Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Проблемы теории и практики управления

Выпуск N1 за 2004 год

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Ed Clarke Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Складывающиеся в странах Центральной и Восточной Европы взаимоотношения между западными и местными компаниями носят весьма противоречивый характер. Для западных менеджеров создаются условия для формирования в одностороннем порядке выгодных им управленческих структур и продвижения собственных идей и практики предпринимательства. При этом одни местные предприниматели стремятся сохранить свою самостоятельность, в то время как другие охотно идут не только на сотрудничество, но и на прямое использование западного опыта управления бизнесом. Между тем их стратегические цели, интересы и мотивация партнеров оказывают большое влияние на способность и готовность обучать и учиться. Пока преимущество на стороне западных менеджеров, но ошибочно игнорировать самостоятельные и национально ориентированные действия постсоциалистических менеджеров. С учетом сказанного охарактеризуем основные подходы к предпринимательству и управлению в странах Центральной и Восточной Европы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Владимир Киселев Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Автором рассматриваются взаимоотношения крупного капитала и государственной власти. Составляя мизерную часть в социальной структуре общества, но располагая огромной экономической мощью и финансовыми возможностями, крупный бизнес весьма амбициозен в политическом плане и требует к себе особого отношения со стороны государства. Автор в данной статье убедительно доказывает, что из богатого опыта, накопленного мировым сообществом в течение эволюции отношений между государственной властью и бизнесом, необходимо извлечь уроки, имеющие универсальный характер: полной гармонии в этих отношениях быть не может, прежде всего по той причине, что интересы государства и бизнеса не могут быть идентичными, между ними неизбежно возникают противоречия, подчас довольно острые; в системе отношений между властью и бизнесом наиболее сложной является подсистема отношений крупного бизнеса с высшими эшелонами власти; непримиримая конфронтация между крупным бизнесом и властью по принципу «кто победит» неизбежно приводит к деформации всей системы рыночного хозяйства, что наносит огромный ущерб всему обществу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Андрей Олегович Блинов Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Использование зарубежного опыта управления в российской экономике сопряжено, как правило, с рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, сами по себе принципы и методы управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют нашим реалиям ведения бизнеса и потому не приносят достаточной отдачи. К тому же методология заимствования требует значительных усилий по адаптации к российским условиям (в частности, это касается дополнительных финансовых затрат и времени на проведение различных подготовительных мероприятий). С другой стороны, внедрение новых управленческих технологий лишь в редких случаях ведет к эволюционному развитию решившейся на это хозяйственной организации. В большинстве случаев всю ее систему управления приходится кардинально менять с помощью волевого (силового) воздействия руководства. Между тем и самые незначительные изменения в данной сфере неизбежно встречают определенное внутреннее сопротивление. В итоге целесообразность практического внедрения даже очень эффективных управленческих инноваций становится весьма сомнительной, и они оказываются невостребованными российскими компаниями.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Svante Andersson, Victor Ingemar Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
В современной экономике существенную роль играют малые и средние предприятия (МСП), в частности в обеспечении занятости, расширении инновационности, ускорении роста и т.п. В последнее время растущий интерес вызывают процессы интернационализации таких фирм. Для некоторых из них ранняя интернационализация оказывается успешной стратегией. Подобные структуры часто называют «рожденные глобальными» (РГ). С самого создания они стремятся получить значительное конкурентное преимущество за счет приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах. Какие уроки можно извлечь из опыта успешных международных фирм? Могут ли традиционные модели объяснить развитие подобных структур? Все эти вопросы рассматриваются в содержании статьи.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Серафим Петров Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Макроэкономическая стабилизация, достигнутая в Болгарии после введения валютного управления (валютного борда) в 1997 г., способствовала созданию благоприятных условий для формирования рыночной среды на конкурентной основе. Важную роль в этом процессе играют малые и средние предприятия, которые внесли заметный вклад в ускорение экономического развития, увеличение объемов экспорта, расширение торговых связей страны, улучшение конкурентной среды и создание новых рабочих мест. Именно малый и средний бизнес стал в Болгарии основной движущей силой экономического роста, способствующей развитию предпринимательского мастерства и культуры бизнеса. Таким образом, небольшая численность работников, отсутствие бюрократической структуры, быстрая реорганизация производственного потенциала делают малый и средний бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов • Малые и средние предприятия могут с успехом не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Борис Чернышев Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Разработка научно-практических проблем сервисного менеджмента актуальна для российской экономики, где сегодня бурно развивается бизнес услуг (в этой сфере уже создается более 60% ВНП), многие промышленные предприятия активно используют сервисные технологии для продвижения своих товаров на рынок и достижения превосходства над конкурентами, повышается спрос на соответствующих специалистов. Что это такое сервисный менджемент? Автор статьи убедительно доказывает, что сервисный менеджмент – это философия управления, согласно которой она принципиально ориентируется на удовлетворение потребностей конкретного клиента. Таким образом, в настоящее время условием преуспевания большинства предприятий становятся преодоление их руководителями, менеджерами и персоналом сложившихся стереотипов мышления, переход от индустриальной парадигмы ведения бизнеса к сервисной, обеспечивающей реальные преимущества в борьбе за потребителя, и применение принципов и инструментов сервисного менеджмента как концепции, адекватной постиндустриальному обществу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Николаевич Демьяненко, Любовь Дятлова Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Недооценка творческого наследия Ф.У. Тейлора, как и других классиков менеджмента начала ХХ в., характерна для многих современных специалистов как в России, так и за рубежом. Некоторые российские авторы, занимающиеся проблемами управления, давая исторический обзор, избегают использовать традиционный инструмент исторической науки – анализ первоисточника. Это приводит к искажению представления об эволюции менеджмента и порождает многочисленные мифы. Устранение этих мифов, уточнение неверно понятых или намеренно искаженных концепций важно не только для восстановления справедливости, но и для лучшего понимания теории менеджмента и основных направлений ее эволюции. Ф.У. Тейлор, по мнению П.Ф. Друкера, – один из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на развитие науки, и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Алексей Ламанов Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Исследование экономики под углом вычленения «сетевых» структур становится все более популярным направлением экономических и социальных наук. Многочисленные формы промышленного партнерства, кооперации, неформальных альянсов и прочего долговременного взаимодействия со временем осмыслены, схематизированы и сведены к двум базовым моделям организационных сетей: 1) иерархизированной модели, когда крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком (корпорация – малый и средний бизнес). У разных авторов (М.Кастельс, Р.Патюрель) она интерпретируется как «лицензионно-субподрядная модель производства под «зонтичной» корпорацией»1 и как «сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач»2; 2) горизонтальной модели с равноправными партнерами (преимущественно из малого и среднего бизнеса), трактуемую указанными выше авторами как «мультинаправленная сетевая модель, введенная в жизнь мелкими и средними предприятиями» (М. Кастельс) или «сетевая совокупность предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны юридически, но поддерживают устойчивость друг друга в хозяйственном плане» (Р. Патюрель).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Натик Касимов Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1.
Социальная и политическая стабильность в Азербайджане, его приверженность курсу создания открытого демократического общества предполагают выработку стратегии устойчивого и быстрого развития страны. Цель этого курса – повышение уровня жизни населения и обеспечение высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе, превращение ее в преуспевающее государство с высоким жизненным уровнем и оптимистическими перспективами. На примере Азербайджана автором рассматриваются итоги реструктуризации. В результате последней частный сектор занял господствующую позицию в азербайджанской экономике: • Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике, рассчитанная на 2002-2005 годы, нацеливает усилия государства и экономического сообщества на шесть приоритетных направлений • Роль механизма развития непрерывно возрастает, поскольку на долю новых знаний и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста ВВП.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-09-2004
Альмира Талгатовна Юсупова, Наталья Балдина, Наталия Александровна Кравченко Проблемы теории и практики управления. 2004.  № 1. С. 77-84. 
В последние годы в публикациях по проблемам руководства предприятиями основное внимание уделяется управлению изменениями, источниками которых является нестабильная внешняя среда. С этой точки зрения развитие отечественных производственных структур в постсоветский период представляет огромный интерес – оно во многом уникально, так как масштабы и темпы подстерегающих их изменений можно считать беспрецедентными. Систематизация и анализ приобретенного опыта и практики преобразований послужат генератором новых идей в данной области менеджмента. На российском рынке, как и на многих других развивающихся рынках, существуют трудности с доступом к сравнимой и достоверной информации о деятельности хозяйственных объектов. В таких условиях разумно использовать простые инструменты, которые позволяют получить представление о финансовом состоянии и стратегии предприятий. Поэтому поставлена цель изучить конкурентные стратегии предприятий в период после кризиса 1998 г. на основе факторного анализа открытой финансовой отчетности. Для этого проанализирована деятельность группы предприятий, представляющих пищевую промышленность.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию