Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Илья Аркадьевич Прахов Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 143-160. 
Рассматриваются подходы к преподаванию экономической теории, разбираются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам ряд экономических концепций. Подчеркивается, что, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной инновационным методам в преподавании и более активному вовлечению студентов в образовательный процесс, а также наличию разработанных методик, стандартные лекции остаются наиболее используемым вариантом ведения занятий.
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Людмила Борисовна Зубанова Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 226-236. 
Обобщаются результаты социологического исследования (опрос преподавателей, контент-анализ конкурсных заявок), направленного на изучение участия преподавателей региональных вузов в специализированных конкурсах проектов на соискание грантов в научной и учебно-образовательной деятельности
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Марина Николаевна Ветчинова, Полина Вагифовна Герасенкова Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 261-278. 
На рубеже XIX–XX вв. была предельно точно обозначена цель преподавания иностранного языка — изучение культуры иного народа. Рассматриваются факторы, способствующие росту профессионального мастерства и педагогической культуры учителей иностранного языка, а также условия совершенствования их знаний и творческих способностей. Приводятся высказывания известных языковедов, передовых учителей иностранного языка, общественных деятелей данного исторического периода о возможных путях повышения квалификации учителя иностранного языка.
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Дина Михайловна Рамендик Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 161-171. 
Представлены результаты психологического исследования 90 студентов старших курсов биологического факультета МГУ и пяти докторов биологических наук. На основании экспертных оценок преподавателей выявляли по десять наиболее сильных и наиболее слабых студентов. Их сравнивали по большому числу когнитивных и личностных показателей. Показано, что успешность научной работы связана не с развитием отдельных когнитивных, коммуникативных или личностных свойств, а с их системным взаимодействием. При неустойчивости или неоптимальности этого взаимодействия эффективность научной деятельности оказывается низкой, даже если уровень развития отдельных когнитивных способностей и личностных свойств достаточно высок.
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Норберт Зиил Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 114-124. 
Рассматриваются вопросы разработки и реализации бакалаврской программы «Проектирование обучающих технологий» и магистерской программы «Науки об обучении», а также соотношение этих программ. Как показывает опыт их реализации во Фрайбургском университете, выпускники легко находят работу по специальности и оказываются востребованными на рынке труда.
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Ярослав Иванович Кузьминов, Исак Давидович Фрумин, Андрей Борисович Захаров Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 5-53. 
Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Михаил Яковлевич Шнейдер Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 58-66. 
Статья посвящена анализу одного из основных противоречий в российском образовании — между растущими требованиями к учительскому корпусу, обусловленными вызовами XXI в., и крайне тяжелым экономическим положением и социально-психологическим состоянием педагогов средних школ. В условиях технократизации и прагматизации общества, отрицания значимости опыта российской интеллигенции как социального слоя, нарушения баланса социального и рыночного в школьном образовании Россия рискует отстать от передовых образовательных систем, основанных на согласованных ценностях и современных педагогических технологиях. Такое отставание приведет (и уже приводит) к дегуманитаризации, а затем и к дегуманизации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-06-2011
Анна Александровна Панова, Мария Марковна Юдкевич Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 44-72. 
Представлен обзор работ, предлагающих разные объяснения существования специфической системы найма в университетах — так называемого теньюра, — которая предполагает наличие длительного испытательного срока и возможность получения гарантий постоянного рабочего места. Рассматриваются как модели, принимающие во внимание специфику информационного множества (т. е. различное распределение информации между участниками взаимодействия), так и модели, учитывающие ограниченность числа вакансий и конкуренцию за них между профессорами.
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 192-219. 
В ходе преобразования сети бюджетных учреждений в различных сферах деятельности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации создаются автономные учреждения. Полная и исчерпывающая информация о состоянии процесса реформирования в настоящее время отсутствует. Приведены систематизированные сведения из различных информационных источников о результатах и масштабах преобразований. Построены динамические ряды соответствующих показателей по годам в разрезе сфер деятельности по каждому субъекту РФ и на федеральном уровне. Выполнена оценка деятельности органов государственной исполнительной власти и местных администраций по реформированию бюджетных учреждений.
Опубликовано на портале: 08-06-2011
Дмитрий Анатольевич Шпилев, Александр Анатольевич Иудин Вопросы образования. 2011.  № 1. С. 125-142. 
На основе анализа публикаций немецких социологов, посвященных проблемам развития образования в условиях современной трансформирующейся Германии, рассматривается положение трех проблемных социальных групп: иммигрантов и детей из их семей; представителей социально уязвимых слоев (лиц с ограниченными возможностями, а также заключенных и тех, кто освободился из мест заключения); различных категорий женщин. Гендерная проблематика в системе образования касается вопросов профессионального обучения и повышения квалификации одиноких матерей, равных возможностей в построении научной карьеры. Основной вывод, сделанный немецкими социологами: система образования объединенной Германии перестала выполнять свою основную функцию — создавать предпосылки для того, чтобы социальный успех человека определялся его способностями, настойчивостью и энергией. Вместо этого уже на этапе общеобразовательной школы действуют механизмы скорее нисходящей, чем восходящей социальной мобильности.
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Олег Викторович Польдин, Андрей Михайлович Силаев Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 192-209. 
Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 г. в некоторых вузах.
Опубликовано на портале: 27-07-2011
Вильгельм Крулл Вопросы образования. 2011.  № 2. С. 151-162. 

Опубликовано на портале: 27-07-2011
Жанна Владимировна Чернова, Лариса Леонидовна Шпаковская Вопросы образования. 2011.  № 2. С. 236-252. 
Используя концептуальный аппарат социологии знания, авторы анализируют условия производства различных версий социологического образования. Основное внимание уделяется национальным образовательным стандартам и их влиянию на разработку учебных планов на региональном уровне. На основе эмпирических данных выделены два типа стратегий формирования учебных планов: глобализационные и локализационные стратегии. Наиболее важными факторами, определяющими выбор стратегии, являются дисциплинарная принадлежность основателей факультета, профессиональные связи и способ распространения публикаций сотрудников факультета.
Опубликовано на портале: 11-10-2011
Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 244-260. 
Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования дана на основании обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования2: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.
Опубликовано на портале: 06-03-2012
Екатерина Юрьевна Жарова Вопросы образования. 2011.  № 4. С. 268-290. 
Рассматриваются различия между университетскими уставами 1803–1804 гг., данными двум «иностранным» — Виленскому и Дерптскому — и трем русским университетам: Московскому, Харьковскому и Казанскому. Анализируется не только управление университетами, но и профессорско-преподавательский состав по кафедрам, научные заведения университетов и средства, на них выделяемые.
ресурс содержит прикрепленный файл