Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник международных организаций

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Ирина Александровна Гречухина Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 38-60. 
Гречухина Ирина Александровна –стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: Igrechukhina@hse.ru В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах энергетики и изменения климата в период 2008-2010 гг. Выработка эффективного климатического режима на период после 2012 г., а также обеспечение глобальной энергетической безопасности (в широком смысле), по мнению автора, были ключевыми проблемами, определившими круг рассматриваемых вопросов в рамках энергетики и изменения климата на саммитах «восьмерки» и «двадцатки» в рассматриваемый период. Автор показывает эволюцию проблем в рамках одного института, а также прослеживает процесс разделения труда по проблемам между «Группой восьми» и «Группой двадцати». В статье делается вывод, что разделение труда «Группы восьми» и «Группы двадцати» должно определяться по принципу относительных преимуществ: вопрос следует включать в повестку дня того института, в рамках которого вероятность достижения эффективного решения по вопросу максимальна. В таком случае, в процессе осуществления функций глобального управления по вопросам энергетики и изменения климата «Группа восьми» и «Группа двадцати» будут взаимодополнять друг друга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2011
Алиса Валерьевна Меликян Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 33-45. 
Меликян Алиса Валерьевна –преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики, начальник отдела организации академической мобильности Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: amelikyan@hse.ruВ сентябре 2008 г. были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society ), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике . Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного межстранового сравнительного исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию. Данный материал посвящен рассмотрению вопроса достижения справедливости в высшем образовании, поскольку в последнее время эта проблема вызывает повышенный интерес со стороны правительств многих стран мира, которые акцентируют внимание на оказании помощи учащимся, имеющим ограниченные возможности доступа и последующего обучения в высшем образовательном секторе, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их личными способностями. Эта тенденция вызвана стремлением к достижению соответствия между социальным составом студенчества и общества в целом. В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других стран, рекомендации ОЭСР и анализ возможностей их реализации для обеспечения справедливости в высшем образовании Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2011
Джон Джеймс Киртон
Ред.: Ольга Владимировна Перфильева
Перев.: Юрий Константинович Зайцев, Марк Ринадович Рахмангулов (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2010.  № 2. С. 52-71. 
Киртон Джон Джеймс –профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто, Университет Торонто, Канада; E-mail: john.kirton@utoronto.caПредставляем Вашему вниманию перевод статьи известного ученого и эксперта в области глобального управления и международных отношений, профессора Университета Торонто (Канада), директора Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада) Дж. Киртона. В статье проводится систематическое, аналитически обоснованное сопоставление саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати» для ответа на такие исследовательские вопросы, как: «Почему миру нужны саммиты «Группы восьми» и «Группы двадцати?» и «Какими станут их взаимоотношения?» в будущем. В предпринятом исследовании, во-первых, оба эволюционирующих института сопоставляются по таким параметрам, как способ учреждения, миссия, институционализация, членство, участие, повестка дня, механизмы подотчетности, продолжительность существования. Во-вторых, рассматривается, насколько эффективно функционировал каждый институт в рамках реализации собственной миссии, а также осуществления таких функций, как политическое управление на национальном уровне, обсуждение, определение направления действия, принятие решений, исполнение, а также содействие развитию глобального управления. В-третьих, статья определяет, какие именно задачи могут быть реализованы двумя институтами на саммитах в Мускоке 25-26 июня 2010 г., Торонто 26-27 июня 2010 г., и в Сеуле 11-12 ноября 2010 г. И, наконец, в-четвертых, в статье предпринимается прогноз развития отношений между двумя институтами в текущий период и после 2010 г. Подводя итог, статья резюмирует благоприятное развитие отношений между обоими институтами для создания глобального общественного блага.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2011
Дермот Коклан, Дженис О’Коннел, Имон Мерфи
Ред.: Виталий Александрович Нагорнов
Перев.: С А Нагорнова (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 21-33. 
Коклан Дермот –директор департамента непрерывного образования Университета Лимерик, Ирландия; E-mail: lifelonglearning@ul.ieО’Коннел Дженис –B.Sc Grad. Dip. MSc, старший преподаватель, директор департамента информационных технологий Школы естественных наук Университета Лимерик, ИрландияМерфи Имон –профессор, директор Центра исследований бизнеса Университета Лимерик, Ирландия; E-mail: Eamonn.Murphy@ul.ieПредставляем Вашему вниманию перевод статьи “Knowledge, Innovation and Creativity” директора департамента непрерывного образования Университета Лимерик Дермота Коклана и директора департамента информационных технологий Университета Лимерик Дженис О’Коннел. В статье рассмотрена проблема влияния знаний и инноваций на бизнес-процессы. Автор делает обзор различных стратегий менеджмента, анализирует роль знаний, основанных на этих знаниях инновациях. Описана взаимосвязь между современными методами ведения бизнеса, творческим, предпринимательским потенциалом и экономикой знаний. Особое внимание придается человеческому капиталу в стратегиях преобразования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Екатерина Николаевна Васильева, Хао Чэнь Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 21-29. 
Васильева Н.А. –д.филос.н., профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; E-mail: nbasil@sir.eduВан Чэньсин –магистрант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного Университета; E-mail: bbob1027@gmail.comВ последнее время вопросы: «Что такое научно-технический фактор в современных международных отношениях? Как научно-технический фактор влияет на развитие мировой политики и дипломатии?» стали одними из наиболее важных в проблематике международных отношений. Если вторая половина ХХ века характеризовалась глобальной борьбой за энергетические ресурсы, то ХХ1 век определяется «войной» между основными акторами мировой политики за интеллектуальный ресурс, научно-техническую собственность, инновационный потенциал и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2011
Карин Тремблэй
Ред.: Ольга Владимировна Перфильева
Перев.: Е Н Лузикас, Виталий Александрович Нагорнов, Арина Петровна Шадрикова (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 110-169. 
Карин Тремблэй –старший менеджер по проведению исследований, Директорат по образованию ОЭСР; E-mail: ahelo@oecd.orgПредставляем Вашему вниманию перевод 10 главы сборника ОЭСР «Высшее образование для общества, основанного на знании. Часть 2: Особенности высшего образования: равенство, инновации, рынок труда, интернационализация». В главе представлен обзор интернационализации в сфере высшего образования. Внимание уделяется концепциям и формам интернационализации, рассматриваются тенденции и процесс развития в интернационализации высшего образования. Обсуждаются основные проблемы и связанные с ними политические вызовы. Также глава описывает политические инициативы стран, участвующих в интернационализации, и возможности политического выбора государств в их национальном контексте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2011
Вестник международных организаций. 2010.  № 1. С. 96-106. 
Представляем проект документа «Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020», разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Национального фонда подготовки кадров в декабре 2009 г. Проект документа прошел публичное обсуждение в рамках конференций и научно-практических семинаров, публикаций в СМИ. Полученные предложения и замечания позволили отразить в проекте Концепции опыт и позиции широкого круга участников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Семен Александрович Ляпичев Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 4-10. 
Ляпичев Семен Александрович –3-й секретарь ДСПО МИД России, соискатель кафедры Дипломатии МГИМО МИД России; E-mail: s.lyapichev@gmail.com Статья посвящена проблеме голода в мире, причинам, приводящим к голоду, последствиям, к которым может привести голод, и основным тенденциям борьбы мирового сообщества с голодом посредством международных организаций. Особое внимание уделено угрозе возникновения «голодных» войн, напрямую связанных с ростом мировых цен на продовольствие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Владимир Николаевич Зуев Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 10-21. 
Зуев Владимир Николаевич –к.э.н., профессор кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: vzuev@hse.ru В статье представлен анализ действия наднационального механизма регулирования экономических и политических отношений государств. Автор отмечает неоднозначность передачи национальными государствами функций регулирования на наднациональный уровень, в том числе и международным организациям: несмотря на то, что государства кажутся «пострадавшими» в таком процессе, на самом деле они возвращают себе контроль над теми сферами экономической деятельности, которые уже вышли за пределы национальных границ. Создание наднационального механизма регулирования свидетельствует о реальном процессе интеграции, что иллюстрируется на примере ЕС.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Петр Сергеевич Андреев Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 87-91. 
Андреев Петр Сергеевич – студент 4 курса Иркутского государственного университета путей сообщения, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития?»; E-mail: fusuco@gmail.comВ эссе демонстрируется, каким образом оказывается возможным решение глобальной проблемы изменения климата. Чтобы решение оказалось эффективным необходимо не только согласовать видение долгосрочных целей, но и выработать согласованную международную программу действий, в которой каждая страна сыграет свою роль для достижения общих целей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2011
А К Ваз, К Ю А Иноу, С Агравал, Г Т Чинь, М Б Фролик, В Брод, П Тандраян, Э Сидиропулус
Ред.: Ольга Владимировна Перфильева, Виталий Александрович Нагорнов
Перев.: Елена Александровна Швец, Марк Ринадович Рахмангулов, Юрий Константинович Зайцев, Арина Петровна Шадрикова (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2010.  № 2. С. 111-179. 
Бразилия (авторы оригинального текста А.К. Ваз, К.Ю.А. Иноу, перевод с англ. Е.А. Швец, под ред. О.В. Перфильевой)Индия (автор оригинального текста С. Агравал, перевод с англ. М.Р. Рахмагулова, под ред. О.В. Перфильевой)Китай (авторы оригинального текста Г.Т. Чинь, М.Б. Фролик, перевод с англ. Ю.К. Зайцева, под ред. В.А. Нагорнова)ЮАР (авторы оригинального текста В. Брод, П. Тандраян, Э. Сидиропулус, перевод с англ. А.П. Шадриковой, под ред. В.А. Нагорнова) Представляем Вашему вниманию перевод страновых обзоров политики новых доноров содействия международному развитию: Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Обзоры подготовлены в рамках проекта «Новые доноры в содействии международному развитию», реализованного канадским Исследовательским центром содействия международному развитию в 2007 г., и отражают роль развивающихся стран в финансировании международного развития. Детально рассматриваются история становления, структура и особенности реализации политики СМР на национальном уровне. Особенное внимание уделяется международному сотрудничеству новых доноров с развитыми странами, сотрудничеству Юг-Юг в целях развития, географическим приоритетам и секторальным преференциям политики содействия развитию новых доноров, а также становлению исследовательской сферы в области содействия развитию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2011
Мария Викторовна Ефремова Вестник международных организаций. 2010.  № 2. С. 216-219. 
Ефремова Мария Викторовна –студентка 4 курса Ульяновского государственного университета, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития»; E-mail: m_efremova@list.ru В эссе представлена характеристика ситуации, сложившаяся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР), подчеркивается ответственность каждой страны за достижение целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится лишь на стадии формирования. В статье оцениваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2011
Саймон Маргинсон, Марийк ван дер Венде
Ред.: Марина Владимировна Ларионова, Ольга Владимировна Перфильева
Перев.: Арина Петровна Шадрикова (ориг.: Русский) Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 45-86. 
Маргинсон Саймон –исследователь Центра исследований высшего образования, Университет Мельбурна; E-mail: s.marginson@unimelb.edu.auМарийк ван дер Венде –исследователь Центра исследований политики в области высшего образования, Университета Твенте, Университет АмстердамаПредставляем Вашему вниманию перевод 1 главы сборника ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация». В главе представлена концептуальная рамка, объясняющая динамику между высшим образованием и глобализацией. Также рассматривается ряд стратегических элементов, свойственных как странам, так и институтам высшего образования. Описано глобальное положение различных систем высшего образования с акцентом на исследовательский потенциал вузов и их способности к результативной деятельности. В заключении рассматриваются вопросы влияния глобализации на изменение традиционных отношений между высшим образованием и национальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-01-2011
Арина Петровна Шадрикова Вестник международных организаций. 2010.  № 4. С. 29-38. 
Шадрикова Арина Петровна –н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: shadrikova.piacquadio@gmail.comСтатья посвящена анализу коллективных усилий по содействию развитию в образовании. Автором рассматривается эволюция проблематики образования в международных документах ХХ столетия, создание предпосылок и фундамента для включения образовательных целей в формлировку ЦРТ. Также рассматриваются и анализируются взаимосвязи между положениями международных документов в сфере образования, глобализацией, механизмами и формами коллективных усилий по реализации заявленных задач. Отмечается роль Российской Федерации в формировании повестки дня “Группы восьми” вопроса содействия развитию по сектору образования в глобальном масштабе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2011
Юрий Константинович Зайцев, Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов, Полина Сергеевна Архипова, Анна Борисовна Векшина, Наталья Евгеньевна Злоказова, Татьяна Александровна Ланьшина, Екатерина Сергеевна Масловская, Юлия Ивановна Овчинникова, Дарья Николаевна Фролова, Полина Александровна Черепова, Наталья Михайловна Чуркина Вестник международных организаций. 2010.  № 2. С. 103-110. 
Архипова Полина Сергеевна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: arkpolina@yandex.ruВекшина Анна Борисовна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: avekshina@gmail.comЗайцев Юрий Константинович –заместитель директора Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: yuriy.zaitsev@gmail.comЗлоказова Наталья Евгеньевна –к.э.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: nzlokazova@hse.ruЛаньшина Татьяна Александровна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: tatlan@yandex.ruЛарионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; E-mail: mlarionova@hse.ruМасловская Екатерина Сергеевна –стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: ekaterina_hse@mail.ruОвчинникова Юлия Ивановна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: juls28@rambler.ruРахмангулов Марк Ринадович –заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ruФролова Дарья Николаевна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: d.n.frolova@gmail.comЧерепова Полина Александровна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: pola_m@rambler.ruЧуркина Наталья Михайловна –м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: talyaskr@mail.ruВ статье представлены результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Аквиле 2009 г., проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики (ИМОМС ГУ-ВШЭ) совместно с Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто (Полная версия доклада на английском языке). Представлен сопоставительный анализ мер, принятых Россией в период мониторинга, по пяти основным сферам коллективных действий. Даются рекомендации по повышению уровня исполнение обязательств и эффективности отчетности по принятым обязательствам.
ресурс содержит прикрепленный файл