Приложение:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Комитет по образованию и науке

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

О концепции реформирования системы образования Российской Федерации

(Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова,
20 января 1998 года)

Участники парламентских слушаний исходят из того, что на современном этапе реформирование образования в Российской Федерации происходит в кризисных социально-экономических условиях и поэтому система образования нуждается в принятии срочных антикризисных мер, мер по стабилизации и государственной поддержке.

Участники парламентских слушаний обеспокоены тем, что:

Участники парламентских слушаний полагают, что Закон "Об образовании" открыл широкие возможности для реформирования системы образования и поддерживают идею дальнейшего поэтапного реформирования системы образования, но при этом убеждены в том, что любые шаги реформы должны осуществляться на законодательной основе и в соответствии с федеральной программой развития образования.

Опубликованный и обсуждаемый на настоящих парламентских слушаниях проект концепции очередного этапа реформирования системы образования требует, по мнению участников слушаний, принципиальной переработки.

Проект содержит ряд положений общепризнанного характера, не вызывающих сомнений в их необходимости. Предлагаются преобразования, уже предусмотренные законодательством об образовании и не противоречащие ему, которые могли быть реализованы Правительством Российской Федерации начиная с 1992 года. В процессе совместной работы из проекта были исключены некоторые положения, противоречившие действующему законодательству об образовании.

Вместе с тем проект концепции не базируется на научном анализе состояния и практических перспектив развития системы образования. В нем нет четко сформулированных целей реформирования системы образования, не прослеживается система мер государственной политики в области образования по реализации законодательно провозглашенной приоритетности образования.

Участники парламентских слушаний считают, что в обсуждаемом документе:

Участники парламентских слушаний считают необходимым проведение общенациональной дискуссии по следующим принципиальным положениям концепции:

Участники парламентских слушаний считают целесообразным и необходимым:

На основании изложенного участники Парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Президенту Российской Федерации:

  1. Образовать временную комиссию из представителей всех ветвей государственной власти, отечественной науки и практики, педагогической общественности с целью проведения глубокого объективного анализа состояния и перспектив развития отечественного образования и подготовки соответствующего доклада Президенту Российской Федерации.
  2. Поручить Правительству Российской Федерации разработку конкретных мер по исполнению Указа N 1 от 11 июля 1991 года "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", Закона РФ "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
  3. Предложить Правительству Российской Федерации не проводить реорганизацию образовательных учреждений до принятия концепции реформирования системы образования.
  4. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о реорганизации телеканала "Культура" в телеканал "Образование, наука и культура".

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. Активизировать разработку национальной доктрины развития Российского образования, а также разработку проектов федеральных законов о дошкольном образовании, о среднем образовании, о начальном профессиональном образовании, о среднем профессиональном образовании, о дополнительном образовании.
  2. При рассмотрении проекта Федерального бюджета на каждый текущий год добиваться максимально возможного увеличения финансирования расходов на образование, руководствуясь при этом законодательством об образовании.

3. Правительству Российской Федерации:

  1. Отложить рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации концепции очередного этапа реформирования системы образования до получения результатов обсуждения её в субъектах Федерации и на съездах работников образования, не форсировать принятие концепции и приостановить начатые мероприятия по ее реализации до официального принятия.
  2. Разработать конкретные меры по определению дополнительных источников финансирования образования с целью выполнения законодательства об образовании.
  3. В кратчайшие сроки принять конкретные меры по погашению задолженности по заработной плате работникам образования и другим выплатам.
  4. Разработать на ближайшие два года программу мер по выводу системы образования из финансово-экономического кризиса.
  5. Обратить внимание на недопустимость издания нормативных актов, не соответствующих законам Российской Федерации об образовании.
  6. Официально направить в Государственную Думу новую редакцию Федеральной программы развития образования для утверждения её в качестве федерального закона.

4. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Организовать региональные слушания по проблеме реформирования системы образования.
  2. Не допускать реализации положений концепции до ее официального принятия.

5. Прокуратуре Российской Федерации:

  1. Организовать в 1998-99 г.г. проверку выполнения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации законодательства об образовании.

6. Средствам массовой информации:

  1. Опубликовать материалы настоящих парламентских слушаний.