Эксоцман
на главную поиск contacts
Институциональная экономика (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 1051

Опубликовано на портале: 22-05-2004
Георгий Борисович Клейнер, Виталий Леонидович Тамбовцев, Роман Михайлович Качалов
Москва: Экономика, 1997, 288 с.
В книге анализируются характерные особенности современной нестабильной экономики России как хозяйственной среды, в которой действует современное предприятие. Исследованы подходы к борьбе с нестабильностью. Приведены теоретические результаты, полученные авторами в области стратегического планирования, методов управления риском, ситуационного стратегического анализа на производственном предприятии. Теоретические выводы подкреплены историческими рекомендациями, разработанными на основе опыта работы с предприятиями различных отраслей промышленности. Книга предназначена для научных работников, руководителей и экономистов производственных предприятий.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-05-2004
Ростислав Исаакович Капелюшников
Москва: ИМЭМО АН СССР, 1990
Эта небольшая, но на редкость содержательная книга посвящена исследованию теории прав собственности в экономике. Рассматривается проблема спецификации прав собственности, характеризуется категория трансакционных издержек, формулируется теорема Коуза, и описываются три системы собственности. Кроме этого, рассматриваются теория государства и теория экономических организаций, как они понимаются в современной экономической литературе.
Книга предназначена для экономистов, социологов, аспирантов и студентов вузов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2004
Книга является первым фундаментальным исследованием вопросов корпоративного управления в России и других переходных экономиках с позиций сравнительного институционального анализа. В отличие от основанной на американском опыте традиционной экономической теории, считающей контроль со стороны индивидуальных акционеров залогом эффективного корпоративного управления, новый подход отдает предпочтение банкам и другим внешним (по отношению к корпорации) институтам. Рассматриваются теоретические основы различных структур корпоративного управления и практические аспекты их построения в России, Китае, бывшей ГДР и других государствах Восточной Европы. Особое внимание уделяется возможности применения опыта японской и германской систем корпоративного управления в странах с переходной экономикой. Рекомендуется научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам экономических специальностей вузов, профессиональным менеджерам и сотрудникам органов государственного управления.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 21-05-2004
Ольга Эрнестовна Бессонова, Светлана Георгиевна Кирдина, Root O'Sullivan
Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996, 312 с.
В книге излагаются основы новой теории институционального развития России. С точки зрения этой теории экономическая система России представляет собой прогрессивную, развивающуюся по объективным законам раздаточную экономику, переживающую в 1990-е гг. период институционального обновления. Обосновывая эту концепцию, авторы приводят исторический анализ институтов раздатка и результаты экономико-социологического мониторинга рыночного эксперимента в отрасли жилищного хозяйства, осуществлявшегося в 1992-1996 гг.
Книга предназначена для специалистов в области социологии, экономики и жилищного хозяйства, а также для всех тех, кто интересуется проблемами исторического и современного развития России.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 20-05-2004
Douglass Sesil Nourt
Перев.: Андрей Николаевич Нестеренко (ориг.: Русский)
Москва: Фонд экономической книги "Начала", 1997, cерия "Современная институционально-эволюционная теория", 180 с.
Книга Дугласа Норта, лауреата Нобелевской премии по экономике 1993 года, выдержавшая как минимум 9 изданий на английском языке, является одной из основополагающих работ в области институционально-эволюционной теории. Здесь рассматривается роль институтов (законов, соглашений, кодексов поведения и т.п.) в социально-экономическом развитии. Особую ценность для российского читателя имеет анализ влияния четко определенных и защищенных прав собственности на эффективный экономический рост, а также зависимости развития экономики от исторически сложившейся институциональной системы. На русском языке публикуется впервые в переводе А. Н. Нестеренко под редакцией Б. З. Мильнера.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2004
Антон Николаевич Олейник
Москва: Инфра-М, 2000, cерия "Высшее образование", 416 с.
В учебном пособии излагаются основы институциональной теории, раскрываются такие понятия, как норма, институт, трансакционные издержки и др. Рассматриваются теория игр и моделирование взаимодействий, теорема Коуза, нелегальная экономика. В завершение проводится институциональный анализ основных экономических агентов. Каждая тема содержит методическое обеспечение семинарских занятий (контрольные вопросы, основную и дополнительную литературу, примеры решения типовых задач и тесты). Пособие предназначено для преподавателей и студентов экономических ВУЗов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Антон Николаевич Олейник ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 2. С. 40-52. 
Работа посвящена проблемам взаимосвязи российской экономики с культурами, бытующими в современном обществе. Едва ли можно усомниться в том, что любой современный россиянин знаком с тюремной и криминальной субкультурами. Элементы тюремного арго прочно утвердились в разговорной речи (причем их используют не только «простые» люди, но и представители власти), популярностью пользуются исполнители «блатных» песен. Автор статьи пытается выявить объективные причины такого положения вещей. Распространенная ссылка на специфику местной культуры, полагает он, ничего не объясняет, поскольку сама культура является результирующей организации социальных институтов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует определенная схожесть институциональных структур тюремного сообщества и российского общества в целом. «Жизнь по понятиям» (противопоставленная «жизни по закону») является, по мнению автора, нормой на всех уровнях организации российского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Обновлено: 09-12-2010

Лаборатория Экспериментальной экономики и политических наук создана в California Institute of Technology в 1972 профессором Charles R. Plott, который является директором лаборатории. Лаборатория занимается лабораторными исследованиями, развитием и приложением экспериментальных методов в науке, проблемами фундаментальных и прикладных исследований, развитием технологий.

Обновлено: 09-12-2010

Сайт Тильмана Слембека, профессора экономики University of St.Gallen, представляет ресурс по политической экономике, новой институциональной и поведенческой экономике, экономике общественного выбора, теории принятия решений, призванный объединить специалистов и установить диалог между ними по данным и смежным разделам экономики. Сайт содержит: Препринты и публикации по перечисленным темам таких авторов, как Hans Schmid, Tilman Slembeck и др.

Обновлено: 09-12-2010

Сайт Аллана Шмида, профессора Michigan State University, представляет ресурс по институциональной и поведенческой экономике, призванный объединить специалистов и установить диалог между ними по данным и смежным разделам экономики. Сайт содержит: Препринты по институциональной экономике, поведенческой и экспериментальной экономике таких авторов, как A. Schmid, J. Shaffer, L. Robison и др.

Опубликовано на портале: 15-03-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 5-19. 
В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, исследуется состояние российской предпринимательской среды, институциональных условий, в которых создаются и действуют предприятия. Выясняется, что нужно относить к трансакционным издержкам, которые подразделяются на легальные платежи и нелегальные выплаты. Рассматриваются издержки, связанные с выходом на рынок, с открытием предприятия. Даются типология издержек по оплате бюрократических услуг, группировка предприятий по числу ежемесячных административных проверок. Особо рассматривается тема коррупции чиновников, бюрократических вымогательств, государственного патронажа и связанных с этим издержек. Выделяются издержки, связанные с поощрением деловых партнеров, с безопасностью бизнеса и рекламированием своей деятельности. Специально выделяются издержки, связанные с такими услугами инфраструктуры, как помощь в уходе от уплаты налогов, “черная растаможка”, взаимозачеты и бартерные обмены, аудиторское и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности. Делается вывод о значительности трансакционных издержек в России и их тенденции к росту, а также о том, что не все издержки подвержены прямой калькуляции. Кроме того, масштаб и структура издержек сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности и избранной предпринимателем деловой стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Институциональная экономика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 22-12-2003
Галина Павловна Литвинцева
IV курс, 8 семестр, бакалавриат, 2003-2004 гг.
Цель дисциплины – расширить представление студентов об альтернативных направлениях экономической теории, изучить содержание и метод институциональной экономики. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики. Курс «Институциональная экономика» является инновационным и дополняет традиционные курсы микро- и макроэкономики. Курс подготовлен для бакалавров направления 521600 – «Экономика», а также для студентов специальности 060100 – «Экономическая теория», соответствует Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации, мировому опыту преподавания дисциплины и учебным планам, рекомендуемым УМО по указанному направлению. В процессе преподавания курса используется лекционная и семинарская форма аудиторных занятий, разработана модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов, сформированы темы эссе, контрольной и курсовой работы, вопросы к экзамену, а также разработаны тестовые задания (по 25-30 заданий) ко всем восьми темам курса.
В НГТУ дисциплина читается на 4 курсе, в 8 семестре, рассчитана на 34 часа лекций и 17 часов практических занятий. Предполагается 85 часов самостоятельной работы студентов, которые включают выполнение домашних заданий и подготовку курсовой работы. Программа включает содержание курса, планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-12-2003
Елена Анатольевна Степочкина
Учебный курс “Модели развития организации” предполагает ознакомление студентов с основными подходами в организационной теории и социологии организаций, механизмами функционирования организаций, особенностями их структурирования. Задачи курса: описание и объяснение социального порядка, повседневного действия и их изменений на уровне предприятия с точки зрения трех научных дисциплин -экономической теории; экономической социологии и менеджмента, представленных как их классическими основами, так и, современными отечественными и зарубежными течениями.
Актуальность курса обусловлена задачей совмещения в образовательной подготовке специалиста-социолога фундаментальных и прикладных знаний, обеспечивающих выработку профессиональной установки инновативного типа, совмещающей узкоспециализированные техники с необходимой глубиной социального анализа, «схватывающего» динамичность социальных ситуаций. Социология организаций является специальной социологической дисциплиной, обобщающей эмпирические закономерности функционирования различных типов социальных организаций, а также одной из важных составляющих базовой междисциплинарной комплексной управленческой теории, именуемой «теорией организации».
Курс рассчитан на 98 аудиторных часов (36 часа лекций, 34 - практических занятий, 28 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Основы предпринимательства [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-12-2003
Ирина Валерьевна Савченко, Фарида Шариповна Федорова
10 класс
В данном курсе “Основы предпринимательства”, предназначенном для учащихся 10 классов средней школы, даются общие представления о функционировании бизнеса. Рассматриваются организационные и управленческие аспекты возникновения и развития предпринимательских структур, их ресурсного обеспечения, определения затрат и результатов деятельности, система налогообложения, а также комплекс вопросов, связанных с осуществлением маркетинговых исследований и ценообразования в условиях конкурентного бизнеса.
Прослушав этот курс, учащиеся ШМП получат основы знаний, необходимые для того, чтобы ориентироваться в сложном мире свободного предпринимательства, будут понимать, какие реальные отношения описываются такими понятиями, как фирма, ресурсы, производство, затраты, выпуск, финансы, капитал, амортизация, потребители, рынок, реклама и т.д.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Ayesha Yaqub Vawda, Varun Gauri World Bank Policy Research Working Papers. 2003.  No. 3005.
Voucher programs consist of three simultaneous reforms: allowing parents to choose schools, creating intense incentives for schools to increase enrollment, and granting schools management autonomy to respond to demand. As a result, voucher advocates and critics tend to talk past each other. A principal-agent framework clarifies the argument for education vouchers. Central findings from the literature, including issues related to variance in the performance measure, risk aversion, the productivity of more effort, multiple tasks, and the value of monitoring are found relevant for an analysis of vouchers. An assessment of findings on voucher programs in industrial countries, as well as a review of voucher or quasi-voucher experiences in Bangladesh, Chile, Colombia, Côte d’Ivoire, and the Czech Republic support the usefulness of the analytic framework. Gauri and Vawda conclude that vouchers for basic education in developing countries can enhance outcomes when they are limited to modest numbers of poor students in urban settings, particularly in conjunction with existing private schools with surplus capacity. The success of more ambitious voucher programs depends on an institutional infrastructure challenging to industrial and developing countries alike. This paper—a joint product of Public Services, Development Research Group, and the Education Team, Human Development Network—is a background paper for the 2004 World Development Report.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-11-2003
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин
Москва: Вита-Пресс, 2000, cерия "Основы правовых знаний", 216 с.
Пособие дает систему знаний о том, как право регулирует экономическую жизнь нашей страны. Изложение материала ориентировано на его активное усвоение: каждый параграф содержит иллюстрированное сопровождение базовых знаний о праве и завершается задачами и заданиями, темами диспутов, тестами и деловыми играми. Пособие рассчитано на изучение в 10-11 классах школ, гимназий, лицеев гуманитарного профиля. Может быть использовано абитуриентами при подготовке к поступлению в юридические вузы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Фокальная точка [словарная статья]
Опубликовано на портале: 18-11-2003
Мария Марковна Юдкевич Фокальной точкой называется определенное равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе информации, лежащей вне взаимодействия как такового. Выбор фокальной точки зависит от природы координационной проблемы, а также определяется общностью экономической и социальной культуры задействованных игроков. Формированию фокальных точек в социальных и экономических взаимодействиях людей способствуют институты, существующие в обществе.

Опубликовано на портале: 14-11-2003
William O. Jr. Brown Journal of Economic Behavior & Organization. 2001.  Vol. 44. No. 2. P. 129-143. 
This paper examines the relationship between faculty participation in university decision-making and university performance. Using an aggregated measure of faculty participation, McCormick and Meiners [The Journal of Law and Economics 31 (1989) 423] find that increased faculty control in decision-making is associated with lower levels of institutional performance. Building on the existing university governance literature, this paper argues that the optimal level of faculty participation varies by decision type. Disaggregating the data by faculty participation into different decision types produces results that are consistent with this hypothesis. Increased faculty participation may be good or bad; the effects vary by the type of decisions in which faculty participate.

Опубликовано на портале: 14-11-2003
Michael Kremer, Андрей Сарычев
Abstract Around the world, education is overwhelmingly publicly provided. This paper argues that democratic societies will prefer that education be publicly provided, rather than simply publicly financed, since under a voucher system, parents may send their children to schools teaching ideologies that are similar to their own. Over a series of generations, this leads to a more ideologically polarized society. There may be two steady states: one in which an ideologically homogeneous society votes for a public education system, thus maintaining ideological homogeneity, and another in which a more ideologically diverse society votes for school choice, thus maintaining ideological diversity. A quick survey of the empirical evidence suggests that school choice contributes to ideological and cultural segregation, but that the extent to which this creates costly conflict varies among societies.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Political Economy of Institutions and Development [учебная программа]
Опубликовано на портале: 10-11-2003
Daron K. Acemoglu
Spring 2003
Представлена программу курса "Political Economy of Institutions and Development", который читается в MIT (Massachusetts Institute of Technology) и рассчитан на 52 академических часа. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, а также конспект лекций по курсу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию