Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Наумовна Пенская Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 266-279. 
На основании обзора архивных материалов и публицистики, посвященных сорокалетию событий 1968 г., автор делает вывод о том, что в этой теме еще осталось много «белых пятен». Одно из них — советская журналистика 1960-х годов, как официальная, так и диссидентская. В ту эпоху политические и культурные условия в СССР сложились так, что пресса стала мощной и активной силой, вторгающейся в разные сферы, в том числе в образование и науку. В те годы пресса взяла на себя целый ряд изначально не свойственных ей функций, в том числе традиционных для образовательных институтов. В статье описаны механизмы тесного сотрудничества и взаимовлияния журналистики, образования и науки, которые стали, в частности, важным фактором публичной экспертизы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Диана Рей Вопросы образования. 2008.  № 2. С. 122-135. 
В последние 25 лет наблюдается переход от элитного к массовому высшему образованию. Такая трансформация, подпитываемая значительным притоком как зрелых, так и молодых студентов, сделала область высшего образования более сложной и нестабильной, чем она была даже десять лет назад. В статье на основе кейсов десяти абитуриентов проводится предварительный анализ осуществления выбора в современном высшем образовании. Этот процесс происходит в условиях углубляющихся различий между поступающими в вузы и растущего неравенства в доступе к образованию. Приводятся доказательства того, что выбор студентами учебного заведения определяется переплетением черт половой, расовой и социальной идентичности. Бытует мнение, что политика по расширению доступа к высшему образованию обеспечивает социальную справедливость. Однако изучение опыта этих десяти студентов позволяет сделать более сложные и менее оптимистичные выводы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Розмари Дим Вопросы образования. 2004.  № 3. С. 44-56. 
Термин «новый менеджериализм» означает принятие структурами общественного сектора тех организационных форм и технологий, управленческих практик и ценностей, которые существуют в секторе частного предпринимательства. Особое внимание в работе уделяется исследованиям Джона Кларка и Дженит Ньюман. Их рассмотрение организационных форм и технологий, принятых в системе «нового менеджериализма», а также различных конфликтных ситуаций, возникающих в контексте нового режима, приводится автором для того, чтобы проанализировать «новый менеджериализм». Первый пример, приведенный в работе, основан на исследовании небольшой группы женщин-управленцев в сфере высшего образования. В нем поднимаются вопросы о возможной связи между феминистическими ценностями и так называемым мягким стилем управления в противовес жесткому стилю, присущему «новому менеджериализму». Вторым примером является рассказ о событиях, связанных с финансовым кризисом в университете Ланкастер, и последовавших за этим изменениях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Е Л Рачевский Вопросы образования. 2004.  № 3. С. 260-267. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Мария Александровна Лытаева, Екатерина Викторовна Талалакина Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 178-201. 
Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Афанасьевна Тетерина Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 280-289. 
Краткий анализ современных тенденций развития системы образования с точки зрения практика, проработавшего в школе 30 лет. Революционные преобразования: могут ли верхи и хотят ли низы? Автор: Тетерина Ольга Афанасьевна — учит
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Ростиславович Филонович Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 55-66. 
Рассматривается содержание понятия life-long learning. Показано, что эффективное встраивание университета в систему «пожизненного образования» требует коренных институциональных преобразований: от изменения его организационной структуры до формирования преподавателя нового типа. Анализируются основные трудности, связанные с практической реализацией этих реформ.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Шляйхер Андреас Вопросы образования. 2010.  № 1. С. 90-115. 
Когда перед правительством встает проблема сохранения конкурентоспособности в глобальной экономике, возникает необходимость в качественной сравнительной информации относительно базовых умений и навыков взрослого населения. Такая информация позволит правительству лучше оценить политику и предпринять наиболее эффективные меры. В данной статье дается описание стратегии оценки уровня грамотности среди взрослых, которая в настоящее время разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она охватывает знакомство с информационными и коммуникационными технологиями, умение пользоваться информацией и создавать новые знания, а также навыки общения. Эта работа призвана повысить эффективность системы образования и обучения в развитии базовых когнитивных способностей и ключевых рабочих навыков.
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Катерина Сергеевна Губа Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 210-225. 
На основе англо-американских исследований академического рынка труда показано, что декларируемый принцип меритократии в науке не имеет приписываемого ему значения. Решающую роль при найме на университетские позиции играет престиж департамента, в котором была получена докторская степень. Роль научных публикаций не является столь значимой и при анализе репутации департамента. Одной только высокой публикационной активности недостаточно ни выпускнику, чтобы получить место в престижном департаменте, ни департаменту, чтобы повысить репутационный рейтинг.
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Рустем Ринатович Вахитов Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 306-310. 
Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей.Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елизавета Викторовна Сивак, Мария Марковна Юдкевич Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 170-187. 
В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны практики найма вузами собственных выпускников. Дается обзор эмпирических исследований, анализирующих распространенность и последствия этого явления в различных образовательных системах, а также разницу в поведении и результативности инсайдеров и аутсайдеров. Для иллюстрации феномена выращивания, характерного для российских вузов, используются данные опроса преподавателей и заведующих кафедрами 28 факультетов вузов Санкт-Петербурга, выпускающих специалистов блока «экономические науки». Показано, каким образом проведение политики найма собственных выпускников влияет на стратегии и ценности преподавателей вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Роман Николаевич Абрамов Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 279-286. 
Содержание и структура книги известного американского исследователя образования рассматриваются с точки зрения вклада в социологию высшего образования и перспектив использования материалов монографии в преподавательской деятельности и исследованиях.
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Стефан Шовье Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 259-270. 
Мировые рейтинги университетов оказывают сегодня определяющее воздействие на академическую политику государств. Между тем они оценивают лишь отдельные университеты, а не качество высшего образования в той или иной стране в целом. Кроме того, они ранжируют университеты главным образом на основании их исследовательской деятельности, и по преимуществу в естественных науках. Поскольку эти рейтинги предоставляют лишь частичную информацию о национальных академических системах, выдвигается задача разработать альтернативные инструменты их оценки и сопоставления. Таковым является анализируемый в данной статье индекс академического развития, разработанный профессором Аланом Рено (университет Париж IV Сорбонна.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Иванович Посохов Вопросы образования. 2008.  № 3. С. 240-263. 
В статье анализируются речи профессоров-иностранцев Харьковского университета, которые они произносили в ходе проведения торжественных актов в начале ХІХ в. Эти выступления стали не только формой общения университетского сообщества с местной средой, но и способом трансфера университетской идеи. Традиционно в литературе появление модернизированных университетов связывают с Вильгельмом фон Гумбольдтом и Берлинским университетом. Однако сегодня все более утверждается мысль о том, что новые черты в устройстве университетов Европы проявились раньше (имеется в виду ряд немецких университетов XVIII в.). Привлеченные на российскую службу иностранные профессора, прежде всего немецкие, не только вели преподавательскую и научную деятельность, но и привносили в российское общество свое понимание сущности университета. Актовые речи отдельных харьковских профессоров, в частности Л. Якоба, являют собой яркий образец неогуманистического подхода к определению основных черт университета нового времени.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Леонид Маркович Гохберг, Наталья Васильевна Ковалева Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 274-278. 

ресурс содержит прикрепленный файл