Эксоцман
на главную поиск contacts
Микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина... (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 38

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 25-01-2013
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 3. С. 6-21. 
Когда ожидаемая экономия на покупках больше ставки заработной платы, условие оптимального поиска приводит к отрицательной предельной полезности досуга. Поиск трансформирует классический эффект дохода в индивидуальном предложении труда, и время досуга начинает дополнять время поиска. Потребители компенсируют досуг, имеющий отрицательную полезность, покупкой статусных товаров на рынках с высоким разбросом цен. Статусное потребление дополняет демонстративный досуг и создает «эффект Веблена», равно как и эффект «садоводства на борту лодки».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-10-2017
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 64-80. 
Анализ оптимального потребительского выбора в условиях равновесного разброса цен обнаруживает методологические различия между феноменами морального риска и обратного отбора. Если моральный риск представляет собой индивидуальную поведенческую реакцию на предельную норму замещения досуга на потребление, предлагаемую страховым контрактом, обратный отбор имеет место на всех несовершенных рынках, характеризующихся равновесным разбросом цен и в силу этого выглядит как структурная характеристика рынка и как естественный отбор потребителей с различными доходами и различной склонностью к поиску. Анализ страхования здоровья, где склонность к поиску принимает форму склонности заботы о здоровье, показывает, что моральный риск имеет место тогда, когда страховой полис предлагает неоптимальное соотношение потребления медицинских услуг и свободного времени, и что моральный риск выражает не неограниченное потребление бесплатных товаров, а элементарный процесс оптимизации досуга и потребления. Консьюмеризация страхования здоровья в рамках «потребительских планов» может решить проблему морального риска только частично, поскольку для полного исключения морального риска следует разрешить перепродажу медицинских услуг и самих страховых полисов, как это произошло на рынке полисов страхования жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-03-2017
Светлана Владимировна Мареева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 88-104. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2011
Иван Вадимович Розмаинский TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 1. С. 8-16. 
В статье исследуется «загадка снижения качества товаров по мере развития капитализма». Развивая идеи посткейнсианцев и традиционных институционалистов, особенно Дж. К. Гэлбрейта, автор доказывает, что крупные производители накапливают власть для снижения неопределенности. Одна из форм накопления власти — формирование у конечных потребителей лояльности к бренду. Расходы на формирование такой лояльности зачастую осуществляются ценой сокращения вложений в поддержание качества товаров, а потребитель, чрезвычайно лояльный к бренду, может проигнорировать ухудшение качества покупаемой продукции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2011
Д.Д. Володина TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 4. С. 90-93. 
Статья посвящена анализу концепций постиндустриального общества, изложенных в работах Дж. К. Гэлбрейта, П. Друкера, Л. Туроу, Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Р. Хайлбронера, Ж. Бодрийяра, Ф. Фукуямы и других представителей постиндустриального этапа. В рамках статьи дается краткий обзор этих концепций, выделяются наиболее характерные черты общества будущего, выявляются основные этапы его развития. Особое внимание уделяется проблеме потребления и потребителя — наиболее значимым проблемам постиндустриального общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2013
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 3. С. 58-80. 
Статья раскрывает микроэкономический механизм эффекта Веблена и случая Гиффена как результатов отрицательной предельной полезности денег. Предельная полезность потребления также становится отрицательной. Общая полезность потребительского выбора увеличивается только путем увеличения времени досуга. Этот общий эффект создает на макроэкономическом уровне феномен денежной иллюзии. Данный общий эффект имеет глубокие исторические и институциональные корни, что требует для уменьшения его неравновесных экономических последствий более детального институционального регулирования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мария Марковна Юдкевич Экономический журнал ВШЭ. 1998.  Т. 2. № 3. С. 358-378. 
Данная работа посвящена рассмотрению процесса формирования института посредников на рынке доверительных благ в ситуации, когда существующее распределение издержек измерения качества товара неэффективно и создает стимулы к проявлению оппортунистического поведения со стороны продавцов. Особое внимание уделяется вопросу влияния асимметрии информации на структуру и величину издержек измерения. В качестве примера рассматривается рынок компьютерной техники.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2010
Константин Павлович Глущенко, А.В. Баталева Регион: экономика и социология. 1999.  № 4. С. 111-129. 
Жилье является весьма неоднородным товаром. Квартиры различаются большим числом параметров, отражающих разные стороны потребительской ценности жилья (гедонистических характеристик): размерами, конструктивными особенностями, местоположением в городе, окружением и т.д. Поэтому важным аспектом исследования рынка жилья является анализ роли параметров качества в ценообразовании.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2010
Томас Леонард Пушкин. 2009.  № 1. С. 157-159. 
Рецензия на книгу Роберта Франка "Отставание: Как растущее неравенство вредит среднему классу".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-08-2008
А.Л. Хромченко TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 4. С. 47-59. 
В наши дни, когда большинство товарных рынков близки к насыщению, проблема потребительского решения переходит в плоскость выбора между марками одного и того же товара. Набольший же интерес представляет анализ устойчивости такого выбора, то есть эффекта лояльности потребителей к конкретным маркам. Анализу этого вопроса в контексте существующих теоретических представлений и посвящена настоящая статья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-08-2008
Ольга Егоровна Германова, Р. А. Абдуллаев TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 3. С. 99-111. 
Особенности поведения потребителя не ограничиваются координатами «доход – цена», «цена – качество». Необходим более глубокий анализ особенностей с учетом зависимостей «объем потребления – располагаемый доход», графически представляемый кривыми Энгеля; порядка предпочтительности приобретения основных продуктов питания при росте дохода и постоянных (растущих) ценах; изменения маршаллианского потребительского излишка в связи с ростом цен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-08-2008
Ольга Егоровна Германова, Р. А. Абдуллаев TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 2. С. 48-60. 
В исследовании потребительского поведения в качестве исходной используется модель рационального потребителя. В общепринятой трактовке под рациональностью потребителя понимается такое его экономическое поведение, в результате которого приобретается товарный набор, обладающий максимальной полезностью, в противном случае поведение потребителя на рынке характеризуется как нерациональное.

Опубликовано на портале: 17-12-2007
Joanna Stavins New England Economic Review. 2002.  Q 3 . P. 19-31. 
Predictions about a cashless and checkless society have been made for many years, but retail payments transactions made with electronic payment instruments still constitute only a small fraction of all payments made in the United States. This is the case despite differences in cost and despite marketing and educational campaigns conducted by the Federal Reserve and other institutions. One of the reasons the cost differences have little effect is that the differences in cost among payment instruments typically are not evident to consumers, who are charged the same amount regardless of how they pay. This article explores the possibility that consumer characteristics may affect the adoption of electronic payment instruments. Using data from the 1998 Survey of Consumer Finances, the author estimates the effect of several demographic characteristics on the probability of using electronic payments. She finds strong effects of demographic characteristics and of location on consumers’ choices. She suggests that the importance of location may indicate demand-related network effects, although further analysis of the supply side would be needed to test that hypothesis.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Behavioral finance [интернет ресурс]
Обновлено: 12-04-2011

На данном сайте размещена уникальная подборка материалов по совершенно различным темам, объединенным общим направлением "Поведенческие финансы".

Опубликовано на портале: 02-11-2007
Andrew B. Abel American Economic Review. 1990.  Vol. 80. No. 2. P. 38-42. 
This paper introduces a utility function that nests three classes of utility functions: (1) time-separable utility functions; (2) "catching up with the Joneses" utility functions that depend on the consumer's level of consumption relative to the lagged cross-sectional average level of consumption; and (3) utility functions that display habit formation. Closed-form solutions for equilibrium asset prices are derived under the assumption that consumption growth is i.i.d. The equity premia under catching up with the Joneses and under habit formation are, for some parameter values, as large as the historically observed equity premium in the United States
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 02-11-2007
John Y. Campbell, John H. Cochrane Journal of Political Economy. 1999.  Vol. 107. No. 2. P. 205-251. 
We present a consumption-based model that explains the procyclical variation of stock prices, the long-horizon predictability of excess stock returns, and the countercyclical variation of stock market volatility. Our model has an i.i.d. consumption growth driving process, and adds a slow-moving external habit to the standard power utility function. The latter feature produces cyclical variation in risk aversion, and hence in the prices of risky assets Our model also predicts many of the difficulties that beset the standard power utility model, including Euler equation rejections, no correlation between mean consumption growth and interest rates, very high estimates of risk aversion, and pricing errors that are larger than those of the static CAPM. Our model captures much of the history of stock prices, given only consumption data. Since our model captures the equity premium, it implies that fluctuations have important welfare costs. Unlike many habit-persistence models, our model does not necessarily produce cyclical variation in the risk free interest rate, nor does it produce an extremely skewed distribution or negative realizations of the marginal rate of substitution
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 02-11-2007
Christopher D. Carroll, Jody Overkand, David N. Weil American Economic Review. 2000.  Vol. 90. No. 3. P. 341-55. 
Saving and growth are strongly positively correlated across countries. Recent empirical evidence suggests that this correlation holds largely because high growth leads to high saving, not the other way around. This evidence is difficult to reconcile with standard growth models, since forward-looking consumers with standard utility should save less in a fast-growing economy because they know they will be richer in the future than they are today. We show that if utility depends partly on how consumption compares to a ‘habit stock’ determined by past consumption, an otherwise-standard growth model can imply that increases in growth can cause increased saving
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 12-02-2007
Wolfgang Pesendorfer, Faruk Gul Econometrica. 2004.  Vol. 72. No. 1. P. 119-158. 
To study the behavior of agents who are susceptible to temptation in infinite horizon consumption problems under uncertainty, we define and characterize dynamic self-control (DSC) preferences. DSC preferences are recursive and separable. In economies with DSC agents, equilibria exist but may be inefficient; in such equilibria, steady state consumption is independent of initial endowments and increases in self-control. Increasing the preference for commitment while keeping self-control constant increases the equity premium. Removing nonbinding constraints changes equilibrium allocations and prices. Debt contracts can be sustained even if the only feasible punishment for default is the termination of the contract.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 08-12-2005
Lee Benham Journal of Law and Economics. 1972.  Vol. 15. No. 2. P. 337-352. 
Focuses on the effect of advertising on the price of eyeglasses in the United States. Restrictions of advertising in the market for eyeglasses; Price differentials associated with advertising restrictions; Influence of advertising on consumer's knowledge. (Из Ebsco)

Опубликовано на портале: 19-11-2005
Kelvin J. Lancaster Journal of Political Economy. 1966.  Vol. 74. No. 2. P. 132-157. 
The theory of consumer behavior in deterministic situations as set out by, say, Debreu (1959, 1960) or Uzawa (1960) is a thing of great aesthetic beauty, a jewel set in a glass case. The product of a long process of refinement from the nineteenth-century utility theorists through Slutsky and Hicks-Allen to the economists of the last twenty-five years,[1] it has been shorn of all irrelevant postulates so that it now stands as an example of how to extract the minimum of results from the minimum of assumptions. In this model we have extended into consumption theory activity analysis, which has proved so penetrating in its application to production theory. The crucial assumption in making this application has been the assumption that goods possess, or gire rise to, multiple characteristics in fixed proportions and that it is these characteristics, not goods themselves, on which the consumer's preferences are exercised. The result, as this brief survey of the possibilities has shown, is a model very many rimes richer in heuristic explanatory and predictive power than the con- ventional model of consumer behavior and one that deals easily with those many common-sense characteristics of actual behavior that have found no place in traditional exposition. This paper is nothing more than a condensed presentation of some of the great number of possible ways in which the model can be used. It is hoped that a door has been opened to a new, rich treasure house of ideas for the future development of the most refined and least powerful branch of economic theory, the theory of the consumer himself. [Авторский текст]
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него