Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-04-2004
Светлана Геннадьевна Саблина Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 100-111. 
В настоящее время, как считает С.Г. Саблина, в отечественной литературе отсутствует четкое представление о критериях выделения среднего класса и, соответственно, о его наличии в пространстве трансформирующегося социума, размерах, составе, источниках пополнения и т.п. Поиск его прототипов среди элементов социальной структуры обнаруживает средний слой, обладающий культурным и деятельностным потенциалом и претендующий на выполнение соответствующих функций. Наличие "среднего протокласса" требует изучения возможностей и вероятности превращения его в полноценный класс (для этого считаются необходимыми, например, модернизация и структурное преобразование экономики, изменение психологии, стереотипов поведения и т.п.). Из западных работ в данной области известно еще одно условие, обозначенное как процесс кристаллизации статуса. По мнению автора статьи, использование концепции статусных рассогласований расширяет проблемное и дискуссионное поле, способствует формированию нового взгляда на одну из наиболее актуальных проблем отечественных стратификационных исследований.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Люди и вещи [статья]
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Валерий Борисович Голофаст Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 58-65. 
Статья посвящена социологическому анализу отношения человека к окружающим его вещам. Автор выделяет три различных типа (режима) отношения людей к вещам, которые представляют последовательные этапы развития, но в то же время и сосуществуют, переплетаются, интерферируют между собой, выступают как контрастные стили жизни разных социальных групп, поколений, стран и территорий. При первом режиме вещи были дефицитом, составляли коллективную ценность. При втором - отношение к вещам становится более ситуативным, они рассматриваются как помощники, партнеры по социальному взаимодействию. Третий типологический режим характеризуется тем, что потребительское общество отходит в прошлое. В дальнейшем массовое производство массово потребляемых вещей, стандартных и функциональных, становится господствующим течением технологии, рынка и потребления. Но стратификация вещей не исчезает совершенно, она мимикрирует, меняет свой смысл и свое соотношение со стратификацией общества. Нелинейность развития общества потребления в мире и России позволяет автору провести следующее рассуждение. Общество потребления возникло под флагом массового производства и стратификации вещей, пытаясь удержать традиционную экономическую дифференциацию между богатством и бедностью, которая была характерна для традиционного общества. Сохранить эту традиционную стратификацию в обществе потребления, в обществе массового производства не удалось, хотя некоторая инерция в этой области чувствуется особенно в тех странах, которые отвечают либо за мировое массовое производство, либо за мировое производство высших культурных ценностей. Стремление сохранить архаичные порядки обходится все дороже и дороже, пока не становится историческим анахронизмом.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Лариса Леонидовна Шпаковская Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 66-78. 
Антикварный рынок, по мнению автора, становится своего рода посредником при трансформации потребительной стоимости старых вещей. Его участники – антикварные торговцы –не только исходят из оценок, осуществляемых покупателями-коллекционерами, но и сами активно участвуют в определении ценности вещей. Значимую роль здесь играют некоторые институциональные формы: аукционы, каталоги, эксперты, крупные престижные магазины, салоны, – которые появляются на российском рынке после "перестройки". Государство также занимает заметную позицию в процессе социального переопределения ценности. Оно покупает вещи у граждан и осуществляет торговлю ими за границей и внутри страны, выделяя, таким образом, так же как и торговцы коммерческую ценность антикварных вещей. Оно присваивает себе наиболее ценные предметы и использует их для символического подтверждения своей значимости или представляет своего рода гарантию ценности вещи в том случае, если она находится или находилась во владении государства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Розалина Владимировна Рывкина Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 5-12. 
По данным экспертного опроса 1993-1994 гг. автор делает вывод, что цели экономического курса на приватизацию не достигнуты. Иными словами, что политика приватизации до конца не доведена. На предприятиях сложились не "чистые", а промежуточные экономические формы, в которых сочетаются признаки как частного, так и государственного хозяйствования. Российская приватизация оказалась в положении "незавершенки". В нынешней российской ситуации инвентаризация на предприятиях – далеко не техническая, а важнейшая экономическая и политическая задача. Только она сможет ответить на вопрос, какова же на самом деле структура собственности в российской промышленности на десятом году рыночных реформ. Негативное отношение большинства директоров промышленных предприятий к приватизации объясняется, помимо частных, системными факторами: политической нестабильностью общества, теневым характером социальных, политических и экономических процессов, обострением внутренних и внешних конфликтов, социальной напряженностью, снижением внешнеполитического влияния России и т.д. Автор считает, что в таких условиях трудно ожидать полномасштабной законодательно обоснованной приватизации промышленных предприятий.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Вячеслав Надимович Валитов Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 112-120. 
В статье рассматриваются способы построения социальных сетей и их влияние на формы экономической активности иммигрантов и коренных жителей. Социальные сети являются важным информационным и экономическим источником. "Слабые" связи служат дополнительным ресурсом для эффективных стратегий экономического поведения – открытия собственного дела, эмиграции. В то же время исследование автора опровергает взгляд на существование этнического предпринимательства как формы экономической мобилизации этнических общин. Община не обеспечивает значительной экономической выгоды входящим в нее этническим меньшинствам. В то же время этничность как один из определяющих моментов деловых сетей является востребованной лишь на начальном этапе экономической деятельности, впоследствии же она рассматривается как форма дополнительного социального капитала. Деловые сети в большей степени служат для минимизации рисков, в то время как для получения дополнительной прибыли предприниматели стремятся установить слабые связи с местными органами власти. Вместе с тем этническая идентичность играет заметную роль на рынке труда при неформальной занятости. Эти особенности позволяют рассматривать социальную сеть как форму социального капитала. В исследовании показано, что мобилизация социальных сетей осуществляется в целях социальной и экономической адаптации, и социальный капитал формируется не столько в семье, сколько через слабые связи.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Фридрих Маркович Бородкин Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 5-17. 
Тема социальной эксклюзии в настоящее время - одна из самых популярных в западной социологии. С недавних пор к исследованию этого социального феномена подключились и российские исследователи. Поэтому обзорная статья Ф.М. Бородкина может представлять для читателей, и не только для тех, кто профессионально занимается вопросами социальной стратификации и социальной работы, особый интерес. Не случайно автор отмечает, что социальная эксклюзия может быть связана не только с бедностью, но и с культурно-этническими, экономическими, религиозными обстоятельствами. В статье представляется концепция М. Вольфа, демонстрируется специфика российского и европейского подходов, показывается роль новых социальных движений в преодолении социальной эксклюзии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Наталья Сергеевна Рябинская Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 69-75. 
В статье обсуждается связь между процессом текстообразования и системой социальной стратификации. Человек воспринимает мир через призму базовых категорий, которые отображают коллективные представления и общественное устройство, упорядочивают социальные отношения и таким образом воспроизводят социальные солидарности. В основе этого дюркгеймовского тезиса лежит предположение о взаимной обусловленности форм знания и общества, сформулированное в античной общественной мысли. Солидаристской традиции в социологии знания противостоит критическая теория, получившая наиболее последовательное воплощение в неомарксизме: формы знания не столько способствуют воспроизводству коллективного целого, сколько используются доминирующими (либо стремящимися к доминированию) группами для навязывания другим собственных интересов и сохранения (либо завоевания) властных позиций. Соответственно, анализ текстообразования в обществе направлен прежде всего на обнаружение отношений господства и подчинения, определяющих содержание идеологий как форм социальной репрессии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Светлана Абрамовна Стивенсон Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 87-97. 
Нарастающая информализация городской среды – далеко не только российское явление. Глобальные процессы трансформации государств и преобразования рынков труда приводят к вытеснению значительных групп населения (мигрантов, беженцев, представителей этнических меньшинств, бедных слоев) на периферию общества. Подходить к объяснению опыта этих людей лишь с помощью понятия "социального исключения", описания различных сценариев, благодаря которым они "проваливаются" на социальное дно, как полагает автор статьи, значило бы сильно обеднить понимание. В этом смысле внимание к социальному капиталу, не только теряемому при вытеснении из "большого общества", но и накапливаемому в теневых сообществах, по мнению автора, представляется оправданным и полезным. При проведении исследования, в рамках которого было опрошено 123 безнадзорных ребенка, обнаружился целый ряд возможных перспектив, открытых бездомным детям, помимо непосредственно криминальных. Используя возможности, предоставляемые улицей, дети активно пытаются найти надежные и эффективные социальные связи, которые помогли бы им аккумулировать социальный капитал в параллельной экономике и обществе.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Никлас Луман Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 16-35. 
Помощь, по мнению автора, определяется и регулируется структурами взаимных ожиданий. Это предполагает наличие определенных культурных типов и предварительного взаимопонимания. Определение ситуации состоит в том, чтобы использовать такие типы или отвергнуть; оно происходит путем допущения, предложения и принятия, изменения, уклонения или отклонения типичных ожиданий. Неоказание помощи в ситуациях, в которых ее можно было бы ожидать, также объясняется тем, что из присутствующих никто конкретно ее не ожидал, либо тем, что тот, кто был способен помочь, ожидал, что никто его помощь не ожидает. Поэтому социологический вопрос о функции и целесообразности помощи в социальных системах следует рассматривать как многослойный: с одной стороны, он связан с наличием круга конкретных типов ожиданий для определения ситуаций (что включает более или менее ясное представление обеих сторон о направленности последующих действий), с другой – с фактическими ситуациями, в которых подобные типы могут быть применены. Взаимопомощь среди людей всегда связана с проблемой уравнивания потребностей и возможностей их удовлетворения во времени. Но не все действия и учреждения, имеющие отношение к этой проблеме, будут квалифицированы, пережиты, институциализированы как помощь. Что в каждом конкретном случае означает помощь и какие формы она принимает – форму морального требования, общественного института, организуемой программы или просто естественного поступка, – зависит от того, в контексте каких общественных устоев решается общая проблема временного уравнивания потребностей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию