Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Корпоративные финансы

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Васильевна Ивашковская, Мария Сергеевна Солнцева Корпоративные финансы. 2007.  № 2 (2). С. 17-31. 
Вопросы формирования структуры капитала в российских компаниях остаются не исследованными с позиций современной финансовой теории. В статье показаны результаты эмпирических тестов двух наиболее распространенных концепций – компромиссной и порядка выбора источников финансирования - на примере панельных данных 62 крупных российских компаний, охватывающих 9 отраслей. Исследование выполнено в рамках Научно-учебной лаборатории корпоративных финансов факультета экономики ГУ-ВШЭ как проект направления «Создание и управление стоимостью компании в новой экономике». Построенные эконометрические модели опираются на методы эмпирического анализа структуры капитала компании на растущих рынках, а также тесты данных концепций на материалах развитых рынков капитала. Выявлены детерминанты структуры капитала. Проведенные тесты и проверки на устойчивость по всей панели не позволяют отклонить ни одну из концепций. Анализ на подвыборках показал, то применительно к компаниям с высоким уровнем долга, существенно увеличиваются коэффициенты при внутреннем дефиците финансовых средств, в части регрессий становится незначимым свободный член, что позволяет считать, что им более соответствует логика концепции «порядка финансирования». Результаты показывают, что данная концепция описывает выбор структуры капитала в подвыборке компаний с государственной собственностью. Более высокая объясняющая сила этой концепции очевидна и по результатам тестирования подвыборки публичных компаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Владимировна Чиркова Корпоративные финансы. 2010.  № 3 (15). С. 63-72. 
Данная статья представляет собой обзор возможных объяснений пузырей на финансовых рынках с позиций современной финансовой науки. Статья является последней из серии статей, посвященных теоретическим обоснованиям финансовых пузырей. Предыдущие статьи серии опубликованы в электронном журнале «Корпоративные финансы» № 1(13) и № 2(14) в 2010 году.Адрес электронной почты: elenachirkova@hotmail.com
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-09-2011
Юлия Николаевна Найденова, Марина Александровна Осколкова Корпоративные финансы. 2011.  № 2 (18). С. 92-98. 
Осознание значимости роста стоимости компании для всех стейкхолдеров, а также усиление роли неосязаемых активов в процессе ее создания делают актуальным исследование механизма трансформации интеллектуального капитала в результирующие показатели. Однако существующие исследования демонстрируют слабое развитие методов измерения стоимости, созданной компонентами интеллектуального капитала компании, что затрудняет анализ эффективности его использования и накладывает ограничения на управление стоимостью компании. Настоящая работа посвящена теоретическому обзору и выявлению проблемных областей для последующего анализа создания и разрушения стоимости как результата использования осязаемых и неосязаемых активов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Хью Грув, Халед Альджуфри, Лиза Викторавич Корпоративные финансы. 2009.  № 1 (9). С. 3-31. 
В данной статье анализируются требования к эмитентам по корпоративному управлению на основных биржах для оценки степени защищенности инвесторов от таких явлений, как мошенничество с финансовой отчетностью (например, Enron или Parmalat) и текущего кризиса ипотечного кредитования. Данное исследование особенно критично рассматривает биржи растущих рынков капитала (таких, как Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Россия), которые стараются привлечь международных инвесторов. Исследование основано на сравнении требований различных биржевых площадок к корпоративному управлению котируемых компаний. Рассматриваются как площадки с хорошо организованной системой контроля: биржи Соединенных Штатов Америки (Нью-Йоркская биржа (NYSE) и Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASDAQ)), Великобритании (Лондонская биржа (LSE)) и Сингапура, так и биржи растущих рынков капитала (России (РТС) и ОАЭ). Эффективность требований бирж к корпоративному управлению компаний оценивается посредством рассмотрения того, как биржи стараются перекрыть лазейки по десяти наиболее часто встречающимся факторам мошенничества. Данные требования представляют собой уроки, которые система извлекла из недавних скандалов с мошенничеством при написании отчетности и кризиса высокорисковых ипотечных кредитов. Проведенное исследование показало, что требования бирж помогают защитить инвесторов от некоторых, но не всех возможных мошенничеств с отчетностью. Статья завершается описанием стратегий, направленных на защиту инвесторов от наиболее часто встречающихся видов мошенничества, которые в настоящее время не покрываются требованиями бирж. Ключевые слова: мошенничество с финансовой отчетностью, кризис высокорисковых ипотечных кредитов, требования бирж к корпоративному управлению, закон Сарбейнса—Оксли о борьбе с корпоративным и бухгалтерским мошенничеством
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Александровна Пустовалова, Ирина Владимировна Березинец, Екатерина Сергеевна Мещерякова Корпоративные финансы. 2009.  № 3 (11). С. 5-19. 
В статье представлены результаты исследования, посвященного разработке модели оценки необходимого ежедневного остатка денежных средств на корреспондентском счете коммерческого банка в Банке России. На основе анализа существующих теоретических подходов к нахождению необходимого запаса денежных средств, выделены два подхода: без учета и с учетом стоимостных факторов. Результаты их апробации на данных, предоставленные одним коммерческим банком Санкт-Петербурга, позволили сделать вывод о том, что только использование подхода с учетом стоимостных факторов позволяет рассматриваемой кредитной организации сократить издержки от управления корреспондентским счетом в Банке России при допустимом уровне риска мгновенной ликвидности. Студентка Кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента, СПбГУ. Адрес электронной почты: mesheryakova.bm2010@edu.gsom.pu.ru
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
А И Запорожский Корпоративные финансы. 2007.  № 1 (1). С. 78-110. 
Концепция управления стоимостью компании (Value-Based Management – VBM) возникла в начале 80-х годов XX века как продукт стратегического и управленческого консалтинга. Корни концепции глубоко уходят в американскую управленческую культуру. При этом в последние десятилетия принципы и методы VBM получили широкое распространение не только в американских корпорациях, но и нашли свое отражение в принципах и практике управления в компаниях Западной Европы, Канады, Японии, Австралии, а также ряда стран с развивающимся рынком капитала, таких как Турция, Латинская Америка и Южная Азия.Основным катализатором развития VBM стали работы основателей двух консалтинговых компаний Альфреда Раппапорта [Alfred Rappaport, 1999] («Создание стоимости для акционеров» [4]) и Беннетта Стюарта [Bennett Stewart, 1991] («В поисках стоимости» [5]). Этимологически термин «Value Based Management» также связан с консалтингом. Впервые он упоминается в 1994 году в книге «Императив стоимости» [1], написанной Джимом Мактаггартом [McTaggart, 1994)], одним из основателей компании Marakon Associate, специализирующейся на оказании услуг в области стратегического и управленческого консалтинга. В этих работах предпринимается попытка переосмыслить основную роль наемных менеджеров фирмы, которая, по мнению авторов, заключается не в чем ином, как в создании и увеличении стоимости компании в интересах ее собственников. Признание этой цели означает необходимость очередного пересмотра корпоративных стратегических ориентиров, а также инструментария оценки эффективности использования ограниченных ресурсов, находящихся в распоряжении менеджеров компании. Так, в 60—70-е годы акцент делался на экстенсивном развитии бизнеса путем усиления присутствия компании на рынке (через увеличение ее рыночной доли). В 80-е годы он сместился в сторону максимизации прибыли. В этот период возникают новые концепции менеджмента и управленческого учета , нацеленные на улучшение показателей прибыльности, прежде всего за счет сдерживания и сокращения затрат . В 90-е, с появлением VBM в качестве целевой функции фирмы (целевой корпоративной функции), декларируется рост стоимости компании. В начале 2000-х наступает новая фаза развития VBM – холистическое (всестороннее) управление стоимостью (Holistic Value-Based Management).Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация аналитической модели компании, применяемой для оценки и анализа результатов ее деятельности. Это выражается в переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании. Как указывает Теплова Т.В., «отличительной чертой новой финансовой модели является использование не бухгалтерских принципов сбора и обработки информации и анализа, не статичных учетных трактовок затрачиваемых ресурсов и результатов, а гибкое видение происходящих в мире событий, сценарность мышления и методов анализа, учет альтернатив» [1, с. 18]. Финансовая модель эксплицитно подразумевает признание важности учета и анализа влияния следующих ключевых показателей в процессе принятия любых управленческих решений:1) величины ожидаемых денежных потоков, которые будут сгенерированы имеющимися и будущими активами фирмы,2) времени возникновения этих потоков,3) уровня риска, присущего инвестициям данной компании, обеспечивающих создание этих потоков.В свою очередь, использование доходного подхода позволяет интегрировать все эти факторы в единый показатель – внутреннюю или теоретическую стоимость компании (intrinsic value), строго говоря, сведя задачу менеджмента фирмы к управлению данным показателем. В настоящее время не только относительно молодые , но и давно работающие традиционные консалтинговые компании, такие как McKinsey & Co. , Boston Consulting Group (BCG) , Booz Allen Hamilton, Bain & Co., A.T. Kearney, предлагают широкий спектр услуг в области управления стоимостью, включая в ряде случаев свои собственные модели VBM.Одной из таких моделей является модель добавленной стоимости денежного потока (Cash Value Added ). CVA® разработана в 1996 годом шведскими финансовыми консультантами Е. Оттосоном и Ф. Вейссенриедером [E. Ottosson, F. Weissenrieder, 1996], [F. Weissenrieder, 1997] ([12]). Модель CVA объединяет оценку стоимости компании на ex ante основе, с ex post оценкой результатов работы менеджмента компании. Логика CVA базируется на соотнесении операционного денежного потока компании с инвестиционными платежами, представляющими собой аналог экономической амортизации инвестиций. Подробное описание и обсуждение модели в русскоязычной литературе представлено в [14].В настоящей статье рассматривается модифицированная модель денежной добавленной стоимости (Modified Cash Value Added) – MCVA, представляющая собой развитие базовой модели CVA. Основная модификация модели прежде всего заключается в изменении алгоритма расчета требуемого денежного потока путем инкорпорировании ожиданий в данном показателе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Павел Юрьевич Старюк Корпоративные финансы. 2007.  № 2 (2). С. 5-16. 
В статье отстаивается следующая позиция: эффективные собственники должны ставить перед менеджментом задачу постарения внутрикорпоративной системы управления стоимостью компании и строить отчетность компании, ориентируясь на ключевые факторы создания стоимости (value based management). Также ставится вопрос о необходимости проведения интеграции нефундаментальных факторов стоимости, в т.ч. корпоративного управления, в общую систему стратегического управления стоимостью компании. В заключение рассматривается инструментарий, позволяющий оценивать вклад комплекса финансовых факторов и корпоративного управления в создание рыночной стоимости компаний, а также приводятся рекомендации по построению системы стратегического управления стоимостью компании на основе подобного инструментария.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-11-2011
Ксения Олеговна Багаева Корпоративные финансы. 2011.  № 3 (19). С. 79-87. 
В статье рассматриваются основы управления финансами в отельном бизнесе и предлагаются рекомендации по применению зарубежного опыта во внедрении системы управленческого учета, показателей эффективности бизнеса, анализа расходов и ценообразования с учетом особенностей и сложностей отельного бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Иван Иванович Родионов, Виталий Сергеевич Протасов Корпоративные финансы. 2010.  № 4 (16). С. 41-51. 
Важность инвестиций в современной экономики обуславливает необходимость увеличения точности исследований по ним, что может быть достигнуто благодаря учету отраслевой специфики. В статье обоснована значимость отраслевых факторов для инвестиционного поведения компаний, найдены и систематизированы факторы для нефтегазовой отрасли, приведены рекомендации по эмпирическим исследованиям. Адреса электронной почты авторов: irodiono@mail.ru; vitaliiprotasov@gmail.com
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2012
Иван Иванович Родионов, Ксения Александровна Перевалова Корпоративные финансы. 2011.  № 4 (20). С. 112-121. 
Вопросы введения и установления размера премий и скидок за контрольный характер пакета акций относятся к фундаментальным проблемам оценки стоимости бизнеса. Размер премии за контроль может значительно повлиять на рыночную стоимость оцениваемого бизнеса или пакета акций. В каждом конкретном слу­чае размер премии за контроль зависит от множества специфических для каждого вида бизнеса факторов: внутренних особенностей, таких как удельный вес оцениваемого пакета акций, степень концентрации акционерного капитала, режим голосования, и внешних, таких как правовая форма предприятия или законодательные ограничения. Данная статья посвящена обзору и анализу этих и других факторов, которые прямо или косвенно влияют на размер премии за контрольный характер пакета акций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2011
Эльвина Рифхатовна Байбурина, Иван Иванович Родионов Корпоративные финансы. 2011.  № 1 (17). С. 5-31. 
В высокотехнологичных отраслях, где важнейшую роль играют инновации, альянсы часто становятся основополагающим фактором конкурентного преимущества компании, так как позволяют компаниям разделить бремя финансовых и интеллектуальных инвестиций в инновации с партнерами. В странах БРИК, являющихся основными источниками роста мирового валового продукта, высокотехнологичные отрасли растут наиболее быстро. Однако компаниям в этих отраслях не хватает внутренних источников инновационных и технологических мощностей, в связи с чем альянсы (чаще всего международные) приобретают все большую популярность среди них. Они позволяют получить доступ к ресурсам и компетенциям не только прямого партнера, но и всех косвенных партнеров. В статье приведены результаты эмпирического исследования факторов эффективности альянсов и их влияния на стоимость высокотехнологичных компаний из Индии и Китая. По результатам тестирования моделей исследования можно сделать вывод о том, что эффективность альянсов оказывает влияние на стоимость компании в среднесрочном периоде. Кризис оказывает значимое воздействие на исследуемые взаимосвязи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Владимировна Чиркова Корпоративные финансы. 2008.  № 1 (5). С. 34-48. 
В статье предлагается объяснение феномену Уоррена Баффетта, который зарабатывает более 20% годовых на капитал в течение примерно 60 лет. Современная финансовая теория отрицает принципиальную возможность такого результата. Использование Баффеттом концепции стоимостного (ценностного) инвестирования не может служить объяснением феномена в полном объеме, так как данную концепцию знают многие инвесторы, но никто сравнимых результатов не достиг. Автор утверждает, что секрет успеха Баффетта лежит не только в плоскости инвестиционной теории, но и в превращении его собственного имени в супербренд в слияниях и поглощениях, а также используемой им «политике невмешательства» в дела приобретаемых компаний. В результате такого подхода Баффетт имеет возможность покупать первоклассные компании по умеренным ценам и удерживать ключевой персонал, влияющий на создание добавленной стоимости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Николаевна Долматова Корпоративные финансы. 2010.  № 1 (13). С. 84-94. 
В условиях растущей конкуренции и глобализации на российских рынках к компаниям независимо от их организационно-правовой формы предъявляются новые, более высокие требования и критерии оценки деятельности. Если ваша компания находится в стадии роста, активных капиталовложений, в любом случае становятся необходимыми альтернативные в сравнении с традиционным бухгалтерским подходом инструменты для оценки результатов и управления деятельностью. Использование финансовой модели анализа для частного бизнеса в России, в большинстве случаев – это существенное нововведение, нетрадиционный подход или инновация в управлении. Вопрос, какие общеизвестные методы финансовой аналитики применимы и уместны для использования непубличной российской компанией и как их адаптировать в реальной практике компаний, - остается открытым, и является основной темой данной статьи. Компания «Версиво», г.Самара. Член Совета Директоров, Комитет по Кадрам и Вознаграждениям. Адрес электронной почты: dolmatova@versivo.ru
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2011
Иван Дмитриевич Котляров Корпоративные финансы. 2011.  № 1 (17). С. 32-39. 
В предлагаемой статье разработана новая методика расчета ставки роялти с учетом снижения риска деятельности франчайзи благодаря использованию интеллектуальной собственности франчайзера.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
С А Григорьева Корпоративные финансы. 2007.  № 1 (1). С. 111-144. 
Диверсификация является предметом изучения широкого спектра научных областей: финансовой науки, стратегического менеджмента, организационной теории и маркетинга. В данной статье предлагается анализ феномена диверсификации с точки зрения финансовой аналитики. Существует огромный пласт академических работ, посвященных эффективности стратегии диверсификации. Финансовая литература акцентирует внимание прежде всего на исследовании влияния диверсификации на стоимость компании, то есть на понимании того, выгодна или невыгодна стратегия диверсификации для акционеров компании. Мы представляем обзор наиболее значимых исследований данной проблематики. В середине 60-х годов в США диверсификация бизнеса рассматривалась как наиболее рациональная стратегия развития компании. Топ-менеджеры большинства компаний полагали, что проникновение в новые отрасли производства, выход на новые рынки позволит уменьшить возможные риски, увеличит конкурентоспособность, стабилизирует денежные потоки и в конечном счете увеличит стоимость компании. Однако позднее, в 1970-е годы, многие компании, имеющие несколько бизнес-направлений, начинают ставить перед собой несколько иную цель, а именно найти некий компромисс между ростом и уже достигнутым уровнем зрелости. В 1980-е годы происходит обратное движение — от диверсификации к специализации. Несмотря на то что многие развитые страны рассматривают возвращение к специализации как наиболее здравую и убедительную тенденцию, диверсифицированные компании продолжают существовать. В континентальной Европе многопрофильные компании до сих пор имеют достаточно большую власть и составляют значительную часть национального выпуска и корпоративной стоимости. В большинстве стран Азии большие компании, где в роли крупного собственника чаще всего выступает семья, также существуют в форме широко диверсифицированных компаний. В России диверсифицированные компании являются одной из основных форм ведения бизнеса. Возможно, это всего лишь исчезающее наследие диверсифицированных структур, а может быть, подобные компании способны быть эффективными и создавать стоимость, распределяя ресурсы между различными направлениями бизнеса. Данная статья ставит целью проанализировать существующие финансовые исследования стратегий диверсификации на развитых и растущих рынках капитала и сделать вывод об эффективности следования стратегии диверсификации. Анализ построен следующим образом: прежде всего в статье представлен обзор существующих вариаций определения диверсификации, рассмотрены способы формирования диверсифицированных компаний и описана методология количественной оценки эффектов диверсификации. Затем мы переходим к анализу существующих эмпирических исследований влияния диверсификации на стоимость компании как на развитых, так и на растущих рынках капитала. Оговоримся, что исследование посвящено анализу диверсификации внутри страны, но не международной диверсификации.
ресурс содержит прикрепленный файл