Эксоцман
на главную поиск contacts

Шведская школа: система и управление

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Директор школы. 1994.  № 6. С. 70-77. 
Тематический раздел:
Швеция первой из развитых западноевропейских стран вышла на путь весьма радикальных школьных реформ. Изменения затронули прежде всего массовую обязательную школу (девяти-десятилетку, где первые шесть лет занимаются по одинаковой для всех учащихся программе, а в последующем в учебный план включаются так называемые "выборочные дисциплины", предопределяющие возможности получения общего начального и среднего профессионального образования). Специфика школьных и внешкольных учреждений в стране обусловлена характером финансирования и управления. Около половины налогов с физических лиц составляют коммунальные (а поскольку поступления от них идут в основном на местные же нужды, то отсюда и важная роль коммунальных властей в судьбах школ).

На парламентском, правительственном и местном уровне

Швеция первой из развитых западноевропейских стран вышла на путь весьма радикальных школьных реформ. Изменения затронули прежде всего массовую обязательную школу (девяти-десятилетку, где первые шесть лет занимаются по одинаковой для всех учащихся программе, а в последующем в учебный план включаются так называемые "выборочные дисциплины", предопределяющие возможности получения общего начального и среднего профессионального образования).

Специфика школьных и внешкольных учреждений в стране обусловлена характером финансирования и управления. Около половины налогов с физических лиц составляют коммунальные (а поскольку поступления от них идут в основном на местные же нужды, то отсюда и важная роль коммунальных властей в судьбах школ).

Наиболее существенное влияние на все сферы внутриполитической и экономической жизни оказывает крупный национальный капитал, однако этому влиянию противостоят хорошо организованные отряды трудящихся, прежде всего профсоюзы, деятельность которых координируется Центральным объединением, являющимся коллективным членом Социал-демократической рабочей партии Швеции. Не один десяток пет эта партия формировала на базе парламентского большинства однопартийные правительства, что позволило осуществить ряд прогрессивных преобразований, включая и школьное реформирование. Кстати и на последних парламентских выборах, в сентябре нынешнего года, социал-демократы одержали убедительную победу. Перемены в политической сфере вносят определенные коррективы и в школьную политику, в теорию и практику управления общеобразовательными учебными заведениями. Так, например, в годы правления социал-демократов пробивают себе дорогу (правда, с большим трудом) тенденции, уходящие своими корнями в "философию" обеспечения социального равенства всех членов общества. Одним из средств достижения такой цели рассматривается устранение в массовой общеобразовательной школе организационных барьеров, возводимых во имя "отбора и пестования интеллектуальной элиты". Но ею, несмотря на многолетнее пребывание социалистов у власти, были и остаются меньшинство учащихся, большинству же дается то, чего оно "заслуживает" - база, необходимая для труда в сфере повседневных "услуг" и непосредственно на производстве.

С приходом к власти представителей консервативных кругов акценты в школьной политике переносятся прежде всего на раскрытие "внутренних резервов" растущего индивида, его личность, ответственность за "самодвижение", школьную и производственную карьеру, Не случайно поэтому термин "воспитание" в официальных документах уступает место термину "развитие".

За последние три-четыре года в Швеции на парламентском и правительственном уровнях принят ряд постановлений, модифицирующих существовавшую до последнего времени систему управления школой. Их ядром стала передача внешних управленческих, контролирующих функций (традиционно, в отличие от многих других стран, весьма жестких) за деятельностью учебных заведений под эгиду коммунальных властей. Сегодня они, кстати, несут основные расходы по их материальному обеспечению (государство оплачивает лишь труд директоров и учителей). Заметим, что обучение, учебные пособия, питание в школе, транспортировка детей, их медицинское обслуживание - бесплатные.

На парламентском уровне формулируются общие цели образования, на правительственном, через Управление школами, разрабатываются учебные планы и программы, общеметодические рекомендации. Контроль же за их реализацией целиком возлагается на местные власти. Непосредственное руководство учебными заведениями осуществляют школьные Управления коммун. Однако местные запросы и инициативы зависят и от "спущенных свыше" документов, регламентирующих учебный процесс, содержание и методы повседневной работы школы и ее персонала.

Сегодня обязательная школа руководствуется уже третьим вариантом учебных программ и планов, включающих рекомендации по управлению всеми ее структурами.

Разные школы - разные уровни

Что же представляет из себя школьная система Швеции? Как уже отмечалось, ее основа - массовая обязательная школа. В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется мера зрелости ребенка, возможные отклонения в физическом и психическом здоровье. С середины семидесятых получила развитие так называемая предшкола, являющаяся старшей ступенью дошкольных учреждений. Здесь, преимущественно в игровых ситуациях, шестилетние дети овладевают началами чтения и письма. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада. Судьба шестилеток - предмет многолетней дискуссии. Одни круги шведского общества, преимущественно левые, выступая с точки зрения выравнивания стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, считают такую меру, как предшкола, недостаточной. Требуются, говорят они, более глубокие изменения в социальной структуре и в системе образования. Представители консервативных кругов критикуют подобные преобразования уже с "общегуманистических" позиций, квалифицируя их как покушение на свободу ребенка и права родителей, подчеркивая, не без оснований, несовершенство дошкольных учреждений по сравнению с "нормальной семьей". Вряд ли, подчеркивается при этом, обучение навыкам письма и чтения сможет решать проблемы общего развития ребенка. Споры продолжаются, а тем временем законодатели приняли решение: разрешить шестилеткам при наличии желания родителей начинать обучение в школе. Правда, в силу вступает оно только через три года.

В первых трех классах все предметы ведет один учитель. В первом дети занимаются 20 часов в неделю, в том числе родным языком -9, математикой - 4, краеведением и религиоведением - 5, музыкой и пением - 1, гимнастикой - 1. Во втором недельная нагрузка увеличивается до 24 часов. Преподаются те же предметы, но с большим количеством часов. В третьем - недельная нагрузка возрастает до 30 часов, в программу дополнительно включаются английский язык и ручной труд - по два часа. Сокращается время на родной язык (9часов), увеличивается - на математику до 6 часов, на краеведение и религиоведение - до 7, на музыку и пение - до 2, на гимнастику - до 3.

В промежуточных 4-6 классах обязательной школы все предметы также ведет один учитель. Из учебного плана исключается краеведение, вводятся рисование, история, география и две комплексные дисциплины: обществоведение и естествознание. Недельная нагрузка - 34-35 часов. Из них родной язык - 9-8-9, математика - 5-5-5, английский -5-5-5, музыка - 2-2-1, рисование -2-2-2, ручной труд - 3-3-3, обществоведение и естествознание - 8 часов.

Специализация обучения в старших, 7-9 классах, осуществляется за счет выборных дисциплин и альтернативных курсов математики и иностранных языков.

Преподавание выборных дисциплин организуется в том случае, когда каждую из них избирает не менее пяти учеников. Директор школы в каждом отдельном случае принимает специальные меры, включающие, например, создание учебных групп, в которых изучаются близко соприкасающиеся разделы тех или иных дисциплин. Занятия, в которых преобладают прикладные элементы знаний, могут частично проводиться на производстве. Предусматривается тематическая концентрация учебного материала во временных границах в связи с изучением тех или иных разделов курса.

Предметом острейшей (в политическом, теоретическом и особенно в прикладном аспектах) конфронтации на всех уровнях остается организация учебного процесса в старших, 7-9 классах, обязательной школы. Это увязывается прежде всего с возможностями продолжать образование в многопрофильной, так называемой гимназической школе.

Разброс в уровне подготовки выпускников обязательной школы был и остается очень значительным. Дело в том, что на протяжении семи лет обучения в ней отметки - текущие и годовые - не выставляются. Второгодничества нет. Учитель обычно уведомляет родителей лишь об экстраординарных отклонениях в учебе и поведении детей. Только в старших 7-9 классах выводятся семестровые оценки.

В такой ситуации родители зачастую не имеют конкретного представления о том, сколь успешно или, напротив, неуспешно, могут их дети заниматься в старших классах, учебный план которых предлагает крайне неравноценные выборные альтернативы, предопределяющие (в большинстве случаев очень жестко) возможности выбора тех или иных направлений образования в гимназической школе.

В этих учебных заведениях продолжают учебу около 90 процентов выпускников обязательных школ. Одни из них, успешно занимающиеся, могут претендовать (на основе конкурса аттестатов) на поступление в высшие учебные заведения, другие, естественно, менее успевающие, - лишь на приобретение начального и среднего специального образования. Сегодня продолжительность обучения в гимназиях колеблется от двух до четырех лет, но в ближайшем будущем ее намереваются унифицировать до трех лет повсеместно.

Директор и его заместители

Как уже отмечалось, государственные документы регламентируют работу как массовой, так и гимназической школ. Они определяют работу школы и ее персонала, относящуюся к организации, целям, задачам и методам преподавания отдельных учебных дисциплин.

Однако решения по многим важным вопросам принимаются на местах.

Школьное Управление коммуны (а оно непосредственно руководит школами) совместно с депутатами местного самоуправления разрабатывает и утверждает рабочий план для всех учебных заведений, функционирующих в пределах данной коммуны. Составляется он, как правило, на три года на основе тщательного изучения возможностей школ, запросов родителей в отношении перспектив общего и специального образования. Учитываются также и возможности близкого и дальнего трудоустройства выпускников. План, а в нем сформулированы цели, задачи, перспективы отдельных школ, является по сути программой развития учебной работы. Содержание и значение этого документа мы рассмотрим на конкретном примере - школьном плане одной из типичных шведских коммун Фалуна.

План принят в самом конце 1992 года. Отметим, что на территории коммуны функционирует семь массовых школ, в них занимается (1992/1993 учебный год) 1150 учащихся. Ожидается, что число их возрастет за счет шестилеток до 2000.

В школах осуществляется эксперимент по организации продленного дня детей 6-10-летнего возраста. Начато экспериментальное обучение танцам, созданы разновозрастные классы. В некоторых школах увеличивается число учителей. Планирование строительства новых школ предполагает наличие возросшего сотрудничества социальных, школьных, культурных учреждений, сектора занятий свободного времени. Школьное управление коммуны отвечает также за подготовку низшего персонала для местной больницы. Помимо основных школ работают две гимназические. Продолжительность обучения - два или три года. Альтернативой гимназиям являются более краткие профессионально-ориентированные учебные курсы. Одна из гимназий обеспечивает вводное обучение детей иммигрантов, часть учеников занимается в спортивной гимназии, где есть отделения легкой атлетики, прыжков с трамплина, хоккея с шайбой. Ведется подготовка к переходу ко всеобщему трехлетнему обучению, который намечается завершить к 1994/ 95 учебному году. Общее число учащихся - 2 300 человек.

Коммунальные школьные власти организуют обучение взрослого населения, в его рамках, как на дневных, так и на вечерних занятиях, можно изучать и отдельные учебные курсы и полный курс обязательной или гимназической школы. Организуется и производственное обучение, а также заказное образование персонала для частных предприятий, организаций, государственных и коммунальных властей.

Школьный план представляет собой буклет большого формата, отпечатанный на хорошей мелованной бумаге. Объем - 22 страницы с большими интервалами. Основные, с точки зрения авторов, положения выделены шрифтом.

Краткое предисловие включает некоторое число общих положений, регламентирующих деятельность учреждений образования в свете требований к ним со стороны общества.

Первый раздел - "Области приоритетов" - подчеркивает, что "децентрализация" является ведущим звеном в модернизации школы, которая берет на себя ответственность за реализацию поставленных задач". Ставится задача, чтобы каждая школа структурировалась в "рабочие совокупности", позволяющие ее персоналу вместе с учениками планировать, проводить и оценивать повседневную работу.

В следующем разделе - "школа для всех учащихся" - говорится о том, что всем детям, независимо от их социальных или экономических условий, должен предоставляться равный доступ к образованию. Школа обязана совмещать педагогическую деятельность и заботу о ребенке в широком смысле этого слова: психологическую, физическую, культурную. Средствами достижения таких задач авторы плана рассматривают в каждом отдельном случае формулирование для конкретного класса целей работы, обеспечивающих овладение учащимися навыками усвоения знаний. Особое внимание предлагается обращать на учащихся, испытывающих затруднения в учебе.

Следующий раздел - "Демократическое воспитание - сопричастность" - отмечает, что школа обязана закладывать у учащихся веру в их способность брать на себя ответственность за собственные поступки, давать образование для демократии и воспитывать привычку к демократическим формам работы и жизни, а для этого требуется уважать уникальную ценность каждого человека. Учащиеся обязаны формировать чувство доверия к себе, инициативу, способность к сотрудничеству, активное отношение к миру, созидательность и готовность принимать решения.

Предполагается уменьшение подразделений школы, передача им большей ответственности, что, по мнению авторов плана, позволит учащимся, их родителям и педагогам активнее участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни. Учащиеся и учителя вместе планируют учебную работу и берут на себя ответственность за обучение как в ближней, так и в дальней перспективе. Предпочтение рекомендуется отдавать таким формам работы, как деятельность ученических советов.

В разделе "Рабочая среда и школьные помещения" перечисляются меры по созданию в школе благоприятных условий для работы, для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья учащихся. Один из разделов плана посвящается проблемам интернационального сотрудничества. Этому содействует преподавание иностранных языков, рассмотрение общественных и экологических проблем в международном аспекте, в том числе и через преподавание таких учебных дисциплин, как естествознание, обществоведение, экономика, торговля, техника путем международного обмена учащимися и учителями. В другом разделе раскрывается актуальность и необходимость связей между школой и производством. Четверть учебного времени профессионально-ориентированного обучения рекомендуется отводить практике в условиях производства. Намечается, что все преподаватели гимназической школы за период 1992-94 г.г. должны получить необходимую для такой работы подготовку.

Отдельный большой раздел учебного плана именуется "Области развития". Ими названы: "Рабочие команды", "Возросшее обеспечение учительским персоналом", "Сотрудничество между семьей и школой", " Начало школьного обучения с 6 лет", "Персонал школы". Первые два пункта тесно увязываются друг с другом. Речь идет об одном из узловых вопросов перестройки " внутреннего климата школы", связанного с переносом акцента на развивающие и воспитательные функции школы. Говорится о наделении учителей необходимыми для этого навыками воспитательной и учебной работы, а также об увеличении численного состава педагогов в IV - VI классах (не один, как ныне, а по крайней мере два, плюс практикант, слушатель педучилища). Сотрудничество между семьей и школой предполагает возросшее привлечение родителей к школьным делам, создание совместных групп и советов. Пункт "О приеме в школу шестилеток" предусматривает углубление контактов с предшколой, формирование в начальных классах разновозрастных групп. Предполагается совместная подготовка воспитателей старших групп детских садов и преподавателей начальных классов.

План дает наглядное представление о том, как осуществляется управление повседневной деятельностью школ. Первое лицо в этой системе - директор школ коммуны, непосредственно руководящий всеми учебными заведениями. Именно он контролирует их работу в соответствии с учебными планами и программами, выдвигает предложения по текущей и перспективной деятельности, по материально техническому оснащению, отвечает за расходование бюджета. В круг его обязанностей входит координация и оценка различных форм работы, проведение собраний персонала и школьных конференций. Директор представляет интересы учащейся молодежи и педагогов в местном комитете по трудоустройству и образованию, подписывает соглашения с компаниями и учреждениями, участвующими в организации профессиональной ориентации.

Отдельными направлениями в учебно-воспитательной работе руководят заместители директора. Один из них обеспечивает функционирование компьютерной техники, курирует преподавание различных дисциплин. Другой ответственен за общественные формы воспитания, координацию работы преподавателей, общее планирование и учебное расписание. Он же контролирует сферы обучения, относящиеся к социальной области, экономике, коммерции, учебные курсы постгимназического уровня, образование взрослых. Предмет забот третьего заместителя - духовное и физическое развитие учащихся, информирование родителей относительно выбора различных вариантов образования. Под его опекой находится и такое важное дело, как обеспечение школьников продуктами питания.

Четвертый заместитель является своего рода завхозом, отвечающим за транспорт, доставку грузов, строительство, ремонт, организацию производственно - трудовой деятельности. В ведении еще одного, пятого по счету, заместителя - организация учебного года, информационные публикации, проведение учительских семинаров, маркетинг, коммерческие консультации. В процесс управления также включены специалисты по учебной и профессиональной ориентации, психолог, медицинский работник.

Наличие столь обширного управленческого аппарата обусловлено прежде всего разветвленностью учебных планов и программ обязательной и особенно гимназической школ, включающих профессиональную подготовку учащихся по 25 профилям.

* * *

На протяжении последних десятилетий Швеция обеспечила весьма существенное, количественное и качественное, продвижение в школьном деле. Вместе с тем и центральные и местные власти отдают себе отчет в том, насколько сложным, противоречивым остается процесс включения учащейся молодежи в современное сообщество взрослых. Именно поэтому нынешняя массовая школа - и не только в Швеции - обретает новые социальные качества.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Евгений Соколов
Директор школы. 1995.  № 6. С. 59-62. 
[Статья]