Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Л.А. Козлова Социологический журнал. 2001.  № 2. С. 145-158. 
В деятельности любого научного сообщества, сколь бы свободным оно ни было, возникают статусные номенклатуры. В советской истории это нашло выражение в создании иерархии ученых степеней и ученых званий после ликвидации "сословных различий", предусмотренных одним из первых декретов большевистской власти. Было ли восстановление "диссертаций" как формы легитимации научного ранга при советском режиме обусловлено давлением власти или можно говорить о встречном движении власти и научного сообщества? "Диссертация" представляла собой форму селекции и границу, отделявшую научное сообщество от "большого" советского общества, но в то же время играла роль промежуточного институционального шаблона, который предусматривал присвоение научного ранга "без защиты диссертации" с последующим повышениям общественного статуса и уровня благосостояния. Рассматриваемая в данной статье историко-научная проблема может быть сформулирована в виде вопроса: кто и почему входил в высшие профессиональные эшелоны науки и образования без защиты диссертации?
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Давид Львович Константиновский, Галина Анатольевна Чередниченко, Елена Дмитриевна Вознесенская Социологический журнал. 2001.  № 3. С. 101-120. 
Авторы статьи полагают, что работающий студент — это новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те, кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим трудом, то есть те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами, которые могли бы обеспечить активное и инициативное их присутствие в поле высшего образования и на рынке труда. Добиться того, чтобы их доля не продолжала снижаться в общем числе студентов, возможно лишь с помощью государственной поддержки, активизации общественных сил, а также солидаризации и коллективной "самопомощи" студенчества, не уповающего только на патернализм государства. История показывает, что в дореволюционной России существовала широкая система государственной и общественной поддержки студенчества. Это не устраняло, но в значительной степени помогало снизить остроту социальных конфликтов. Этот многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Куанышбек Муздыбаев Социологический журнал. 2001.  № 1. С. 5-32. 
В статье анализируются результаты социально-психологического исследования переживания бедности в России в 90-е годы, проведенного в 1997 и 2000 гг. в Петербурге (и в первом и во втором случаях N=700 чел.). Его задачи определение типичных форм атрибуции ответственности за бедность и выявление факторов, препятствующих ее преодолению; сравнительный анализ стратегий совладания с материальными трудностями у бедных и у обеспеченных групп респондентов; определение степени депривации бедных; выявление личностных и социальных детерминант бедности. Особый фокус исследовательских усилий найти верный баланс в индивидуалистическом и структурном объяснении бедности применительно к российской ситуации, разобраться во взаимоотношениях бедных как пополняющейся социальной страты и общества в целом (являются ли бедные ярмом на шее общества в силу своих личностных качеств или общество повинно в их положении вследствие несовершенства своего устройства). В объяснении причин бедности автор опирается на закономерности атрибутивных процессов (атрибутивные теории) прежде всего, недооценку значения ситуационных переменных и переоценку диспозиционных (личностных) влияний на результаты деятельности; различия в интерпретации поведения самим индивидом и посторонним наблюдателем; различия в атрибуции ответственности за успехи и неудачи (успех чаще приписывается личностным качествам, неудача обстоятельствам).Специальные шкалы и психологические тесты, адаптированная методика Дж. Фейгина привлечены для выявления основных стратегий совладания с материальными трудностями (автор выделяет 14 стратегий), анализа личностных характеристик малоимущих во взаимосвязи с атрибуцией ответственности за бедность, описания стратегий совладания с экономической депривацией. Один из основных выводов статьи в пользу большей корректности структурных объяснений современной российской бедности над индивидуалистическими. Продуктивные социальные навыки, позитивно ориентированный тип личности формируются только в условиях социального порядка и возрожденной экономики, обеспечивающих мотивацию созидания и достижения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Василий Дмитриевич Патрушев Социологический журнал. 2001.  № 4. С. 128-134. 
Анализ материалов советско-американского (Псков и Джексон, 1986), советско-финляндского (Псков и города Финляндии, 1986/1987) исследований бюджетов времени населения, а также аналогичных исследований в Пскове (1995 и 1997/1998) позволяет автору сравнить повседневную деятельность промышленных и строительных рабочих России, США и Финляндии. В России и США обследовались соответственно рабочие Пскова и Джексона, а данные по Финляндии репрезентативны для промышленных и строительных рабочих страны. В данном случае вниманию читателей предлагается компаративный анализ затрат времени по основным сферам жизни: работа, домашний труд, свободное время.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Piotr Sztompka Социологический журнал. 2001.  № 1.
Дается анализ современных социологических теорий. Определяются основные задачи социологического образования: a) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность; б) привить определенный взгляд на предмет, задать теоретическую перспективу в изучении социальной реальности; в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований; г) использовать информацию о фактах и сведениях о современной общественной жизни. Обсуждается смысл основного понятия социологии - "социологического воображения" - как способности рассматривать общество под определённым углом зрения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Андрей Юрьевич Ашкеров Социологический журнал. 2001.  № 3. С. 71-87. 
Антропологический и экономический подходы к социальному обмену обусловлены не столько различиями в предметных областях, сколько неявными предположениями, характерными для антропологии и экономики. Экспликация этих предположений позволяет прояснить меру взаимозависимости символического и экономического обменов. Без подобного прояснения, по мнению автора статьи, нельзя распознать институциональные и поведенческие формы запечатления этой зависимости в социальных и мировоззренческих ансамблях различных исторических эпох.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию