Социологический журнал
Выпуски:
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Т.В. Тягунова
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 129-146.
В статье предпринимается попытка с помощью ресурсов этнометодологического знания описать некоторые привычные способы организации и осмысления своих действий участниками образовательного взаимодействия. Главный вопрос, рассматриваемый в тексте, заключается в следующем: на основании чего образовательным действиям придается смысл «разумных», «правильных», «адекватных»; в соответствии с каким порядком они выстраиваются, регулируются и координируются; какие именно практические действия, как правило, осуществляются участниками взаимодействия в рамках привычной учебной ситуации, благодаря которым она получает свою осмысленность. Использованный автором метод состоял в создании «проблемы» в рамках привычной учебной ситуации посредством модификации педагогической позиции. По этой причине действия преподавателя должны были обнаружить определенное расхождение с ожидаемым «нормальным» порядком их осуществления и, соответственно, актуализировать у учащихся интерпретационную деятельность по приданию этой ситуации ее «нормальных» свойств.

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Ирина Марковна Попова
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 147-170.
Интервью с доктором философских наук, профессором кафедры социологии Института социологии Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Ириной Марковной Поповой подготовлено в связи с ее 75-летним юбилеем. И.М. Попова, известный специалист по методологии социологического исследования, социальной психологии, изучению общественного мнения. Она внесла заметный вклад в развитие социологии на Украине.

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Ростислав Евгеньевич Гергилов
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 63-73.
Автор статьи констатирует, что культуркритические направления, возникшие в Германии на рубеже XIX-XX веков, характеризовались интересом к творчеству Ф. Ницше и рецепцией его взглядов. Это было связано с попыткой некоторых литературно-философских кругов использовать мотивы ницшеанской критики культуры в целях социалистической агитации. "Культ Ницше" усугублялся и тем, что его образ как мировоззренческого противника К. Маркса все чаще подвергался критике "истинными социалистами". Сам Ницше, не разделяя исходных предпосылок социологии своего времени, обращался к ним в рамках своего проекта генеалогии морали. Современники порой высказывали противоположные суждения о творчестве Ницше, особенно в рамках социологических дискуссий. Р.Е. Гергилов, опираясь на немецкую социологическую литературу того времени, показывает, как различные мыслители оценивали влияние Ницше на современную им социологию. В частности, автор статьи анализирует позиции Л. Штайна, К. Брейзига, Ф. Меринга, Г. Зиммеля и - особенно подробно - Ф.

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Михаил Константинович Горшков
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 202-208.
Доклад прочитан в связи с избранием М.К. Горшкова директором объединенного Института социологии РАН; в апреле 2006 г. решением Президиума РАН М.К. Горшков утвержден в должности директора. В докладе содержится информация о работе по интеграции Института социологии, Института сравнительной политологии и Института комплексных социальных исследований в единое научное учреждение РАН, а также планы развития объединенного Института.

Опубликовано на портале: 14-02-2007
Наталия Валентиновна Демина
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 209-214.
В заметке содержится информация о Конвенции независимых социологических центров,
первая встреча которых была организована в 2004 г. Центром независимых социологических
исследований и Интерцентром. В частности, подробно описываются цели и результаты
второго заседания Конвенции, которое прошло в ноябре 2005 г. в Интерцентре. В формате
круглых столов обсуждались деятельность независимых социологических центров из Москвы.
Санкт-Петербурга, Ульяновска, Краснодара, Казани, Иркутска, Нижнего Новгорода и других
городов России, тенденции в организации общества и науки, а также проблемы методики
социальных исследований.

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Георгий Георгиевич Хазагеров
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 40-62.
Автор пытается объединить классический и постмодернистский подходы к лингвокультурологическому
исследованию речевого акта, чтобы преодолеть органичения, свойственные обоим. Он
вводит различение, вернее, противопоставление двух осей коммуникации: оси интенции
("я"-"ты") и оси конвенции ("я"- "мы"), чтобы более адекватно понять некоторые антиномии
общения. Автор вводит также понятия ближней и дальней прагматики. Первая относится
к оси интенции и не выходит за пределы речевого акта, вторая проявляет себя на оси
конвенции. Она выходит за пределы речевого акта, то есть связана с необходимостью
заботиться о дискурсе в целом, об обустройстве дискурсивного пространства. Г.Г. Хазагеров
использует анализ взаимного влияния оси интенции и оси конвенции и соответствующих
им прагматик как инструмент для того, чтобы интерпретировать причины сложившейся
лингвокультурологической ситуации, которая связана с нарушением и разрушением норм
современного русского языка.

Прагматика познания. Введение: исследование связи между познанием, коллективностью
и практикой [статья]
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Laurent ThévenotПерев.: Александр Дмитриевич Хлопин (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 5-39.
Перевод текста выполнен по изданию: Thevenot L. Pragmatiques de la connaissance //
Sociologie et connaissance. Nouvelles approches cognitives / A. Borzeix, A. Bouvier,
P. Pharo (eds.). Paris: Ed. du CNRS, 1998. P. 101-139. В данном номере публикуется
первая часть перевода. Для критического анализа направлений когнитивной социологии
Л. Тевено анализирует связь, существующую между знанием, социальным и действием.
В частности, он рассматривает центральную тему для социологии дюркгеймианского направления,
а значит, и для социального конструктивизма - соотношение объективного, социального
и практического, - а также некоторые переклички с феноменологией, возникающие в
связи с обращением М. Мосса к идее освоенного тела. Далее, исходя из ограничений,
налагаемых подобным конституированием социальной реальности, автор рассматривает
возможные трактовки мыслительных операций представления - как когнитивную операцию
сопоставления, как политическое действие по установлению порядка и как инструментальное
действие. При таком подходе автору удается отказаться от менталистской когнитивистской
модели и сохранить связь знания с формами коллектива и практической деятельностью
в мире.

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Ирина Владимировна Троцук
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 183-193.
Определяя рассматриваемую
книгу одновременно как "солидное академическое издание"
и как "сборник зарисовок", И.В. Троцук избирает довольно оригинальный способ рецензирования
изложение "личных впечатлений отягощенного собственным профессиональным и личным
опытом читателя", которому неукоснительно следует на протяжении всей заметки. В
результате получилась работа, остроумно и изящно указывающая на недостатки рассматриваемой
книги и подробно и профессионально анализирующая ее методическую часть. Кроме того,
автор подробно и аккуратно реферирует весь сборник, что ценно само по себе, поскольку
отменяет необходимость обращаться к первоисточнику. В центре внимания авторов повседневность,
рассматриваемая в двух аспектах как "общая" социальная реальность жителей Санкт-Петербурга
и как локальная повседневность отдельно взятого научного предприятия, к юбилею руководителя
которого, В.М. Воронкова, и приурочен сборник. Главное достоинство сборника, по мнению
И.В. Троцук, заключается в том, что в нем (хотя и в легкой юмористической форме)
на реальных примерах описаны процедуры и результаты использования качественных методов,
показаны их теоретико-методологические основания, достоинства и ограничения.

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Наталья Яковлевна Мазлумянова
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 176-182.
Данная статья, по свидетельству ее автора, не рецензия и не обзор, а скорее "взгляд
из-за кулис". С этим трудно не согласиться, так как Н.Я. Мазлумяновой, бывшей редактором
двух книг Б.З. Докторова (Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт
Фонда "Общественное мнение", 2005; "Отцы-основатели": история изучения общественного
мнения. М.: Центр социального прогнозирования, 2006), посвященных истории исследования
общественного мнения в России и Америке, из первых рук удалось познакомить читателя
с творческой кухней автора, раскрыть механизм напряженной взаимной работы автора
научных работ и их редактора, которая продолжалась в течение года и основывалась
на электронной переписке. Полезными цитатами из нее изобилует заметка. Своеобразие
ситуации заключается в том, что Б.З. Докторов живет в Америке, а Н.Я. Мазлумянова
в Москве, что не мешало им приходить к взаимопониманию и квалифицированно выполнять
свою работу. Представляется оригинальным жанр и замысел этой небольшой заметки, так
как работа редактора и автора всегда остается скрытой от постороннего взгляда. Однако
обнародование в некоторых случаях ее смысла и механизмов могло бы стать неплохой
школой для многих авторов.

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Олег Николаевич Яницкий
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 171-175.
Рецензия выходит за рамки анализа книги, описанной в ее заглавии. Вначале автор
дает подробную характеристику направлению, которое уже в течение пятнадцати лет развивается
под руководством Э.С. Кульпина и называется концепция социоестественной истории.
Перечисляются монографии и сборники, вышедшие в рамках этого направления (а всего
их опубликовано 26). Цель социоестественных исследований системное осмысление
исторических процессов с использованием специальной методологии, разработанной на
стыке гуманитарных и естественных наук и позволяющей изучать взаимодействие и взаимовлияние
общества и природы. Рассматриваемая книга представляет собой сборник статей; для
нескольких из них (авторы Э.С. Кульпин, В.И. Пантин) главной темой является анализ
взаимовлияния природных условий на социально-политическую ситуацию в России, которое
выразилось в серии социально-экологических кризисов в XVI- первой половине XIX вв.
Статья Л.М. Смирнова посвящена исследованию (на основании всероссийских массовых
опросов) представлений россиян о мире и о себе. В.В. Клименко в своей статье анализирует
историю климата Восточной Европы за последние 2000 лет и приходит к выводу об антропогенном
повышении зимних температур на территории Центральной России. О.Н. Яницкий делает
вывод о важности представленного в книге подхода, позволяющего социально интерпретировать
современное естественнонаучное знание в условиях, когда природа и общество не существуют
отдельно друг от друга.

Опубликовано на портале: 02-02-2007
Анастасия Викторовна Яшина
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 194-201.
В рецензии рассматривается сборник, написанный российскими и немецкими авторами
и посвященный политическим, культурным, гуманистическим воззрениям Розы Люксембург.
В нем же помещены личные письма Люксембург к друзьям и знакомым. Достоинство книги
составляет то, что многие статьи в ней основаны на ранее мало известных исторических
источниках из архивов бывших ГДР и СССР.

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин
Социологический журнал.
2006.
№ 1-2.
С. 74-90.
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии
и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания
этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию
смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом
знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ
основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии"
(Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа
этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham:
Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические
принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из
основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это
методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми,
постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством
которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts),
мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии
с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена
как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением
этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной
жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими
авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований,
— делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению
автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно,
более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология,
которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod WatsonПерев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 91-128.
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к
анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность
текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо
как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо
как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные
материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются
и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На
многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст
в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее
текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает
раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается
в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В
то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному
прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения
прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность»,
«пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает
на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях.
Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.
