прочего долговременного взаимодействия со временем осмыслены, схематизированы и сведены к двум базовым моделям организационных сетей: 1) иерархизированной модели, когда крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком (корпорация – малый и средний бизнес). У разных авторов (М.Кастельс, Р.Патюрель) она интерпретируется как «лицензионно-субподрядная модель производства под «зонтичной» корпорацией»1 и как «сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач»2; 2) горизонтальной модели с равноправными партнерами (преимущественно из малого и среднего бизнеса), трактуемую указанными выше авторами как «мультинаправленная сетевая модель, введенная в жизнь мелкими и средними предприятиями» (М. Кастельс) или «сетевая совокупность предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны юридически, но поддерживают устойчивость друг друга в хозяйственном плане» (Р. Патюрель).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию