Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
«…До смерти хочется жить…» [статья]
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Вадим Львович Рабинович
Социологические исследования.
1994.
№ 2.
С. 67-70.
В рамках XIX Международного философского конгресса (Москва, 22–28 августа 1993 г.) походил круглый стол по теме «Образ смерти в истории культуры». Автор текста – один из участников обсуждения, в публицистической, полемичной форме предпринимает попытку проанализировать, как в разные эпохи представители различных народов осмысливали категории: «вечность», «смысл человеческого бытия», «достойная жизнь», «бессмертие» и т.п.


Опубликовано на портале: 15-09-2007
Игорь Васильевич Бестужев-Лада
Социологические исследования.
1991.
№ 12.
С. 48-57.
В заключительной части текста (начало в №5 1991) автор сперва четко определяет основные факторы, препятствующие инновациям: футурофобия как таковая; монополизм в горизонтальных связях реформируемой системы; авторитаризм ее вертикальных связей; ригидность поведения субъекта нововведения; противоречия внутренней логики развития самой инновации в конкретном социальном контексте. Далее предлагается схема действий, позволяющая минимизировать роль упомянутых обстоятельств: предпрогнозная ориентация – верификация полученных данных –выработка рекомендаций по уточнению предполагаемого нововведения – построение инновационной модели.


«Алгоритм» социального нововведения [статья]
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Игорь Васильевич Бестужев-Лада
Социологические исследования.
1991.
№ 9.
С. 78-89.
Алгоритмом нововведения автор называет такой логический порядок зарождения (генезиса), становления и проявления нововведения, при котором ожидаемый эффект оказывается реализованным, а сам процесс — оптимальным. Поскольку речь в статье идет о социальных нововведениях, автор видит в них разновидность управленческих решений. Отталкиваясь от алгоритмической схемы управленческого процесса, взятой на предельно абстрактном уровне, автор выделяет четыре укрупненных блока генерирования нововведения, в той или иной форме присутствующих во всех управленческих процессах. Это информационный, проблемно-целевой, генерационный и реализационный блоки.


Опубликовано на портале: 28-02-2006
Александр Юрьевич Рожков
Социологические исследования.
2000.
№ 10.
С. 76-83.
На основе изучения архивных материалов – Справок призывника автор текста реконструирует
картину мира военнослужащих Красной армии: подвижную систему связанных образов и
представлений об окружающей действительности, специфичных для различных страт военной
среды 1920-х годов. Показано, что усилиями пропаганды в казарме сформировался тип
«брутального» красноармейца, нетерпимого к «классовым врагам»
и другим «не нашим» (в это понятие включались евреи), но одновременно не
чуждого двойным стандартам, угодничеству перед начальством, конформизму и лицемерию.


«Грустит ли песня по-над реченькой» [статья]
Опубликовано на портале: 02-11-2006
Татьяна Васильевна Чередниченко
Социологические исследования.
1990.
№ 12.
С. 88-94.
Автор эссе, исследуя обиходный пласт эстрадной песенной музыки, посвященной любви к деревне, приходит к выводу о произошедшей трансформации некоторых социально-психологических стереотипов в обыденном сознании. Поэтика «причитания» с ее формулой «деревня – женщина – любовь – дом – семья», трактующая село как некую абстрактную основу жизни, все более вытесняется представлениями о деревне как о месте легкомысленного воскресного загородного отдыха. Это свидетельствует о следующем. Древня как знаковое культурологическое понятие теряет историческую реальность, превращаясь в эстрадно-танцевальный символ развлечения.


Опубликовано на портале: 26-10-2005
Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования.
1992.
№ 2.
С. 61-69.
В эссе в полемичной форме ставится проблема взаимосвязи социологической эмпирики
и социальной философии. Ученый, считает автор, не может ограничиться констатацией
объектов или мнений, но должен анализировать материал, превращая образцы мыслей или
реалий в факты научной практики. В противном случае эмпирические следствия подменяют
аналитические причины, а схемы (хоть социальные, хоть компьютерные) могут стать самоцелями,
заслонив собой человека. Основной вывод: социология через синтез с философским знанием
об обществе должна стать гуманитарной наукой; только тогда она будет средством упорядочивания
состояния общественных отношений и поведения реального человека в реальном социальном
институте.


Опубликовано на портале: 14-01-2006
Арто Норо
Социологические исследования.
2002.
№ 2.
С. 3-12.
«Диагноз времени» – это совокупное представление о природе, характере, духе и сущности исторической эпохи. Финский социолог считает, что рассмотрение данной категории в качестве теоретической конструкции социологических исследований вряд ли целесообразно, поскольку научный дискурс не может использовать трудноуловимые, зыбкие идейно-исторические компоненты временных диагнозов («модерн/постмодерн», «молчаливая революция», «общество переживания» и т.п.) в качестве эмпирических свидетельств и фактов, подлежащих верификации и строгому анализу.


Опубликовано на портале: 06-05-2006
Вадим Вениаминович Сапов
Социологические исследования.
1991.
№ 4.
С. 123-129.
Статья предваряет публикацию текста практически неизвестного в СССР философа русской эмиграции, члена Народно-Трудового Союза С.Левицкого. Приводится его краткая биография. Дается характеристика понятия «русский солидаризм» и приводятся основные положения этой концепции. Отмечается, в частности, что свобода – главная тема всего творчества Левицкого.


Опубликовано на портале: 25-05-2007
Анна Фенько
Социологические исследования.
1996.
№ 10.
С. 110-117.
Философское эссе, в котором автор анализирует два основные архетипа русского сознания.
Первый из них, восходя к образу почвы («матушки-земли»), олицетворяет
романтизированную, созерцательную ментальную схему, объективно направленную в прошлое
(«золотой век» всегда позади). Ее суть – в сохранении этнокультурной
традиции. Второй архетип представляет образ домашнего очага, ассоциирующийся с рациональным
началом человека и его активной деятельностью по «поддержанию огня». Он
нацелен на будущее, на перспективу. Вывод: парадокс развития любой национальной культуры
в том, что любая традиция поддерживается личным усилием ее носителей.


Опубликовано на портале: 04-10-2005
Марк Евсеевич Добрускин
Социологические исследования.
1999.
№ 4.
С. 128-132.
Автор анализирует результаты исследования, посвященного изучению проблем студентов-отличников. Оно было проведено в 1997 г. в четырех технических вузах Харькова силами сотрудников проблемной лаборатории Харьковского технического университета радиоэлектроники. В качестве методов исследования применялись: выборочное анкетирование отличников всех курсов с учетом корреляций по демографическим признакам, индивидуальные беседы с ними, интервью с работниками учебной части вузов, преподавателями и профработниками, изучение документации вузов и общественных организаций.


«Зырянский заповедник» [статья]
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Вадим Вениаминович Сапов
Социологические исследования.
1991.
№ 8.
С. 118-120.
Автор описывает обстоятельства жизни П.А. Сорокина в годы революции и гражданской
войны, когда тот пережил «катастрофическое обращение», или духовный кризис.
Речь идет об отходе Сорокина от позитивистской веры в бесконечный «прогресс»
и к призыву следовать «заветам Достоевского», то есть ступить на «путь
религиозно-нравст¬венной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому,
ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Данная статья предваряет опубликованный
в этом же номере труд Сорокина «Таинственная энергия любви».


«Киноменю» школьников [статья]
Опубликовано на портале: 15-05-2006
Л.Д. Рондели
Социологические исследования.
1995.
№ 3.
С. 92-94.
Тема статьи – влияние американской киноиэкспансии на юных зрителей в России. Автор анализирует жанрово-тематическую структуру прокатного репертуара и основе полученных результатов выделяет перечень факторов негативного воздействия на молодых людей. В частности, это отсутствие отчетливых образов семьянина и семьи, отца и матери, мужа и жены, крайне слабая представленность таких ценностей как дружба, справедливость, достоинство, обилие актов насилия, нередко переходящих в демонстрацию садизма.

Опубликовано на портале: 16-03-2005
Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования.
1994.
№ 5.
С. 103-110.
В статье рассмотрены историко-философские основы социально-политической науки современного консерватизма от Платона и Аристотеля до Э.Бёрка. Автор прослеживает в трудах философов разных эпох развитие понятия справедливости государственной власти, в частности, для различных форм правления (демократии, олигархии, тирании, аристократии). Фрасимах, пишет автор, в своем труде «Государство» выдвигает «железный закон олигархии», согласно которому в отношениях между властвующими и подвластными приоритет никогда не может быть отдан интересам последних, так как нет людей, которые находясь у власти, добровольно и на значительное время предпочли чужие интересы своим. Принцип деятельности власти в своих интересах возводится, по Фрасимаху, всегда и везде в ранг справедливого. Фрасимах объясняет, что властвование выставляется справедливым посредством отождествления справедливости с соблюдением норм. В статье «принцип Фрасимаха» рассмотрен в его эволюции и интерпретации относительно концепции консерватизма. Обращение к источникам основных положений «истинного» консерватизма, по мнению автора, дает материал для нового осмысления актуальных социально-политических проблем.


«Крылатый Эрос» и промфинплан [статья]
Опубликовано на портале: 21-07-2005
Алла Ивановна Черных
Социологические исследования.
1993.
№ 8.
С. 105-113.
В статье представлен очерк истории государственной политики в области семейно-брачных отношений в СССР - от благоволения открытому соитию, скрепленному «крылатым эросом» к культивированию антисексуализма. Смена «парадигм» намечается со второй половины 1920-х годов, когда свобода секса сначала постепенно ограничивается, а к середине 1930-х уже преследуется. Рассматривается и истории отношения государства к однополому сексу – от полной легализации в 1917 г. до запрещения в 1933.


Опубликовано на портале: 25-10-2005
Виктор Николаевич Земсков
Социологические исследования.
1992.
№ 2.
С. 3-26.
В тексте на базе статистики НКВД (хранится в фондах Центрального государственного архива Октябрьской революции) приводятся полные количественные данные о численности трудопоселенцев по всем районам высылки кулаков, о географии их размещения, демографических характеристиках, а также об использовании этого контингента различными наркоматами. В приложении публикуется текст постановления Совнаркома Союза ССР от 8 января 1945 г. «О правовом положении спецпереселенцев».

