Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Наумовна Пенская Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 266-279. 
На основании обзора архивных материалов и публицистики, посвященных сорокалетию событий 1968 г., автор делает вывод о том, что в этой теме еще осталось много «белых пятен». Одно из них — советская журналистика 1960-х годов, как официальная, так и диссидентская. В ту эпоху политические и культурные условия в СССР сложились так, что пресса стала мощной и активной силой, вторгающейся в разные сферы, в том числе в образование и науку. В те годы пресса взяла на себя целый ряд изначально не свойственных ей функций, в том числе традиционных для образовательных институтов. В статье описаны механизмы тесного сотрудничества и взаимовлияния журналистики, образования и науки, которые стали, в частности, важным фактором публичной экспертизы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Афанасьевна Тетерина Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 280-289. 
Краткий анализ современных тенденций развития системы образования с точки зрения практика, проработавшего в школе 30 лет. Революционные преобразования: могут ли верхи и хотят ли низы? Автор: Тетерина Ольга Афанасьевна — учит
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Ростиславович Филонович Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 55-66. 
Рассматривается содержание понятия life-long learning. Показано, что эффективное встраивание университета в систему «пожизненного образования» требует коренных институциональных преобразований: от изменения его организационной структуры до формирования преподавателя нового типа. Анализируются основные трудности, связанные с практической реализацией этих реформ.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елизавета Викторовна Сивак, Мария Марковна Юдкевич Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 170-187. 
В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны практики найма вузами собственных выпускников. Дается обзор эмпирических исследований, анализирующих распространенность и последствия этого явления в различных образовательных системах, а также разницу в поведении и результативности инсайдеров и аутсайдеров. Для иллюстрации феномена выращивания, характерного для российских вузов, используются данные опроса преподавателей и заведующих кафедрами 28 факультетов вузов Санкт-Петербурга, выпускающих специалистов блока «экономические науки». Показано, каким образом проведение политики найма собственных выпускников влияет на стратегии и ценности преподавателей вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Марина Александровна Пинская Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 137-161. 
Наиболее распространенные учебные пособия для начальной школы по двум предметам — «чтение» и «окружающий мир» — анализируются в рамках обсуждения результатов PIRLS-2006. Автора интересует прежде всего вклад этих учебных пособий в высокие достижения российских школьников в международном тестировании читательских умений четвероклассников. Результаты исследования свидетельствуют, что учебники и рабочие тетради, по которым учатся чтению в российской начальной школе, способствуют достижению высоких показателей в тесте PIRLS. В то же время эти пособия закладывают базу тех проблем, которые в полной мере выявляются в основной школе и приводят к резкому падению читательской компетентности, зафиксированному тестами PISA.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Франсис К Рокка Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 162-169. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ярослав Иванович Кузьминов Вопросы образования. 2009.  № 2. С. 172-186. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Николаевич Рыжов Вопросы образования. 2009.  № 3. С. 246-270. 
Представлена подборка документов, раскрывающих направления и характер взаимоотношений России с иностранными государствами в области образования в XVI–XVII вв. Длительное время в историко-педагогической литературе возникновение идеи обучения российских юношей за границей датировалось первой четвертью XVIII в. — периодом реформ Петра I. Между тем, как показывают документы, уже в XVI в. молодых людей направляли за границу с целью подготовки переводчиков для целого ряда приказов Российского государства. Другой важный аспект взаимоотношений с государствами Европы, отраженный в документах, — практика обучения подданных этих стран в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Вадимовна Базжина Вопросы образования. 2009.  № 3. С. 287-296. 
В общественном сознании образовательные инновации пока ассоциируются с технологическим и методическим переоснащением процессов обучения. Автор считает, что путь к сущностным изменениям в образовании лежит через смену коммуникативной парадигмы: от монолога к диалогу, от патриархата к партнерству, от противостояния к взаимодействию. В силу этого в школах и вузах необходимы специальные программы, ориентированные на формирование коммуникативных компетенций как обучаемых, так и обучающих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 19-34. 
Прошло почти пять лет с момента выхода этой небольшой, всего несколько листов, книги Евгения Сабурова — «Школа и свобода» (М.: Либеральная миссия, 2005). В ней — сгусток сабуровских идей об образовании, об устройстве, а главное — переустройстве школы как исходной точки всей последующей жизни каждого человека. Как всегда у Сабурова, это — очень личная, захватывающая тема, как всегда, в круг обсуждения втягивались прогнозируемые и вполне неожиданные люди, как всегда, написанное Евгением Федоровичем становилось поводом для очередного «мозгового штурма», интересного не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Мы публикуем фрагменты круглого стола, посвященного выходу книги. Участники разговора обсуждали образовательные технологии, способность предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы содействовать формированию либерального мировоззрения. Участники круглого стола: Абанкина Ирина Всеволодовна — заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ; Альбац Евгения Марковна — журналист, профессор факультета политологии ГУ–ВШЭ; Афанасьев Юрий Николаевич — президент РГГУ; Каспэ Святослав Игоревич — заместитель главного редактора журнала «Полития»; Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доцент кафедры государственного управления и экономики общественного сектора ГУ–ВШЭ; Левинсон Алексей Георгиевич — заведующий лабораторией социокультурных исследований Левада-Центра; Лейбович Александр Наумович — первый заместитель директора Института развития профессионального образования; Надеждин Борис Борисович — секретарь федерального политсовета Союза правых сил; Пенская Елена Наумовна — главный редактор «Русского журнала»; Преображенский Владимир Владимирович — главный финансовый директор ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания»; Рывкин Александр Аронович — заслуженный учитель России, директор центра образования № 1811 «Измайлово»; Сабуров Евгений Федорович — директор Института проблем инвестирования; Шведов Григорий Сергеевич — главный редактор интернет-сайта «Кавказский узел», член правления общества «Мемориал»; Яковенко Игорь Григорьевич — культуролог, профессор кафедры теории и истории культуры РГГУ; Ясин Евгений Григорьевич — президент фонда «Либеральная миссия».
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Михайлович Сергеев, Инна Витальевна Рыжкова Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 119-132. 
Проблемы детства и образования на Севере рассматриваются в рамках методологии международного проекта «Дети Арктики», участниками которого были четыре страны: Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия. Центральная категория проекта, объединяющая научные интересы стран-партнеров, — это психосоциальное благополучие, имеющее как различия, так и сходство в образовательных пространствах указанных стран. Представлен философский и социально-педагогический анализ особенностей внутреннего мира ребенка. Приведены данные исследования психосоциального благополучия населения Мурманской области.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Всеволодовна Абанкина Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 6-9. 
0
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 199-217. 
Анализируется корпус зарубежных журналов по социальным и гуманитарным наукам, в которых публикуются российские исследователи, и тематика их статей. Объектом исследования выступают входящие в WoS журналы по четырем дисциплинам: двум социальным (экономика и социология) и двум гуманитарным (история и философия). Наряду с количеством статей и динамикой публикационной активности в 1993–2008 гг. оцениваются качественные характеристики работ российских авторов, в частности их распределение по типам журналов.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Витальевна Строгецкая Вопросы образования. 2009.  № 4. С. 67-81. 
В статье раскрывается структура понятий «идея» и «миссия» университета, анализируется кризис классических моделей университета в контексте перехода от индустриализма к информационной эпохе. Обосновывается необходимость самоопределения современного университета. Рассматриваются взгляды современных исследователей высшей школы на идею университета. Вводятся социокультурные основания для формулировки миссии современного университета, обосновывается зависимость структурных особенностей университета от его миссии.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Эдуардовна Соболева Вопросы образования. 2009.  № 3. С. 229-244. 
На основании опроса студентов двух бизнес-школ — Высшей школы менеджмента ГУ–ВШЭ и Высшей школы финансового менеджмента АНХ — анализируются стратегии и приоритеты инвестирования в бизнес-образование и критерии удовлетворенности слушателей обучением на программах. Показана возможность конструирования типологии групп слушателей как по социально- демографическим характеристикам, так и по объемам затрат денег, времени и усилий на умножение своего человеческого, социального и символического капитала.
ресурс содержит прикрепленный файл