Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Т.В. Тягунова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 129-146. 
В статье предпринимается попытка с помощью ресурсов этнометодологического знания описать некоторые привычные способы организации и осмысления своих действий участниками образовательного взаимодействия. Главный вопрос, рассматриваемый в тексте, заключается в следующем: на основании чего образовательным действиям придается смысл «разумных», «правильных», «адекватных»; в соответствии с каким порядком они выстраиваются, регулируются и координируются; какие именно практические действия, как правило, осуществляются участниками взаимодействия в рамках привычной учебной ситуации, благодаря которым она получает свою осмысленность. Использованный автором метод состоял в создании «проблемы» в рамках привычной учебной ситуации посредством модификации педагогической позиции. По этой причине действия преподавателя должны были обнаружить определенное расхождение с ожидаемым «нормальным» порядком их осуществления и, соответственно, актуализировать у учащихся интерпретационную деятельность по приданию этой ситуации ее «нормальных» свойств.
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Ирина Марковна Попова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 147-170. 
Интервью с доктором философских наук, профессором кафедры социологии Института социологии Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Ириной Марковной Поповой подготовлено в связи с ее 75-летним юбилеем. И.М. Попова, известный специалист по методологии социологического исследования, социальной психологии, изучению общественного мнения. Она внесла заметный вклад в развитие социологии на Украине.
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Л.А. Козлова Социологический журнал. 2001.  № 2. С. 145-158. 
В деятельности любого научного сообщества, сколь бы свободным оно ни было, возникают статусные номенклатуры. В советской истории это нашло выражение в создании иерархии ученых степеней и ученых званий после ликвидации "сословных различий", предусмотренных одним из первых декретов большевистской власти. Было ли восстановление "диссертаций" как формы легитимации научного ранга при советском режиме обусловлено давлением власти или можно говорить о встречном движении власти и научного сообщества? "Диссертация" представляла собой форму селекции и границу, отделявшую научное сообщество от "большого" советского общества, но в то же время играла роль промежуточного институционального шаблона, который предусматривал присвоение научного ранга "без защиты диссертации" с последующим повышениям общественного статуса и уровня благосостояния. Рассматриваемая в данной статье историко-научная проблема может быть сформулирована в виде вопроса: кто и почему входил в высшие профессиональные эшелоны науки и образования без защиты диссертации?
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-07-2009
Д Н Замятин Социологический журнал. 2009.  № 5. С. 108-114. 

Опубликовано на портале: 01-08-2003
Давид Львович Константиновский, Галина Анатольевна Чередниченко, Елена Дмитриевна Вознесенская Социологический журнал. 2001.  № 3. С. 101-120. 
Авторы статьи полагают, что работающий студент — это новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те, кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим трудом, то есть те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами, которые могли бы обеспечить активное и инициативное их присутствие в поле высшего образования и на рынке труда. Добиться того, чтобы их доля не продолжала снижаться в общем числе студентов, возможно лишь с помощью государственной поддержки, активизации общественных сил, а также солидаризации и коллективной "самопомощи" студенчества, не уповающего только на патернализм государства. История показывает, что в дореволюционной России существовала широкая система государственной и общественной поддержки студенчества. Это не устраняло, но в значительной степени помогало снизить остроту социальных конфликтов. Этот многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 12-06-2006
Валентина Николаевна Ярская Социологический журнал. 2005.  № 2. С. 157-174. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2003
Валерий Георгиевич Виноградский Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 36-48. 
Статья В.Г. Виноградского погружает читателя в «мир» неформальной экономики. «Погружение» происходит благодаря анализу классических литературных текстов и нарративов, записанных в ходе полевых социологических исследований крестьянства Южной России (время записи – осень 1999 – зима 2000 гг.). "Хочешь жить, умей вертеться!" – эта немудреная житейская сентенция, которую можно назвать девизом неформальной экономики, выполняет, по мнению автора, одновременно две важных социальных функции. Во-первых, она итожит нелегкий опыт повседневного выживания и, во-вторых, кратко и понятно формулирует необходимую и достаточную программу их будущих житейских опытов. Иначе говоря, она содержит в себе одно из немногих универсальных правил рутинного человеческого существования. Указанные функции неформальной экономики демонстрируются автором на примерах производства, потребления и повседневного использования крестьянскими хозяйствами пищи, предметов одежды, хозяйственной утвари. Особое внимание уделяется специфике крестьянских социальных сетей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 156-170. 
В современной социологии (в частности, в экономической социологии) социальный институт принято понимать как совокупность «правил игры» и форм контроля. Но за этим непроблематичным на первый взгляд определением стоят серьезные концептуальные трудности. В статье раскрывается социологический смысл проблемы «следования правилу», анализируется парадокс, сформулированный Л. Витгенштейном, и дается обзор предложенных в социальной теории вариантов решения этого парадокса. Представлены подходы П. Уинча, С. Крипке, Ч. Тэйлора, А. Макинтайра и других социальных теоретиков к вопросу оснований и условий возможности социальных институтов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-07-2006
О. Рамштедт Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 53-64. 
Основное содержание статьи составляет аргументация утверждения, что социологическая концепция Г. Зиммеля (равно как и Э. Дюркгейма и М. Вебера) не устарела. Классические теории отделяют старую, частично преодоленную общественную науку и представляют собой образцовые теоретические конструкции, которые смогли просуществовать долгие годы. Идеи Зиммеля и других классиков социологии возникли как отклик на модернизацию общества и сформулировали основания современного социологического знания. По их мнению, основное притязание социологии — свободное от ценностей исследование того, что структурирует общество — социальные факты, формы взаимодействия, проявления социального действия.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Бюрократия [статья]
Опубликовано на портале: 30-10-2003
David Beetham Социологический журнал. 1997.  № 4. С. 165-185. 
Что представляет собой бюрократия? Читатель, заинтересовавшийся этим вопросом, как правило, быстро оказывается в затруднении, попытавшись разобраться в существе дела. Путаница порождается множеством значений, которые придаются термину “бюрократия”. Столкнувшись с таким многообразием значений, исследователи бюрократии обычно используют одну из двух стратегий. Первая из них состоит в том, чтобы объявить, что бюрократия в действительности означает государственное управление или организационную неэффективность или что-либо еще. Такой подход помогает избежать путаницы, но лишь до тех пор, пока в руки студентов не попадет книга другого автора. Вторая стратегия носит более описательный характер и заключается в обсуждении разнообразных значений термина, которое завершается выводом, что бюрократии как таковой не существует вообще, а есть лишь набор разнообразных явлений, неправомерно обозначенных общим понятием. Этот подход несомненно позволяет преодолеть путаницу, но лишь ценой отказа от рассмотрения бюрократии как единого объекта исследования. Но проблема остается: существует ли в конце концов бюрократия в действительности? Надеемся, что читатель, взявший в руки (или скачавший из Интернет) статью Д. Битэма, сможет наконец получить ответ на вопрос, волнующий ученых мужей не одно десятилетие.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-07-2006
Е.В. Рогальская Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 195-198. 
Данная публикация представляет собой перечень докторских диссертаций по социологии, которые были утверждены в 1993 году. Список состоит из 42 пунктов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-01-2007
Е.В. Рогальская Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 27. 
Публикуется список докторских диссертаций по социальным наукам, утвержденных ВАКом в январе-июле 1993 года. В список вошли: описание двух докторских диссертаций по специальности 22.00.01 — теория методология и история социологии; одной по специальности 22.00.03 — социология труда и экономическая социология и семи диссертаций по специальности 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и образ жизни.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-12-2006
А. А. Никонова Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 66-79. 
В статье дан исторический анализ развития сельскохозяйственных наук в России 1920-х годов. Автор предлагает условную классификацию ученых-аграрников, относя их к трем группам: либеральным демократам, представителям организационно-производственной школы и марксистам. Рассматриваются идеи основных представителей каждого направления, посвященные социально-экономическому исследованию аграрных проблем в России и в частности Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, В.П. Милютина, Л.Н. Литошенко и др. Все они подверглись идеологическим репрессиям. Автор останавливается на конференции аграрников-марксистов (декабрь 1929 г.), проходившей в Институте экономики Коммунистической академии, которая во многом предопределила разрушение крестьянского хозяйства и репрессии в отношении ученых-аграрников.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-07-2006
Ирина Владимировна Журавлева Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 192-194. 
В заметке описываются основные итоги деятельности коллектива Института социологии в 1993 г. в рамках общеинститутской исследовательской программы «Альтернативы социальных преобразований в российском обществе (руководитель — д. филос. н., профессор В.А. Ядов).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Андрей Григорьевич Здравомыслов Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 4-17. 
В статье анализируется вклад постмарксистской и поствеберовской социологии в понимание проблем власти. В частности, анализируется идея социального пространства, а также важнейшие инструменты конструирования социальных отношений властными структурами: интерпретация понятий «интересы народа», «интересы класса и нации» и др.; номинация — публичное и официальное называние соответствующих отношений; создание конфликтных ситуаций в обществе. Современная социология предлагает понимание власти как средства накопления символического капитала, который, по мнению автора, может стать источником неконфронтационной, то есть рефлексивной политики.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию