Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Выпуски:
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Наталья Борисовна Дзагурова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 25-37. 
В статье делается обзор существующих подходов к рассмотрению вертикальных ограничивающих соглашений (ВОС) как инструментов, альтернативных выплате дилерам компенсаций за принятие рисков, сопряженных с рыночными шоками. Впервые этот подход был выдвинут в статье (Rey and Tirole, 1986). В (Hansen and Motta, 2015) эта тема получила дальнейшее развитие, но авторы пришли к результатам диаметрально противоположным тем, что были получены их предшественниками. Объяснение этому, предложенное в (Hansen and Motta, 2015), не представляется нам убедительным. В статье предложено новое объяснение разнящимся оценкам того, какая из политик: наложение ВОС (в частности, речь идет об исключительных территориях) или свободная конкуренция между дилерами — является более предпочтительной с точки зрения поставщика. Это объяснение обращает внимание на то, что лотереи, рассмотренные в (Rey and Tirole, 1986; Hansen and Motta, 2015), различаются с точки зрения их привлекательности для дилера. В первом случае дилеры готовы платить за участие в предлагаемой им лотерее, во втором – согласие дилера на сотрудничество может быть получено только в том случае, если он получит соответствующую компенсацию от поставщика. Соответственно, в первом случае поставщику выгодно допускать конкуренцию между дилерами, с тем, чтобы максимизировать поступления от дилера, во втором – предоставлять исключительные территории, с тем, чтобы понизить размер компенсации, которую необходимо выплатить дилеру за участие в лотерее, или полностью отказаться от нее. В статье также обсуждается возможность рассмотрения ВОС в качестве инструмента понижения рискованности лотерей, сопряженных не только и не столько с рыночными шоками, сколько с возможным переключением поставщиков на взаимодействие с альтернативным дилерами на стадии ex post. Такого рода опасность сопутствует ситуациям, в которых дилер осуществляет кооперативные специфические инвестиции, т.е. инвестиции, выигрыш от которых во внешнем торге достается его партнеру. Будучи заинтересован в кооперативных специфических инвестициях дилера и не имея возможности выплатить ему компенсацию за риск, сопряженный с осуществлением этих инвестиций, поставщик добровольно подписывает ВОС, перераспределяя контроль в пользу дилера и поддерживая, тем самым, его стимулы к осуществлению крайне рискованных кооперативных специфических инвестиций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2016
Александр Сергеевич Скоробогатов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 72-90. 
С 2006 г. регионы России в разное время постепенно вводили и ужесточали ограничения на ночную продажу алкогольных напитков. В силу институциональных и социально-экономических особенностей России действенность этих ограничений изначально была неясна. Речь идет о таких особенностях, как давняя традиция злоупотребления крепким алкоголем, плохое соблюдение законов и большое предложение суррогатных алкогольных напитков. В статье на основе данных РМЭЗ за период 2005-2012 гг. обсуждается влияние этих мер на потребление как тех алкогольных напитков, которые подпадали под действие этих ограничений, так и тех, которые под них не подпадали. Взрослые респонденты были разбиты на экспериментальную и контрольную группы на основе допущения, что первая отличается потенциально большей чувствительностью к указанному ограничению. Оценивалось потребление водки, самогона, пива и вина по тому, потребляет ли их респондент, потребляет ли в избыточном количестве и сколько потребляет. Выбор этих напитков обусловлен тем, что водка была основным объектом ограничения, а самогон, пиво и вино являлись потенциальными заменителями. Соответственно, исследование было нацелено на оценку того, являются ли эти напитки взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми. Использовалась эконометрическая спецификация разности в разностях. Она предполагает действенность политики в случае обнаружения динамического эффекта в отношении экспериментальной группы, который бы отсутствовал для контрольной группы. Согласно результатам исследования, ограничения ночной продажи алкоголя привели к сокращению потребления водки и ее частичной замене самогоном у экспериментальной группы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Галина Павловна Литвинцева, Н.А. Гахова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 38-50. 
В статье исследованы методы измерения трансакционных издержек на микро- и макроуровне на основе публикаций российских ученых. Сделаны выводы о применении на микроуровне прямых и косвенных методов расчета, измерении явных и неявных издержек. Оценка трансакционных издержек на макроуровне осуществляется преимущественно по методике Д. Норта и Дж. Уоллиса. Однако кроме этого подхода известна методика расчета трансакционных издержек по доле валового выпуска (и его компонентов) трансакционного сектора в валовом выпуске (и его компонентах) всей экономики. В целом на макроуровне применяется преимущественно метод прямого счета и соответствующие статистические данные. В данной статье использованы два подхода для оценки изменения трансакционного сектора в современной российской экономике: подход Норта–Уоллиса (доля трансакционного сектора в ВВП/ВНП страны) и авторский подход, оценивающий динамику долей валового выпуска трансакционного сектора в валовом выпуске всей экономики. Информационной базой исследования являются данные системы национальных счетов России за 2002–2014 гг. Рассмотрена структура и динамика валового выпуска и ВВП экономики России, оценена степень ее продуктивности. Исследованы тенденции развития базового (трансформационного) и трансакционного секторов экономики, выявлены отрасли-лидеры по производству ВВП и по относительной продуктивности производства. Проанализированы темпы роста производства валовой добавленной стоимости в обоих секторах. Оценены трансакционные издержки экономики России по двум методикам. Выявлены корреляционные связи между удельными трансакционными издержками на производство валового выпуска экономики в сопоставимых ценах и темпами роста реального валового выпуска и его компонентов. Показано влияние трансакционных издержек на динамику ВВП. Выводы о тенденциях изменения трансакционного сектора и его влиянии на динамику основных макроэкономических показателей существенно отличаются от выводов, полученных на основе аналогичных расчетов для 1990–2001 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2016
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 102-115. 
В статье представлен подход к оценке влияния степени развитости институциональной среды на успешность реформ в сфере государственного управления. Показаны индикаторы, позволяющие охарактеризовать степень развитости институциональной среды, в частности, уровень защиты прав собственности, развитости политической конкуренции, гражданского общества, коррупции, доверия в обществе. В зависимости от элементов политико-административной системы и социокультурных факторов, определяющих траекторию реформ, продемонстрированы альтернативы целей и рассмотрены отдельные показатели, характеризующие последствия реформ для стран ОЭСР. С точки зрения классификации результатов акцент сделан на наблюдаемых количественных результатах операционного типа, в частности на динамике расходов расширенного правительства и уровне занятости государственных служащих по отношению к занятости в экономике в целом. Показаны институциональные проблемы реализации реформ в странах с переходной экономикой, в частности недостаточный уровень развитости бюрократического этоса, слабость рыночной среды и недостаточный уровень внешнего давления на качество государственных услуг. Отмечена значимость для успеха реформ культурных и системных изменений внутри государственного аппарата, что влияет на удовлетворенность граждан качеством государственных услуг. Отмечено, что предварительная формализация всего государственного сектора, формирование бюрократии веберианского типа являются важнейшими условиями успешности реализации концепции нового государственного менеджмента. Выделены факторы, определяющие выбор страноспецифической модели государственного управления. Предложены в качестве детерминант выбора уровень развития «мягкой инфраструктуры», с одной стороны, и наличие ресурсных и институциональных возможностей для улучшения эффективности и качества государственного управления - с другой. Как потенциальные исходы рассмотрены идеальные модели государств (компактное, производящее, координирующее) и обозначены условия для провалов государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 85-99. 
Если спрос в условиях разброса цен формируется потребителями с нулевыми издержками поиска и потребителями с положительными издержками поиска, закон единой цены устанавливает цену равновесия, где встречаются минимальная готовность платить потребителей с нулевыми издержками поиска и готовности продавать потребителей с положительными издержками поиска. Появление цены равновесия обеспечивается индивидуальными равенствами предельных затрат поиска его предельной выгоде. Неоптимальные решения потребителей с положительными издержками поиска создают возможность арбитража. Арбитраж корректирует неоптимальные решения потребителей и устанавливает равновесный разброс цен с новой ценой равновесия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 54-71. 
Исследуется вопрос критерия эффективности, описывающего поведение и выбор агентов, влияние нравственных норм на модель поведения, а также критерия эффективности как института на оценку поведения и развития экономической системы. Предлагается кривая институционального компромисса, позволяющая определить возможности изменения уровня благосостояния взаимодействующих агентов и соблюдения ими нравственных норм, когда благосостояние увеличивается за счёт нарушения либо соблюдения этих норм. Для целей демонстрации подобного влияния используется модель-схема на основе дилеммы Холмса-Мориарти. Стимулы при определении модели поведения агентов играют ключевую роль, их формирование связано с нравственными принципами поведения. Однако в экономике возникают ситуации, когда моральные принципы становятся производной конкретных моделей поведения, либо взаимодействия агентов. У Холмса и Мориарти существует альтернатива взаимодействия, которой они могут и не воспользоваться, а также существует полный набор альтернатив, который фактически программирует стратегические исходы взаимодействия, что отражают кривые «институционального компромисса». Выбор нравственных норм агентом также предопределяет потенциально возможную модель его поведения и, что особенно важно, взаимодействия с другими агентами, придерживающимися иных нравственных принципов. Оценено состояние и возможность применения статического критерия эффективности Парето для анализа ситуаций, где важно измерение экономической эффективности. Показаны институциональные аспекты, которые требуется учесть при применении или формулировке новых критериев эффективности. Обосновано, что имеется связь микроэкономической эффективности/неэффективности и параметров поведения агентов, что актуализирует необходимость воздействия на стимулы поведения агентов для решения задачи изменения структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
Светлана Георгиевна Кирдина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 72-91. 
В статье предпринята попытка применить принцип методологического институционализма и положения теории институциональных матриц, прежде всего о структуре Х- и Y-экономик, к анализу процессов воспроизводства общественного богатства. Фактически мы идем вслед за Марксом и другими представителями классической политической экономии, которые выделяли в этом процессе воспроизводство общественных отношений. В модели экономического воспроизводства Маркс, с одной стороны, различал собственно движение благ (продуктов, работ, услуг) в их вещественном и денежном выражении и, с другой стороны, институциональные и социальные формы, опосредующие это движение в конкретных типах обществ. Это важнейшее, на наш взгляд, понимание двойственного характера экономических отношений (отмеченное позже в работах Карла Поланьи и др.) до сих пор зачастую игнорируется в современных исследованиях. Также в статье обосновано положение о том, что выполненный Марксом анализ воспроизводства касался лишь одного частного случая – капиталистической экономики, которую мы относим к экономикам Y-типа. В отношении Х-экономик аналогичный анализ воспроизводственных процессов по марксовой модели не проводился. В статье впервые показано, что в Х- и Y-экономиках воспроизводство благ опирается на различные структуры экономических институтов. В качестве внешней причины, определяющей различие складывающихся институтов, предполагаются различия в климатических условиях. В доказательство этого предположения представлены результаты статистических эмпирических расчетов. Также показано, что действие комплекса различных институтов приводит к различным пропорциям в воспроизводственной сфере. Как пример, сопоставляются данные сравнительного анализа валового накопления основного капитала в странах с моделями преимущественно Х- и Y-экономик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Сяомэн Чжан Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 121-131. 
Организации социального обеспечения, целью которых является создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, - основной компонент системы социального обеспечения в Китае. В период, когда экономическая среда и формальные правила изменяются, те организации социального обеспечения, которые не могут самостоятельно, без внешней поддержки, предпринять эффективные меры для того, чтобы оставаться сильными в конкурентной борьбе, оказываются в ситуации «бутылочного горлышка», когда дальнейшее развитие затруднено. Барьерами для развития организаций социального обеспечения в Китае являются: недостаток устойчивых источников финансирования и обращения капитала, неэффективные модели управления, а также неконкурентоспособные товары и услуги. Для того чтобы перейти от стагнационных тенденций в организациях общественного обеспечения в направлении роста и превращения их в сильных игроков рынка, предлагается альтернативный путь развития. Данный путь состоит в трансформации организаций общественного обеспечения в социальные предприятия, сочетающие в себе черты коммерческих предприятий и государственных учреждений, цель которых состоит в повышении общественного благосостояния, что чрезвычайно важно. В социальных предприятиях, как некой гибридной форме организации, сочетаются эффективность бизнес-организаций при одновременной возможности создания общественных благ, как в рамках прежних организаций общественного благосостояния, что способствует беспроигрышному сотрудничеству между государством, обществом и бизнесом. Предложенный вариант развития представляется собой форму институциональной трансформации, которая направлена на стимулирование конкуренции, а также позволяет найти решение для сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня организации общественного обеспечения. Переход от организаций общественного обеспечения к социальным предприятиям подразумевает институциональный переход, в процессе которого должен быть изучен и локализован международный опыт законотворчества в данной области. С тем чтобы исследовать процесс институциональной трансформации, выявить возможные правовые проблемы и проблемы регулирования, а также разработать рекомендации, в данной статье анализируется история развития организаций общественного обеспечения. Особое внимание уделяется существующему законодательству, государственной политике, которая проводилась на том или ином этапе исторического развития, результатам предпринятых мер регулирования, а также основным проблемам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Марина Юрьевна Малкина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 100-120. 
Предметом исследования данной статьи является межличностное неравенство доходов в России и в мире и его институциональные основы. На базе углубленного анализа литературы исследуются причины и последствия неравенства, его взаимосвязи с экономическим развитием. Выделены четыре основные причины неравенства доходов: естественные и приобретенные качества людей; статусные различия и их ограничения; различия в производительности труда и особенностях развития отраслей; распределение накопленного имущества, а также динамика доходов на активы и особенности их оценки. С помощью расчета ряда обобщающих коэффициентов (вариации, Джини, Гувера, Тейла, Тейла-Бернулли, Аткинсона) для российской экономики подтверждена положительная связь между среднеотраслевым уровнем заработной платы и ее внутриотраслевой дифференциацией, в большей степени проявляющаяся в негосударственном секторе экономики. Обнаружено сближение степени дифференциации зарплат в государственном секторе экономики России с негосударственным сектором, при отсутствии в первом связи внутриотраслевых различий заработной платы с ее среднеотраслевым уровнем, что позволило сделать вывод об ухудшении институциональной среды в госсекторе.Во второй части работы выделяются и анализируются два подхода к влиянию институциональной среды на неравенство: подход Т. Пикетти (согласно которому растущее неравенство есть результат закономерного функционирования рыночных институтов вообще), подход Д. Асемоглу и др. (неравенство связано с качеством институтов в конкретной среде, которое формируется во многом эндогенно). Склоняясь больше ко второй точке зрения, мы исследуем связь неравенства с взаимно обусловливающими друг друга политическими и экономическими институтами. Отдельно исследуется влияние на неравенство в распределении доходов институтов рынка труда и общественного сектора экономики, а также степени открытости экономики. Обобщаются подходы к воздействию неравенства в распределении доходов на экономическое развитие, политические процессы и социальное самочувствие населения. Выдвигается ряд предложений по управлению институциональной средой в целях снижения неравенства и его приближения к некоему оптимальному для экономики уровню.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
Светлана Владимировна Орехова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 106-122. 
Предлагаемое исследование посвящено установлению взаимосвязи между специфическими факторами институциональной среды и выбором инвестиционной ресурсной модели фирм, функционирующих в российской экономике.Порядок инвестирования объясняется взаимовлиянием двух групп факторов: сравнительными свойствами самого ресурса и институциональными параметрами рынка. В основе обоснования выбора стратегии инвестирования автор предлагает использовать критерий контроля над ресурсами, обусловленный горизонтом планирования и принадлежащим инвестору «пучком» прав собственности.Уточнение категории «ресурсы» через призму ресурсной и отношенческой концепций позволило автору выделить две стратегии (модели) привлечения ресурсов: модель, ориентированную на приобретение активов в собственность, и модель, ориентированную на временное привлечение ресурсов, находящихся в сети. Выбор модели обусловлен соотношением трансакционных и трансформационных издержек при получении разных прав собственности на ресурс.В ходе исследования автор выделяет две группы институциональных факторов, определяющих вектор инвестирования в ресурсы. К динамическим факторам относятся турбулентность институциональной среды, асинхронность институциональных изменений, разнонаправленность краткосрочных и долгосрочных экономических задач. Среди структурных факторов автор выделил использование в экономических отношениях схемы «рациональной открытости», синтез институтов развитых стран и самобытных российских механизмов координации, специфику механизмов деформализации экономики, использование конструкции «сильное правило - слабый инфорсмент», специфичность и низкую эффективность института прав собственности, низкий уровень институционального доверия, двойную роль государства – как регулятора рынка и как его участника.Влияние российской институциональной среды привело к использованию фирмами промежуточной модели инвестирования в ресурсы, основанной на сетевой (гибридной) форме организации бизнеса с жесткими границами и преимущественным использованием институциональных механизмов координации. Такая смешанная стратегия является неэффективной, поэтому в исследовании выделены основные направления трансформации российской институциональной среды, регламентирующей права собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Иван Методиев Аймалиев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 62-75. 
Для существования и процветания коррупции в общественном секторе необходимо, чтобы бюрократия обладала определёнными структурными характеристиками, облегчающими криминальное поведение. Хотя бюрократия уже достаточно хорошо изучена, тем не менее до сих пор неясно, как её структура создаёт условия для девиантного поведения. Учитывая недостаточную изученность сферы военизированной бюрократии и пагубные последствия ее коррупции для социального и экономического развития, а также для (интер) национальной безопасности, статья отвечает на вопрос: «Как и почему структура полицейской бюрократии облегчает коррупцию?» Для ответа на этот вопрос мы рассматриваем организационные и тайные сети, а также теории организованной преступности и тестируем их с помощью условных единых графов на базе данных, включающей в себя формальные иерархические структуры современных полицейских сил в России и Соединённых Штатах. Мы показываем, что, несмотря на то, что они работают в очень разных институциональных режимах, полицейские управления Москвы и Лос-Анджелеса имеют схожие структурные характеристики. Полицейская бюрократия эффективна в выполнении сложных задач, но это та сфера, в которой можно очень легко скрыть свои действия. Здесь создаётся множество соблазнов и возможностей для коррупции. И, наконец, мы показываем, что полицейские организации – это неоднородные сети, чрезвычайно чувствительные к коррупционному давлению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
Вячеслав Витальевич Вольчик Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 28-39. 
Исследования культуры становятся все более распространенными среди экономистов. В данной работе культура преимущественно рассматривается через призму подхода оригинальной (старой) институциональной экономической теории. Культура воспринимается акторами через доступные им поведенческие паттерны. Социальные ценности позволяют соотносить и согласовывать поведение, основывающееся на разных поведенческих паттернах в рамках той или иной культуры. Поэтому культура анализируется как совокупность социальных ценностей, институтов и поведенческих паттернов в их связи со специфическими историческими особенностями эволюции общества. Идентификация поведенческих паттернов предполагает изучение истории, дискурсов акторов, нарративов, что позволяет отразить многообразие и специфику культуры и социальных ценностей. При сравнительном изучении поведенческих паттернов в рамках различных культур возникают сложности, связанные и интерпретацией и пониманием ключевых институтов и ценностей. Изучение многообразия доступных для индивида или групп акторов поведенческих паттернов не дает нам возможности построить надежные дедуктивные предсказательные модели, которые могут использоваться вне культурного и временного контекстов. Исследуя реальные экономические процессы, мы должны учитывать фактор эволюции адаптивно-сложных систем. В процессе социальных и экономических обменов, выбирая тот или иной поведенческий паттерн как релевантный, акторы сталкиваются с реакцией других индивидов. В адаптивно-сложных системах при исследовании экономического поведения необходимо учитывать тот факт, что регулярность социальных взаимодействий неизбежно порождает у основных акторов опыт, который осмысливается ими с использованием индуктивного мышления, отражаясь в их понимании существа социальных взаимодействий в контексте культуры и социальных ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Елена Сергеевна Аверкиева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 51-61. 
Категория свободы относится в первую очередь к философским или юридическим понятиям. Но на самом деле свобода является детерминантом, напрямую влияющим на благосостояние населения. И в этом, экономическом, контексте она включает в себя реализацию индивидами возможностей принятия решений и действий в соответствии с личными интересами и предпочтениями. В статье предпринимается попытка критического анализа существующих концепций свободы. Понятие свободы означает, что человек свободен от каких-либо ограничений («негативная свобода»), свободен действовать («позитивная свобода») и в состоянии сделать свой собственный выбор («психологическая свобода»). На практике эти идеи неотделимы друг от друга. Анализ индивидуальной свободы предполагает рассмотрение человека как рационального, автономного субъекта. Альтернативой данному понятию служит понятие социальной свободы, предполагающей свободу отношений между людьми. Целью исследования является не измерение степени свободы в обществе, а анализ взаимной детерминации уровня общественного благосостояния и свободы индивидов. Гарантом равенства прав и свобод является государство, и главное здесь для него – не превратиться в «государство-няньку» с чрезмерным акцентом на патерналистскую функцию. Патернализм в этой связи рассматривается в статье как вмешательство в индивидуальную свободу. Однако он служит благой цели – помощи индивидам – и может быть оправдан, если способствует увеличению возможностей человека в осуществлении рационального выбора или по другим моральным причинам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
Наталья Борисовна Дзагурова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 53-71. 
Эта публикация продолжает обсуждение темы, поднятой в нашей статье «Вертикальные ограничивающие соглашения как инструменты повышения привлекательности лотерей, сопряженных с осуществлением кооперативных специфических инвестиций». В ней были проанализированы подходы к интерпретации вертикальных ограничивающих соглашений (ВОС), изложенные в (Rey and Tirole, 1986) и (Hansen and Motta, 2015), и намечена возможность альтернативного подхода, а именно, интерпретации ВОС как инструментов повышения привлекательности лотерей, сопряженных с осуществлением кооперативных специфических инвестиций (в вышеназванных работах речь шла о рисках, порождаемых рыночными шоками).Осуществление кооперативных специфических инвестиций сопряжено с рисками, превосходящими риски, порождаемые эгоистическими специфическими инвестициями. В первую очередь это касается возможного расторжения контракта после того, как специфические инвестиции будут осуществлены (на стадии ex post). Соответственно, путем поддержания стимулов к осуществлению кооперативных инвестиций у партнеров фирмы становится активность фирмы, нацеленная на понижение их рискованности. Значимую роль при этом играют ВОС, добровольно принимаемые фирмой. Во-первых, ВОС могут выступать как инструменты перераспределения контроля в пользу инвестирующей стороны, что позволяет понизить степень рискованности лотерей, сопряженных с инвестированием в специфические активы. Во-вторых, заключение ВОС может служить элементом сигнализирующей активности, нацеленной на то, чтобы убедить партнеров в добросовестности фирмы (её готовности поддержать сотрудничество с инвесторами на стадии ex post). В-третьих, заключение ВОС, подобных исключительным контрактам, дает гарантии получения инвестировавшими партнерами хотя бы частичной компенсации. Неверифицируемость специфических инвестиций лишает партнеров возможности получить компенсацию за их осуществление, альтернативой становится получение компенсации за расторжение исключительного контракта. В-четвертых, рискованность специфических инвестиций понижает и заключение ВОС, ограничивающих возможное перераспределение квазиренты при сохранении контакта между контрагентами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Тамара Булатовна Кусимова, Майя Андреевна Шмидт Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 120-133. 
Статья посвящена феномену «коммерциализации ностальгии», под которым подразумевается использование символов, знаков и атрибутики, относящихся к периоду существования Советского Союза при продвижении продуктов на современном рынке. То, что было отмечено российскими исследователями, и может броситься в глаза любому наблюдателю – это особая популярность советской стилистики в гастрономической среде. Продуктовый дефицит соседствовал с такой важной практикой, как стандартизация производства и качества благодаря нормам ГОСТ. Существование последних – одна из лакмусовых бумажек для производителей, норовящих поставить вожделенный знак качества на упаковку своих товаров. Вопрос, на который отвечают авторы: почему потребители склонны возвращаться к подобной «архаике», делая стратегию адаптации и заимствования из прошлого столь привлекательной для производителей? Процесс потребления социален и не может быть сведен к индивидуальным актам выбора и (или) покупки, так как индивидуальный выбор в пользу того или иного продукта поставлен в институциональный контекст. Привычка, возникшая в результате совокупности институциональных факторов, превращается в то, что можно назвать «behavioral lock-in» («замыканием» в потребительском поведении). Производители вынуждены подстраиваться под желание потребителей – особенно это касается «новых игроков» на уже устоявшемся рынке. Междисциплинарность современных социальных наук позволила исследователям операционализировать спекулятивные понятия «ностальгии», «прошлого» и «памяти». Гастрономия, транслирующая самые базовые культурные установки – это одно из «мест памяти», ставшее объектом ностальгии в современных российских реалиях. Осмысляя этот феномен современной российской культуры, а также обращаясь к результатам эмпирических исследований в области ностальгического потребления, авторы резюмируют - тему ностальгического потребления не стоит сводить к простому изучению «смыслов» и «практик», так как эти локальные явления являются симптомами более крупных социально-политических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл