Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник международных организаций

Опубликовано на портале: 21-03-2011
Дрис Лесаж Вестник международных организаций. 2011.  № 1. С. 110-117. 
Лесаж Дрис – профессор глобализации и глобального управления, Институт международных исследований Университета Гент, Бельгия. E-mail: Dries.Lesage@Ugent.beВ статье представлен сравнительный анализ эволюции институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати». Автор поднимает вопрос о разделении труда между двумя форумами в глобальном управлении в контексте трансформации  институтов из  формата встреч министров финансов в формат встреч лидеров. Предложенные сценарии будущего сосуществования основаны на принятии функционального и прагматичного подходов и идеи представления  интересов различных стран через уже созданные, развитые и применяемые  механизмы в период разработки повесток «восьмерки» и «двадцатки».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Ирина Александровна Гречухина Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 38-60. 
Гречухина Ирина Александровна –стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: Igrechukhina@hse.ru В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах энергетики и изменения климата в период 2008-2010 гг. Выработка эффективного климатического режима на период после 2012 г., а также обеспечение глобальной энергетической безопасности (в широком смысле), по мнению автора, были ключевыми проблемами, определившими круг рассматриваемых вопросов в рамках энергетики и изменения климата на саммитах «восьмерки» и «двадцатки» в рассматриваемый период. Автор показывает эволюцию проблем в рамках одного института, а также прослеживает процесс разделения труда по проблемам между «Группой восьми» и «Группой двадцати». В статье делается вывод, что разделение труда «Группы восьми» и «Группы двадцати» должно определяться по принципу относительных преимуществ: вопрос следует включать в повестку дня того института, в рамках которого вероятность достижения эффективного решения по вопросу максимальна. В таком случае, в процессе осуществления функций глобального управления по вопросам энергетики и изменения климата «Группа восьми» и «Группа двадцати» будут взаимодополнять друг друга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 134-167. 
Ларионова Марина Владимировна– д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; mlarionova@hse.ru Рахмангулов Марк Ринадович – м.н.с. Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; MRakhmangulov@hse.ru В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках тематического плана фундаментальных исследований Государственного университета – Высшей школы экономики в 2009 г. по теме: «Разработка методологии оценки эффективности деятельности международных институтов, проведение анализа и оценки эффективности «Группы восьми» и возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в условиях кризиса системы глобального управления». С использованием методологии функционального анализа производится оценка эффективности «Группы восьми» с точки зрения реализации функций глобального управления и приоритетов, взаимодействия с международными многосторонними институтами и используемых механизмов. Особое внимание уделяется анализу динамики роли России в «Группе восьми» и эффективности «восьмерки» для реализации российских приоритетов. Также представлено сравнение эффективности деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати». В основе исследования лежат данные, полученные с помощью специализированной базы данных документов «Группы семи/ восьми» и «Группы двадцати» за период с 1998 по 2009 гг. и специального программного обеспечения для их количественного и качественного анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Питер Иван Хайнал, Виктория Владимировна Панова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 48-59. 
Хайнал Питер Иван – научных сотрудник Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Тороното, КанадаПанова Виктория Владимировна - к.и.н., старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД РФ, региональный директор по России Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто Авторы анализируют предложения по реформе «Группы восьми» с 1998 года, лишь кратко сославшись на более ранние инициативы реформ. В этой главе рассмотрены как предложения по реформированию, так и те реформы, которые на самом деле были проведены или находятся в стадии реализации. Особое внимание уделяется эволюционирующей «пятерке», Хайлигендаммскому процессу (ХП), странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), встречам крупнейших экономик и «двадцаткам», а также отношение «Группы восьми» к этим структурам, равно как и взаимоотношения по линии «ЕС-Группа восьми». Глава завершается предложениями по возможным сценариям дальнейших реформ «Группы восьми».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 60-84. 
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлен анализ итогов двух саммитов «Группы двадцати» и вклада ЕС в полученные результаты. Анализ участия, вклада ЕС и стран-членов ЕС в подготовку и достижения двух прошедших саммитов, позволяет выявить некоторые  «сдерживающие факторы» развития внутриевропейской институциональной архитектуры, влияющие на качество и уровень эффективности участия ЕС в реализации функций глобального управления через деятельность «двадцатки». Во-первых, качество, устойчивость и  последовательность, которую  может обеспечить институт  постоянного Президентства, значит больше, чем усилия по координации и обеспечению преемственности трех председательств. Эта устойчивость, по мнению автора, имеет значение не только для выработки согласия с партнерами ЕС, но для формирования консенсуса внутри ЕС, как условия эффективной общей внешней политики. Автор считает если, в рамках подготовки Вашингтонского саммита были безусловны лидерство и вклад Президентства и Европейской Комиссии. То в ходе подготовки Лондонского саммита, роль и вклад Председательства значительно уступали роли  институтов ЕС, Европейской комиссии (Президент), Совета по экономике и финансам, Совета по общим вопросам и внешней политике, Группы высокого уровня, а также роли лидеров Германии, Франции,  Италии (в силу председательства в «восьмерке); вкладу формальных и неформальных саммитов. Это еще один аргумент в пользу постоянного института Президента ЕС. Ратификация Лиссабонского договора, и эффективный постоянный Президент и министр иностранных дел создадут новый институциональный фундамент для вызовов будущего.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Джон Джеймс Киртон, Виктория Владимировна Панова Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 79-97. 
Киртон Джон Джеймс -профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» университета Торонто (Канада)Панова Виктория Владимировна -к.и.н., старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД РФ, региональный директор по России Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада)Шок от понимания общей уязвимости, который испытали три центра силы в 1970-е гг. в результате двух следующих один за другим энергетических кризисов, привел к созданию координационного механизма – неформального клуба ведущих промышленно развитых демократий, способного противостоять тем проблемам, которые возникли перед западными странами. Вопросы энергетики, а со временем и проблемы охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата, являлись центральным элементом повестки дня и деятельности стран «Группы семи». Хотя интенсивность обсуждения и менялась за 34 года существования «Группы семи/восьми», проблема никогда не исчезала с повестки дня клуба.«Группа семи/восьми», будучи в целом эффективным инструментом глобального управления, смогла достичь значительных результатов в сфере энергетической безопасности и внесла серьезный вклад в борьбу с изменениями климата, содействуя продвижению вопроса в рамках ООН, в первую очередь через предоставление площадки для обсуждения между основными сторонниками и противниками Киотского протокола. Результаты проведенного исследования показывают, что ввиду важности энергетических проблем для устойчивого экономического развития стран «Группы семи/восьми» и мировой экономики в целом, выполнение принятых решений в этой области было достаточно удовлетворительным. Представляемое исследование опирается на ретроспективный анализ деятельности клуба в сфере энергетики и изменения климата от начала функционирования в 1975 г. до сегодняшнего дня, а также представляет попытку оценить роль ЕС в рамках этого механизма, перспективы и возможности развития вопросов энергетики и изменения климата в рамках «Группы восьми».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Марк Ринадович Рахмангулов Вестник международных организаций. 2008.  № 5. С. 50-55. 
Рахмангулов Марк Ринадович - исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с "Группой восьми" Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭВ статье представлен обзор двусторонних встреч глав государств и правительств «Группы восьми» состоявшихся во время саммита в Японии. Всего их было проведено более пятидесяти, что еще раз подтверждает значение саммитов для двустороннего общения. При этом около 40% всех переговоров пришлось на встречи с восемью экономически значимыми странами, приглашенными на саммит, что указывает на значимость этих государств для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Джон Джеймс Киртон Вестник международных организаций. 2007.  № 1. С. 32-43. 
Выполняют ли ведущие мировые державы принятые в рамках саммитов международные обязательства? Для ответа на этот вопрос в представляемом вниманию читателей исследовании выстраивается и тестируется многоуровневая модель процесса разработки и оснований исполнения странами-членами «Группы восьми» финансовых обязательств, принятых на ежегодных саммитах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-02-2011
С В Гомцян Вестник международных организаций. 2007.  № 6. С. 54-66. 
Европейский союз не является ни международной организацией, ни федеративным государством. Это уникальное sui generisобразование, не имеющее аналогов в истории. Поэтому процесс функционирования Союза, структура и статус его институтов имеют много особенностей. Законодательный процесс в ЕС также обладает определенной спецификой. Во-первых, в ЕС существуют два законодательных органа. Во-вторых, учредительные договоры четко не определяют полномочия ЕС и государств-участников. Поэтому разграничение полномочий между Союзом и государствами-участниками базируется на трех важнейших принципах. Это принципы наделения полномочиями, пропорциональности и субсидиарности. В настоящей статье основное внимание уделено принципу субсидиарности, который является яблоком раздора между сторонниками федерализма и неофедерализма, с одной стороны, и последователями интерговернментализма –с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-02-2011
Вестник международных организаций. 2007.  № 5. С. 4-12. 
 В мае 2005 г. на саммите ЕС – Россия были утверждены «дорожные карты» создания четырех общеевропейских пространств: 1) экономика; 2) свобода, безопасность и правосудие; 3) внешняя безопасность; 4) образование, наука и культура. Образование традиционно продолжает оставаться той сферой, где отношения развиваются наиболее стабильно, без выраженных конфликтов. На конец октября 2007 г. назначена очередная встреча постоянно действующего Совета по развитию партнерства Россия – ЕС в области образования, молодежной политики и культуры, в задачи которого входит обсуждение основных параметров будущего взаимодействия между Россией и ЕС в сфере образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2011
Алиса Валерьевна Меликян Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 33-45. 
Меликян Алиса Валерьевна –преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики, начальник отдела организации академической мобильности Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: amelikyan@hse.ruВ сентябре 2008 г. были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society ), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике . Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного межстранового сравнительного исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию. Данный материал посвящен рассмотрению вопроса достижения справедливости в высшем образовании, поскольку в последнее время эта проблема вызывает повышенный интерес со стороны правительств многих стран мира, которые акцентируют внимание на оказании помощи учащимся, имеющим ограниченные возможности доступа и последующего обучения в высшем образовательном секторе, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их личными способностями. Эта тенденция вызвана стремлением к достижению соответствия между социальным составом студенчества и общества в целом. В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других стран, рекомендации ОЭСР и анализ возможностей их реализации для обеспечения справедливости в высшем образовании Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2011
Я. Зелёнка Вестник международных организаций. 2006.  № 5. С. 70-72. 
Издательство Oxford University Pressпредставляет новую книгу профессора Колледжа Святого Антония Оксфордского университета Яна Зелёнки «Европа как империя: природа расширенного Европейского союза», вышедшую в 2006 г. Книга предлагает по-новому взглянуть на природу Европейского союза, прошедшего с момента «падения» Берлинской стены до неудач, связанных с неприятием Европейской Конституции, серьезный путь развития, осмыслить который представляется для автора чрезвычайно важной и актуальной задачей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2011
Ольга Владимировна Перфильева Вестник международных организаций. 2008.  № 3. С. 24-39. 
Перфильева Ольга Владимировна - заместитель директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ – ВШЭ, корреспондент-исследователь от РФ в Европейском центре знаний в области молодежной политики Партнерства Совета Европы и Европейской комиссииВ статье представлены результаты реализации программы ЕС «Образование и подготовка 2010» за прошедший двухлетний период; анализируются особенности ее реализации на общеевропейском и национальном уровнях; дальнейшие политические шаги и перспективы по достижению главных приоритетов развития системы образования и подготовки в Европе в преддверии 2010 года и после его наступления. Как отмечается в итоговом докладе за 2008 г., страны-члены ЕС в целом смогли обеспечить положительные результаты хода реализации программы «Образование и подготовка 2010» в очередной двухлетний период. В то же время, по оценкам экспертов, прогресс, достигаемый по различным направлениям отдельными странами, не свидетельствует о повсеместности положительных изменений в общеевропейском контексте. Действия стран в реализации целей программы, следовательно, в будущем должны быть усилены и получить дополнительные импульсы. В статье делается попытка ответить на вопросы: какие направления программы получили положительное развитие за рассматриваемый период, а по каким прогресс до сих пор остается не удовлетворительным? Насколько результативны действия отдельных стран? И какова страновая специфика реализации целей программы «Образование и подготовка 2010»? А также, насколько достижимым является приоритет развития обучения в течение всей жизни в Европе, и возможно ли создание благоприятных условий для развития знаний, креативного и инновационного развития на общеевропейском уровне?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 7-8. С. 104-105. 
В издательстве «Палгрейв и Макмиллан» вышла книга «Европеизация политики Великобритании» (The Europeanization of British Politics. Eds. by I. Bache, A. Jordan. Palgrave Macmillan, 2008) под редакцией известных английских специалистов в области европейской интеграции и политики ЕС Иана Баха и Эндрю Джордана. Книгаявляется результатом работы коллектива британских исследователей в рамках проекта по изучению различных аспектов европеизации британской политики, поддержанного Советом экономических и социальных исследований (ESRC) и Университетской ассоциацией современных европейских исследований (UACES).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 1-4. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него