Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Всеволодовна Абанкина Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 6-9. 
0
Опубликовано на портале: 31-12-2010
С В Волков Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 221-233. 
Единый государственный экзамен в сознании общества накрепко связан с идеей модернизации, обновления образования. Тот, кто рискнет выступить против ЕГЭ, автоматически попадает в разряд ретроградов и староверов, не понимающих очевидных выгод прогресса,— независимо от характера высказываемых аргументов. Автоматические реакции всегда мешают воспринимать чужую позицию, поскольку сразу же запускают механизм оборонительного поведения. С этим мне пришлось многократно сталкиваться при обсуждении проблем, связанных с ЕГЭ по литературе,— и в печати, и в непосредственном общении с его разработчиками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктор Александрович Болотов Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 155-167. 
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) продолжается в России четвертый год. Много это или мало? Вряд ли можно назвать это значительным сроком, если рассматривать эксперимент как составную часть масштабного процесса модернизации российской системы образования, продиктованной требованиями общественного и экономического развития страны. В то же время за этот период удалось достичь результатов, заставляющих по-другому оценивать его промежуточные итоги. Сегодня мы вышли на рубеж, когда говорить о ЕГЭ можно уже не только на основании прогнозов или экспертных оценок, но и опираясь на обширный фактический материал. За время проведения эксперимента был накоплен большой опыт — как позитивный, так и негативный, — и сегодня мы стоим на рубеже, когда будущий единый экзамен можно уже представить себе достаточно четко. Вместо условных и абстрактных конструкций можно увидеть конкретные механизмы работы и результаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Георгий Борисович Шабат Вопросы образования. 2005.  № 3. С. 156-165. 
В статье рассматриваются возможности, которые дает компьютер с точки зрения кардинального обновления школьного математического образования на основе математического эксперимента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2012
Лидия Александровна Окольская Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 93-125. 
Изложены результаты контент-анализа учебников для старшей ступени среднего образования по предметам социально-гуманитарного цикла. Использовалась типология ценностей Ш. Шварца, состоящая из двух ценностных осей: «сохранение — открытость изменениям» и «самоутверждение — забота о людях и природе». Установлена ценностная специализация разных предметов, проанализированы значения ценностных категорий, свойственные каждому предмету. Ценностные приоритеты учебной программы сопоставлены с данными массовых опросов о ценностях россиян.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Питер Макларен Вопросы образования. 2006.  № 2. С. 61-73. 
Картина дискуссий о равенстве в образовании была бы неполной без работ педагогов-марксистов. В западных университетах осталось немало ученых, которые, не получив «антимарксистской прививки» на занятиях по научному коммунизму, пытаются использовать классовый подход для анализа современной ситуации в области образования. Неомарксистское направление в западной педагогической мысли нередко называют критической педагогикой. Одним из наиболее ярких представителей этого направления является Питер Макларен — профессор Университета Лос-Анджелеса. В середине 1990-х годов вышла его книга «Жизнь в школах», в которой автор описал свой нелегкий педагогический опыт в канадской школе бедного района. Книга стала чрезвычайно популярной в том числе и потому, что в ней автор предельно ясно и весьма жестко изложил основные позиции критической педагогики. Мы публикуем фрагмент из этой книги, чтобы в дискуссии о равенстве прозвучал еще один важный голос. Книга «Жизнь в школах» в переводе на русский язык выпускается в серии «Образование. Мировой бестселлер», публикуемой издательством «Просвещение» совместно с Национальным фондом подготовки кадров и Московской школой социальных и экономических наук.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Валентин Карлович Дейчман Вопросы образования. 2006.  № 2. С. 122-132. 
Система повышения квалификации учителей в Киргизии была сформирована в советский период для решения конкретных задач в условиях плановой экономики и авторитарной системы управления. Сегодняшний день требует от общества выстраивания новых политических и экономических приоритетов. А это, в свою очередь, предполагает необходимость внесения ряда изменений в образовательную политику государства. Статья знакомит с попыткой выхода из кризиса системы повышения квалификации учителей посредством введения принципиально иного способа финансирования системы, изменяющего взаимоотношения между субъектами, а именно хорошо известного в России ваучерного механизма. В данное время проект находится в экспериментальной фазе, но накопленный за время его реализации материал позволяет проанализировать полученный опыт.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2011
Лев Львович Любимов Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 276-293. 
С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценками. Суть мифологизации автор видит в целенаправленном и сознательном искажении демократической критикой смысла базовых ценностей, созданных классикой. Автор считает, что масштабы национального ущерба, нанесенного утилитарным подходом к интерпретации литературных произведений, во многом связаны с деятельностью В. Г. Белинского и еще не оценены до конца. Одно из основных предложений, сформулированных в статье, — обращение к опыту русской религиозной философии, которая сможет стать средством исправления сложившейся ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Львович Любимов Вопросы образования. .  С. 276. 
С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценками. Суть мифологизации автор видит в целенаправленном и сознательном искажении демократической критикой смысла базовых ценностей, созданных классикой. Автор считает, что масштабы национального ущерба, нанесенного утилитарным подходом к интерпретации литературных произведений, во многом связаны с деятельностью В. Г. Белинского и еще не оценены до конца. Одно из основных предложений, сформулированных в статье, — обращение к опыту русской религиозной философии, которая сможет стать средством исправления сложившейся ситуации.
Опубликовано на портале: 05-02-2013
Вопросы образования. 2012.  № 4. С. 200-212. 
На основе статистических показателей, а также данных опросов обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования и опросов работодателей, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования, представлены динамика численности учащихся вузов на заочной форме обучения, а также демографические характеристики студентов-заочников, особенности их образовательных траекторий, мотивации выбора вуза и перспективы трудоустройства. Материал подготовлен заместителем начальника отдела по работе с данными Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Л. Е. Угольновой.
Опубликовано на портале: 25-05-2012
Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 246-256. 
Охарактеризована ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования, рассмотрена ее динамика, выделены некоторые значимые факторы, которые влияют на ее изменение. Для этого, во?первых, продемонстрировано изменение общей численности заочных студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, прием студентов и выпуска специалистов по сравнению с другими формами обучения. Во?вторых, прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. И в?третьих, описаны половозрастные характеристики студентов-заочников
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 199-217. 
Анализируется корпус зарубежных журналов по социальным и гуманитарным наукам, в которых публикуются российские исследователи, и тематика их статей. Объектом исследования выступают входящие в WoS журналы по четырем дисциплинам: двум социальным (экономика и социология) и двум гуманитарным (история и философия). Наряду с количеством статей и динамикой публикационной активности в 1993–2008 гг. оцениваются качественные характеристики работ российских авторов, в частности их распределение по типам журналов.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ефим Борисович Галицкий, Марк Иосифович Левин Вопросы образования. 2005.  № 2. С. 297-313. 
В статье анализируются результаты репрезентативных опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение» в рамках третьего этапа мониторинга «Экономика образования». Приводятся оценки расходов семей на образование детей, находящихся на разных стадиях образовательного процесса, а также взрослых в зависимости от места их обучения. Там, где возможно, проводится сопоставление оценок трат в 2003/2004 учебном году с оценками, полученными для предыдущего учебного года. Анализируется структура расходов семей на указанные цели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Витальевна Строгецкая Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 67-81. 
В статье раскрывается структура понятий «идея» и «миссия» университета, анализируется кризис классических моделей университета в контексте перехода от индустриализма к информационной эпохе. Обосновывается необходимость самоопределения современного университета. Рассматриваются взгляды современных исследователей высшей школы на идею университета. Вводятся социокультурные основания для формулировки миссии современного университета, обосновывается зависимость структурных особенностей университета от его миссии.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вопросы образования. 2005.  № 1. С. 320-322. 
В данном разделе мы представляем уникальные документы: неопубликованные фрагменты дневников и записных книжек В.О.Ключевского 1904-1905 годов. В них анализируется логика драматических событий того времени, а средоточием размышлений становится тема культуры и образования как спасения от разгула неуправляемых исторических сил. Вопросы университетского образования, раздумья над тем, что есть история, какова роль университета в русской политической жизни связывают в единое целое разрозненные наблюдения, попадающие в черновые записки, благодаря чему дневниковая хроника обретает характер истории идей.
ресурс содержит прикрепленный файл