Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы государственного и муниципального управления

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Витальевич Соловьев Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 4. С. 175-184. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Михайлович Рой Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 1. С. 151-156. 
В статье рассматривается процесс трансформации системы подготовки кадров государственного и муниципального управления в условиях административной реформы в России, делается вывод о целесообразности применения принципов административного менеджмента в корпоративном секторе, обосновы- вается возможность передачи некоторой части государственных функций на аутсорсинг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Михайлович Калинин, Евгений Андреевич Софрыгин Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 2. С. 203-210. 
В статье рассматриваются общие вопросы организации мониторинга деятельности органов местного самоуправления, оцениваются первые результаты практического внедрения в Российской Федерации системы контрольных показателей в 2010 г., предлагается вариант совершенствования наблюдения за деятельностью муниципалитетов. Основным недостатком оценки качества деятельности органов местного самоуправления в России является низкая периодичность его проведения, делающая невозможным учет результатов при бюджетном планировании и при решении оперативных вопросов на региональном уровне. Решение указанной проблемы возможно при переходе к ежеквартальному, а по отдельным показателям – ежемесячному мониторингу. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время показателей отслеживается Росстатом или региональными органами власти именно ежеквартально или ежемесячно, предлагаемый вариант перехода к оперативному мониторингу качества муниципального управления не потребует значительных усилий и в то же время обеспечит региональные власти и местное самоуправление оперативной и достоверной информацией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-12-2011
К.И.  Вишнякова Вопросы государственного и муниципального управления. 2011.  № 4. С. 162-167. 
Основы правового статуса, а также полномочия организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».Ключевая роль в процессе функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности отведена Законом об электроэнергетике совету рынка. Совет рынка представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенную наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий, разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования, а также организации системы досудебного урегулирования споров и корпоративного санкционирования.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Георгиевич Барабашев, Александр Владимирович Пархоменко Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 1. С. 184-205. 
Проблема обеспечения функционирования государственного управления становится наиболее острой в период смены системы управления. От успехов или неудач в решении данной проблемы зависит, без преувеличения, само существование государства. Авторы статьи выделяют четыре сценария решения данной проблемы применительно к формированию государственного аппарата, ранжируя их по степени уменьшения консерватизма совершаемых действий. Существенную роль в формировании государственного аппарата Российской Федерации играет дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Викторовна Макущенко Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 93-113. 
Статья посвящена проблемам межбюджетных отношений муниципального уровня. Система межбюджетных отношений рассматривается на примере одного из самых благополучных муниципальных образований страны – Сургутского района ХМАО. Проведенный там анализ ситуации свидетельствует о необоснованном сокращении налогов, отчисляемых в местные бюджеты. В статье утверждается, что бюджетное регулирование, согласно которому часть средств возвращается на муниципальный уровень в качестве субсидий, субвенций и финансирования целевых программ, является, по существу, механизмом экономического давления государственных структур на местное самоуправление, что противоречит Конституции Российской Федерации и имеет негативные, как социальные, так и экономические, последствия. В статье содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений на муниципальном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Борисовна Дзагурова, Светлана Борисовна Авдашева Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 1. С. 69-88. 
Бурное обсуждение проекта Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»1 (в дальнейшем называемого в тексте Законом «О торговле») явилось отражением крайней озабоченности, которую многие положения этого документа (уже принятого и вступившего в действие с 1 февраля 2010 г.) вызвали у профессионального сообщества экономистов2 и, в частности, у той его части, специализацией которой является антимонопольное регулирование. Стремясь решить одни проблемы, авторы законопроекта способствуют появлению проблем не менее серьезных, кроме того, предложенные ими лекарства имеют все шансы оказаться много опаснее самой болезни. Избыточная жесткость введенных норм регулирования вертикальных ограничений свидетельствует либо о неверной интерпретации самого понятия «конкуренция» и стремлении повсеместно насадить нормы поведения, почерпнутые из изучения теоретической модели рынков совершенной конкуренции, либо о полном неверии в инструменты регулирования, иные, нежели административные запреты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Андреевна Яковлева, Алексей Михайлович Калинин Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 2. С. 182-189. 
Разработка и принятие качественного нормативно-правового и методического обеспечения – необходимое условие для успешного осуществления проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), а также развитию уже существующих МФЦ. С целью выявления лучшего опыта создания МФЦ в 2008 г. Минэкономразвития России организовало проведение мониторинга действующих 18 МФЦ в 16 субъектах РФ, для чего там были проведены выездные проверки. В ходе проверок были проведены опросы общественного мнения, наблюдения за работой МФЦ, проведено исследование на соответствие МФЦ требованиям стандарта комфортности. В статье обобщены итоги мониторинга, даны характеристики действующих МФЦ по основным параметрам, таким как перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, основные участники, технические и организационные показатели МФЦ и т.д., отмечены преимущества и недостатки организации МФЦ субъектами РФ. Также статья содержит перечень основных проблем, с которыми столкнулись регионы при создании и обеспечении деятельности МФЦ, предложения по их преодолению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Дмитрий Валерьевич Баснак Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 4. С. 4-26. 
В статье проведен анализ основополагающих теоретических моделей бюрократического устройства (Веберо-Вильсновская модель и модель «нового государственного управления») в контексте построения современной системы управления государственной службой в России. Отмечены преимущества и недостатки указанных моделей и сделан вывод о том, что современная система управления государственной службой России не может формироваться исключительно на основе изученных моделей. В противовес недостаткам, упомянутых теорий бюрократического устройства, может рассматриваться программно-целевой подход, который получил большое распространение в середине XX века в качестве инструмента планирования управления во многих странах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2011
Ирина Владимировна Мерсиянова, Лев Ильич Якобсон Вопросы государственного и муниципального управления. 2011.  № 2. С. 5-24. 
Статья посвящена проблемам взаимодействия государственных и общественных структур в ходе модернизации социальной сферы. В работе представлены результаты эмпирических исследований, которые свидетельствуют о перспективности такого взаимодействия и, вместе с тем, позволяют идентифицировать факторы, ограничивающие масштабы сотрудничества и снижающие его эффективность. В данной связи обосновывается ряд рекомендаций, нацеленных на формирование более реалистичной и действенной социальной политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2011
Оксана Михайловна Моргунова Вопросы государственного и муниципального управления. 2011.  № 3. С. 146-156. 
В данной статье отражен вопрос влияния учреждений профессионального образования на организацию социально-экономической жизнедеятельности местного сообщества. Дается общее описание системы профессионального образования на местном уровне. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее выгодной формой обучения, как для органов местного самоуправления, так и для работодателей, является заочная. Учреждения профессионального образования, в свою очередь, выступают «закрепителями» молодежи на местах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Дж Краус, Дм Дуглас
Перев.: Эмилия Григорьевна Зверева (ориг.: Русский) Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 1. С. 60-84. 
Ученые, специалисты по государственному управлению часто утверждают, что конкуренция в государственных учреждениях обеспечивает эффективный институциональный контроль над монопольной властью этих учреждений и, таким образом, ведет к улучшению их административной деятельности. Данная идея легла в основу создания Бюджетного комитета при Конгрессе США. Целью создания этого комитета было составить конкуренцию Административно-бюджетному управлению в предоставлении информации по бюджету. Мы делаем вызов установившемуся мнению и хотим показать в своей статье, что создание Комитета не способствовало ни улучшению качества анализа бюджетной политики, ни совершенствованию административной деятельности Управления. Результаты проведенных нами исследований наглядно демонстрируют, что качество бюджетного планирования Управления ухудшилось после создания Комитета. А также мы доказываем эмпирически, что они, пользуясь одной и той же государственной и частной информацией, создают проекты одинакового качества. Далее, в своем исследовании мы показываем, что, несмотря на желание политиков ввести конкуренцию в государственные учреждения, эта бюрократическая стратегия нисколько не улучшит работу чиновников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лилиана Николаевна Проскурякова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 4. С. 120-134. 
Термин «политика взаимодействия с общественностью», употребляемый автором в статье, соответствует английскому термину «civic engagement policy», широко используемому международными политическими институтами. Автор понимает политику взаимодействия с общественностью межгосударственных институтов и органов государственной власти как оказание поддержки, диалог и консультации, развитие партнерских отношений с организациями гражданского общества и группами населения на местном, национальном и глобальном уровнях. Таким образом, понятие «общественность» включает не только формализованные группы – институты (организации) гражданского общества, но и неформальные группы и объединения, действующие на постоянной или временной основе, местные сообщества, социальные группы, а также индивидов. в статье автор делает попытку ответить на вопрос: как политика взаимодействия с общественностью Всемирного банка и ЕБРР вписывается в демократические процессы государственного управления в России? Из главного вопроса вытекает вспомогательный вопрос из области компаративистики: в чем сходство и различие политических механизмов взаимодействия с общественностью ВБ и ЕБРР в России? Для ответа на эти вопросы автором было проведено сопоставление сходства и различия однотипных функций двух политических институций формирования и реализации политики взаимодействия с общественностью ВБ и ЕБРР в России и в мире, а также изучение того, как проходил процесс становления политического курса ВБ и ЕБРР на взаимодействие с общественностью в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Григорьевна Пивоварова Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 2. С. 125-135. 
Российская система государственных закупок накладывает серьезные ограничения на выбор процедуры, форму государственного контракта и способ контроля за исполнением контракта. Представленная нами модель закрытого аукциона первой цены («запроса котировок») и последующих контрактных отношений между заказчиком и поставщиком позволяет учесть влияние данных ограничений на результат конкурс- ных процедур государственных закупок. В рамках данной модели мы приводим аргументы в пользу использования дополнительных репутационных механизмов и механизмов автоматического исключения из рассмотрения экстремально низких ставок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Валентинович Оболонский Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 2. С. 43-49. 
В статье предложена развернутая многофакторная и многомерная типологизация социальных сил и групп, поддерживающих реформу государственной службы «сторонники», сил, этому противостоящих («противники», а также индифферентных по отношению к данному процессу групп («болота»). Классификация охватывает политико-государственный, социально-групповой и личностный уровни. До сих пор задача создания такой классификации в литературе не только не решена, но даже и не ставилась, а все в лучшем случае сводилось к примитивному противопоставлению «реформаторов» и «консерваторов», тогда как реальная расстановка сил гораздо сложней и богаче оттенками и полутонами. Задача «инвентаризации» социального потенциала столь непросто идущей реформы, а также сил, ей противостоящих, представляется весьма актуальной и может стать частью широкого проекта, который не только обогатит наши научные представления, но и предоставит практике нашего государственного строительства возможность более точной оценки перспектив тех или иных шагов и, соответственно, повысит уровень разработки программ и тактики реформирования. Таким образом, автор рассматривает данную статью как возможную теоретическую основу для эмпирического проекта, так как лишь конкретный социологический анализ позволит точно оценить реальную социальную базу модернизации нашего государственного аппарата, силы, ей в той или иной степени противостоящие, а также возможные «резервы», которые можно привлечь в число сторонников реформы при условии адекватной стратегии и тактики реформирования.
ресурс содержит прикрепленный файл