Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник международных организаций

Выпуски:
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 7-8. С. 98-101. 
Изучение нового явления – открытых инноваций – очень важно для разных стран, так как необходимо для понимания мировых тенденций, корректировки национальной инновационной политики, успеха экономического развития, а также для международного сотрудничества в научно-технологической и инновационнойсферах. С этой целью Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализовала масштабный международный проект «Глобализация и открытые инновации» (2006–2007 гг.), в котором приняли участие 13 стран, в том числе Россия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2011
Владимир Николаевич Зуев Вестник международных организаций. 2008.  № 3. С. 12-23. 
Зуев Владимир Николаевич - заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭВ статье рассматривается механизм принятия решений в ЕС как уникальный инструмент европейской интеграции. Механизм принятия решений имеет исключительное значение для функционирования структуры ЕС. Вниманию читателей будут предложены основные достижения ЕС по выработке этого механизма, отдельные элементы которого могут быть применимы в самых разных сферах - в экономике и политике, в науке и образовании, и даже в обычных взаимоотношениях между людьми.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 45-47. 
Роль Интернета в развитии современной экономики и общественных процессов сегодня огромна. По сути, развитие Интернета прямо или косвенно влияет на все направления социально-экономической политики. Однако мировое сообщество только сейчас начинает использовать потенциал Интернета как мощного двигателя развития инноваций, устойчивого экономического роста и социального благосостояния. Перед министрами, высшими представителями органов власти и экспертами в области Интернета встает насущная задача разработки набора принципов, которые бы в ближайшее десятилетие регламентировали развитие интернет-экономики. Разработка общих подходов и принципов управления интернет-экономикой является основной целью Министерской встречи ОЭСР «Будущее интернет-экономики», которая состоится 17-18 июня 2008 г. в Сеуле (Корея).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Нодари Александрович Симония Вестник международных организаций. 2008.  № 5. С. 33-35. 
Симония Нодари Александрович - действительный член РАН, директор Центра энергетических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАНМатериал был подготовлен к международному семинару «От Хайлигендамма до Хоккайдо. Глядя в будущее: Приоритеты будущей повестки дня «Группы восьми» и возможные модели реформирования», проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного Университета – Высшая Школа Экономики 15 - 16 мая 2008 г. В статье рассматриваются текущие проблемы в сфере международной энергетической безопасности и эффективности, такие как нефтяной кризис, конкуренция на нефтяном рынке, взаимодействие основных поставщиков и потребителей энергии, а также развитие и использование нетрадиционных источников энергии. Автор утверждает, что на самом деле нефтяной кризис кроется в политизации энергетической проблемы, не является результатом истощения нефтяных запасов, поскольку большая их доля все еще находится под землей. Н.А. Симония анализирует место России в мировой энергетической политике, рассматривает противоречия, возникающие между Россией и США, а также энергетическую политику Европы, которая упускает возможности взаимовыгодного сотрудничества с Россией, и направлена на создание единого рынка газа в Европе, что, по мнению автора, невозможно. В заключении Н. А. Симония утверждает, что эффективное сотрудничество и энергетическая безопасность могут быть обеспечены только на равных условиях и на принципах, определенных в Плане действий по энергетической безопасности, принятом на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Алиса Валерьевна Меликян Вестник международных организаций. 2008.  № 7-8. С. 71-84. 
Меликян Алиса Валерьевна - аспирант факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, специалист факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭВ сентябре 2008 года были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике. Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного сравнительного межстранового исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 году по заказу Федерального агентства по образованию. Мы представляем нашим читателям первый аналитический материал из серии материалов, подготовленных в рамках проекта на основе анализа результатов проекта ОЭСР. Неслучайно этот материал посвящен теме качества образования, поскольку именно обеспечение качества образования, в том чисел высшего образования на различных уровнях (международном, национальном, институциональном) сегодня становится одним из основных направлений текущей аналитической работы Директората ОЭСР по образованию, что обусловлено растущими масштабами, диверсификацией систем высшего образования и усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг. В публикуемом материале, в том числе, представлена оценка возможностей использования рекомендаций ОЭСР в части обеспечения качества высшего образования для развития образования в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 48-49. 
Вестник международных организаций продолжает знакомить читателей с новыми публикациями, посвященными актуальным проблемам и современным тенденциям европейской интеграции. События последних четырех лет, связанные с расширением Европейского союза за счет присоединения новых стран, явились для Сообщества решающими для понимания своего будущего как многонационального и поликультурного объединения европейских государств, и обусловили необходимость переосмысления и более глубокого изучения места и роли человека, европейца, гражданина в новом системном мире и того, что называется европейской гражданственностью.В 2007 г. увидели свет сразу несколько публикаций, затрагивающих вопросы европейской гражданственности и роли граждан объединяющейся Европы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 50-52. 
4 марта 2008 г. в ОЭСР состоялась пресс-конференция, на которой Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия и руководитель Экономического департамента ОЭСР Йорген Елмесков представили основные результаты экономических реформ в странах ОЭСР за прошедший год, опубликованные в Ежегодном обзоре «Стремление к экономическому росту». Данный обзор является одной из основных экономических публикаций ОЭСР наряду с обзорами «Перспективы экономического развития» (OECD Economic Outlook) и обзорами национального экономического развития (OECD Economic Surveys).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Джон Джеймс Киртон Вестник международных организаций. 2008.  № 5. С. 20-32. 
Киртон Джон - профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада)В статье дан анализ предложений по реформированию системы «Группы восьми», обсуждаемых в политической, общественной и научной сфере. Основой предложений по реформированию «Группы восьми» стала критика предполагаемой утраты «Восьмеркой» своей эффективности, легитимности, господствующей мировой мощи, а также недостатка широкого географического представительства. Джон Киртон считает, что нет предложений по реформированию, основанных на логическом или эмпирическом анализе, учитывающим, каким образом эти предложения отразятся на эффективности комплексной системы «Группы восьми». Автор пытается восполнить этот пробел. На основе оценки результатов работы «Восьмерки» за 1975-2007 годы, он проводит анализ трех основных направлений реформирования института – «расширение», «уплотнение», «углубление» - из которых последние два пока не обсуждались в дискуссиях, учитывая каким образом эти изменения могли бы повлиять на эффективность «Группы восьми» в будущем. Первое направление – «расширение» - привлекает больше всего внимания в дискуссиях по реформированию. Оно касается вопроса о том, сколько и какие страны и международные организации должны быть приглашены на саммит «Группы восьми» в качестве полных постоянных членов или неполных участников. Второе направление дискуссии – «уплотнение» - является менее проработанным и относится к усилению структуры «Восьмерки» на основе создания институтов на уровне министров и других официальных лиц в различных политических сферах. И третье направление – «углубление» - связано с демократизацией системы «Группы восьми» путем включения в диалог широкого спектра представителей гражданского общества. Автор утверждает, что будущая стратегия реформирования «Группы восьми» должна осуществляться с разным уровнем интенсивности по всем трем направлениям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Борис Валерьевич Железов Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 27-35. 
Железов Борис Валерьевич – к.полит.н., зам. директора по международным связям, начальник Управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭПубликуемый материал представляет собой реферативный обзор комплексного исследования основных направлений и результатов реформ в сфере управления высшим образованием стран ЕС. Исследование проводилось группой экспертов по заказу Еврокомиссии в 2006 г. Предметом исследования были изменения в определенных ключевых сферах, включающих условиях финансирования, механизмы принятия решений, обеспечения качества образования, как на национальном уровне, так и на уровне вузов, а также оценка этих изменений основными участниками образовательного процесса: руководством вузов, профессорско-преподавательским составом, студентами, работодателями и местными сообществами. Полученные результаты, а также апробация используемых в процессе исследования параметров и методов оценки могут стать основой для сопоставительного анализа международного опыта и российской образовательной политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
О.И. Горбунова Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 9-26. 
Горбунова Екатерина Михайловна – магистр социологии, директор Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭПодписав Болонскую декларацию в 2003 г. Россия приняла на себя обязательства по внедрению ее основных принципов и инструментов к 2010 г. Студенты и аспиранты - ключевые стороны, участвующие в реализации Болонского процесса, и получение обратной связи от них имеет решающее значение при организации и реформировании учебного процесса. В данной статье представлены результаты исследования «Болонья глазами студентов и аспирантов», направленного на изучение оценки уровня реализации принципов Болонского процесса в российских вузах; уровня информированности респондентов об основных Болонских принципах и инструментах; понимания студентами и аспирантами сути, целей и задач реализации принципов Болонского процесса; выявление опыта участия респондентов в реализации принципов Болонского процесса в вузе; выявление отношения, уровня поддержки принципов Болонского процесса; определение причин и мотивов того или иного отношения студентов и аспирантов российских вузов к внедрению основных принципов Болонской декларации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 4-8. 
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭВ статье представлен обзор основных событий и достижений в европейской образовательной политики в период президентства Португалии в ЕС в июле-декабре 2007 года. Описывается ряд предпринятых политических шагов, направленных на содействие будущему развитию сферы высшего образования в Европе, а также некоторые достигнутые результаты, прежде всего, принятие Европейским парламентом и Советом Рекомендации для учреждения Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни; принятие Европейским советом заключений по повышению качества преподавания и обучения, а также Резолюции Европейского совета об образовании и подготовке как ключевых факторах реализации Лиссабонской стратегии. Большое внимание в статье уделяется докладу 2008 года о «Развитии обучения в течение всей жизни для знаний, креативности и инноваций», резюмирующему результаты реализации программы «Образование и подготовка 2010» в 2008 году. А также подчеркиваются возможные перспективы сотрудничества Европейского союза с третьими странами в сфере образования и возможности для развития стратегического партнерства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2011
Вестник международных организаций. 2008.  № 2. С. 53-56. 
В преддверии ежегодного Форума, который в 2008 г. будет посвящен теме «Климатические зменения, экономический рост и стабильность», ОЭСР подготовила обзор «Перспективы окружающей среды до 2030 года» (OECD Environmental Outlook to 2030), основанный на анализе и прогнозе экономических и экологических тенденций, связанных с климатическими изменениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Джон Джеймс Киртон
Ред.: Марина Владимировна Ларионова
Перев.: Юрий Константинович Зайцев (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2008.  № 4. С. 11-38. 
Киртон Джон - профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада)В статье рассматривается подход Японии к проведению саммита «Группы восьми». Автор дает прогноз итогов саммита «Группы восьми» 2008 г., на основе анализа истории участия Японии в клубе, сочетания таких факторов как внешние глобальные кризисы и внутри политические события в странах «Группы восьми» и странах - участницах расширенного диалога. Автор уделяет большое внимание повестке дня и приоритетам председательства Японии, которая была сформулирована в течение подготовительного периода. Главными темами саммита «Группы восьми» 2008 года стали охрана окружающей среды, развитие Африки, мировая экономика, интеллектуальные права, ядерная безопасность и нераспространение. Автор анализирует ход подготовительного процесса, включающего цикл встреч министров, шерп, а также двусторонние визиты лидеров стран «Восьмерки». В статье рассматриваются факторы потенциального успеха саммита. Эти факторы включают террористические угрозы, расширяющиеся финансовый и продовольственный кризисы, экологический и энергетический шоки, несостоятельность многосторонних организаций. По мнению автора, спровоцированные сочетанием внешних глобальных шоков уравнивающиеся возможности стран-членов «Группы восьми» могут способствовать достижению успеха саммита. Автор также полагает, что успех саммита может быть определен такими факторами, как широкий круг участников, необходимость решать недавно возникшие проблемы, преемственность между глобальными вызовами, долговременными приоритетами «Группы восьми», а также повесткой саммита.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Наталья Михайловна Чуркина Вестник международных организаций. 2008.  № 4. С. 46-49. 
Чуркина Наталья Михайловна - м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ, аналитик Института комплексных стратегических исследованийМягкие ограничения Киотского протокола для России привели к пассивности политики страны в области изменения климата. Большинство российских компаний сегодня не заинтересованы в активной экологической политике и не знакомы с проблемой изменения климата. В то же время российская экономика является одной из самых высокоуглеродоемких в мире, что может иметь негативные последствия для нее в будущем в результате введения на международном рынке налогов на выбросы углерода и технических стандартов. Кроме того, условия посткиотского соглашения по снижению выбросов парниковых газов, предположительно, будут более жесткими для России. Пассивность российской политики в данной области может стать препятствием для выполнения Россией международных обязательств, в том числе, в рамках диалога Группы Восьми. В условиях текущей международной политики и предстоящих посткиотских переговоров и диалога в рамках Группы Восьми России необходима комплексная стратегия в области предотвращения рисков изменения климата.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2011
Олег Николаевич Барабанов Вестник международных организаций. 2008.  № 4. С. 39-40. 
Барабанов Олег Николаевич – д.полит.н., заведующий кафедрой политики и функционирования Европейского союза и Совета Европы МГИМО(У) МИД РФ Имеющаяся статистика повестки дня саммитов «Большой Восьмерки» показывает все увеличивающееся число общеполитических вопросов, выносимых на обсуждение лидеров «Восьмерки». В последнее время политические вопросы по своей численности превалируют над экономическими и социальными на заседаниях «Восьмерки». В то же время сохраняется достаточно устойчивый стереотип, что главной целью «Восьмерки» остаются отнюдь не политические, а экономические проблемы. Так было изначально в работе Группы, а после возникновения движения антиглобалистов, в деятельности «Восьмерки» столь же важное место стали занимать проблемы политики развития и выравнивания социального положения в мире между развитыми и развивающимися странами. Дополнительный фактор, который повлияет на обсуждение политических вопросов в рамках встречи «Группы восьми» сейчас, это фактор «новичков» - вновь избранных лидеров и того, как они поведут себя на саммите. К их числу сейчас относится и новый российский президент Дмитрий Медведев. И поскольку очевидно, что при любом «разделении труда» между ним и премьер-министром страны во внутренней политике, внешняя политика, ее стратегическое формулирование, и конституционно, и de facto, остается персональной задачей президента России. Поэтому весьма продуктивным для экспертного сообщества России является вопрос о выработке своего рода «повестки дня» для Медведева, или, как уже начало звучать в прессе, «миссии Медведева».
ресурс содержит прикрепленный файл