Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы образования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Валерия Александровна Иванюшина, Даниил Александрович Александров Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 233-252. 
На разных уровнях — школы, класса, тесных групп общения (дружеских клик) — оцениваются прошкольные и антишкольные установки подростков. Для выделения клик применяются методы социального сетевого анализа. Эмпирической основой исследования является опрос школьников Санкт-Петербурга, проведенный в 2010 г. (7300 учеников, 419 классов, 104 школы). С помощью многоуровневого регрессионного анализа показано, что 1) социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации прошкольных/антишкольных установок в разных типах школ; 2) поляризация установок происходит и закрепляется на уровне клик; 3) установки на уровне клики оказывают значимое влияние на образовательный результат при контроле по социодемографическим характеристикам ученика и его индивидуальным установкам.
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Сергей Григорьевич Вершловский Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 285-289. 
Взрослость, рассматриваемая в контексте социальной ситуации развития личности, проявляется в психологической зрелости, характеризующейся самостоятельностью в прогнозировании своего поведения и оценке своих действий, способностью мобилизовать себя на выполнение своего решения; в социальной зрелости как способности самостоятельно принимать важные жизненные решения; в установках на гуманистические ценности, повышающих социальную и личностную значимость взрослого. Охарактеризованы основные периоды жизни взрослого и возникающие на этом пути кризисы. На примере учительской профессии рассматриваются кризис адаптации к профессии, кризис рутинной работы и кризис профессионала с большим стажем. Показано, что одним из важных условий успешного выхода из кризисного состояния является включенность взрослых в систему непрерывного образования, в частности неформального.
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Катерина Николаевна Поливанова Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 69-72. 
Анализируя концепцию присвоения нового знания, выдвинутую Дж.П. Джи, автор проводит параллели с исследованиями структуры деятельности, игры и самооценки в отечественной психологии.
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Марина Вячеславовна Дюжакова Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 82-86. 
Резюмируются основные характеристики проведенного Н. Боумэном метаанализа публикаций, посвященных связи межэтнических/межкультурных взаимодействий в колледже с познавательными достижениями студентов: критерии отбора публикаций для анализа, выдвинутые автором гипотезы, обсуждение возможных предикторов величины рассматриваемого эффекта, значение полученных результатов для образовательной практики. 
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Сергей Александрович Дружилов Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 270-280. 
Рассматривается состояние системы высшего образования в России к началу революции 1917 г. Показано, что за два довоенных десятилетия численность студентов в России выросла почти в десять раз, увеличилось число вузов и преподавателей. В условиях становления капитализма высшее образование в стране находилось на подъеме. Система научной аттестации была близка к западноевропейской, но требования к соискателям в России были значительно выше, чем за рубежом. Университетской интеллигенции как профессиональной группе принадлежала весьма заметная роль в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни дореволюционной России. В отношениях с властью и обществом университетская корпорация отстаивала идеалы вузовской автономии. Преподаватели университетов как социальная и профессиональная группа были уничтожены во время революционного и «красного» террора.
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Джеймс Пол Джи Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 73-106. 
Автор доказывает, что истоки формальных систем оценок нужно искать в повседневной деятельности человека. Оценивание является неотъемлемой частью обучения чему бы то ни было. Оценивание — это естественная среда обучения. Социальные группы выводят оценивание за пределы деятельности и частично формализуют его как способ одновременно наставлять неофитов и участников деятельности и надзирать за ними (нормировать действия). Этот аспект оценки в настоящее время преобладает в связи с популярностью интернет-объединений по интересам. В рамках школьного обучения происходит следующий этап формализации оценивания. Поэтому ключи к совершенствованию оценивания в школьном образовании, а также этические ориентиры в применении оценок содержатся в более естественных и социальных формах оценивания (пер. с англ. Н. Микшиной).
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Максим Владимирович Каиль Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 256-277. 
На примере организации Смоленского государственного университета, созданного в числе шести первых в Советской России, исследуется характер вовлеченности в становление университетского образования органов государственной власти разных уровней, общественной инициативы, интеллигенции, ассоциаций и научных обществ, видных ученых. Создание университета предстает как социокультурный феномен, определяющий развитие сферы образования, науки и культуры макрорегиона (Западного региона России).
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Джамил Салми, Исак Давидович Фрумин Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 25-68. 
Авторы анализируют реализованные в течение последних 15 лет в разных странах мира инициативы по достижению выдающихся результатов в секторе университетского образования. На основании международного опыта и оценки последних преобразований в системе высшего образования в России они приходят к выводу, что целями проектов по повышению конкурентоспособности российских университетов должны быть: интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата в ведущих университетах; адресная помощь перспективным молодым исследователям; интернационализация образования; реформа управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Вопросы образования. 2013.  № 1.
1. Какое место исследовательская стратегия может занимать в транзитивном университете нового типа? 2. До какой степени транзитивное образование 4.0 отказывается от предыдущих форматов — 1.0, 2.0, 3.0? 3. Консервативность и устойчивость университетского образования — как это традиционное качество сочетается с новым типом университета? Какое значение имеет традиция для нового, неклассического университетского формата? 4. Как конкретно должна измениться сис тема приема и оценивания студентов? Каковы возможные критерии? Где и какой видится группа разработчиков? 5. В вашей концепции студенты рассматриваются не как «обучаемые», а как активные участники процесса обучения. Не является ли эта идея возвращением к практике, которая успешно использовалась, к примеру, в Физтехе? 6. Насколько такие модели, рассматриваемые преимущественно по отношению к управленческим областям, к отраслям, связанным с обороной и безопасностью, применимы в гуманитарной сфере? 7. Как бы вы прокомментировали реакцию известных вузов на результаты мониторинга Минобрнауки относительно эффективности-неэффективности?
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Олег Самойлович Газман Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 7-14. 
Анализируются различные толкования понятия «программа воспитания» начиная с 1950-х годов, когда в АПН РСФСР была создана первая подобная программа, и вплоть до середины 1990-х годов. Подчеркивается, что регулирование жизни детского коллектива на основании заранее составленных программ и планов — это свойство тоталитарных систем. Автор полагает, что сегодня социальный заказ на воспитание в прежних исчерпывающих формах (по аналогии с «моральным кодексом строителя коммунизма», 1961 г.) невозможен, поскольку установление конкретных целей и задач воспитания — сфера самоопределения педагогических коллективов. В условиях открытого демократического общества «госзаказ на человека» может базироваться лишь на самых общих принципах и ориентирах. Для решения важнейшей образовательной задачи — максимального содействия саморазвитию личности ребенка — автор предлагает развести понятия его социализации и индивидуализации, что позволит выделить соответственно и два типа программирования: а) программы воспитания в контексте приобщения подрастающего поколения к национальным, общекультурным ценностям и к нормативному поведению; б) программы педагогической поддержки индивидуального развития через помощь в преодолении препятствий к социально адекватному и самобытному развитию.
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Татьяна Евгеньевна Андреева, Анастасия Вячеславовна Сергеева, Анастасия Алексеевна Голубева, Ярослав Юрьевич Павлов Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 154-187. 
Анализ данных анкетирования 119 учителей школ Санкт-Петербурга позволил сделать выводы о значимости для активности учителей в обмене знаниями внутренней мотивации и организационной культуры и об отсутствии прямого влияния на нее внешней мотивации и способности к обмену знаниями. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации для директоров школ и других руководителей образования по стимулированию обмена знаниями между учителями в школе. 
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Дайан Рэвич Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 281-284. 

Опубликовано на портале: 22-07-2013
Нодар Зейналович Мосаки Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 49-66. 
Создание турецких школ по всему миру стало наиболее успешным проектом Турции во внешней политике за последние годы. Этот опыт может быть весьма полезен крупным державам, имеющим определенные амбиции в распространении своего языка и культуры в регионе. Проанализирована деятельность турецких образовательных учреждений в Африке: причины их успеха, контингент учащихся, содержание образования, миссионерские программы, значение для продвижения позитивного образа Турции на Черном континенте. 
Опубликовано на портале: 17-04-2013
Галина Борисовна Голуб, Ирина Самуиловна Фишман, Лев Исаакович Фишман Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 156-173. 
Представлены результаты анализа более 200 стандартов ФГОС ВПО на предмет формулирования в них общекультурных компетенций и их соответствия запросам работодателей. Показаны и классифицированы дефекты определений общекультурных компетенций, предложен алгоритм операционализации формулировок, позволяющий перевести их в формат, пригодный для целей оценивания данных образовательных результатов.
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Николас Боумэн Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 88-132. 
Изучение этнокультурного многообразия в студенческих кампусах США приобретает все большую значимость в условиях быстрых демографических сдвигов и появления юридических претензий к политике равных возможностей. Исследования взаимодействия студентов с представителями иных этнокультурных групп и влияния данного опыта на образовательные достижения в основном сосредоточены на анализе изменений социальных установок, например снижения уровня предубежденности или расовых предрассудков. Ни в одной из многочисленных работ, посвященных опыту взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп и его влиянию на когнитивное развитие, не проводилось систематического обзора литературы по теме. В данной работе для изучения указанной взаимосвязи применяется метаанализ. Его результаты показывают, что существуют типы взаимодействий с представителями иных этнокультурных групп, которые положительно связаны с определенными образовательными достижениями, но величина этих эффектов сильно зависит от конкретной ситуации взаимодействия, типа образовательного достижения и характеристик исследования. Обсуждаются значение выявленных закономерностей для будущих исследований и возможности их практического применения.