Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Выпуск N4 за 2011 год

Опубликовано на портале: 06-03-2012
Мария Александровна Лытаева, Екатерина Викторовна Талалакина Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 178-201. 
Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Рустем Ринатович Вахитов Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 306-310. 
Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей.Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 6-10. 
2011 год прошел «под знаком» Льва Львовича Любимова, его юбилея. Для нашего журнала ЛЛЛ важен всегда. Как постоянный «вкладчик» новых идей, единомышленник, острый и непримиримый критик, оппонент. В номере, завершающем год, мы представляем подборку тех материалов и тех авторов, которых ЛЛЛ предложил в своем списке. Отчасти получился «венок сонетов». Но только отчасти. Мы не ставим на этом точку. Список открыт, и в последующих номерах мы надеемся продолжить обсуждение широкого диапазона тем, намеченных Любимовым.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Майкл Фуллан Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 79-105. 
СодержаниеДвижущие силы реформы целостной системы США и АвстралияФокусирование усилий на отчетности вместо построения потенциалаКачество индивидуальной работы вместо командыТехнологии вместо педагогикиФрагментарность вместо системности
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 231-244. 
Приводятся основные показатели, характеризующие в динамике развитие сферы дошкольного образования в Российской Федерации. В качестве источника информации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики (результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных учреждений, за потребительскими ценами, за строительством), а также данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ. Данные за 2010 г. по отдельным показателям явля- ются предварительными.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Исак Давидович Фрумин Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 27-52. 
Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание — с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, т. е. естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Сергей Викторович Егерев Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 202-213. 
На основе анализа современного миграционно-трудового законодательства охарактеризован возможный алгоритм трудоустройства иностранного ученого или инженерно-технического работника в российских вузовских, академических и отраслевых лабораториях. Автор считает, что восстановить полноценное кадровое наполнение исследовательских центров России можно, только используя в числе прочих механизм рутинного международного научного рекрутинга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Елена Наумовна Пенская Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 67-78. 
Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Антон Михайлович Деркач Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 214-230. 
Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого используется функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста. По мнению автора, лежащий в основе образовательных стандартов СПО III поколения подход компетентностным не является. Кроме того, стандарт ориентирован на тип специалиста, не соответствующий требованиям рынка труда к работникам среднего звена, что оборачивается риском подготовки некомпетентных специалистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Олег Ермолаевич Лебедев Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 291-305. 
В монографии, посвященной зарубежному опыту применения стандартов в общем, дошкольном и педагогическом образовании, рецензент выделяет прежде всего проблему стандартизации школьного образования, подчеркивая актуальность книги в связи с острой дискуссией о новых стандартах для средней школы. Содержание книги оценивается с точки зрения ее вклада в решение вопросов, поднятых в ходе этой дискуссии: о смыслах современного общего образования и допустимых границах его стандартизации; о пределах свободы школы в определении содержания образования; о соотношении содержания образовательных стандартов и их применения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Галина Сергеевна Ковалева, Лариса Олеговна Денищева, Наталья Васильевна Шевелева Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 124-147. 
Представлен краткий обзор основных результатов международного сравнительного исследования TEDS-M. Российские студенты последнего курса вузов, получающие квалификацию учителя начальной школы и учителя математики, продемонстрировали результаты по математике и методике преподавания математики, превышающие средние международные показатели. Показаны сильные и слабые стороны профессиональной подготовки российских выпускников. Выявлены различия в результатах выпускников педагогических вузов и госуниверситетов. Обнаружена связь качества педагогической подготовки будущих учителей с их установками в отношении преподавания математики — ориентацией на концептуальную модель и когнитивно-конструктивистский подход к обучению математике или на вычислительную модель и подход к обучению, основанный на прямой передаче знаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Михаил Яковлевич Шнейдер Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 58-66. 
Статья посвящена анализу одного из основных противоречий в российском образовании — между растущими требованиями к учительскому корпусу, обусловленными вызовами XXI в., и крайне тяжелым экономическим положением и социально-психологическим состоянием педагогов средних школ. В условиях технократизации и прагматизации общества, отрицания значимости опыта российской интеллигенции как социального слоя, нарушения баланса социального и рыночного в школьном образовании Россия рискует отстать от передовых образовательных систем, основанных на согласованных ценностях и современных педагогических технологиях. Такое отставание приведет (и уже приводит) к дегуманитаризации, а затем и к дегуманизации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Екатерина Юрьевна Жарова Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 268-290. 
Рассматриваются различия между университетскими уставами 1803–1804 гг., данными двум «иностранным» — Виленскому и Дерптскому — и трем русским университетам: Московскому, Харьковскому и Казанскому. Анализируется не только управление университетами, но и профессорско-преподавательский состав по кафедрам, научные заведения университетов и средства, на них выделяемые.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Андрей Викторович Ивенских, Ирина Валентиновна Ивенских Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 53-57. 
Авторы считают необходимым выстраивание в образовании новой культурной парадигмы, основанной на ответственности как интегральной ценности. Рассматриваются конкретные механизмы формирования культуры ответственности в школьной среде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Лев Львович Любимов Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 11-26. 
Обсуждаются свойства общественного сознания в России, особенности ценностных ориентаций образовательного сообщества и институционального устройства и инфраструктуры российской школы, традиции поведения участников образовательного процесса, препятствующие распространению деятельностной парадигмы в российском образовании.
ресурс содержит прикрепленный файл