Вопросы образования
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Шляйхер Андреас
Вопросы образования.
2010.
№ 1.
С. 90-115.
Когда перед правительством встает проблема сохранения конкурентоспособности в глобальной
экономике, возникает необходимость в качественной сравнительной информации относительно
базовых умений и навыков взрослого населения. Такая информация позволит правительству
лучше оценить политику и предпринять наиболее эффективные меры. В данной статье дается
описание стратегии оценки уровня грамотности среди взрослых, которая в настоящее
время разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Она охватывает знакомство с информационными и коммуникационными технологиями, умение
пользоваться информацией и создавать новые знания, а также навыки общения. Эта работа
призвана повысить эффективность системы образования и обучения в развитии базовых
когнитивных способностей и ключевых рабочих навыков.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Борганс Лекс, Кёрверс Фрэнк
Вопросы образования.
2010.
№ 2.
С. 5-43.
Усилилась и
международная ориентация науки. В данной работе фиксируются изменения в
структуре науки и высшего образования в Европе и рассматриваются потенциальные
объяснения существенного повышения их международной ориентации. Популярность
высшего образования в Европе начала заметно расти примерно в 1960 г., и всего
лишь несколько десятилетий спустя наука и высшее образование постепенно пришли
в соответствие с американским стандартом. Вероятно, причиной послужило снижение
коммуникационных издержек. Ярче всего международная ориентация науки и
образования проявляется в изменении языка, используемого в преподавании и
научных публикациях, — с родного (государственного), латыни, немецкого и
французского на английский. Небольшие языковые зоны совершили этот переход
раньше. Кроме того, отдельные области науки различались по скорости перехода на
английский в научной коммуникации. Точные науки и медицина переключились на
английский язык первыми, за ними последовали экономика и общественные науки, а
в гуманитарных науках и в области права в настоящее время наблюдаются лишь
первые признаки такого перехода. Это означает, что отдача от масштаба и
возможность распространения научных результатов оказывают большое влияние на
принятие решения о переходе на международные стандарты.


Американские уроки [статья]
Опубликовано на портале: 31-05-2011
Антуан Компаньон
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 204-226.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Владимирович Русаков, Игорь Геннадьевич Семакин, Е К Хеннер
Вопросы образования.
2010.
№ 3.
С. 135-151.
Рассматривается спектр направлений подготовки специалистов по
информатике и информационным технологиям, анализируется структура
совокупности знаний ИТ-специалистов разных категорий. На основе
кластерного анализа выделены три кластера близких по содержанию
подготовки направлений и специальностей, условно названные
«математик-программист», «инженерпрограммист» и «системный
администратор». Установлены дидактические единицы, относящиеся к каждому
из блоков подготовки, получены экспертные оценки покрытия блоков
дидактическими единицами. Разработана дидактическая структура содержания
подготовки ИТ-специалистов, содержащая описание совокупности знаний и
требований к уровню профессиональной подготовки.


Опубликовано на портале: 31-05-2011
А В Чугунов, Кирилл Борисович Васильев, Исак Давидович Фрумин
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 247-267.
Внедрение новых технологий в производство вызвало изменения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни профессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подготовки кадров по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается необходимость введения аналогичных программ в российскую систему образования и анализируются варианты их внедрения.


Опубликовано на портале: 30-05-2011
Маргарита Расимовна Шиверских
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 70-84.
Рассматриваются культурные различия бизнес-среды и академического сообщества как двух крупнейших областей современной общественной жизни, особенности их трансформаций в условиях экономики знаний. Проведена серия экспертных фокусированных интервью с деятелями науки и бизнеса с применением метода многослойного причинного анализа с целью оценки барьеров, препятствующих конструктивному диалогу между наукой и бизнес-средой, а также требований, которые предъявляют друг к другу представители этих сфер общества. Сформулированы принципы совместной работы представителей академической среды и бизнеса над инновациями, приносящими прибыль.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Манфред Фурман
Вопросы образования.
2010.
№ 3.
С. 32-47.
0


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Георгиевна Смолянинова, Наталья Георгиевна Шилина
Вопросы образования.
2010.
№ 2.
С. 164-177.
Электронный
портфолио применяется в профессиональном педагогическом сообществе как способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио можно
успешно использовать наряду с другими альтернативными и традиционными методами.
В статье подробно проанализирован опыт разработки и применения технологии
электронного портфолио в учебном процессе Института педагогики, психологии и
социологии Сибирского федерального университета, а также возможности этого
метода в оценке деятельности преподавателя.


Опубликовано на портале: 21-03-2011
Энтони Графтон
Вопросы образования.
2010.
№ 2.
С. 263-275.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Анатольевич Барашев
Вопросы образования.
2010.
№ 1.
С. 225-236.
На основе преимущественно мемуарных источников раскрываются этапы домашнего воспитания
в русских дворянских семьях, анализируются образовательные программы и учебная литература,
педагогические методы и система наказаний, состав домашних педагогов, роль родителей
в обучении, специфика воспитания девочек и мальчиков.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Олегович Бражник
Вопросы образования.
2010.
№ 3.
С. 258-264.
Рассматриваются особенности
оценивания деятельности школ и образовательных результатов школьников, а
также специфика профессионального отбора учителей в Финляндии как
факторы повышения качества образования.


Опубликовано на портале: 21-03-2011
Лев Львович Любимов
Вопросы образования.
2010.
№ 2.
С. 276-293.
С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценками. Суть мифологизации автор видит в целенаправленном и сознательном искажении демократической критикой смысла базовых ценностей, созданных классикой. Автор считает, что масштабы национального ущерба, нанесенного утилитарным подходом к интерпретации литературных произведений, во многом связаны с деятельностью В. Г. Белинского и еще не оценены до конца. Одно из основных предложений, сформулированных в статье, — обращение к опыту русской религиозной философии, которая сможет стать средством исправления сложившейся ситуации.


Опубликовано на портале: 30-05-2011
Дмитрий Сергеевич Попов, Юлия Алексеевна Тюменева, Юлия Владимировна Кузьмина
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 30-53.
Представлены первые результаты Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, начатого Государственным университетом — Высшей школой экономики в 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования.


Опубликовано на портале: 30-05-2011
Дмитрий Давидович Рубашкин
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 85-100.
Необходимость информатизации диктуется объективными социальными процессами. Чтобы внедрять инновационные преподавательские практики и сохранить за собой лидирующую роль в учебном процессе, учитель должен сочетать педагогическую компетентность с высокой информационной культурой. Подготовка современного преподавателя должна предусматривать развитие навыка быстро и объективно оценивать цифровые образовательные ресурсы; умения планировать и хронометрировать урок, проводимый с использованием ИКТ; формировать интерактивную учебную среду.


Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вопросы образования.
2010.
№ 3.
С. 152-194.
В статье приводится статистическая характеристика
технической инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений
профессионального образования (оснащение современной компьютерной
техникой, использование Интернета и параметры доступа в него), а также
оценка уровня применения ИКТ преподавателями за 2006/2007–2009/2010
учебные годы по Российской Федерации и ее субъектам. Отдельные
показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. В
качестве источников информации использованы данные федеральных
наблюдений Росстата по статистике образования, методические и
аналитические разработки Института статистических исследований и
экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики и
материалы Мониторинга экономики образования, проводимого ГУ–ВШЭ по
заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

