Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Т.В. Тягунова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 129-146. 
В статье предпринимается попытка с помощью ресурсов этнометодологического знания описать некоторые привычные способы организации и осмысления своих действий участниками образовательного взаимодействия. Главный вопрос, рассматриваемый в тексте, заключается в следующем: на основании чего образовательным действиям придается смысл «разумных», «правильных», «адекватных»; в соответствии с каким порядком они выстраиваются, регулируются и координируются; какие именно практические действия, как правило, осуществляются участниками взаимодействия в рамках привычной учебной ситуации, благодаря которым она получает свою осмысленность. Использованный автором метод состоял в создании «проблемы» в рамках привычной учебной ситуации посредством модификации педагогической позиции. По этой причине действия преподавателя должны были обнаружить определенное расхождение с ожидаемым «нормальным» порядком их осуществления и, соответственно, актуализировать у учащихся интерпретационную деятельность по приданию этой ситуации ее «нормальных» свойств.
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Ирина Марковна Попова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 147-170. 
Интервью с доктором философских наук, профессором кафедры социологии Института социологии Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Ириной Марковной Поповой подготовлено в связи с ее 75-летним юбилеем. И.М. Попова, известный специалист по методологии социологического исследования, социальной психологии, изучению общественного мнения. Она внесла заметный вклад в развитие социологии на Украине.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Ростислав Евгеньевич Гергилов Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 63-73. 
Автор статьи констатирует, что культуркритические направления, возникшие в Германии на рубеже XIX-XX веков, характеризовались интересом к творчеству Ф. Ницше и рецепцией его взглядов. Это было связано с попыткой некоторых литературно-философских кругов использовать мотивы ницшеанской критики культуры в целях социалистической агитации. "Культ Ницше" усугублялся и тем, что его образ как мировоззренческого противника К. Маркса все чаще подвергался критике "истинными социалистами". Сам Ницше, не разделяя исходных предпосылок социологии своего времени, обращался к ним в рамках своего проекта генеалогии морали. Современники порой высказывали противоположные суждения о творчестве Ницше, особенно в рамках социологических дискуссий. Р.Е. Гергилов, опираясь на немецкую социологическую литературу того времени, показывает, как различные мыслители оценивали влияние Ницше на современную им социологию. В частности, автор статьи анализирует позиции Л. Штайна, К. Брейзига, Ф. Меринга, Г. Зиммеля и - особенно подробно - Ф.
Опубликовано на портале: 02-02-2007
Михаил Константинович Горшков Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 202-208. 
Доклад прочитан в связи с избранием М.К. Горшкова директором объединенного Института социологии РАН; в апреле 2006 г. решением Президиума РАН М.К. Горшков утвержден в должности директора. В докладе содержится информация о работе по интеграции Института социологии, Института сравнительной политологии и Института комплексных социальных исследований в единое научное учреждение РАН, а также планы развития объединенного Института.
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Наталия Валентиновна Демина Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 209-214. 
В заметке содержится информация о Конвенции независимых социологических центров, первая встреча которых была организована в 2004 г. Центром независимых социологических исследований и Интерцентром. В частности, подробно описываются цели и результаты второго заседания Конвенции, которое прошло в ноябре 2005 г. в Интерцентре. В формате круглых столов обсуждались деятельность независимых социологических центров из Москвы. Санкт-Петербурга, Ульяновска, Краснодара, Казани, Иркутска, Нижнего Новгорода и других городов России, тенденции в организации общества и науки, а также проблемы методики социальных исследований.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Георгий Георгиевич Хазагеров Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 40-62. 
Автор пытается объединить классический и постмодернистский подходы к лингвокультурологическому исследованию речевого акта, чтобы преодолеть органичения, свойственные обоим. Он вводит различение, вернее, противопоставление двух осей коммуникации: оси интенции ("я"-"ты") и оси конвенции ("я"- "мы"), чтобы более адекватно понять некоторые антиномии общения. Автор вводит также понятия ближней и дальней прагматики. Первая относится к оси интенции и не выходит за пределы речевого акта, вторая проявляет себя на оси конвенции. Она выходит за пределы речевого акта, то есть связана с необходимостью заботиться о дискурсе в целом, об обустройстве дискурсивного пространства. Г.Г. Хазагеров использует анализ взаимного влияния оси интенции и оси конвенции и соответствующих им прагматик как инструмент для того, чтобы интерпретировать причины сложившейся лингвокультурологической ситуации, которая связана с нарушением и разрушением норм современного русского языка.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Laurent Thévenot
Перев.: Александр Дмитриевич Хлопин (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 5-39. 
Перевод текста выполнен по изданию: Thevenot L. Pragmatiques de la connaissance // Sociologie et connaissance. Nouvelles approches cognitives / A. Borzeix, A. Bouvier, P. Pharo (eds.). Paris: Ed. du CNRS, 1998. P. 101-139. В данном номере публикуется первая часть перевода. Для критического анализа направлений когнитивной социологии Л. Тевено анализирует связь, существующую между знанием, социальным и действием. В частности, он рассматривает центральную тему для социологии дюркгеймианского направления, а значит, и для социального конструктивизма - соотношение объективного, социального и практического, - а также некоторые переклички с феноменологией, возникающие в связи с обращением М. Мосса к идее освоенного тела. Далее, исходя из ограничений, налагаемых подобным конституированием социальной реальности, автор рассматривает возможные трактовки мыслительных операций представления - как когнитивную операцию сопоставления, как политическое действие по установлению порядка и как инструментальное действие. При таком подходе автору удается отказаться от менталистской когнитивистской модели и сохранить связь знания с формами коллектива и практической деятельностью в мире.
Опубликовано на портале: 02-02-2007
Ирина Владимировна Троцук Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 183-193. 
Определяя рассматриваемую книгу одновременно как "солидное академическое издание" и как "сборник зарисовок", И.В. Троцук избирает довольно оригинальный способ рецензирования изложение "личных впечатлений отягощенного собственным профессиональным и личным опытом читателя", которому неукоснительно следует на протяжении всей заметки. В результате получилась работа, остроумно и изящно указывающая на недостатки рассматриваемой книги и подробно и профессионально анализирующая ее методическую часть. Кроме того, автор подробно и аккуратно реферирует весь сборник, что ценно само по себе, поскольку отменяет необходимость обращаться к первоисточнику. В центре внимания авторов повседневность, рассматриваемая в двух аспектах как "общая" социальная реальность жителей Санкт-Петербурга и как локальная повседневность отдельно взятого научного предприятия, к юбилею руководителя которого, В.М. Воронкова, и приурочен сборник. Главное достоинство сборника, по мнению И.В. Троцук, заключается в том, что в нем (хотя и в легкой юмористической форме) на реальных примерах описаны процедуры и результаты использования качественных методов, показаны их теоретико-методологические основания, достоинства и ограничения.
Опубликовано на портале: 02-02-2007
Наталья Яковлевна Мазлумянова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 176-182. 
Данная статья, по свидетельству ее автора, не рецензия и не обзор, а скорее "взгляд из-за кулис". С этим трудно не согласиться, так как Н.Я. Мазлумяновой, бывшей редактором двух книг Б.З. Докторова (Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2005; "Отцы-основатели": история изучения общественного мнения. М.: Центр социального прогнозирования, 2006), посвященных истории исследования общественного мнения в России и Америке, из первых рук удалось познакомить читателя с творческой кухней автора, раскрыть механизм напряженной взаимной работы автора научных работ и их редактора, которая продолжалась в течение года и основывалась на электронной переписке. Полезными цитатами из нее изобилует заметка. Своеобразие ситуации заключается в том, что Б.З. Докторов живет в Америке, а Н.Я. Мазлумянова в Москве, что не мешало им приходить к взаимопониманию и квалифицированно выполнять свою работу. Представляется оригинальным жанр и замысел этой небольшой заметки, так как работа редактора и автора всегда остается скрытой от постороннего взгляда. Однако обнародование в некоторых случаях ее смысла и механизмов могло бы стать неплохой школой для многих авторов.
Опубликовано на портале: 02-02-2007
Олег Николаевич Яницкий Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 171-175. 
Рецензия выходит за рамки анализа книги, описанной в ее заглавии. Вначале автор дает подробную характеристику направлению, которое уже в течение пятнадцати лет развивается под руководством Э.С. Кульпина и называется концепция социоестественной истории. Перечисляются монографии и сборники, вышедшие в рамках этого направления (а всего их опубликовано 26). Цель социоестественных исследований системное осмысление исторических процессов с использованием специальной методологии, разработанной на стыке гуманитарных и естественных наук и позволяющей изучать взаимодействие и взаимовлияние общества и природы. Рассматриваемая книга представляет собой сборник статей; для нескольких из них (авторы Э.С. Кульпин, В.И. Пантин) главной темой является анализ взаимовлияния природных условий на социально-политическую ситуацию в России, которое выразилось в серии социально-экологических кризисов в XVI- первой половине XIX вв. Статья Л.М. Смирнова посвящена исследованию (на основании всероссийских массовых опросов) представлений россиян о мире и о себе. В.В. Клименко в своей статье анализирует историю климата Восточной Европы за последние 2000 лет и приходит к выводу об антропогенном повышении зимних температур на территории Центральной России. О.Н. Яницкий делает вывод о важности представленного в книге подхода, позволяющего социально интерпретировать современное естественнонаучное знание в условиях, когда природа и общество не существуют отдельно друг от друга.
Опубликовано на портале: 02-02-2007
Анастасия Викторовна Яшина Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 194-201. 
В рецензии рассматривается сборник, написанный российскими и немецкими авторами и посвященный политическим, культурным, гуманистическим воззрениям Розы Люксембург. В нем же помещены личные письма Люксембург к друзьям и знакомым. Достоинство книги составляет то, что многие статьи в ней основаны на ранее мало известных исторических источниках из архивов бывших ГДР и СССР.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 74-90. 
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod Watson
Перев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 91-128. 
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность», «пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях. Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.