Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник международных организаций

Выпуски:
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Полина Сергеевна Архипова, Алена Николаевна Булатникова, Анна Борисовна Векшина, Евгений Сергеевич Гущин, Юрий Константинович Зайцев, Наталья Евгеньевна Злоказова, Юлия Михайловна Кукушкина, Татьяна Александровна Ланьшина, Марина Владимировна Ларионова, Дина Михайловна Падалкина, Павел Артурович Прокопьев, Марк Ринадович Рахмангулов, Александр Геннадиевич Симонов, Анварджон Алимович Султанов, Мария Ильинична Тюрикова, Илья Юрьевич Федоров, Полина Александровна Черепова, Игорь Михайлович Чуркин, Наталья Михайловна Чуркина, Арина Петровна Шадрикова Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 13-54. 
Исследовательская группа «Группы восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики (под ред. Ю.К. Зайцева, М.В. Ларионовой)Архипова Полина Сергеевна– студентка 4-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; arkpolina@narod.ruБулатникова Алена Николаевна– студентка 4-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; a.bulatnikova@gmail.comВекшина Анна Борисовна– студентка 5-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; avekshina@googlemail.comГущин Евгений Сергеевич– студент 3-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; evgenybox@mail.ruЗайцев Юрий Константинович– м.н.с. Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; yuriy.zaitsev@gmail.comЗлоказова Наталья Евгеньевна– к.э.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; nzlokazova@hse.ruКукушкина Юлия Михайловна– студентка 4-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; ykukushkina@mail.ruЛаньшина Татьяна Александровна– студентка 5-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; tatlan@yandex.ruЛарионова Марина Владимировна– д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; mlarionova@hse.ruПадалкина Дина Михайловна– студентка 4-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; padalkinad@mail.ruПрокопьев Павел Артурович– студент 3-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; pavel.prokopyev@gmail.comРахмангулов Марк Ринадович– м.н.с. Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; MRakhmangulov@hse.ruСимонов Александр Геннадиевич– студент 5-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; alexandersimonov@mail.ruСултанов Анварджон Алимович– студент 5-го курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; anvar_sultanov@mail.ruТюрикова Мария Ильинична– соискатель аспирантуры факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; Mariya.Tyurikova@allianzrosnolife.ruФедоров Илья Юрьевич– студент 4-го курса факультета государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики; f.ilya1988@gmail.comЧерепова Полина Александровна– аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; pola_m@rambler.ruЧуркин Игорь Михайлович– студент 5-го курса Финансовой академии при Президенте РФ; igor_churkin@hotmail.comЧуркина Наталья Михайловна– м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; talyaskr@mail.ruШадрикова Арина Петровна– м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; ashadrikova@hse.ruДоклад содержит комплексный анализ и оценку исполнения странами «Группы двадцати» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Лондоне 2 апреля 2009 г. и может быть полезен для понимания роли стран «Группы восьми» и других стран «двадцатки», не являющихся членами «Группы восьми», в содействии международному развитию, а также для предоставления информации о предпринятых действиях и оценки эффективности участия в форуме России. В доклад вошли результаты мониторинга двух обязательств из сферы международного содействия развитию, который охватывает период с апреля по сентябрь 2009 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Юрий Константинович Зайцев Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 4-12. 
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров РФ; mlarionova@hse.ruЗайцев Юрий Константинович –м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики; yuriy.zaitsev@gmail.comИнститут международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Национального фонда подготовки кадров подготовил доклад об исполнении странами-членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите «двадцатки» в Лондоне 2 апреля 2009 г. В статье представлены общие итоги мониторинга исполнения странами «Группы двадцати» пяти принятых в рамках лондонского саммита обязательств по приоритетным направлениям: восстановление экономического роста и занятости, обеспечение фискальной и ценовой стабильности и снижение финансовых рисков, содействие развитию, борьба с протекционизмом и развитие всемирной торговли и инвестиций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Полина Сергеевна Архипова, Анна Борисовна Векшина, П.В. Николаев, Дарья Николаевна Фролова Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 36-61. 
Исследовательская группа «Группы восьми» ИМОМС ГУ-ВШЭЛарионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиАрхипова Полина- студент 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиВекшина Анна- студент 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиНиколаева Екатерина- студент 3 курса факультета социологии Государственного университета – Высшей школы экономикиФролова Дарья- студент 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиДоклад является продолжением анализа исполнения обязательств «Группы восьми», принятых на саммите в Тояко (Япония) в 2008 г.; содержит оценку исполнения обязательств Италией, страны-председателя и хозяйки саммита в Аквиле в 2009 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Марина Владимировна Ларионова, Юрий Константинович Зайцев, Марк Ринадович Рахмангулов, Арина Петровна Шадрикова, Татьяна Александровна Ланьшина, Юлия Ивановна Овчинникова, Игорь Михайлович Чуркин, Наталья Михайловна Чуркина Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 12-35. 
Исследовательская группа «Группы восьми» ИМОМС ГУ-ВШЭЛарионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиЗайцев Юрий Константинович- исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиРахмангулов Марк Ринадович- исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиШадрикова Арина Петровна– м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиЛаньшина Татьяна Александровна- студент 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиОвчинникова Юлия Ивановна- студент 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиЧуркин Игорь Михайлович- студент 5 курса Финансовой академии при Правительстве Российской ФедерацииЧуркина Наталья Михайловна– м.н.с. Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономикиИтоговый доклад содержит комплексный анализ и оценку исполнения Российской Федерацией обязательств «Группы восьми», принятых на саммите в Тояко (Япония) в 2008 г., и может быть полезен для предоставления информации о предпринятых действиях и оценки эффективности участия России в форуме.Представляемый доклад включает мониторинг 20 обязательств из ключевых сфер, таких как экономическая и финансовая стабильность, содействие развитию стран Африки, изменение климата, энергоэффективность, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, региональная безопасность, и охватывает временной период с августа 2008 г. по июнь 2009 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Павел Сергеевич Медведев, Игорь Андреевич Томашов Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 21-28. 
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономикиТомашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Глобальные общественные блага – это блага, выгоды (издержки) от создания и существования которых распространяются поверх государственных, общественных и поколенческих границ. Ими являются атмосфера, климат, права человека, борьба с инфекционными заболеваниями, международный мир и т.д. Возникновение проблематики глобальных общественных благ – один из главных результатов глобализации. Данная глава изучает историю «глобализации» общественных благ, предлагает различные их типологии и механизмы решения проблемы коллективных действий в глобальном масштабе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Марина Владимировна Ларионова Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 14-20. 
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлена методология разработанная для проведения исследования роли Европейского союза как коллективного участника процессов глобального управления. В качестве аналитической парадигмы был адаптирован функциональный подход, предложенный Джоном Киртоном для оценки деятельности «Группы семи/восьми» и ее роли в глобальном управлении. Используя этот подход, в работе была предпринята попытка проанализировать и измерить вклад ЕС в реализацию основных целей глобального управления: политическое управление на национальном уровне, обсуждение, определение направлений дальнейших действий, принятие решений, реализация решений и развитие глобального управления. Вышеуказанные шесть функций были адаптированы для того, чтобы отразить особый характер ЕС как коллективного члена «Группы восьми».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Владимир Николаевич Зуев Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 126-130. 
Зуев Владимир Николаевич -профессор, к.э.н., заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономикиСтатья обращается к рассмотрению возможности применения механизма Европейского Союза в качестве модели для развития глобальных институтов. Подчеркивая уникальность интеграционного механизма ЕС, опирающегося на использование механизма принятия решений, при котором учитываются интересы разных по величине и политическому весу стран-членов, автор раскрывает базовые принципы действия данного механизма. Рассматриваются возможные варианты внедрения некоторых элементов ЕС в практику ведущих международных организаций. Оцениваются негативные и положительные последствия от формирования, использования и укрепления наднациональных элементов в международном регулировании, прежде всего, в экономической сфере. Поднимается вопрос о том, какие формы международного экономического регулирования в рамках международных организаций наиболее эффективны – традиционные межгосударственные или наднациональные. Раскрываются причины популярности ЕС как организации среди европейских стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Джулия Нильсон, Дария Таглиони
Ред.: О.И. Горбунова
Перев.: М Л Гольдин (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 34-70. 
Нильсон Джулия – эксперт отдела связей торговой политики Директората по торговле Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Таглиони Дария - эксперт отдела связей торговой политики Директората по торговле Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Исследование по определению возможностей и преимуществ от процессов либерализации торговли услугами было проведено Джулией Нильсон и Дарией Таглиони для Департамента политики торговых связей Директората по торговле ОЭСР в 2003 году под руководством заместителя директора Директората Кена Хэйдона. По предложению Рабочей группы Комитета ОЭСР по торговле, поддержанному Генеральным секретарем ОЭСР, результаты исследования, до этого призванные служить внутренним инструментом работы Директората по торговли ОЭСР и других структурных подразделений организации, были обнародованы и получили признание широкой аудитории. Представляем Вашему вниманию перевод второй части доклада – «Моделирование экономических выгод от либерализации торговли услугами», раскрывающей последствия либерализации международной торговли услугами для развитых и развивающихся стран на основе обобщенного анализа результатов исследований, посвященных оценке количественных эффектов от либерализации торговли услугами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Нина Тимофеевна Вишневская Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 71-83. 
Вишневская Нина Тимофеевна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований Государственного университета – Высшей школы экономики В середине 90-х годов Секретариатом ОЭСР были разработаны рекомендации по реформированию рынка труда. Статья содержит подробный анализ основных направлений реформ в странах – участницах. Активность отдельных стран по либерализации институтов рынка труда существенно различается. При этом лишь несколько стран (Дания, Финляндия и Нидерланды) провели комплексную ревизию институтов рынка труда, тогда как в большинстве стран ОЭСР реформа носила избирательный характер. Основное внимание было уделено реформированию активных программ занятости и налоговой системы. В то же время законодательство о защите занятости и система формирования заработной платы оказались практически вне зоны реформирования.  Более того, либерализация одних институтов рынка труда зачастую соседствовала с ужесточением других.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 133-139. 
В июле 2008 г. был опубликован 26-й выпуск Обзора «Перспективы занятости в странах ОЭСР», подготовленный Директоратом ОЭСР по вопросам занятости, труда и социальных отношений. В Обзоре представлен комплекс показателей, определяющих современный рынок труда и пути его развития в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР.В очередном номере рассматривается широкий круг вопросов: соответствие уровня подготовки выпускников требованиям рынка труда; проблемы неофициальной занятости в ряде стран ОЭСР; причины трудовой дискриминации по гендерному и этническому признакам; проблемы распространения психических заболеваний, обусловленных условиями работы, среди населения трудоспособного возраста; вопросы, касающиеся особенностей выплаты зарплаты в мультинациональных компаниях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2011
Паси Салберг
Ред.: Татьяна Анатольевна Мешкова
Перев.: О.И. Горбунова, Яна Александровна Вазякова (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2009.  № 1. С. 15-33. 
Салберг Паси - ведущий специалист по образованию Европейского фонда профессиональной подготовки (ETF) В результате глобализации возросла конкуренция как в отдельных странах, так и между странами и регионами. Экономическая конкурентоспособность обычно рассматривается как эффективный показатель уровня экономического процветания страны. Большинство недавних крупномасштабных образовательных реформ обосновывались срочной необходимостью повысить производительность труда и содействовать экономическому развитию и росту через расширение доступа и повышение качества образования. Широко разделяемый тезис заключается в том, что для повышения экономической конкурентоспособности страны граждане должны приобретать знания, навыки и установки, необходимые для гражданского успеха и развития общества, основанного на знаниях. В статье доказывается, что те действия, которые необходимо осуществлять школам для повышения экономической конкурентоспособности, как правило, противоречат общепринятым представлениям о глобальных образовательных реформах. Опыт многих стран показывает, что, например, возрастающая стандартизация преподавания и обучения может иметь противоположный ожидаемому эффект для превышения экономической конкурентоспособности. Вывод состоит в том, что для усиления экономической конкурентоспособности необходимы не конкуренция между образовательными системами, школами и учащимися, а построение социальных сетей (networking), более тесное сотрудничество и открытый обмен идеями на всех уровнях. Ключевыми характеристиками образовательных реформ, содействующими конкурентоспособности, являются повышение гибкости образовательных систем, креативности в школах и готовность рисковать без страха со стороны индивидов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Алма Жаннуровна Нуршаихова Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 98-108. 
Нуршаихова Алма Жаннуровна - докторант 3 курса PhD Факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-ФарабиВ статье представлен анализ обязательств «Группы восьми» в области оказания содействия международному развитию и Африке, принятых на саммитах в Глениглсе, Хайлигендамме и Хоккайдо/Тояко. В частности, рассматриваются история возникновения данных обязательств на глобальном уровне, эволюция рассмотрения вопроса официальной помощи развитию (ОПР) через призму «количества» к призме «качества» и роль саммитов большой восьмерки в данном вопросе.Статья приводит оценку прогресса стран-членов «Группы восьми» по реализации взятых обязательств в области повышения объемов и эффективности ОПР на глобальном уровне, а также предлагает объяснения медленного прогресса в повышении эффективности помощи на национальном уровне на примере стран Центральной Азии. На основе результатов серии полуструктурированных интервью с ключевыми участниками и заинтересованными сторонами, приводятся выводы по состоянию и существующим проблемам в области реализации таких принципов эффективности помощи, как руководящая роль страны, согласование и подотчетность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Свен Бископ Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 105-120. 
Бископ Свен - профессор, директор Программы безопасности и мирового управления в Эгмонте Королевского института международных отношений (Брюссель) и приглашенный профессор по европейской безопасности Колледжа Европы (Брюгге) и Университета Гента Европейский Союз (ЕС), а ранее Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС), всегда был глобальной экономической силой. Экономическая мощь позволила ему стать и глобальным актором международной дипломатии и обороны. Однако только в 1991 году на основе Маастрихтского договора была сформулирована Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), и объединенная Европа приступила к разработке собственной внешней политики и политики безопасности. И то – очень неуверенно. Цель этой главы – оценить сумел ли ЕС за более чем 15 лет с момента вступления в силу в 1993 году Маастрихтского договора превратиться в глобального стратегического актора, т.е. в актора, который сознательно и целенаправленно определяет свои долгосрочные цели во всех направлениях внешней политики, активно добивается этих целей и находит необходимые для этого средства. Принятие Европейской стратегии безопасности (ЕСБ) Европейским Советом в декабре 2003 необходимо рассматривать как этапное событие в этом направлении. Разумеется, ЕСБ не была «спущена сверху» в виде десяти четко определенных пунктов, выгравированных на двух каменных скрижалях. И не потому, что в ЕСБ написано что-то, что непременно будет выполнено или будет выполнено все, что написано в ЕСБ. Но факт в том, что ЕСБ обсуждается повсеместно – в Евросоюзе, в высказываниях как европейских, так и других политиков, в дискуссиях в мозговых центрах и научном сообществе. А в декабре 2007 г. Европейский Совет, предоставив своему Верховному представителю Хавьеру Солане полномочия подготовить доклад о мерах по реализации Стратегии, подтолкнул широкие дебаты вокруг ЕСБ, длившиеся целый год и показавшие также, что не стоит недооценивать её значение (Бископ и Андерссон, 2008). Европейская стратегия безопасности – это первый стратегический документ, затрагивающий все сферы внешней политики Евросоюза - от помощи и торговли, развития демократии и прав человека до дипломатии и вооруженных сил. По существу Европейская стратегия безопасности является в первую очередь заявлением Евросоюза о своем намерении быть мировым актором, а, следовательно, она становится основой, направляющей деятельность ЕС, а также критерием для ее оценки. В ходе своей деятельности ЕС, в то же время, вырабатывает собственную стратегическую культуру, развитию которой способствует ЕСБ. Что действительно имеет значение для оценки того, является ли ЕС стратегическим игроком, и что способствует укреплению стратегической культуры – это способность ЕС своей политикой достичь результатов и добиваться собственных целей. В статье пересматривается прежняя оценка стратегии ЕС, предложенная автором в 2006 году с учетом итогов дискуссий 2008 года.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Вестник международных организаций. 2009.  № 4. С. 1-3. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-01-2011
Виталий Александрович Картамышев Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 85-99. 
Картамышев Виталий Александрович – магистр международной экономики и международных отношений Университета Джона Хопкинса, координатор программ «Оксфам» в Российской ФедерацииСтатья анализирует политику ЕС в области содействия развитию за последние 10 лет. Подчеркивается лидирующая роль ЕС в предоставлении многосторонней, высококачественной помощи, направленной на искоренение бедности и достижение странами-реципиентами Целей Развития Тысячелетия. Рассматриваются различные аспекты политики ЕС в области содействия развитию: ОПР (официальная помощь развитию), бюджетная поддержка, Помощь в целях содействия торговле и т.д. Также рассматриваются проблемы, которые необходимо решить ЕС для того, чтобы продолжать играть эту важную роль в текущей неблагоприятной экономической ситуации, а также предлагаются некоторые рекомендации по повышению эффективности реализации политики в области содействия развитию
ресурс содержит прикрепленный файл