Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Полития

Выпуски:
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Андрей Юрьевич Мельвиль, И.Н. Тимофеев Полития. 2010.  № 2. С. 42-65. 
В статье обобщаются результаты нового этапа реализации исследовательского проекта, предполагающего построение альтернативных сценариев будущего России и тестирование их с помощью метода фокус-групп. Рассматривались четыре сценария: «Кремлевский гамбит», «Новая мечта», «Крепость Россия» и «Российская мозаика». Фокус-группы, проведенные в конце 2009 г. в Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Калининграде, Новгороде и Иркутске, в очередной раз подтвердив, что данные сценарии «читаются» респондентами как совершенно реальные, а не выдуманные или произвольно сконструированные траектории будущего развития России, вместе с тем позволили вскрыть целый ряд дополнительных важных обстоятельств. В частности, обнаружилось, что региональные отличия и электоральные предпочтения практически не влияют на восприятие альтернативных вариантов будущего. Исследование продемонстрировало нарастающую неудовлетворенность россиян текущей динамикой и четко выраженный запрос на перемены, в котором патриотизм и страх перед распадом страны сочетаются с однозначным выбором в пользу демократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Константин Викторович Титов Полития. 2010.  № 3-4. С. 285-296. 
Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что материалы октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г. содержат текст политического контракта между номенклатурой и верховной властью. На основе частотного анализа выступления М.А.Суслова на пленуме К.Титов показывает, что в качестве стороны, пострадавшей от действий Н.С.Хрущева, там фигурировала прежде всего номенклатура. Осуждение этих действий интерпретируется им как обязательства верховной власти по отношению к номенклатуре: признание номенклатуры субъектом власти («коллективное руководство»), гарантии ее институциональной и кадровой стабильности, отказ верховной власти как от практики административного принуждения номенклатуры к действию, так и от постановки перед ней масштабных задач, требующих напряжения сил. По оценке автора, заключение данного контракта стало вторым после XX съезда КПСС шагом к превращению номенклатуры в «правящую элиту», что подорвало основы советского режима и в конечном счете привело его к краху.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2011
Н.А. Медушевский Полития. 2010.  № 1. С. 118-132. 
В статье содержится детальный анализ американских «фабрик мысли» как особого рода институтов, обслуживающих политико-управленческий процесс посредством проведения прикладных социально-политических исследований и подготовки рекомендаций для лиц, принимающих решения. В противовес широко распространенной трактовке, в рамках которой американская модель представляется «чистой», то есть не отягощенной национальной спецификой и потому применимой к любой социальной системе, автор использует мультимодельный подход, рассматривая «фабрик мысли» в качестве организаций, обладающих не только институциональной, но и региональной и национальной спецификой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
М.В. Рац Полития. 2010.  № 3-4. С. 40-53. 
В статье представлен новый взгляд на функционирование государственной машины, в основу которого положен анализ деятельности политиков, управленцев и чиновников. Для описания этой деятельности используется разработанное в Московском методологическом кружке понятие «тип деятельности», которое вводится по контрасту с известными понятиями должности и профессии. Работа чиновника трактуется автором как особый идеальный тип деятельности, призванный обеспечивать сохранение и воспроизводство сложившегося порядка, олицетворяющий власть закона и противостоящий нацеленным на перемены политике и управлению. Опираясь на выявленную специфику чиновной деятельности, М.Рац описывает фактически существующие и идеальные бюрократические системы, отвечающие представлениям о закрытом и открытом типах общественного устройства, и вскрывает особенности политики, ведущей к доминированию каждой из них. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2011
Ирина Игоревна Глебова Полития. 2010.  № 1. С. 5-29. 
В статье предложена трактовка событий 1917 как своего рода контрреволюции. По мнению И.Глебовой, ослабление самодержавия, полностью очевидное в эпоху Николая II, означало его уход от моносубъектности, избавление от насильнического, деспотического комплекса. Одновременно менялся традиционный алгоритм властвования, в соответствии с которым власть сращена с лицом. Разведение персонификатора с властью предполагало заполнение властного пространства правовыми процедурами. Происходила революция во власти, в ходе которой она преобразовывалась по европейскому образцу. Для самодержавия пришло время стать более современным, по форме и по существу, и последний монарх (внутренне сопротивляясь) эту тенденцию воплотил. Слабость (по русским меркам) николаевской власти, считает Глебова, не предрекала неминуемой гибели самодержавной системы. Напротив, в ней заложен был шанс на ее преобразование. Революция против власти этот шанс похоронила, уничтожив и монархию, и самое общество – в том виде, в котором оно сложилось к февралю 1917 г. Конструирование новой власти происходило под жесточайшим давлением архаичных народных представлений, то есть в направлении, противоположном николаевскому.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2011
Эльвира Октавовна Леонтьева Полития. 2010.  № 1. С. 45-51. 
Статья посвящена анализу специфики бытования концепта «коррупция» в современном российском обществе. Выделив и очертив набор практик, которые осмысляются массовым сознанием как коррупционные, и проанализировав устойчивые стереотипы, детерминирующие отношение различных социальных групп к тем или иным коррупционным действиям, Э.Леонтьева приходит к заключению, что превращение коррупции в актуальную социальную проблему – не столько диагноз, сколько симптом более фундаментальных процессов, связанных с острым кризисом «воображаемого сообщества». В условиях, когда концепты «страна», «народ», «нация» теряют определенность и перестают выступать в качестве эффективных социальных интеграторов, социальные практики, основанные на личных связях, знакомствах, родстве и т.д., оказываются намного более успешными, нежели институционально одобренные. Отсюда стремление свести «большое» сообщество и формы его коммуникации к «малому», в рамках которого коррупция не осознается и не фиксируется участниками взаимодействия. Именно здесь, по мнению автора, кроются истоки двойственности восприятия самого феномена коррупции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер Полития. 2010.  № 1. С. 180-188. 
В статье выявляются причины когнитивного диссонанса, возникающего в ходе политической коммуникации между федеральным центром и Дальним Востоком России. Как показывает Л.Бляхер, при совпадении используемых в дискурсе концептов их семантическое наполнение оказывается различным. Возникновение этого разрыва связано с произошедшей в 1990-е годы радикальной переориентацией региона на азиатские «ворота в глобальный мир» и реализацией de facto режима «свободной экономической зоны» (порто-франко). Поскольку эта переориентация осуществлялась в неформальной сфере и не фиксировалась официальной статистикой, она осталась незамеченной центральными государственными структурами. Обозначившееся в последние годы стремление федерального центра использовать транзитные возможности региона вступило в противоречие с уже существующими практиками, получившими частичную легитимацию в рамках региональных властных структур. Рассматривая такую легитимацию, воспринятую центром как «тотальная коррумпированность» региона, в качестве механизма альтернативной социальной интеграции, Бляхер анализирует возможности и риски ассимиляции альтернативных социальных сетей государством.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Габриэль А. Алмонд, Сидней Верба Полития. 2010.  № 2. С. 122-144. 
В последние полтора десятилетия в политической науке стало заметно очередное «маятниковое движение» в области метода. После долгого увлечения неоинституционализмом снова наметился возврат (конечно, на новом уровне) к проблематике культурной детерминированности политических процессов. Учитывая эту тенденцию, редакция журнала «Полития» сочла целесообразным познакомить своих читателей с переводом двух методологических глав из классической работы Г.А.Алмонда и С.Вербы «Гражданская культура», с которой в свое время начиналась научная революция, получившая на рубеже тысячелетий второе дыхание, и которая известна в России преимущественно в более или менее (часто – менее) грамотных пересказах, во множестве представленных в учебниках по так называемой «политологии». Перевод будет публиковаться в ближайших трех номерах журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2011
А.В. Тарасенко Полития. 2010.  № 1. С. 80-88. 
Статья посвящена изучению деятельности совещательных органов в качестве канала представительства интересов различных социальных групп. На основе сравнения опыта 26 российских регионов А.Тарасенко анализирует факторы, отражающиеся на эффективности общественных палат, создаваемых при региональных органах власти. Протестировав влияние политических, социально-экономических и процедурных факторов, автор приходит к выводу, что дальнейшая эволюция консультативных органов будет во многом зависеть от объема и направленности государственного воздействия. Эффективность совещательных органов немыслима без государственной поддержки и участия, но эти поддержка и участие могут в любой момент трансформироваться в институциональные ограничения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Светлана Александровна Тулаева Полития. 2010.  № 2. С. 66-74. 
На основе анализа донского казачьего сообщества с точки зрения политэкономии насилия  С. Тулаева показывает, что трактовка казачества как антагонистического государственному начала не отражает сути данного феномена и его появление, развитие и трансформация, будучи тесно связаны с формированием централизованного государства, являются закономерной составляющей этого процесса. Рассматривая молодое российское государство и казачью автономию как особого рода «охранные предприятия», обладавшие силовым ресурсом, она интерпретирует отношения между ними как «охранный контракт», предполагавший привлечение государством силовых ресурсов казачества для более эффективного выполнения своих функций, и подробно описывает условия заключения этого контракта, его особенности и причины последующей трансформации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер Полития. 2010.  № 3-4. С. 192-206. 
В статье рассматриваются особенности и динамика правоприменительных практик на Дальнем Востоке России. Отталкиваясь от специфики силового оператора, определявшего характер этих практик, Л.Бляхер выделяет три этапа в эволюции правоприменения в регионе: криминальный, когда основным силовым оператором выступало преступное сообщество; региональный, когда эту роль взяли на себя власти субъектов Федерации; и федеральный. По оценке автора, победа федерального центра в борьбе за включение Дальнего Востока в единое правовое пространство влечет за собой ликвидацию тех лакун, в которых в предшествующие периоды протекала социальная и экономическая активность дальневосточников. Неформальные правила игры власти и населения расходятся окончательно. С капитуляцией региональных властей исчезает прослойка-«амортизатор», позволявшая местному сообществу существовать в удалении от власти, а вместе с ней – и сама возможность эффективной коммуникации с властью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер Полития. 2010.  № 2. С. 180-188. 
Статья представляет собой ответ на полемическое эссе Б.Капустина, направленное против трактовки революции, предложенной авторами сборника «Концепт “революция” в современном политическом дискурсе» (СПб., 2008). Сосредоточив внимание на моментах расхождения с Капустиным, Л.Бляхер высказывает предположение, что причины его яростного полемического запала, вылившегося в эссе, по размерам сопоставимое с самим сборником, лежат скорее в области политики, нежели политологии или политической философии. Революция в интерпретации Капустина напоминает атомную энергию, укрощенную наукой, но по-прежнему способную порождать «Чернобыли». И если главной экстранаучной интенцией сборника «Концепт “революция”…» было ощущение, что возрастание частоты употребления понятия в самых разных сферах есть грозный симптом, указывающий на завершение Современности, то Капустин заклинает «революционный атом» «не взрываться», продолжать Современность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Глеб Иванович Мусихин Полития. 2010.  № 3-4. С. 25-39. 
На основе анализа процессов, развертывавшихся в политической сфере на протяжении XIX–XX вв., Г.Мусихин показывает, что за популярным тезисом о превосходстве профессионалов-управленцев над демагогами-политиканами, спекулирующими на массовых политических пристрастиях, кроется попытка власть имущих освободиться от ценностного обоснования своего политического господства. По его заключению, в условиях, когда правительственный курс опирается на волеизъявление избирателей, а не на суверенную власть как таковую, значение идеологического дискурса становится фундаментальным, ибо поддержку получает тот, кто может представить свою идеологическую позицию как устремление большинства. Спор в публичном пространстве ведется не столько о конкретных механизмах управления обществом (они во многом универсальны), сколько о способности предложить последнему более привлекательную политическую (точнее – идеологическую) перспективу. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Юрий Андреевич Красин Полития. 2010.  № 3-4. С. 67-74. 
В статье рассматриваются перспективы перехода России к инновационному типу развития. Констатировав, что главными препятствиями на пути обновления страны являются консерватизм и застойность социально-политических порядков, Ю.Красин вместе с тем полагает, что в России существуют определенные возможности для модернизации инновационного типа. По его заключению, сейчас в России сложилась своего рода «реформационная ситуация», побуждающая правящую элиту думать об изменении способа правления. Под давлением лавины вызовов и угроз, с которыми невозможно справиться автократическими методами, в политической системе образуются трещины и ниши, расширяющие публичную сферу. Эти пока еще слабо наметившиеся тенденции, считает Красин, содержат «намек» на постепенную демократическую эволюцию политической системы и появление новых демократических альтернатив, способных изменить авторитарный вектор государственной политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Юрий Андреевич Красин Полития. 2010.  № 2. С. 189-193. 
Одним из главных достоинств рецензируемой монографии Ю.Красин считает то, что в ней последовательно проводится и обстоятельно аргументируется идея поливариантности гражданского общества и, соответственно, демократии, их зависимости от исторического опыта стран Запада и Востока. Не во всем соглашаясь с автором книги, он оценивает ее как фундаментальную работу о проблемах гражданского общества, проливающих свет на трудности становления и развития демократии в современном мире, с которой стоит познакомиться каждому, кто всерьез интересуется современными проблемами демократии и гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл