Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник международных организаций

Выпуски:
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Антон Сергеевич Дедусенко Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 55-64. 
Дедусенко Антон Сергеевич - к.ю.н., M.I.L.E., начальник Международно-правового отдела ЗАО «Атомстройэкспорт»; dedusenko@hotmail.comСтатья обращается к анализу правовых инструментов международных многосторонних институтов, регулирующих сотрудничество стран, предоставляющих помощь развитию, стран-партнеров, получающих официальную помощь, международных организаций. Сопоставление российского законодательства правовым актам Организации экономического сотрудничества и развития в сфере содействия развитию находится в центре внимания авторов. На основе результатов, полученных в ходе сопоставительного анализа, формулируются выводы и рекомендации по разработке российского законодательства в сфере содействия развитию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Юрий Константинович Зайцев Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 119-133. 
Зайцев Юрий Константинович – м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики; yuriy.zaitsev@gmail.comВ статье приводятся результаты анализа эффективности управления бюджетной системой Европейского союза на основе рекомендаций ОЭСР по составлению и управлению бюджетными процессами на основе информации о результатах. В результате анализа и оценки основных сильных и слабых сторон системы бюджетирования в интеграционных объединениях на примере Европейского союза, автор формулирует ряд рекомендаций по повышению эффективности управления бюджетными процессами в региональных объединениях, членом которых является Российская Федерация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Дьери Сек
Ред.: Ольга Владимировна Перфильева
Перев.: Юрий Константинович Зайцев, Марк Ринадович Рахмангулов (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 100-118. 
Сек Дьери – PhD, директор Центра исследований политической экономии в Дакаре, СенегалПеревод выполнен м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики Юрием Константиновичем Зайцевым и Марком Ринадовичем Рахмангуловым под редакцией Ольги Владимировны Перфильевой, к.соц.н., зам.директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики. Статья поступила в редакцию в октябре 2009 г.В статье рассматриваются проблемы в области содействия развитию странам Африки к югу от Сахары. Автор описывает неблагоприятные исходные условия, существующие в странах региона: растущие социальные потребности населения и невозможность их удовлетворения, отсутствие выхода к морю, непостоянство доходов от экспорта; анализирует их влияние на перспективы роста в этом регионе. Статья затрагивает основные недостатки программ содействия развитию, применяемых в настоящее время в странах Африки к югу от Сахары. Автор предлагает новую архитектуру финансирования программ развития в странах региона, которая бы учитывала их секторные приоритеты. Статья опирается на анализ широкого статистического материала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Павел Сергеевич Медведев, Игорь Андреевич Томашов Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 100-104. 
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономикиТомашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Международный мир и безопасность являются одними из наиболее значимых глобальных общественных благ, поскольку без их обеспечения невозможно создание условий для устойчивого развития. Вместе с тем сотрудничество в этой сфере зачастую ограничивается «минимальным общим знаменателем» взаимного сдерживания и подавления конфликтов. Новые возможности открываются в связи с более активной деятельностью ЕС и «Группы восьми». Данная глава изучает проблемы и противоречия, связанные с обеспечением международного мира и безопасности, а также историю и перспективы развития общей внешней политики и политики безопасности ЕС.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Татьяна Анатольевна Мешкова, Яна Александровна Вазякова Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 4-14. 
Вазякова Яна Александровна – стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики Мешкова Татьяна Анатольевна – кандидат политических наук, директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье приводится оценка ОЭСР текущей и прогнозируемой ситуации в мировой экономике, ощущающей сегодня на себе последствия экономического и финансового кризиса, позиция ОЭСР по отношению к принятому Группой двадцати в ноябре 2008 г. Плану действий по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, а также возможный  вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, который может носить,  в первую очередь, аналитический и рекомендательный характер. Рассматриваются основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики, обобщенные в документе «Стратегический ответ ОЭСР на финансовые и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» и  основывающиеся как на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, так и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов. Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления восстановления экономики, предусмотренные Стратегией ОЭСР. Первое направление включает политические меры (policy action), направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии, в том числе: контроль финансового сектора, активизация взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления. Второе направление - всесторонняя стратегия (comprehensive strategy) - предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе, в том числе: стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ, развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабатывать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся в условиях кризиса государственное регулирование проблемных секторов экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 4-11. 
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиРахмангулов Марк Ринадович – исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В июне 2009 г. был опубликован итоговый доклад об исполнении странами-членами «Группы восьми» обязательств, принятых в рамках саммита 2008 г. в Тояко (Хоккайдо, Япония), подготовленный Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики совместно с Исследовательским центром «Группы восьми» Университета Торонто. В докладах, публикуемых два раза в год, отражается уровень исполнения странами-членами «Группы восьми» и Европейским союзом (ЕС) решений, принятых на ежегодных саммитах. В статье представлены общие итоги мониторинга исполнения странами «Группы восьми» обязательств саммита 2008 г. Особое внимание уделено оценке уровня исполнения Россией принятых в прошлом году обязательств, подробный доклад по которым представлен в разделе Аналитические материалы настоящего номера.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 134-167. 
Ларионова Марина Владимировна– д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; mlarionova@hse.ru Рахмангулов Марк Ринадович – м.н.с. Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; MRakhmangulov@hse.ru В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках тематического плана фундаментальных исследований Государственного университета – Высшей школы экономики в 2009 г. по теме: «Разработка методологии оценки эффективности деятельности международных институтов, проведение анализа и оценки эффективности «Группы восьми» и возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в условиях кризиса системы глобального управления». С использованием методологии функционального анализа производится оценка эффективности «Группы восьми» с точки зрения реализации функций глобального управления и приоритетов, взаимодействия с международными многосторонними институтами и используемых механизмов. Особое внимание уделяется анализу динамики роли России в «Группе восьми» и эффективности «восьмерки» для реализации российских приоритетов. Также представлено сравнение эффективности деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати». В основе исследования лежат данные, полученные с помощью специализированной базы данных документов «Группы семи/ восьми» и «Группы двадцати» за период с 1998 по 2009 гг. и специального программного обеспечения для их количественного и качественного анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Питер Иван Хайнал, Виктория Владимировна Панова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 48-59. 
Хайнал Питер Иван – научных сотрудник Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Тороното, КанадаПанова Виктория Владимировна - к.и.н., старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД РФ, региональный директор по России Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто Авторы анализируют предложения по реформе «Группы восьми» с 1998 года, лишь кратко сославшись на более ранние инициативы реформ. В этой главе рассмотрены как предложения по реформированию, так и те реформы, которые на самом деле были проведены или находятся в стадии реализации. Особое внимание уделяется эволюционирующей «пятерке», Хайлигендаммскому процессу (ХП), странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), встречам крупнейших экономик и «двадцаткам», а также отношение «Группы восьми» к этим структурам, равно как и взаимоотношения по линии «ЕС-Группа восьми». Глава завершается предложениями по возможным сценариям дальнейших реформ «Группы восьми».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 60-84. 
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлен анализ итогов двух саммитов «Группы двадцати» и вклада ЕС в полученные результаты. Анализ участия, вклада ЕС и стран-членов ЕС в подготовку и достижения двух прошедших саммитов, позволяет выявить некоторые  «сдерживающие факторы» развития внутриевропейской институциональной архитектуры, влияющие на качество и уровень эффективности участия ЕС в реализации функций глобального управления через деятельность «двадцатки». Во-первых, качество, устойчивость и  последовательность, которую  может обеспечить институт  постоянного Президентства, значит больше, чем усилия по координации и обеспечению преемственности трех председательств. Эта устойчивость, по мнению автора, имеет значение не только для выработки согласия с партнерами ЕС, но для формирования консенсуса внутри ЕС, как условия эффективной общей внешней политики. Автор считает если, в рамках подготовки Вашингтонского саммита были безусловны лидерство и вклад Президентства и Европейской Комиссии. То в ходе подготовки Лондонского саммита, роль и вклад Председательства значительно уступали роли  институтов ЕС, Европейской комиссии (Президент), Совета по экономике и финансам, Совета по общим вопросам и внешней политике, Группы высокого уровня, а также роли лидеров Германии, Франции,  Италии (в силу председательства в «восьмерке); вкладу формальных и неформальных саммитов. Это еще один аргумент в пользу постоянного института Президента ЕС. Ратификация Лиссабонского договора, и эффективный постоянный Президент и министр иностранных дел создадут новый институциональный фундамент для вызовов будущего.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Джон Джеймс Киртон, Виктория Владимировна Панова Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 79-97. 
Киртон Джон Джеймс -профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» университета Торонто (Канада)Панова Виктория Владимировна -к.и.н., старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД РФ, региональный директор по России Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада)Шок от понимания общей уязвимости, который испытали три центра силы в 1970-е гг. в результате двух следующих один за другим энергетических кризисов, привел к созданию координационного механизма – неформального клуба ведущих промышленно развитых демократий, способного противостоять тем проблемам, которые возникли перед западными странами. Вопросы энергетики, а со временем и проблемы охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата, являлись центральным элементом повестки дня и деятельности стран «Группы семи». Хотя интенсивность обсуждения и менялась за 34 года существования «Группы семи/восьми», проблема никогда не исчезала с повестки дня клуба.«Группа семи/восьми», будучи в целом эффективным инструментом глобального управления, смогла достичь значительных результатов в сфере энергетической безопасности и внесла серьезный вклад в борьбу с изменениями климата, содействуя продвижению вопроса в рамках ООН, в первую очередь через предоставление площадки для обсуждения между основными сторонниками и противниками Киотского протокола. Результаты проведенного исследования показывают, что ввиду важности энергетических проблем для устойчивого экономического развития стран «Группы семи/восьми» и мировой экономики в целом, выполнение принятых решений в этой области было достаточно удовлетворительным. Представляемое исследование опирается на ретроспективный анализ деятельности клуба в сфере энергетики и изменения климата от начала функционирования в 1975 г. до сегодняшнего дня, а также представляет попытку оценить роль ЕС в рамках этого механизма, перспективы и возможности развития вопросов энергетики и изменения климата в рамках «Группы восьми».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 1-4. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марк Львович Энтин Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 29-47. 
Энтин Марк Львович – д.ю.н., профессор кафедры Европейского права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, директор Европейского учебного института при ММГИМО(У) МИД РФ В статье представлен взгляд автора на место и роль Европейского Союза в международном пространстве как коллективного, принципиально нового игрока глобального управления. В ходе детального анализа раскрываются отличительные особенности и специфика ЕС как политического института, его внутренняя структура и система внешних связей и механизмов взаимодействия с другими акторами международного пространства. Особое внимание уделено таким характеристикам как отсутствие территориальных границ и неоднородность суверенных государств, входящих в состав ЕС. Раскрываются факторы, обеспечивающие сплоченность государств-членов ЕС, прежде всего, верховенство права, политическая культура солидарности, механизмы совместного управления суверенитетом. Анализируется правовая и институциональная специфика организации внешней деятельности ЕС, а также особенности его позиционирования на международной арене. Дается оценка будущего развития и укрепления влияния ЕС на формирование глобальной повестки дня, глобальное развитие и решение текущих международных проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 131-165. 
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиРахмангулов Марк Ринадович – исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиВ статье представлены результаты эмпирического исследования роли и влияния ЕС на процессы глобального управления, его вклада в определение и реализацию приоритетов, функций и ценностей «Группы восьми». На основе методологии функционального анализа и количественного анализа документов осуществлена оценка ключевых приоритетов и функций обоих институтов, а также их сравнительный анализ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Павел Сергеевич Медведев, Игорь Андреевич Томашов Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 121-125. 
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономикиТомашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Рост значимости знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Сегодня общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Выработке новых подходов к их решению может способствовать анализ знаний и образования как глобальных общественных благ. В данной главе изучаются вопросы, связанные с развитием международного сотрудничества в области образования, при этом особое внимание уделяется инициативам и проектам «Группы восьми» и Европейского Союза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Владимир Александрович Золотов Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 113-120. 
Золотов Владимир Александрович – аспирант Московского института экономики, менеджмента и права В статье рассматриваются проблемы развития свободных экономических зон в России. Мировой экономический кризис заставляет экономистов искать новые эффективные методы развития бизнеса. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике достаточно актуальна. Цели создания свободных экономических зон могут быть различными,  в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В научной статье рассматриваются принципы организации особых экономических зон в России в современных условиях. Одной из основных проблем функционирования свободных экономических зон в России является проблема несовпадения формулируемых целей, целям реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. В условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл