Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Гуманитарная мысль Юга России

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Людмила Рашидовна Хут Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 60-78. 
Статья представляет собой попытку анализа сослагательного наклонения в истории в контексте современной историографической ситуации. Рассматриваются наиболее дискутируемые аспекты данной проблемы, что позволяет говорить о новой парадигме исторического познания – «история неслучившегося».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Сергей Михайлович Перевалов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 19-30. 
Автор обсуждает положение дел в российском алановедении. Существование народа аланов прослеживается с I по XV вв. н.э., их “потомками” считают себя ряд современных народов Кавказа: прежде всего осетины, затем чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Апелляция к аланскому прошлому сегодня активно используется для обоснования “исторического права” на спорные территории. Одной из причин политизации аланской истории является непрофессионализм исследователей. Статья акцентирует внимание на общей черте большинства специалистов по аланской проблематике: незнании языка источников. На материале греческих и латинских источников разбираются типичные случаи искажения истории при использовании русских переводов взамен оригинала. Задачей дня для историков становится возвращение к истокам своей науки, к изучению непосредственных следов прошлого. Словами древних, надлежит ex fonte ipse bibere (пить из самого источника).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
Евгений Федорович Кринко, Сергей Александрович Кропачев Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 182-188. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Татьяна Павловна Хлынина Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 31-40. 
Статья посвящена анализу современных представлений об историческом времени, возможностям использования рассматриваемой категории в изучении прошлого.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Игорь Игоревич Лыман Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 79-93. 
Публикуются выявленные в Российском государственном историческом архиве ценные документы (в частности, опись имущества бывшей Сечевой церкви, составленная в мае 1777 г.), дающие возможность скорректировать существующие представления о событиях, связанных с ликвидацией Новой Сечи и существенно дополняющие сведения о судьбе богатств Сечевой Покровской церкви после июня 1775 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Михаил Александрович Брюханов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 158-169. 
В статье анализируется социальная реклама в контексте исторического и социально-культурного развития кубанского общества. Выявляются социально-экономические и политические предпосылки появления и развития социальной рекламы в обществе, приоритетные тематические направления социальной рекламы. Осуществляется анализ используемых средств социальной рекламы и технологий ее производства. Приводится обширный фактологический материал. Хронологически исследование охватывает период с середины XIX в. по 1917 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Руслан Газанфарович Багиров Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 141-147. 
В статье анализируется динамика распространения в регионе учебных заведений разного уровня. Большую роль в этом процессе сыграли Ф.Н. Сумароков-Эльстон и Н.Н. Кармалин. Основное внимание в статье уделено исследованию механизма финансирования учебных заведений, анализируются соответствующие статистические данные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Егор Константинович Блохин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 148-157. 
Предлагается опыт структурного анализа "Пряди об Эймунде Хрингссоне", где предпринимается попытка раскрыть некоторые принципы организации средневекового текста и извлечь из сочинения конца XIII в. информацию о мировоззрении эпохи викингов. Построена модель, в которой скандинавский и восточный конунги описаны как элементы двоичной оппозиции "свой-чужой" и "хороший-плохой". При этом первая пара находится со второй в отношениях подчинения, так как описание "чужого" (межкультурная оппозиция) будет происходить путем использования формул, свойственных описанию "плохого" внутри культуры. При этом в случае со скандинавским конунгом имеется два персонажа, претендующих на первое место, вступающие в тексте в известные противоречия. Поэтому внутри первого элемента модели выделяется своя оппозиция ("традиционное-нетрадиционное").
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Александр Анатольевич Пригарин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 94-116. 
Публикация посвящена обстоятельствам переселения старообрядцев в Придунавье в XVIII – XIX веках. Они рассматриваются с позиций их преломления в памяти потомков. Данный феномен исторического сознания анализируется на основе широкого экспедиционного материала, собранного среди старообрядческого населения Украины, Румынии и Болгарии. Привлечение письменных источников позволяет представить указанные представления в динамике. Рассматриваются вопросы "народной историософии" как составной части мировоззрения: легенды о Беловодье-Граде Некрасова и Конце Света. Особое внимание уделяется рассказам о местах выхода, переселениях и обустройстве на новых местах. Исследуется опыт народной этимологии названий группы, этническая картина мира, а также знания "своего" пространства. На основе этих сюжетов показывается перспективность материалов устной истории для реконструкции как предыдущего опыта, так и оригинальной ментальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
Татьяна Павловна Хлынина Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 178-181. 
Рецензия на: Алексеева Г.Д. Историческая наука в России. Идеология. Политика (60 – 80-е годы XX века). – М.: Институт российской истории РАН, 2003. – 248 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
Павел Николаевич Стрелянов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 174-177. 
Рецензия на: Матвеев О. В., Фролов Б.Е. «В вечное сохранение и напоминание славных имен…» (К 100-летию пожалования Вечных шефов первоочередным полкам Кубанского казачьего войска). – Краснодар: «ЭДВИ», 2005. – 215 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
В.Я. Петрухин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 170-174. 
Рецензия на: Мининкова Л.В. Отношения сюзеренитета-вассалитета в домонгольской Руси: Историография. Источники. Право. Социокультурный феномен. – Ростов-на-Дону, 2005. – 257 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Эрнесто Лаклау Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 130-140. 
Статья представляет собой главу сборника «Эмансипации» и посвящена анализу проблемы партикуляризма и универсализма относительно вопроса идентичности. Позиция Лаклау сводится к радикальному отвержению самой возможности существования одной формы идентичности в изоляции от другой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Николай Алексеевич Трапш Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 41-59. 
Предлагаемая статья представляется собой своеобразный опыт историографической рефлексии, в рамках которой принципиальным объектом научного анализа выступает не только творческое наследие А.С. Лаппо-Данилевского, но и сложный комплекс оценочных суждений, посвященных методологической концепции российского историка и сформулированных отечественными исследователями. В результате проведенного исследования были последовательно реконструированы основные принципы гносеологической концепции А.С. Лаппо-Данилевского, имеющей синкретический характер и интегрировавшей разнообразные элементы научной мысли второй половины XIX - начал XX столетия.
ресурс содержит прикрепленный файл