Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 2012

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Марина Леонидовна Пугачева Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 41-45. 
В наше время стресс стал типичным явлением. Речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля разрушительной эпидемии.  Знание этой проблемы, по мнению опытных руководителей, помогает формированию здорового микроклимата в педагогическом коллективе.Понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он открыл характерную защитную реакцию организма на любое затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. stress — напряжение, давление, нажим), отражает экстренную мобилизацию внутреннего запаса сил организма для преодоления препятствия, защиты от вредоносного влияния. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в постоянно изменяющейся среде. Но на определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности. Говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных трудных ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), — это источник многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно предотвращать или лечить.

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 35-38. 
Закон об обязательном среднем образовании, принятый около четырех лет назад, все это время вызывает недоумение и недовольство учителей. В 10-й класс стали принимать всех, даже откровенных бездельников. Аттестаты им выдаются за отсидку, и ЕГЭ тут мало что изменил. Подобная ситуация, по мнению учителей, противоречит основным направлениям развития системы образования. «Сколько это может продолжаться?» — спрашивают они. За разъяснением мы обратились к Владимиру Константиновичу Бацыну, эксперту Института проблем образовательной политики «Эврика».

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Марина Ивановна Кузнецова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 52-57. 
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Совсем недавно стали известны результаты PISA-2009. Они-то и заставили автора напомнить об исследованиях 2006 года, обнаруживших впечатляющий разрыв в грамотности чтения в начальной и в основной школе, и разъяснить причины и следствия этого факта.

Опубликовано на портале: 11-09-2012
А.А. Спиридонова, Е.Г. Хомутова Университетское управление. 2012.  № 3. С. 91-96. 
В статье представлена методика исследования удовлетворенности студентов, ориентированная на запросы потребителей. Детально описывается реализация всех этапов методики, акцентируя внимание на применении статистических методов на всех этапах планирования и реализации исследования удовлетворенности студентов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Маркович Ковалевский Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 61-67. 
Недалекое будущее. Ребенок диктует сочинение компьютеру, отсылает звуковой файл учителю и, включив аудиоучебник, слушает очередную главу, параллельно готовя видеокурсовую. Это даже не «школа будущего», так как многое из этого существует уже сегодня. Но это новая модель школьного образования.Прошлое и будущее существует только в нашем образном мышлении. Настоящее измерить нечем и поэтому невозможно. Время для нас — это череда событий. Мы их фиксируем по факту свершения, то есть когда они остаются в прошлом. Мы их планируем, фиксируя в будущем. И прошлое и будущее — в нашем сознании. Мы проектируем будущее, пропускаем его через себя и получаем прошлое.

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 101-103. 
Йододефицит сегодня — один из распространенных недугов, который оказывает сильное влияние на развитие ребенка. Что нужно знать директорам школ, учителям, родителям, чтобы избежать неприятностей, связанных с дефицитом йода? Нередко экологическая ситуация, в которой живут наши дети, далека от идеальной, а от нее зависит их здоровье и, как следствие, успешность обучения. Медиками уже давно доказана роль йодного дефицита в развитии болезней щитовидной железы и показателей умственного развития и психического здоровья. По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недостаточность йода является наиболее частой причиной умственной отсталости. От дефицита этого элемента страдает не только мозг, но и слух, зрительная память и речь. По данным Всероссийского эндокринологического научного центра РАМН, практически все население России живет в условиях дефицита йода, исключение составляют морские побережья. Наиболее ярко ситуация дефицита выражена в предгорьях и горных местностях (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Дальний Восток), а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Севере России и в центральных областях европейской части страны.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Алексей Валерьевич Кузнецов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 58-60. 
Десять лет назад единый государственный экзамен впервые был проведен в нескольких регионах в качестве эксперимента и уже два года является обязательной формой итоговой аттестации выпускников средней школы по всей стране, но страсти вокруг него не утихают. Почему?Собственно, у чиновников ответ уже готов, и в начале июля прошлого года руководитель Рособрнадзора (то есть «главный по ЕГЭ» в России) Любовь Глебова его озвучила: «Те, кто сегодня пытается навязать нам эту полемику, стараются вернуть нас в прошлые годы, и они, очевидно, преследуют свои личные цели. Но время полемистов прошло — и это самый главный вывод». Стилистика узнаваемая, хотя глазу и не хватает словосочетаний «некие силы», «на деньги иностранных фондов» и «раскачивать лодку».Характерно, что в нынешней ситуации вокруг ЕГЭ чиновница видит только две проблемы: очевидно «вываливающиеся» из общего ряда результаты полудюжины регионов и дающие льготы при поступлении в вузы олимпиады. Оставим Любовь Николаевну пребывать в душеспасительном заблуждении, что в ее хозяйстве «имеют место» исключительно «отдельные недостатки», и попробуем разобраться самостоятельно.

Опубликовано на портале: 30-05-2011
Мария Сергеевна Добрякова, Григорий Викторович Андрущак Вопросы образования. 2010.  № 4. С. 101-121. 
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 81-85. 
Игровая педагогика сегодня — это необходимость или модный тренд? Можно ли ее влияние на развитие ребенка считать второстепенным? И почему школам зачастую неудобны проекты в рамках игровой педагогики? С этими и другими вопросами мы обратились к руководителю школы «Опыт нового поколения», автору игровых программ Евгению Евгеньевичу Поздяеву.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Михаил Маркович Эпштейн, Валерий Юрьевич Пузыревский Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 65-71. 
Деловые игры сегодня пользуются популярностью в системе обучения как детей, так и взрослых. А в школе деловая игра может быть еще и формой интенсивного дополнительного образования учеников, и способом коммуникации школы и общества. Опыт проведения такой деловой игры мы предлагаем в качестве успешного примера. Хотя бы изредка смотреться в зеркало важно не только людям, но и городу. И городу, по идее, должно быть интересно и полезно знать, как он видится глазами, скажем, подростков. А ребятам, в свою очередь, важно научиться на привычное смотреть непривычным способом; видеть в, казалось бы, простом и повседневном — необычное, таинственное, удивительное. Вдумчивая журналистика — один из таких способов. Мы предложили подросткам, ученикам 9–11-х классов разных школ, а также заинтересованным студентам приключение: попробовать всего за один рабочий день, за 360 минут сделать газету, отражающую их взгляды и мысли, их ощущение города. Ну для начала не всего города, а лишь некоторых мест одного района.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Лолита Васильевна Алферова Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 77-83. 
Вы стали руководителем общеобразовательного учреждения. Управленческого опыта у вас нет, но это не освобождает вас от принятия грамотных, компетентных и взвешенных решений, прежде всего в вопросах регулирования трудовых отношений. Только это позволит вам избежать столкновения основополагающих интересов в коллективе.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Рустам Иванович Курбатов Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 24-28. 
В тех странах, где приходилось бывать, при случае интересовался: а сколько у вас получают учителя?Турецкий полицейский мне объяснил, что его жена-учительница получает чуть меньше, чем он. Думаю, это не очень плохо. Жена польского таксиста получает небольшие деньги с точки зрения таксиста, но ее зарплату «нищенской» никто назвать не может.Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше, чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили сумму написать на бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных. Запутался в нулях.Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции — мужчины. Понятно почему...

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Николай Николаевич Вересов Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 10-13. 
Личностные качества руководителя — краеугольный камень эффективного управления организацией. Выработать в себе необходимое отношение к людям и работе — дело непростое, но выполнимое.Блокирующие установки, или стереотипы, сознания мешают ясно и точно оценивать ситуацию, а значит, эффективно управлять. Работа по преодолению стереотипов сознания — дело не одного дня. Избавляясь от ложных представлений, их нужно компенсировать. Чем? Хотел бы предложить несколько позиций для обдумывания. Вслед за Л.П. Гримаком и Р.Л. Кричевским, исследователями в области психологии управления, я назову их принципами мудрого отношения к профессии. Главное в них то, что они вполне реализуемы в повседневной жизни.

Опубликовано на портале: 13-02-2011
Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 75-78. 

Опубликовано на портале: 13-02-2011
Татьяна Викторовна Суслова Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 86-89. 
Какие направления работы школьной медиатеки позволят школьникам расширить «базовое» образование? Что нужно, чтобы сделать медиатеку не только «хранилищем» знаний, но и «помощницей» в формировании полезных в жизни навыков?Можно смело утверждать, что современная школа является основой развития общества и экономики, именно она обеспечивает условия для развития ребенка как всесторонне развитой личности. Гимназия № 56 Санкт-Петербурга — образовательный комплекс, который соответствует всем современным требованиям и ориентирован на высокий уровень образования учащихся.С момента открытия здания старшей школы была предусмотрена медиатека. Открытие медиатеки было делом новым и малоизвестным. Майя Борисовна Пильдес, директор гимназии, народный учитель России, увидела американскую модель медиатеки и, учитывая «местные» условия, все же решилась на этот шаг. Создание медиатеки требовало помимо материальных затрат еще и творческих ресурсов, интеллектуальной базы и высокого профессионального уровня сотрудников. В гимназии медиатека «заработала» эффективно с первых дней основания, стала своеобразным центром дополнительной подготовки учеников, заинтересованных в углубленном изучении материала, освоении новых навыков работы с информацией.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Анатолий Альбертович Шперх Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 96-101. 
К вам еще не приходила прокурорская проверка? Ждите. Ибо начата настоящая охота. Прокуратура с изрядным постоянством посещает школы в разных регионах страны, выискивая, а нет ли где щелочки, в которую можно пролезть на экстремистские сайты.Сделать это нетрудно, так как всем известно, что система контентной фильтрации (СКФ), разработанная по заказу Рособразования и распространенная в 2008 году по школам России, не справляется с возложенной на нее задачей. Известно это и прокуратуре. Но крайними назначены директора и учителя школ. 

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Павел Иванович Самсонов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 102-107. 
Вопросам здоровьесбережения подрастающего поколения как в системе здравоохранения, так и в системе образования в последнее время уделяется много внимания. Однако на пути их решения стоит существенное препятствие: самих школьников мало беспокоит забота о собственном здоровье.В школах формируются фитомодули и создаются фитобары, проводятся мероприятия по снижению заболеваемости простудными заболеваниями и укреплению иммунитета, а стоит выйти за ее стены, и видим, что тот же подросток в слякотную погоду идет по улице в промокших, но очень модных кроссовках, в раскрытой куртке. С целью обеспечения растущего организма необходимыми витаминами и минералами в школьной столовой детям предлагают на второй завтрак и обед салаты и овощные блюда, а они оказываются нетронутыми, вместо этого в ход идет пицца и чипсы с кока-колой, принесенные из дома.Итог этого всего один — можно оснастить школу самой современной оздоравливающей техникой и организовать сбалансированное питание, но если сам ребенок не будет осознавать и принимать важность этого для самого себя, то ценность нашей работы для такого ребенка — «вода, ушедшая в песок».Объяснить подростку, у которого ничего не болит, что надо сохранять здоровье и укреплять его, весьма проблематично. Кроме того, нужно принять то, что в образовании неправильно говорить о здоровьесбережении, а в некотором смысле даже вредно. Само слово сбережение означает пассивность, а в случае со школьником и его здоровьем вообще получается скверная формула: «я пришел, берегите мое здоровье». Школьник должен быть в активном процессе такой деятельности, поэтому нужно говорить о здоровьеформировании и здоровьеразвитии.

Опубликовано на портале: 22-02-2011
Любовь Борисовна Малыхина Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 65-71. 
Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия. В статье представлен ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Анализ учебного занятия — это важная составляющая самостоятельной аналитической деятельности педагога, процедура совместной деятельности эксперта и педагога в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направлена на изучение и оценку результатов занятия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенствованию работы данного педагога.

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 89-91. 
Законно ли видеонаблюдение на уроках в школе? Этот вопрос мы задали юристу — консультанту «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрию Геннадьевичу Сизову. Какого-либо нормативного документа, который бы напрямую регламентировал видео-съемку/видеонаблюдение на уроках в школе, не существует. Законодательством предусмотрено лишь оснащение общеобразовательных учреждений системами наблюдения (см. например, Приказ Рособразования от 23.06.2009 № 702 «О реализации проектов в 2009–2010 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов “прочие нужды”»). Вопрос же правомерности ведения видеосъемок на уроках является предметом давних дискуссий, причем не только в нашей стране.

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 85-88. 
Как вы думаете, можно ли родительскую общественность, слабо представляющую себе, что такое современная школа, вдруг превратить в действенный управляющий совет? Оказывается, можно, если, разумеется, подойти к этому ответственно и умело. Включение общественности в управление школой — дело новое и еще мало осмысленное большинством российских граждан. Скептики усмехаются: вряд ли некомпетентные в области образования люди могут эффективно решать проблемы школы. Оптимисты уверены: участие общественности позволит и качественное образование обеспечить, и проблемы преодолеть — как материальные, так и стратегические. А в реальности как обстоит дело в конкретной школе? Как приходится действовать ее руководителю? Он-то за роль общественности по крайней мере отвечает. А в идеале — даже заинтересован в том, чтобы люди с разным образованием, разным жизненным опытом и разными представлениями о школе и образовании смогли стать эффективной управляющей командой. С этими вопросами мы обратились к директору гимназии № 33 города Перми Нине Яковлевне Мельчаковой. Ее опыт в организации деятельности управляющего совета школы на сегодняшний день и эффективен, и общественно признан в регионе.