Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Выпуски:
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Марина Васильевна Полякова, Константин Львович Поляков Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 117-130. 
Управление рисками – одна из наиболее важных задач менеджмента участников всего финансового рынка и рыка страхования, в частности. Государство и рынок сформировали большое количество институтов для решения этой задачи, одним из которых является перестрахование. Институты способствуют решению проблем, возникающих в связи с ограниченной рациональностью и оппортунизмом участников контрактных процессов. Организации, прибегающие к их помощи, имеют шанс сократить связанные с контрактами ex post и ex ante транзакционные издержки. Вместе с тем институты всего лишь определяют правила игры и ее цели. Тактика, пути и способы реализации требований институтов полностью находятся в ведении руководства организации и менеджмента всех ее уровней. Они определяют влияние институтов на решение таких важнейших задач бизнеса, как обеспечение его эффективности и устойчивости. Анализу влияния использования института перестрахования страховыми компаниями на их финансовые результаты посвящено настоящее исследование. Залогом устойчивости и эффективности страхового бизнеса является правильное управление рисками, и перестрахование обеспечивает их перераспределение между страховщиком и перестраховочной организацией. Однако этот инструмент хорошо работает только в умелых руках. Страховые случаи, указанные в контрактах, могут не произойти за время их действия и на коротких горизонтах перестрахование порождает в основном исходящие денежные потоки, которые не могут не влиять на эффективность, платежеспособность и ликвидность организации. Авторы данного исследования задаются вопросом – как интенсивность перестрахования, оцененная долей страховой премии, переданной перестраховщику, влияет на указанные финансовые характеристики страхового бизнеса на отечественном рынке. Ответ на этот вопрос осложняется своеобразной структурой деятельности страховщиков, которая образована страховой и инвестиционной компонентами, участвующими в формировании прибыли организации. В результате анализа было выявлено, что на коротких горизонтах влияние значимо негативное: прибегая к перестрахованию, отечественные страховые организации гарантированно ухудшают свои финансовые показатели в краткосрочной перспективе. Данный результат, безусловно, не умаляет значимости инструмента перестрахования для управления рисками, но требует учета этого обстоятельства в рамках финансового планирования и актуарной деятельности. В рамках данного исследования также была проанализирована связь различных финансовых показателей с эффективностью, платежеспособностью и ликвидностью страховой компании с учетом специфики определения этих понятий. В частности, была показана смена силы влияния ряда инструментов финансового управления на данные характеристики. Также была отмечена необходимость учета нелинейного характера взаимосвязи между использованными в исследовании финансовыми показателями при решении задач прогнозирования и управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Людмила Владиславовна Клименко, Оксана Юрьевна Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 144-157. 
На современном этапе в здравоохранении численно преобладают работники-женщины, но по распределению власти и полномочий, карьерным траекториям, культуре отношений медицина остается гендерно мужской. Процессы воспроизводства профессиональной структуры медицины, в которой особое место занимают профессиональные династии, также маркируется гендерными различиями. В статье рассматриваются гендерные особенности институционального воспроизводства медицинских династий в современной России. На материалах глубинных интервью с двадцатью представителями многопоколенных семей медиков из десяти городов анализируются гендерные сценарии трансмиссии профессиональных позиций и гендерная специфика использования социального и символического капитала династии в контексте их воспроизводства. Эмпирические результаты исследования показывают, что династийная модель трансфера семейного статуса поддерживает и воспроизводит гендерное неравенство в медицинской профессии. Отмечается низкая гендерная сензитивность в династиях врачей, когда женщины чаще пассивно или под семейным давлением осуществляют образовательные и трудовые треки; выбор профессиональной специализации обусловлен гендерными стереотипами; дисбаланс рабочих и домашних обязанностей ограничивает карьерные и профессиональный возможности женщин-врачей. Стратегии социального и символического инвестирования капитала династии менее ресурсны для женщин в клинической практике и более эффективны в академической медицине. Деконструкция традиционного гендерного дисплея в профессии идет слабыми темпами, и медицинские династии продолжают скорее воспроизводить неравенство и мужскую этику медицинской профессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Владимир Васильевич Мельников, Илья Николаевич Карелин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 100-115. 
Статья посвящена обоснованию целесообразности использования государственной контрактной системы РФ в качестве механизма проактивной экономической политики. Предлагается анализ ряда работ, которые рассматривают в качестве важного инструмента регулирования стимулирование расходов посредством государственной контрактной системы, например при построении национальных инновационных систем, научно-техническом развитии, моделировании структуры экономики, а также решении социальных проблем. Предлагается эмпирический анализ роли государственной контрактной системы России с точки зрения ее влияния на развитие региональных экономик за период 2012–2019 гг. Подтверждается наличие систематически значимой связи между объемами финансирования государственных закупок, осуществляемых в рамках КС РФ, и доходами региональных бюджетов. Динамика коэффициентов эластичности, характеризующих взаимосвязь объемов финансирования государственных и муниципальных закупок в рамках государственной контрактной системы Российской Федерации и отдельных групп налогов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации за период 2012–2019 гг. говорит об экономической целесообразности роста расходов на закупки с точки зрения обеспечения бюджетов собственными средствами. Выявлено позитивное влияние государственных и муниципальных закупок на уровень занятости в регионе и уровень инновационной активности организаций, а следовательно, подтверждается потенциал КС РФ с точки зрения проведения социальной и инновационной политики, что соответствует международным оценкам. Делается вывод о целесообразности использования бюджетной и контрактной системы в совокупности в качестве проактивного механизма экономической политики, обеспечивающего создание эффективных хозяйственных порядков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Александр Яковлевич Рубинштейн Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 20-36. 
В статье представлены результаты исследования общественного мнения в контексте реформирования науки. Принятие Закона о Российской академии наук закрепили вмешательства государства в научную жизнь, обусловив одновременно эскалацию применения наукометрии. Оценки респондентов в отношении использования наукометрических показателей и ранжирования журналов свидетельствуют, что наукометрический инструментарий особого доверия у экономистов не вызывают. Опираясь на результаты социологического опроса сообщества экономистов в 2020 году, в статье сделан вывод о наличии «наукометрического провала» патерналистского государства. Представлен также анализ наукометрических показателей, используемых в Scopus, включая три известные метрики: CiteScore, SNIP, SCImago (SJR). Кроме описания выборки журналов и масштабов мониторинга представлен критерий ранжирования журналов MWR и алгоритм его определения в сравнении с индикатором SJR в Scopus. Сопоставление алгоритмов расчета этих показателей позволило сформулировать общий вывод: если в этих индикаторах, включая SJR, базовой единицей информации является «ссылка» на цитирование статьи, то сам по себе факт цитирования не содержит никакой информации в отношении научного уровня журналов. В заключительной части статьи обсуждается эконометрическая модель, в основе которой лежит гипотеза о наличии связей между ранжированием журналов, полученным на основе социологического опроса экономистов, и оценками этих же респондентов «полезности» введения соответствующих наукометрических показателей. Выполненные расчеты подтвердили сформулированную гипотезу и позволили количественно измерить влияние отношения респондентов к наукометрическим показателям на величину частных рейтингов, отражающих Научный уровень журнала, Общественный престиж журнала и Интерес к публикациям журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин, Кирилл Сергеевич Саблин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 37-52. 
В статье дается характеристика современной научной политики России с позиции импорта ее инструментов. Инструменты рассматриваются как институты в нортовской трактовке. Выявлено, что импортируются, прежде всего, инструменты, обеспечивающие подотчетность академического сообщества. Среди них выделяются грантовское финансирование науки, наукометрия и программы академического превосходства. Подотчетность ученых и исследователей обществу в условиях современной России превращается в подотчетность вертикали власти. Мотивация ее представителей при выборе целей и инструментов научной политики включает как представления об общественной выгоде, так и задачи максимизации частной эффективности. Показано, что процесс выбора включает три основных уровня: политический, правительственный и ведомственный. На всех этих уровнях импортируемые инструменты постепенно трансформируются в соответствие с интересами субъектов, участвующих в вертикальных административных торгах. Установленные на политическом уровне цели укрепления экономических и политических позиций страны в мире постепенно замещаются задачами максимизации частной эффективности высокоранговых участников данных торгов. В результате происходит качественная модификация сферы науки. В современной России речь идет не просто об ограничении автономии академического сообщества, а о его встраивании в вертикаль власти. Это ведет к изменению мотивации и структуры данного сообщества. Классические ученые-исследователи постепенно замещаются политизированными администраторами академического типа и специфическими академическими предпринимателями. Их отличие от зарубежных академических предпринимателей заключается в ориентации не на конкурентные экономические рынки, а на перераспределение ресурсов в рамках вертикальных административных торгов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Виталий Леонидович Тамбовцев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 20-36. 
Институциональное направление в экономической науке возникло, как известно, более века назад и в настоящее время получило название «оригинальная институциональная экономическая теория». В середине прошлого века возник альтернативный вариант этого направления, именуемый «новая институциональная экономическая теория». За последние сорок лет в институциональном направлении было заявлено о создании значительного числа новых экономических институционализмов, среди которых выделяются: когнитивный, критический, монетарный, «неполный», «новый новый», общий, постинституционализм, пост-кейнсианский и правовой институционализмы. Данная статья посвящена анализу основных положений перечисленных институционализмов в экономической науке, с целью ответа на вопрос, являются ли они альтернативами ранее созданных оригинальной и новой институциональным экономическим теориям, либо же уточняют те или иные моменты в этих основных институционализмах. Проведенное исследование показало, что наиболее развитая часть возникших в последние десятилетия институционализмов расширяет области и методы исследования внутри либо оригинального институционализма, либо новой институциональной экономической теории, не предлагая оснований, которые выходили бы за рамки оснований названных «базовых» институционализмов. Исходя из этого, в статье сделан вывод, что рост числа институционализмов свидетельствует о развитии «базовых» институционализмов, а не о том, что они исчерпали заложенные в них исследовательские возможности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Анастасия Вадимовна Каравай Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 131-143. 
В статье на основании данных РМЭЗ НИУ ВШЭ 2019 г. и Института социологии ФНИСЦ РАН 2021 г. с помощью мультиномиальной логистической регрессии и методов содержательного анализа исследуются факторы, которые в настоящее время определяют качество человеческого капитала российских профессионалов. Показано, что основную роль в процессах накопления и обновления их человеческого капитала играют факторы, связанные с особенностями социально- экономических институтов в России. Занятость в основных сферах российской экономики – промышленности, торговле и сфере услуг – не требует от профессионалов дополнительного наращивания их человеческого капитала. Концентрация предприятий из отраслей, где обычно востребованы высококвалифицированные специалисты, в наиболее урбанизированных регионах обуславливает «стягивание» в крупные города человеческого капитала высокого качества и их дефицит в сельской местности и малых городах. В статье также показано, что влияние возраста на процессы накопления человеческого капитала нелинейно. Возможности попасть в группу с наиболее высоким его качеством для профессионалов исчерпываются еще до 40 лет. При этом уже с 45 лет для них начинают сокращаться и возможности иметь человеческий капитал с типичным для высококвалифицированных специалистов его качеством, что связано с дискриминацией на российском рынке труда работников старших возрастов и нецелесообразностью для них в этих условиях инвестиций в свой человеческий капитал. Полученные результаты показывают, насколько сложно будет в текущих условиях и с учетом неизбежного старения населения реализовывать планы руководства страны по увеличению доли высокотехнологичных предприятий и повышению производительности труда без изменения институциональной среды.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Юлия Дмитриевна Родионова, Андрей Александрович Яковлев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 95-114. 
В данной работе на основе двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности 2014 г. и 2018 г. мы проанализировали характеристики предприятий, получавших государственные заказы, а также динамику изменений в доступе к госзаказам после ужесточения внешних условий для российской экономики на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. Проведенный анализ показал, что в 2016–2017 гг. в обрабатывающей промышленности госзаказы имели практически половина (45%) крупных и треть средних фирм. Однако среди малых фирм, принявших участие в опросе, только 22% получали госзаказы, несмотря на декларированную политику поддержки малого предпринимательства. В отличие от 2013 г., в посткризисный период не было выявлено существенных различий в доступе к госзаказу для предприятий с государственным участием и без него. Наряду с этим государство стало предъявлять больше требований к раскрытию предприятиями информации о структуре собственности. Членство в бизнес-ассоциациях давало преимущества в доступе к госзаказам для средних и крупных предприятий, но этот эффект отсутствовал для малых фирм. В целом на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. для всех типов предприятий в посткризисный период сохранилась схема взаимодополнения прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, а для малых предприятий более выраженными стали проявления «модели обменов» между властью и бизнесом, то есть чаще получали госзаказы малые предприятия, которые оказывали помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Евгений Всеволодович Балацкий, Наталья Александровна Екимова, Ольга Валентиновна Третьякова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 27-52. 
В статье дается обзор существующих методов оценки, ранжирования и рейтингования научных экономических журналов (НЭЖ) в России и других странах мира – США, странах ЕС и Китае. Для этого дается общая типология аналитических методов, включающая библиометрические, экспертные, сетевые (инвариантные), гибридные и консолидированные алгоритмы оценки качества журналов. Показано, что дифференциация массива периодических изданий может быть выполнена на основе как количественных, так и качественных маркеров. Рассмотрена практика использования так называемых институциональных фильтров, которые представляют собой правила регулирования научной сферы с помощью специализированных инструментов оценки НЭЖ. Продемонстрировано, что устоявшаяся в начале XXI в. тенденция на применение формальных метрик международных баз данных в научной политике несет в себе массу скрытых угроз – от лишения достойного статуса многих российских НЭЖ, не имеющих международной сертификации, но поддерживающих высокие академические стандарты, до разных проявлений проблемы манипулирования и постановки заведомо нереальных целевых ориентиров. Обозначены условия эффективного использования формальных метрик НЭЖ в качестве институциональных фильтров. Обосновано, что имеющийся арсенал аналитических методов оценки качества периодических изданий позволяет уже сегодня осуществить их вполне адекватную и непредвзятую сортировку для исследовательских нужд российских экономистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Вячеслав Витальевич Вольчик, Александр Александрович Жук, Елена Владимировна Фурса Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 135-155. 
Настоящая статья посвящена анализу функционирования неэффективных институтов в сфере высшего образования и науки в России. Эти институты идентифицируются авторами как институциональные ловушки, представляющие собой устойчивые неэффективные правила и практики, негативно влияющие на реформирование исследуемой сферы. Одной из значимых проблем изучения институциональных ловушек и механизмов их преодоления является отсутствие методологической базы систематического институционального мониторинга, который бы предполагал проведение на регулярной основе качественных и количественных исследований, отражающих точки зрения представителей всех сторон, затрагиваемых последствиями проводимых реформ – акторов системы высшего образования и науки. Частично для решения этой проблемы и создания методологической базы для изучения институциональных ловушек в системе высшего образования и науки использовалась глубинные интервью и фокус-групповая методика среди научно-педагогических работников Южного федерального университета. Использование этих методик позволило углубить анализ институциональных ловушек, а также разработать механизмы их преодоления на основе выявления мнения, установок акторов, их конкретного опыта, с помощью групповой дискуссии. Респондентам, участвующим в исследовании, предлагалось к обсуждению шесть институциональных ловушек в сфере образования и науки, ранее идентифицированных авторами: ловушка метрик, ловушка возрастающей бюрократии, ловушка дефицита финансирования, ловушка редукции качества образования, ловушка кадрового потенциала и ловушка цифровизации и электронизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Александр Викторович Шмаков Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 102-116. 
Процессы цифровой трансформации наряду с позитивным влиянием на экономику могут быть сопряжены с отрицательными последствиями, способными негативно отразиться на качестве жизни населения. Возникает необходимость в разработке мер государственного регулирования, направленных на минимизацию рисков цифровизации. Цифровая трансформация приводит не просто к усложнению технологического окружения человека, с ней связаны процессы деформации социальных отношений, усложнение процессов принятия решений. Усложнение техногенной среды становится источником роста когнитивных искажений, приводящих к неоптимальности поведения и снижению качества жизни. При этом классические подходы к государственному регулированию, как правило, реализуются без учета психофизиологических и социальнокультурных поведенческих факторов. В результате регулирующее воздействие не оказывает ожидаемого эффекта, особенно в ситуациях, связанных с неопределенностью и длительными временными интервалами. Использование методов мягкого регулирования, основанных на положениях поведенческой экономики, может способствовать сглаживанию возникающих проблем. В данной статье приводится систематизация и описание факторов, определяющих поведенческие реакции; охарактеризованы процессы принятия решений; предложена систематизация и объяснение возникающих при этом когнитивных искажений; дан обзор реализуемых подходов к нивелированию когнитивных искажений с использованием мягкого регулирования; рассмотрены возможные направления использования подталкивания для снижения рисков цифровизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Игорь Михайлович Ширяев, Анна Александровна Курышева, Вячеслав Витальевич Вольчик Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 3. С. 81-101. 
Статья показывает специфику подхода к изучению российской инновационной системы, основанного на идеях нарративной экономики. Развитие и популярность нарративной экономики обусловлены попытками исследователей включить в сферу экономического анализа данные, в течение долгого времени остававшиеся за рамками мейнстрима. В статье продемонстрирована связь нарративного анализа с программой институциональной экономической теории. Обзор публикаций по методу PRISMA не выявил примеров применения нарративного анализа к изучению институтов национальной инновационной системы России. Эмпирической базой для изучения нарративов о российской инновационной системе послужили 43 рейтинговых источников средств массовой информации, журналов, Интернет-ресурсов, содержащихся в электронной базе данных периодических источников информации «Интегрум». Отбор источников осуществлён с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия». Исследование охватило период с 1 января 2010 г. по 1 июля 2021 г. Сопоставление основных идей, содержащихся в научных публикациях и в средствах массовой информации, позволило выявить распространённые нарративы о некоторых особенностях институционального регулирования российской инновационной системы, которые не позволяют в полной мере коммерциализировать инновации. При этом в экономической науке существуют различные противоречащие друг другу подходы к преодолению этих проблемных ситуаций. Для иллюстрации возможностей оценки степени вирусности и влиятельности нарративов в качестве примера проанализирован один из типичных нарративов о российской инновационной системе, выделенный из средств массовой информации. Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегии инновационной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Перспективы дальнейшего развития данного направления исследования предполагают эмпирическую проверку выдвинутых гипотез и совершенствование количественных методов исследования, а также методики оценки нарративов на вирусность и влиятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Григорий Германович Попов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 53-67. 
Статья посвящена вопросам мобилизации экономики СССР в период Великой Отечественной войны. Автор на базе архивных материалов и достижений современного историко-экономического анализа предлагает новый метод для определения ВВП СССР в 1940–1945 гг. на основе разработанной А. Милвордом концепции мобилизации экономики. Его применение показывает, что принятые А. Меддисоном и М. Харрисоном оценки ВВП СССР периода Второй мировой войны завышены. На основе расчетов сделан вывод, что рост советской экономики в 1943–1945 гг. был не столь значительным, как принято полагать, так что в 1945 г. советская экономика не достигла довоенного уровня по ВВП. Автор доказывает, что резервы советской экономики перед Великой Отечественной войной имели ограниченный характер, что также объясняется лимитированной релокацией ресурсов между аграрным и городским секторами экономиками СССР. Выживание экономики СССР в начальный период Великой Отечественной войны объясняется релокацией капиталовложений в центральные и восточные регионы страны из-за оккупации экономически гораздо менее эффективных западных регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Владимир Иванович Маевский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 6-19. 
Опираясь на экспериментальные расчеты по модели переключающегося режима воспроизводства, а также на теоретические исследования Маркса, Шумпетера, Кейнса и его последователей – представителей посткейнсианского направления, в статье сделаны два вывода. Во-первых, что не-нейтральность денег имеет место и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах, во-вторых, что для каждого из этих периодов существуют свои собственные базовые предпосылки не-нейтральности. Для краткосрочного периода – это «феномен номинальных жесткостей», для долгосрочного – «феномен капитализации денег». Обоснован тезис, что «феномен номинальных жесткостей» проявляет себя в основном в рамках действующего производства, когда вызванный увеличением денежного предложения экономический рост достигается посредством повышения загрузки мощностей и привлечения не занятой рабочей силы. Соответственно, «феномен капитализации денег» проявляет себя через конвертацию эмитируемых денег в инвестиции в основной капитал и, через рост этого капитала (и мощностей), воздействует на рост ВВП. Показано, что за двумя рассмотренными базовыми предпосылками стоят принципиально разные теоретические подходы. За краткосрочным «феноменом номинальных жесткостей» стоит ортодоксальное видение экономики, акцентированное на механизм равновесного ценообразования. За долгосрочным «феноменом капитализации денег» стоит гетеродоксальное видение, связанное с механизмом денежного обращения, эмиссией и вызываемым ею экономическим ростом. Сделан вывод, что, при вероятном нарастании конкуренции между этими теоретическими подходами, недопустимо, если краткосрочные базовые предпосылки не-нейтральности денег будут использоваться при анализе долгосрочных процессов, а долгосрочные предпосылки при анализе краткосрочных случаев роста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Николай Васильевич Лукашов, Светлана Станиславовна Лукашова, Юрий Валерьевич Латов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 115-134. 
Российская Федерация с конца 1990-х гг. находится в стадии формирования «информационного общества», фундаментальным атрибутом которого являются пришедшие с Запада информационные компьютерные технологии. Процесс информатизации развивается на основе национальных программ «Электронная Россия» и её продолжений. Однако их реализация характеризуется рядом противоречий между реальными задачами обеспечения устойчивого развития Российской Федерации и формальными установками на рост количественных показателей информатизации. Обзор государственных программ стимулирования информатизации 2000–2010-х гг. показывает, что плановые показатели, с одной стороны, далеко не всегда научно обоснованы, а с другой стороны, часто недовыполняются. Следствием такого имитирующего планирования может стать углубление отставания Российской Федерации от развитых стран мира как по уровню информационного обеспечения жизни общества, так и по уровню развития самих информационных технологий. Авторами на основе обобщения разных вариантов политики информатизации в России за последние полвека формулируются основные разновидности импорта институтов, связанного с импортом технических инноваций. Сделан вывод, что трудности информатизации в постсоветской России во многом связаны с эффектами экзаптации, когда импортируемые «правила игры», встраиваясь в качественно иную институциональную систему, существенно меняют свою функциональную роль.
ресурс содержит прикрепленный файл