Человек и труд
Опубликовано на портале: 05-03-2004
Галина Георгиевна Руденко
Человек и труд.
2000.
№ 9.
С. 35-36.
Обсуждается внутрифирменный рынок труда. Разграничение рынков труда на
внешний и внутренний позволяет разработать и отладить механизм их
взаимодействия на всех уровнях, обеспечивая тем самым эффективное использование человеческих
ресурсов. Автор отмечает необходимость доведения мер государственного регулирования
до уровня предприятий и организаций, т.к. основная часть экономически активного населения
сосредоточена на внутренних рынках труда. В статье описываются основные особенности рынков
и механизмы взаимодействия участников на таких рынках.


Опубликовано на портале: 05-03-2004
Валентин Дементьевич Роик
Человек и труд.
2002.
№ 10.
С. 52-55.
Проблема статьи - обновление стратегии социальной
политики
и разработка государственной программы социальных реформ. Центральный вопрос при
формировании модели социальной политики любой страны - распределение национального
дохода. Автор рассматривает мировую практику распределения и механизмов регулирования
доходов, анализирует модели распределительной политики в ведущих зарубежных
странах и адекватность их применения в России.


Опубликовано на портале: 05-03-2004
Сергей Григорьевич Кузнецов
Человек и труд.
2002.
№ 7.
С. 72-75 .
Данные анализа основных макроэкономических показателей за последние три года позволяют
говорить о том, что в России после значительного спада, продолжавшегося почти десять
лет, начался подъем экономики. Это оказало положительное влияние и на рынок труда,
выражающееся в увеличении занятости и числа вакансий в различных отраслях экономики.
С учётом устойчивой тенденции к сокращению общей численности безработных проблемы
занятости переходят в несколько иную плоскость: в ближайшее время они будут в большей
степени связаны с диспропорциями в отраслевой и профессионально-квалификационной
структуре спроса на рабочую силу. Это обстоятельство требует применения новых методических
подходов и инструментов для анализа и прогнозов занятости, а также спроса
на рабочую силу. Автор предлагает методику оценки отраслевых структурных сдвигов,
состоящую в расчете показателей качества и интенсивности структурных сдвигов. Данная
методика может быть также использована для расчета показателей интенсивности структурных
сдвигов в профессионально-квалификационном составе рабочих.


Опубликовано на портале: 30-05-2004
Виталий Журавлев
Человек и труд.
1996.
№ 7.
Обсуждается проблема адаптации пенсионной системы к новым рыночным
отношениям в связи с переходом от бюджетной к страховой системе пенсионного обеспечения.
Отслеживается реализация законов, касающихся данной сферы России. Проводятся параллели
с реформами, идущими или имевшими место в других странах Центральной и Восточной
Европы.

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Лилия Семеновна Чижова, Галина Петровна Сергеева, Наталья Кулагина
Человек и труд.
2000.
№ 8.
С. 29-34.
Обсуждаются проблемы политики занятости в России. Авторы отмечают несоответствие
проводимой политики в сфере труда и занятости требованиям эффективного социально-экономического
развития страны. Зачастую происходит сведение проблем занятости к проблемам рынка
труда, а политики занятости - к мерам содействия в трудоустройстве. В статье предлагаются
основополагающие принципы эффективной политики в сфере занятости. Важнейшим
принципом должен стать
дифференцированный подход к целям, задачам и механизмам политики занятости в отличие
от политики на рынке труда. Основная задача политики занятости на современном этапе
социально-экономического развития заключается в том, чтобы в максимальной степени
содействовать реализации права граждан на труд и переходу к эффективной занятости.
Политика на рынке труда, её цели, задачи и механизмы реализации направлены на регулирование
тех процессов на рынке труда, которые непосредственно связаны с движением рабочей
силы. При этом иерархия приоритетов (сначала политика занятости, потом политика на
рынке труда) должна быть отражена в законе о занятости.


Опубликовано на портале: 05-03-2004
Светлана Котляр
Человек и труд.
2000.
№ 9.
С. 33-34.
Рассматривается политика занятости на рынке труда. Регулирование
рынка труда осуществляется с помощью пакета мер, включающего
шесть активных и одну пассивную меру. В числе инструментов активной политики занятости:
создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость),
подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика
и общественные работы. Пассивной мерой является выплата пособий по безработице.
Автор указывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на
них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
В России же из всего пакета мер доминирует выплата пособия по безработице: на неё
расходуется до 70% фонда занятости.


Опубликовано на портале: 04-03-2004
Игорь Ильин, Геннадий Кузнецов
Человек и труд.
2002.
№ 5.
С. 73-77 .
Обсуждается проблема производительности труда (ПТ). Авторы отмечают, что несмотря
на
безусловную значимость данного показателя для характеристики уровня развития экономики,
за последние десять лет он практически исчез из отечественной статистики и экспертных
оценок. Перестроечные процессы в экономике проводились без использования динамики
ПТ в качестве оценки их эффективности, что повлекло за собой рост издержек производства
и затянуло процесс выхода промышленности из кризиса. Для исправления ситуации авторы предлагают, во-первых, установить общепринятие рамки понятия
производительности труда, методику её исчисления, ввести данный показатель в число показателей,
рассчитываемых Госкомстатом. Во-вторых, следует разработать общенациональную
концепцию повышения производительности труда, а также федеральную, региональные
и отраслевые программы.


Опубликовано на портале: 05-03-2004
Мария Ремова
Человек и труд.
2002.
№ 7.
С. 81-84 .
Сокращение рабочего времени отстаивалось рабочим движением развитых стран на протяжении
почти всего прошлого века. Однако сокращение продолжительности рабочего дня сейчас
не может идти теми же темпами, что в XX веке. Кроме этого, в современной экономике,
подверженной кризисам, дальнейшее его сокращение воспринимается как предвестник массовых
увольнений. Если рабочее время нельзя сократить, то его можно реструктурировать.
Автор поднимает вопрос о гибкости рабочего времени как способе повысить
эффективность производства и управления. На опыте зарубежных стран рассматриваются
плюсы и минусы такой реструктуризации, а также связанные с ней проблемы.


Опубликовано на портале: 05-03-2004
Светлана Котляр
Человек и труд.
2002.
№ 3.
С. 50-54.
Стимулирование малого и среднего бизнеса (самозанятости) - одна из активных мер
регулирования на рынке труда. В данной статье описываются современные подходы
в понимании этой проблемы, масштабы и тенденции самозанятости в развитых странах,
а также самозанятость в странах с переходной экономикой. Если распространение самозанятости
на Западе можно объяснить привычно высоким уровнем предпринимательства и развитой
рыночной инфраструктурой, то в странах Восточной и Центральной Европы рост самозанятости
отражает плачевное состояние рынка, наличие структурных диспропорций и циклических
изменений.


Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения
рабочей силы [статья]
Опубликовано на портале: 04-03-2004
Лилия Семеновна Чижова
Человек и труд.
2002.
№ 9.
С. 44-47 .
Обсуждается проблема согласования потребности рынка труда в рабочей силе (определённого
уровня квалификации, обладающей нужными работодателю профессиями и специальностями)
с возможностью её подготовки в рамках системы профессионального образования. Оценивается уровень сбалансированности спроса и предложения на российском рынке
труда. Обосновывается необходимость серьёзного научного обоснования прогнозов, использующихся
для государственной политики занятости, прежде всего в части, связанной с проведением
активных мер по регулированию рынка труда (профессиональной ориентацией, профподготовки,
трудоустройства граждан в соответствии с имеющейся профессиональной квалификацией).


Опубликовано на портале: 01-06-2004
Юрий Люблин, Валентин Дементьевич Роик
Человек и труд.
1999.
№ 2.
Описываются модели социального обеспечения, лежащие в основе всех существующих
пенсионных систем: модель Бевериджа, модель личного (коллективного) пенсионного страхования,
модель Бисмарка. Рассматриваются показатели пенсионного обеспечения различных стран,
проводится сравнение позитивных и негативных особенностей систем. Делается
попытка определить, какая из моделей наиболее подходит для современной России.

Опубликовано на портале: 25-02-2003
Александр Иванович Турчинов
Человек и труд.
2001.
№ 7.
В статье рассмотрены теоретические основы государственной кадровой политики, потребность
в разработке которых диктуется динамичными изменениями содержания труда в госуправлении
в условиях социально-экономической трансформации российского общества. Показано,
что в странах с развитыми рыночными отношениями воздействие государства на кадровую
политику воплощается в законотворчестве, правовых нормах, установлении государством
определенных требований к выстраиванию трудовых и кадровых отношений. В то же время
для России, в кадровой политики которой преобладали либо корпоративные, либо идеологические
подходы, проблема разработки концепции кадровой политики является особенно острой.


Социальное партнёрство [статья]
Опубликовано на портале: 04-03-2004
Татьяна Коршунова
Человек и труд.
2002.
№ 6.
С. 58-66.
В Трудовом кодексе РФ (ст. 23) впервые на федеральном уровне закреплено понятие "социальное
партнёрство", дано его определение, зафиксированы основные принципы и формы. Автор
подробно комментирует соответствующие статьи Кодекса.


Опубликовано на портале: 19-10-2004
Михаил Михайлович Вышегородцев, Анатолий Викторович Сиденко
Человек и труд.
2000.
№ 8.
С. 24-25 .
Статья посвящена трудовой миграции. По оценкам Госкомстата, ежегодная трудовая миграция
из России достигает 250 тыс. человек. Это означает, что страна теряет за год в среднем
от 100 тыс. до 125 тыс. квалифицированных специалистов. Причём доля вернувшихся на
родину студентов и бизнесменов среди выезжающих за границу для обучения и повышения
квалификации (ежегодно их более 25 тыс.) намного меньше аналогичного показателя применительно
к общему потоку трудовой миграции. Поскольку у отъезжающих значительно более высокий
уровень образования и квалификации, нежели у среднестатистического гражданина, то
можно утверждать, что трудовая миграция негативно влияет на состояние трудового
потенциала России. Авторы постулируют необходимость государственного регулирования
данного процесса и рассматривают мировой опыт такой практики.


Опубликовано на портале: 19-10-2004
Сергей Николаевич Смирнов
Человек и труд.
2000.
№ 9.
С. 26-29.
Данная статья посвящена анализу финансирования политики занятости на основе страховых
принципов. Автор описывает преимущества и основные постулаты такого подхода, среди
которых важнейшим является следующий: фонд занятости не является перераспределителем
средств среди разных программ, реализующихся на рынке труда. Вместо этого он переходит
к определению степени участия безработных в данных программах в зависимости от средств
перечисленных работодателем (или иным плательщиком) на конкретного безработного.
Величина этих средств зависит от 2-х факторов: страхового стажа и заработной платы
застрахованного. Третьим фактором является предваряющее (упреждающее) участие работника,
ставшего безработным, в программах добровольного страхования от безработицы. При
предлагаемом подходе к финансовому обеспечению государственной политики на рынке
труда удастся обеспечить экономически и социально обоснованное сочетание ответственности
государства и домохозяйств, отвечающее задачам социальной политики в демократическом
государстве.

