Вопросы образования
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Наумовна Пенская
Вопросы образования.
2009.
№ 1.
С. 266-279.
На основании обзора архивных материалов и публицистики, посвященных сорокалетию событий
1968 г., автор делает вывод о том, что в этой теме еще осталось много «белых
пятен». Одно из них — советская журналистика 1960-х годов, как официальная,
так и диссидентская. В ту эпоху политические и культурные условия в СССР сложились
так, что пресса стала мощной и активной силой, вторгающейся в разные сферы, в том
числе в образование и науку. В те годы пресса взяла на себя целый ряд изначально
не свойственных ей функций, в том числе традиционных для образовательных институтов.
В статье описаны механизмы тесного сотрудничества и взаимовлияния журналистики, образования
и науки, которые стали, в частности, важным фактором публичной экспертизы.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Диана Рей
Вопросы образования.
2008.
№ 2.
С. 122-135.
В последние 25 лет наблюдается переход от элитного к массовому высшему образованию.
Такая трансформация, подпитываемая значительным притоком как зрелых, так и молодых
студентов, сделала область высшего образования более сложной и нестабильной, чем
она была даже десять лет назад. В статье на основе кейсов десяти абитуриентов проводится
предварительный анализ осуществления выбора в современном высшем образовании. Этот
процесс происходит в условиях углубляющихся различий между поступающими в вузы и
растущего неравенства в доступе к образованию. Приводятся доказательства того, что
выбор студентами учебного заведения определяется переплетением черт половой, расовой
и социальной идентичности. Бытует мнение, что политика по расширению доступа к высшему
образованию обеспечивает социальную справедливость. Однако изучение опыта этих десяти
студентов позволяет сделать более сложные и менее оптимистичные выводы.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Розмари Дим
Вопросы образования.
2004.
№ 3.
С. 44-56.
Термин «новый менеджериализм» означает принятие структурами общественного
сектора тех организационных форм и технологий,
управленческих практик и ценностей, которые существуют в секторе
частного предпринимательства. Особое внимание в работе уделяется
исследованиям Джона Кларка и Дженит Ньюман. Их рассмотрение организационных форм
и технологий, принятых в системе «нового менеджериализма», а также различных
конфликтных ситуаций, возникающих в контексте нового режима, приводится автором для
того, чтобы
проанализировать «новый менеджериализм». Первый пример, приведенный в работе,
основан на исследовании небольшой группы женщин-управленцев в сфере высшего образования.
В нем поднимаются
вопросы о возможной связи между феминистическими ценностями
и так называемым мягким стилем управления в противовес жесткому
стилю, присущему «новому менеджериализму». Вторым примером
является рассказ о событиях, связанных с финансовым кризисом
в университете Ланкастер, и последовавших за этим изменениях.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Е Л Рачевский
Вопросы образования.
2004.
№ 3.
С. 260-267.
0


Опубликовано на портале: 06-03-2012
Мария Александровна Лытаева, Екатерина Викторовна Талалакина
Вопросы образования.
2011.
№ 4.
С. 178-201.
Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.


Foolproof. Научить или уличить? [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Афанасьевна Тетерина
Вопросы образования.
2009.
№ 1.
С. 280-289.
Краткий анализ современных тенденций развития системы образования с точки зрения
практика, проработавшего в школе 30 лет. Революционные преобразования: могут ли верхи
и хотят ли низы?
Автор: Тетерина Ольга Афанасьевна — учит


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Ростиславович Филонович
Вопросы образования.
2009.
№ 4.
С. 55-66.
Рассматривается содержание понятия life-long learning. Показано, что эффективное
встраивание университета в систему «пожизненного образования» требует коренных
институциональных преобразований: от изменения его организационной структуры до формирования
преподавателя нового типа. Анализируются основные трудности, связанные с практической
реализацией этих реформ.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Шляйхер Андреас
Вопросы образования.
2010.
№ 1.
С. 90-115.
Когда перед правительством встает проблема сохранения конкурентоспособности в глобальной
экономике, возникает необходимость в качественной сравнительной информации относительно
базовых умений и навыков взрослого населения. Такая информация позволит правительству
лучше оценить политику и предпринять наиболее эффективные меры. В данной статье дается
описание стратегии оценки уровня грамотности среди взрослых, которая в настоящее
время разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Она охватывает знакомство с информационными и коммуникационными технологиями, умение
пользоваться информацией и создавать новые знания, а также навыки общения. Эта работа
призвана повысить эффективность системы образования и обучения в развитии базовых
когнитивных способностей и ключевых рабочих навыков.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Катерина Сергеевна Губа
Вопросы образования.
2011.
№ 3.
С. 210-225.
На основе англо-американских исследований академического рынка труда показано, что декларируемый принцип меритократии в науке не имеет приписываемого ему значения. Решающую роль при найме на университетские позиции играет престиж департамента, в котором была получена докторская степень. Роль научных публикаций не является столь значимой и при анализе репутации департамента. Одной только высокой публикационной активности недостаточно ни выпускнику, чтобы получить место в престижном департаменте, ни департаменту, чтобы повысить репутационный рейтинг.

Опубликовано на портале: 06-03-2012
Рустем Ринатович Вахитов
Вопросы образования.
2011.
№ 4.
С. 306-310.
Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей.Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей


Академический инбридинг: за и против [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елизавета Викторовна Сивак, Мария Марковна Юдкевич
Вопросы образования.
2009.
№ 1.
С. 170-187.
В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны практики найма вузами
собственных выпускников. Дается обзор эмпирических исследований, анализирующих распространенность
и последствия этого явления в различных образовательных системах, а также разницу
в поведении и результативности инсайдеров и аутсайдеров. Для иллюстрации феномена
выращивания, характерного для российских вузов, используются данные опроса преподавателей
и заведующих кафедрами 28 факультетов вузов Санкт-Петербурга, выпускающих специалистов
блока «экономические науки». Показано, каким образом проведение политики
найма собственных выпускников влияет на стратегии и ценности преподавателей вузов.


Опубликовано на портале: 11-10-2011
Роман Николаевич Абрамов
Вопросы образования.
2011.
№ 3.
С. 279-286.
Содержание и структура книги известного американского исследователя образования рассматриваются с точки зрения вклада в социологию высшего образования и перспектив использования материалов монографии в преподавательской деятельности и исследованиях.

Опубликовано на портале: 08-06-2011
Стефан Шовье
Вопросы образования.
2011.
№ 1.
С. 259-270.
Мировые рейтинги университетов оказывают сегодня определяющее воздействие на академическую политику государств. Между тем они оценивают лишь отдельные университеты, а не качество высшего образования в той или иной стране в целом. Кроме того, они ранжируют университеты главным образом на основании их исследовательской деятельности, и по преимуществу в естественных науках. Поскольку эти рейтинги предоставляют лишь частичную информацию о национальных академических системах, выдвигается задача разработать альтернативные инструменты их оценки и сопоставления. Таковым является анализируемый в данной статье индекс академического развития, разработанный профессором Аланом Рено (университет Париж IV Сорбонна.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Иванович Посохов
Вопросы образования.
2008.
№ 3.
С. 240-263.
В статье анализируются речи профессоров-иностранцев Харьковского университета, которые
они произносили в ходе проведения торжественных актов в начале ХІХ в. Эти выступления
стали не только формой общения университетского сообщества с местной средой, но и
способом трансфера университетской идеи. Традиционно в литературе появление модернизированных
университетов связывают с Вильгельмом фон Гумбольдтом и Берлинским университетом.
Однако сегодня все более утверждается мысль о том, что новые черты в устройстве университетов
Европы проявились раньше (имеется в виду ряд немецких университетов XVIII в.). Привлеченные
на российскую службу иностранные профессора, прежде всего немецкие, не только вели
преподавательскую и научную деятельность, но и привносили в российское общество свое
понимание сущности университета. Актовые речи отдельных харьковских профессоров,
в частности Л. Якоба, являют собой яркий образец неогуманистического подхода к определению
основных черт университета нового времени.


Опубликовано на портале: 09-02-2011
Леонид Маркович Гохберг, Наталья Васильевна Ковалева
Вопросы образования.
2004.
№ 1.
С. 274-278.

