Вопросы образования
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Екатерина Федоровна Кузьминова, Сергей Александрович Некрылов
Вопросы образования.
2006.
№ 3.
С. 122-140.
Движение за равное с мужчинами право женщин на образование стало первым этапом на пути к их эмансипации. В связи с удаленностью Сибири от центра страны вопрос о получении женщинами высшего образования здесь стоял особенно остро. В статье представлены результаты исследования деятельности Сибирских высших женских курсов и Томского госуниверситета. Получение женщинами высшего образования в этих учебных заведениях имело и еще одно важное следствие: была решена проблема недостатка врачей и преподавателей в Сибирском регионе.


Опубликовано на портале: 05-02-2013
Елена Дмитриевна Вознесенская, Галина Анатольевна Чередниченко
Вопросы образования.
2012.
№ 4.
С. 40-58.
На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий молодых людей, оказавшихся с дипломами о высшем образовании на позициях рабочих промышленных предприятий России или получающих высшее образование без отрыва от производства. Анализируются мотивы получения высшего образования, смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в его достижение, практики его использования.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Элиза Ланган
Вопросы образования.
2007.
№ 4.
С. 295-301.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Николас Барр
Вопросы образования.
2005.
№ 2.
С. 129-142.
Данная статья посвящена изучению различных способов и источников финансирования высшего образования. Раздел II содержит краткое описание ответов, которые экономическая теория дает на ряд вопросов, являющихся ключевыми в этой области. В разделе III приведено описание возможных способов финансирования, наконец, в разделе IV описан опыт некоторых стран в этой сфере. Изучить столь обширный предмет целиком достаточно сложно, поэтому анализ проводится лишь в некоторых направлениях. Например, в статье не обсуждается природа самого «продукта», а также вопросы, связанные с финансированием исследовательской деятельности. Анализ проводится только для стран с развитой экономикой, более того, цель исследования — изучить как можно больше способов финансирования, а не стран.


Высшее профессиональное образование (данные статистики и Мониторинга экономики образования) [статья]
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Вопросы образования.
2011.
№ 1.
С. 172-191.
На основании данных федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений высшего профессионального образования, численностью и заработной платой работников, данных Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и обследований предприятий шести секторов экономики, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования, охарактеризовано текущее состояние системы высшего профессионального образования в России.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Сергеевич Автономов, Марина Евгеньевна Дорошенко, Олег Олегович Замков
Вопросы образования.
2004.
№ 2.
С. 127-154.
В незатухающей дискуссии о сравнительной ценности российского и западного образования,
порождаемой попытками реформ
в данной области, сторонники самобытности обычно опираются на
успехи российского математического и естественнонаучного образования, традиционно
пользующихся уважением во всем мире.
К ним можно добавить некоторые другие образовательные отрасли:
музыкальное, театральное образование и т.д. Выпускники российских вузов этих профилей,
а также те их преподаватели, которые
в достаточной степени владеют иностранными языками, обычно
легко находят работу за рубежом, что и ведет к пресловутой «утечке
мозгов». Очевидно, что мозги специалистов упомянутых профилей — вполне
конкурентоспособный товар на мировых рынках.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Петрович Похолков, Александр Иванович Чучалин, О В Боев
Вопросы образования.
2004.
№ 4.
С. 125-141.
Во многих развитых странах существует двухступенчатая система предъявления требований
к качеству инженерной подготовки
и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень — оценка
качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через
процедуру их аккредитации. Вторая ступень — признание профессиональных квалификаций
инженеров
через их сертификацию и регистрацию


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Марк Львович Агранович
Вопросы образования.
2008.
№ 4.
С. 128-179.
Данная публикация — сокращенный вариант главы из аналитического сопоставительного
доклада, который издан в ноябре 2008 г. В нем на базе материалов, приведенных в ежегодных
докладах «Education at a Glance» (ОЭСР) и «Education Counts»
(ЮНЕСКО), а также некоторых других данных, публикуемых международными организациями,
проводится сравнение образовательной системы России с национальными системами образования
47 стран мира. Сопоставляются масштабы образовательных систем, организация, условия
функционирования и финансирования образовательного процесса. Предлагаемая читателю
глава посвящена только одной группе показателей — характеризующих масштабы
и структуру участия населения в образовании. В приложении даны таблицы с обсуждаемыми
в тексте индикаторами по всем странам и сводными показателями по группам стран. Страны
в таблицах приведены в порядке убывания ВВП.


Гимназии русского зарубежья [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Александрович Стрельцов
Вопросы образования.
2006.
№ 2.
С. 248-264.
В статье дается общее представление о русской гимназии в межвоенный период как целостном феномене. Показан процесс ее возникновения, развития и упадка в период «первой волны» русской эмиграции.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ма Ваньхуа
Вопросы образования.
2008.
№ 2.
С. 33-51.
0


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алекс Ашер, Массимо Савино
Вопросы образования.
2007.
№ 4.
С. 201-216.
ЖУРНАЛ ПРОДОЛЖАЕТ ДИСКУССИЮ НА ТЕМУ РЕЙТИНГОВ.


Глобальные рейтинги на повестке дня [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Алексеевна Артюшина, Владимир Александрович Шутилин
Вопросы образования.
2008.
№ 2.
С. 240-259.
Важным компонентом современного мирового рынка образовательных услуг является составление
глобальных рейтингов вузов. Они востребованы абитуриентами и их родителями, руководством
вузов, чиновниками и другими заинтересованными сторонами. Большой интерес вызывают
глобальные рейтинги и в России. Авторы рассматривают существующие сейчас в мире подходы
к их составлению и оценивают место российских вузов в этих рейтингах.


Государственная идентичность выпускников экономических и гуманитарных вузов Санкт-Петербурга [статья]
Опубликовано на портале: 29-10-2012
Анна Георгиевна Санина, Ани Геворковна Закарян, Олег Вячеславович Обидовский
Вопросы образования.
2012.
№ 3.
С. 217-240.
Представлен анализ результатов эмпирического исследования государственной идентичности выпускников петербургских вузов. Обосновывается вывод о том, что современная модель выпускника не способствует конструированию государственной идентичности, основные элементы которой (когнитивный, эмоционально- оценочный, нормативно-ценностный и поведенческий) не связаны между собой: усилия по наращиванию знаний молодых людей о государстве, развитию их представлений о должном и правильном не трансформируются в изменение их линии поведения относительно государства, а демонстрация определенного уровня знаний нивелируется недоверием к современным политическим реалиям, что приводит к формальному восприятию государства как чего-то внешнего и враждебного.


Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и
Болонский процесс [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Дмитриевич Шадриков
Вопросы образования.
2004.
№ 4.
С. 5-9.
В последние 2–3 года проблематика, связанная с Болонским
процессом, заняла значительное место в публикациях и научных
конференциях по проблемам высшего образования как в Европе,
так и в России. Основные направления дискуссий определяются
Болонской декларацией. Это, в первую очередь, создание единого
европейского образовательного пространства и обеспечение его
конкурентоспособности. Возможно, обеспечение конкурентоспособности необходимо поставить
на первое место. Заметим, что
конкурентоспособность предполагает и конкуренцию с российским образованием. Об этой
основной цели почему%то очень мало
говорят, подменяя ее задачами. Но если участвовать в Болонском
процессе, то прежде всего необходимо иметь в виду цель и через
нее рассматривать весь комплекс задач, связанных с Болонским
процессом. Тогда цель нашего участия в Болонском процессе может звучать так: Россия
должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования
как на европейском, так и мировом рынках труда.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктор Семенович Вахштайн
Вопросы образования.
2006.
№ 4.
С. 390-398.
Говоря о проблемах гуманитарного образования, о его упадке в современных условиях, мы все чаще переходим на язык, взятый из далеких от гуманитарности, по крайней мере в ее классическом понимании, сфер. В ход идут даже «метафоры рыночного обмена». Язык гуманитариев явно нуждается в корректировке, в подлинном развитии и обогащении. Неоценимую помощь в решении этого вопроса, как и многих других, им могут оказать книги из серии «Университетская библиотека Александра Погорельского».

