Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Выпуски:
Опубликовано на портале: 10-01-2018
Дмитрий Александрович Мачерет, Илья Анатольевич Епишкин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 4. С. 80-100. 
Многочисленные исследования показывают значимое влияние транспортного фактора на экономическое развитие и становление рыночных институтов. История человечества свидетельствует о том, что транспорт всегда стимулировал социально- экономическое развитие стран и регионов, а изменение экономических отношений и потребностей людей, научно-технический прогресс, в свою очередь, способствовали развитию транспорта. В этой связи особый научный интерес представляет исследование взаимного влияния институтов и транспорта. Исторический анализ позволил выявить сильную взаимозависимость между транспортом и становлением институтов, прежде всего рыночных. Катализатором развития рыночных институтов вплоть до эпохи промышленной революции выступал водный транспорт. При этом развитие океанического мореплавания в XVI–XVII вв. оказало различное влияние на социально- экономическое развитие главных морских держав того периода (Португалия, Испания, Голландия, Великобритания) в зависимости от существующих в них институтов. Промышленная революция усилила взаимозависимость транспорта и факторов институционального роста развитых стран. Формирование транспортной сети и, в частности, сети железных дорог как инновационного и самого «институционального» вида транспорта в наиболее развитых странах того времени (Великобритания, США, Франция), несмотря на немаловажные различия, привело эти страны к весьма высоким положительным экономическим результатам. Это объясняется сущностным единством реализованных в этих странах разных вариантах рыночной, капиталистической экономики, основанной на инклюзивных институтах. При этом частное финансирование железнодорожного дела потребовало консолидации усилий многих предпринимателей, что стимулировало развитие корпоративных институтов, акционерного капитала. Институциональные особенности Российской империи предопределили особую модель становления в XIX в. основы транспортной системы страны – ее железнодорожной сети. Одной из таких ключевых особенностей являются персонализированные отношения как основа институтов «общества закрытого доступа». Динамичное расширение сети железных дорог России осуществлялось за счет достаточно прогрессивного института государственно-частного партнерства – железнодорожных концессий. Вместе с тем низкое качество фундаментальных институтов в стране, поддерживающих архаичное «общество закрытого доступа», негативно влияло на развитие железнодорожного транспорта. Это проявилось в нередко коррупционно обусловленных решениях по выбору линий для выдачи концессий, порядке определения концессионеров, завышенной стоимости строительства и неэкономичной эксплуатации многих железнодорожных линий. Несмотря на это, создание сети железных дорог сыграло очень важную роль в развитии индустриальной экономики и институтов капитализма в России. Развитие транспортной инфраструктуры в совокупности с развитием социально-экономических и общественных институтов способно дать огромный синергетический эффект, мощный импульс к развитию экономики и общества в современных условиях институциональной модернизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2018
Мария Евгеньевна Агамирова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 4. С. 118-131. 
В 2009 г. впервые был принят Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – № 381-ФЗ «О торговле»), призванный обеспечить защиту поставщиков. Необходимость подобных мер обусловлена, в частности, тем, что поставщики обладают существенно меньшей силой в торге по сравнению с крупными розничными сетями (причем слабость позиций во внутреннем торге объясняется сложностью переключения на альтернативных покупателей, т.е. позициями поставщика во внешнем торге (Дзагурова и Агамирова, 2014)). Непосредственно сам процесс принятия закона и дальнейшего его использования сопровождался обсуждениями среди экономистов, которые критически относились к возможным результатам применения № 381-ФЗ «О торговле» для бизнеса (Авдашева, 2012; Радаев, 2009, 2010, 2011a, 2011b, 2011c, 2012; Новиков, 2009). В 2016 г. в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения. В данной статье проводится анализ регулятивного влияния этих изменений на участников вертикального взаимодействия. В частности, новый закон ограничивает премии, которые поставщики перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги, с 10 до 5%. Теперь в вознаграждение входят услуги по продвижению товара, логистика, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров. Кроме того, были внесены изменения, предполагающие сокращение допустимой отсрочки платежа. Тем не менее прозрачность требований, предъявляемых к розничными сетям, в действительности оборачивается серьезными проблемами именно для мелких поставщиков, чьи права и должны были быть защищены в первую очередь. Поскольку взаимоотношения торговых сетей и поставщиков зачастую сопровождаются заключением вертикальных ограничивающих соглашений, то отсутствие в законодательных нормах их перечня или классификации, позволяющей учесть мотивы сторон взаимодействия, во многом является причиной применения запретительных мер со стороны регулятора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Владимир Максович Ефимов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 150-169. 
Данная статья является реакцией на книгу Ал. А. Мальцева «Экономические идеи и мирохозяйственная среда: ретроспектива взаимодействия» (Мальцев, 2014) 1 . Идея написания книги с таким названием просто великолепна. Ставшее сейчас традиционным рассмотрение развития экономических идей как исключительно интеллектуальной истории не может дать понимания их эволюции, так как на эту эволюцию оказывает влияние (нередко решающее) большое количество внешних «факторов». Почему я взял слово «факторы» в кавычки? Да потому, что этот термин для объяснения эволюции экономических идей не является очень подходящим. Он настраивает нас на причинно-следственную модель объяснения этой эволюции, которая для этой цели является совершенно неадекватной. Кукую же модель вместо причинно-следственной нужно здесь использовать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что экономические идеи создаются, развиваются и распространяются людьми, погруженными в определенные социальные отношения. Эти социальные отношения регулируются определенными правилами, поэтому, чтобы понять эволюцию экономических идей, необходимо выявить эти правила. Эти правила не сводятся к стремлению экономистов познать экономическую реальность. Как показывают многие исторические исследования реального развития экономической дисциплины, гипотеза о том, что социальные отношения, связанные с этим развитием, внутри сообщества экономистов и вне его, мотивируются исключительно стремлением к как можно более точному отражению экономической действительности, в корне не верна. Автор же книги основывается на гипотезе, что «теория есть… более или менее правдивое отражение современных ей условий». Главная, я бы сказал фатальная, ошибка автора рассматриваемой здесь книги состоит в использовании им причинно-следственной модели объяснения эволюции экономических идей и выборе в качестве решающего фактора, действующего в рамках этой модели, «технико-технологического фактора».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Елена Владиславовна Савицкая, Наталья Сергеевна Алтунина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 117-133. 
Предпринята попытка обосновать гипотезу, что на рынке высшего образования при определенных условиях может возникать феномен благоприятного отбора: выбор талантливыми абитуриентами брендовых вузов позволяет последним автоматически наращивать положительную репутацию без улучшения качества учебного процесса. Посредством эконометрического моделирования и регрессионного анализа - на массиве данных опроса московских первокурсников - показано, что выпускники школ с высокими баллами за ЕГЭ, действительно, ориентируются на брендовые вузы и что при выборе университета престижный диплом имеет для абитуриентов даже большее значение, чем получение конкретной профессии. При этом абитуриенты не обладают полной информацией о качестве обучения в том или ином вузе. Представленный в статье анализ университетских рейтингов показывает, что они не способствуют полному преодолению данной информационной асимметрии, так как несут сигнальные искажения, связанные с методологией ранжирования. Рейтинги акцентируют внимание, прежде всего, на научной деятельности преподавателей, а не на учебном процессе и работе со студентами. Поэтому часто вузы выстраивают свою политику так, чтобы максимально соответствовать заявленным при ранжировании критериям, и для попадания на лидерскую позицию стремятся улучшать именно эти показатели, экономя усилия на других. В результате брендовые университеты могут выигрывать на фоне обычных вузов не за счет предоставления более качественных образовательных услуг, а за счет отбора лучших абитуриентов и мощного эффекта сообучения. Это позволяет получать на выходе отличных выпускников, поддерживая тем самым положительную репутацию вуза в глазах работодателей, и одновременно повышать стоимость бренда через продвижение в рейтингах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Иван Вадимович Розмаинский, Анна Владимировна Ложникова, Наталья Ивановна Кичко, Д.М. Хлопцов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 63-79. 
В данной работе делается попытка исследовать феномен дачи в России с точки зрения институционального подхода в духе Д. Норта. Авторы анализируют, как дачи стали массовым явлением в позднем СССР и как экономическая и социальная роль дач стала повышаться в постсоветский период. Проанализирована специфика дезурбанизации постсоветской России с большим вовлечением горожан в сельский или «дачный» образ жизни. Показано, как «дачеизация» была связана с развитием семейно-кланового капитализма. Экономическая роль дач в постсоветской России подтверждена обширными статистическими данными. Эти данные демонстрируют, что в России дачи играют роль источника производства продуктов питания, а не места для отдыха и развлечений. Сделан вывод о том, что явный приоритет модели органического сельского хозяйства в дачных хозяйствах России есть решение проблемы, ранее описанной одним из авторов статьи (снижение качества товаров и услуг в условиях рыночной экономики), а также имеет фундаментальное научное обоснование в работах Д. И. Менделеева. С точки зрения авторов, в ближайшем будущем дачи сохранят свое важное институциональное значение для россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2018
Татьяна Михайловна Шишкина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 4. С. 68-79. 
В статье рассматривается сходство действия механизмов демонстративного расточительства и эвристики репрезентативности. Демонстративное расточительство анализируется в рамках предложенной Вебленом трактовки как стратегия увеличения социального статуса через престижное потребление и показную праздность. В «Теории праздного класса» Веблен предложил разделять полезность на функциональную и демонстративную, в статье анализируются возможности исследования демонстративной полезности с помощью категорий не только институциональной, но и поведенческой экономики, в частности эвристики репрезентативности, которая рассматривается, с одной стороны, как способ оптимизации процесса принятия решений и в этом смысле предстает сходной с рациональностью процедур Саймона. С другой стороны, эвристика репрезентативности также изучается и как форма когнитивного искажения, согласно оригинальной трактовке Канемана и Тверски. Сравнительный анализ этих двух подходов к эвристике репрезентативности позволяет рассмотреть демонстративное расточительство и в рамках рационалистического дискурса – как приносящее определенные платежи потребителям; и с точки зрения поведенческой экономики – как форму экономического поведения, основанного на институционализированном когнитивном искажении, которому подвержены как потребители, так и окружающие. Основной задачей статьи является анализ закономерностей в отклонениях от стратегии рационального поведения, реализуемых в демонстративном расточительстве и наблюдаемых как в наши дни в рамках престижного потребления, так и в архаических экономиках в форме дарообмена. В этих целях в статье предложен краткий обзор института реципрокности, сопоставление которого с демонстративным потреблением упоминалось еще Вебленом. В статье также производится анализ маркетинговых стратегий рекламы товаров престижного потребления. Особое внимание уделяется рассмотрению категории символического капитала по Бурдьё в роли фактора, влияющего на социальные и символические платежи, извлекаемые из акта демонстративного расточительства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2018
Наталия Александровна Кравченко, С.Д. Агеева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 4. С. 52-67. 
В статье представлен обзор исследований по проблемам взаимной связи институциональной среды и диверсификации национальных экономик и отдельных регионов внутри стран. Институциональные условия являются значимыми факторами, которые оказывают влияние на мотивацию, поведение и результаты деятельности различных экономических агентов, что, в свою очередь, определяет направления и динамику структурных сдвигов в экономике. В мировой практике накоплен опыт исследований влияния различных формальных и неформальных институтов на процессы структурной динамики, в частности, на диверсификацию экономической деятельности за счет инновационного развития. Мы провели углубленный анализ научных публикаций авторов, исследующих воздействие институтов на уровне стран в целом и регионов внутри стран, сопоставление различных стран по влиянию институциональных факторов на производственную и технологическую диверсификацию и их взаимосвязи с экономическим развитием. В качестве основных концептуальных подходов были выделены эволюционная экономика, теория агломерационной экономики, новая экономическая география. По итогам анализа сделан важный для российской экономики вывод о приоритетных направлениях изменения пространственной и производственной специализации применительно к ресурсным регионам России. В завершение статьи cформулированы перспективные направления дальнейших исследований взаимного влияния институтов и процессов изменения производственной и технологической структуры, актуальные для экономики России и ее регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
Сергей Николаевич Левин, Кирилл Сергеевич Саблин, Елена Сергеевна Каган Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 119-132. 
В статье дается характеристика целей и стратегий поведения инновационных предпринимателей Кемеровской области и Красноярского края как потенциальных субъектов модернизации экономики регионов ресурсного типа. Предложенный подход базируется на анализе взаимосвязей между спецификой институциональной среды российской экономики и типами предпринимателей. Институциональная среда отечественной экономики характеризуется тремя взаимосвязанными базовыми параметрами: политико-бюрократическим рынком и смешанным режимом прав собственности, анклавной двойственной экономикой и регионализацией. Сложившаяся институциональная система существенно модифицирует целевые установки предпринимателей, структуру ресурсов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, и порождает многообразие их типов. В работе предложено и обосновано использование матричной классификации отечественных предпринимателей, построенной на основании двух критериев: преобладающей мотивации предпринимателей и степени использования индивидуального политического ресурса. Обоснованность разработанной матричной классификации была индуктивно протестирована на материалах социологического исследования резидентов институтов развития в сравниваемых регионах ресурсного типа: Кузбасского технопарка и Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора. Они были выбраны в качестве предмета исследования как потенциальные субъекты модернизации экономики данных регионов, действующие за пределами «стеклянного колпака» привилегированного ресурсного сектора. Обработка результатов социологических исследований проводилась с использованием непараметрических критериев, позволяющих работать с малыми выборками. Проведенный анализ показал, что пока деятельность инновационных предпринимателей вписывается в логику анклавной двойственной экономики, не создавая условий для перехода регионов ресурсного типа на траекторию развития по пути целостной экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Андрей Владимирович Верников Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 119-136. 
Работа посвящена измерению институциональной динамики в банковской сфере в новейший период экономической истории России (1991–2016 гг.) Предложенный автором набор показателей характеризует состав участников банковской деятельности и её место в экономике страны. Среди показателей – количество банков каждой формы собственности, доля государственных банков в совокупных активах, кредитах и частных депозитах, склонность банков к кредитованию нефинансовых предприятий, прибыльность банков, доля банковских кредитов среди всех источников инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора и т.д. В начале периода наблюдений разрушалась доставшаяся от предыдущей эпохи кредитная система и механизмы координации между «реальным» и «денежным» секторами экономики. После кризиса 1998 г. вектор эволюции изменился в сторону государственного участия в кредитных учреждениях и централизованного размещения кредитных ресурсов. Структурные сдвиги пока не привели к кардинальному изменению типа функционирования банковского сектора. Эмпирически выявленная траектория эволюции объясняется объективной потребностью в соблюдении пропорции между доминантными и комплементарными институтами. Новизна данного текста в том, что на примере конкретной экономической сферы подобраны статистические показатели для квантификации институциональной динамики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
М.Ю. Барбашин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 81-96. 
В статье анализируется использование имитационного моделирования в проведении институциональных исследований. Автор подчеркивает, что институциональный подход основан на наблюдении за социальным поведением. Чтобы понять социальный процесс, необходимо определить ключевые правила, которые используют те, кто предпринимает действия, связанные с этим процессом или явлением. Институты не предопределяют поведенческие реакции, хотя во многих социальных ситуациях большинство подчиняется доминирующим правилам. Для точного описания социальных процессов необходимо изучение законов трансформации институциональных паттернов. По мнению автора, главная сложность в институциональном анализе заключается в рекурсивной природе институтов: если известны правила, можно предположить какие на их основе возможны действия, гораздо сложнее провести реконструктивный обратный анализ. В статье рассматриваются основные принципы применения институционального подхода и подчеркивается важность применения имитационного моделирования. Подробно рассматриваются принципы и методология создания имитационных моделей. Автор указывает, что имитационное моделирование позволяет определить значимость институтов в социальных транзакциях. Кроме того, имитационное моделирование показывает: в долгосрочной перспективе институциональные процессы не детерминируются первоначальными условиями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
А.Ю. Никитаева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 134-149. 
В статье обосновано, что успешное инновационно-ориентированное развитие промышленного комплекса региона может быть обеспечено за счет создания адекватной институциональной структуры. В качестве теоретико-концептуальной платформы для решения данной задачи предложено использование регионального институционализма. Приведены аргументы в пользу важности интеграционной составляющей в инновационном развитии промышленности в современных экономических реалиях и представлены потенциальные эффекты интеграции на мезо- и микроуровнях экономики. Интеграция потенциала промышленных структур при этом предполагает расширение партнерского сегмента отношений хозяйствующих субъектов в рыночной среде на основе конвергенции сетевого, кластерного, интеграционного подходов к управлению промышленным развитием. На основе анализа мирового опыта определено, что формирование многоканальных партнерских отношений хозяйствующих субъектов в промышленной сфере с вектором на инноватизацию требует создания соответствующих институциональных условий. Установлено, что основные задачи соответствующих институтов состоят в легитимизации различных форм и технологий партнерских отношений и стимулировании взаимодействий хозяйствующих субъектов. Первая задача решается с помощью нормативно-правового обеспечения интеграционных взаимодействий, вторая - с использованием программно-проектного подхода. Определены основные структурные элементы и функциональные области институциональной структуры региона в контексте инновационного развития промышленности. Показано, что институты организации партнерских отношений и контроля выполнения обязательств участников интеграционных образований могут носить формальный и неформальный характер, при этом особенно важное значение приобретает институт доверия. В работе обосновано существенное влияние региональной специфики на институциональную структуру и интеграционные связи хозяйствующих субъектов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 29-45. 
Исследуются основные положения теории поведения групп с особыми интересами М. Олсона, обнаруживающие «логику коллективных действий» с позиций применения «принципа расширения» Дж. Коммонса, позволяющего дать некоторые уточнения в содержание положений этой теории при условии, что изменяется критерий (правило), согласно которому ведут агенты в группе, сопоставляя индивидуальную и коллективную (для группы) выгоду. Если в виде целевой функции избрать превосходство индивидуальной над коллективной выгодой, то для точки максимума такого критерия относительное изменение отношения индивидуальной выгоды к общим издержкам будет равно разнице относительного изменения средней ценности единицы производимого общественного блага и удельных издержек на единицу этого блага. Стремление к наибольшей индивидуальной выгоде может ухудшать благосостояние экономической системы, что видно в рамках «дилеммы заключенного». Вместе с тем рост группы не всегда приводит к снижению эффективности, которая зависит от вводимого критерия. Иными словами, оценка ситуации в экономике определяется «институциональной функцией» экономической науки, дающей критерий для осуществления вердикта. «Принцип расширения» полезен при трактовке экономической политики, особенно в аспекте модификации принципа «целей и инструментов». Однако имеется ограничение на использование этого принципа, связанного с «эффектом кобры» и «ловушкой ожиданий». Кроме того, налицо конфликт «принципа презумпции теории», согласно которому сила экономической теории определяется решением большего числа задач меньшими инструментами, и «принципа расширения», требующего расширения возможностей и концентрации власти. Это применительно к экономической политике означает подбор инструментов из широкого набора мер воздействий с обоснованием их действенности (эффективности), обращенной не только непосредственно к параметрам влияния, но и к более широким характеристикам экономической системы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-03-2017
Баграт Айкович Ерзнкян Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 27-38. 
В статье освещаются вопросы, связанные с концепцией институционального усиления, ассоциируемой как с эндогенными институциональными изменениями и институциональным воспроизводством, так и с иными институциональными феноменами. Понятие институционального усиления анализируется через призму трех отношений – между институтами в диахронии, между институтами и их носителями в синхронии и между контрагентами при выборе ими того или иного типа института в качестве механизма регулирования трансакции. Для характеристики первого типа отношений используются понятия институционального усиления и квазипараметров – эндогенно меняющихся параметров бесконечно повторяющейся игры, напрямую не обусловливающих поведение игроков. Вызываемые институтами изменения квазипараметров могут их усилить или ослабить. Усиление относится к случаю, когда изменения квазипараметров приводят к самоподдерживающемуся поведению. Для характеристики второго типа отношений вводится разграничение между стандартным типом агента – мотивированным на достижение экономических целей «человеком экономическим» – и вводимым в качестве альтернативы типом, известным как «человек институциональный», действующим под влиянием институтов и мотивированным на изменение своего институционального положения. Необходимость в обращении к третьему типу отношений возникает в ситуации институционального выбора, когда экономические агенты оказываются перед дилеммой, какой из институтов или какую их комбинацию предпочесть в качестве механизма осуществления трансакции. Примерами такого выбора служат формальные институциональные механизмы контрактов и неформальные – доверия, – могущие при их совместном использовании как усилить, так и ослабить взаимоотношения контрагентов. Особенности институционального усиления во всех типах отношений обсуждаются применительно к стационарной и нестационарной экономике, имея в виду, прежде всего, нестационарную экономику России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
Александр Николаевич Дубянский, Михаил Алексеевич Румянцев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 133-146. 
Современная ситуация в мире характеризуется тем, что происходит очередная волна изменения государственных границ, почти как после второй мировой войны. Среди трансформирующихся государств нет классических империй, однако опыт построения крупных государственных образований может быть использован для понимания того, что нужно делать для сохранения целостности государств. В данной статье рассматривается вопрос об институциональных условиях объединения неоднородного экономического пространства на примере России XIX в. Если понимать экономику как «институционально оформленный процесс» движения материальных благ и трансакций, то соединение хозяйственных актов в сфере обмена придает этому процессу стабильность и интегрирует его в систему общества. Авторы посчитали перспективной идею К. Поланьи о трех формах интеграции или обмена, которые воспроизводят экономику как целое, для проведения институционального анализа экономики Российской Империи XIX в. Речь идет о рыночном обмене, редистрибуции (перераспределении) и реципрокности (взаимности, дарообмене). В таком аспекте российская экономика еще не рассматривалась в экономической литературе. В качестве основного метода используется институциональный анализ и исторический метод исследования. Материалы, изложенные в работе, могут быть использованы для рассмотрения современных проблем интеграции неоднородного экономического пространства. Выяснено, что для обеспечения системной связанности общества и сохранения государства, необходима реализация долговременных целей в виде Больших проектов. Авторы рассматривают такие проекты в символическом контексте поддержания легитимности власти и в сугубо экономическом аспекте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
Вячеслав Витальевич Вольчик, Артём Ильич Маскаев, Павел Олегович Савко Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 147-163. 
Реформы в сфере высшего образования являются ответом на вызовы времени: развитие технологий, оптимизацию государственных расходов, массовизацию и коммерциализацию университетского образования. В основе проводимых реформ лежат идеи неолиберализма, которые получили практическое отражение в методах регулирования в рамках нового менеджмента в сфере общественного сектора. Институциональные и организационные изменения в сфере образования исследуются в рамках неоинституционализма и оригинальной институциональной экономической теории. Данная работа больше опирается на подходы оригинального институционализма, что выражается в особом внимании к институциональному контексту реформ: действующим правилам, социальным ценностям, корпоративной культуре, а также организационным особенностям преобразований. За последние несколько десятилетий система высшего образования во многих западных странах была и остается предметом реформ. Изменения затрагивают не только соотношение государственных и частных расходов на высшее образование и форм финансирования университетов, но и вопросы о границах академических свобод, ценности высшего образования и его роли в современном обществе. Российское высшее образование движется в одном направлении с общемировыми трендами: встраивание в глобальный рынок образовательных услуг и переосмысление роли университета как бизнес-организации. Возникает парадокс: функционирование университета в рамках концепции нового менеджмента в сфере общественного сектора подразумевает работу в рыночных или квазирыночных условиях, что должно сопровождаться децентрализацией управленческих иерархий и увеличением автономии вузов, в то же время отмечается сокращение академических свобод и ужесточение контроля за деятельностью университета через систему целевых показателей.
ресурс содержит прикрепленный файл