Эксоцман
на главную поиск contacts
Новая политическая экономия (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 94

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Сергей Иванович Сауткин, Татьяна Николаевна Сапожникова Менеджмент в России и за рубежом. 2001.  № 6. С. 115-129. 
В статье анализируется особое место естественных монополий в системе экономических отношений, которое определяется их уникальными свойствами, их специфической ролью в экономике. Затрагиваются вопросы государственного регулирования естественных монополий, проблемы, связанные снизким качеством услуг естественных монополий, высокими издержками государственного регулирования и откровенно плохими его результатами, застоем в техническом развитии и иногда настоящими провалами в обеспечении требуемым количеством услуг. Анализируется опыт приватизации, дезинтеграции и создания рынка электроэнергии Великобритании
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Political Economics I [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-02-2004
Torsten Persson, David Stromberg
Весна, 2001
Цель курса - предоставить обзор методов современной политической экономии и ознакомить студентов с последними научными достижениями по отдельным направлениям. В курсе представлены теоретические модели и эмпирические исследования вводного уровня, а также более продвинутый анализ по отдельным темам. В рамках каждой темы рассматриваются и теоретические, и эмпирические материалы одновременно.

Теоретическая часть курса основана на работе: Torsten Persson и Guido Tabellini, Political Economics: Explaining Economic Policy, MIT Press, 2000

Данный курс служит основой для изучения курса Political Economics II этих же авторов.

Программа включает содержание курса, планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций по курсу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Politics of Economic Growth [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-01-2004
Adam Przeworski
Fall 2003
Курс знакомит слушателей с исследованиями влияния политической системы на экономический рост. Курс состоит из двух частей: в первой дается общий обзор проблем и теорий экономического роста, во второй – рассматриваются политико-экономические вопросы экономического роста. В частности, анализируются возможности для экономического роста при различных типах правительств (self-interested, benevolent), показывается роль институтов в экономическом росте и т.д. Программа включает содержание курса, темы лекций, списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-12-2003
Torsten Persson, Guido Tabellini
Michigan: MIT Press, 2003, cерия "Munich Lectures", 320 с.
The authors of The Economic Effects of Constitutions use econometric tools to study what they call the "missing link" between constitutional systems and economic policy; the book is an uncompromisingly empirical sequel to their previous theoretical analysis of economic policy. Taking recent theoretical work as a point of departure, they ask which theoretical findings are supported and which are contradicted by the facts. The results are based on comparisons of political institutions across countries or time, in a large sample of contemporary democracies. They find that presidential/parliamentary and majoritarian/proportional dichotomies influence several economic variables: presidential regimes induce smaller public sectors, and proportional elections lead to greater and less targeted government spending and larger budget deficits. Moreover, the details of the electoral system (such as district magnitude and ballot structure) influence corruption and structural policies toward economic growth. Persson and Tabellini?s goal is to draw conclusions about the causal effects of constitutions on policy outcomes. But since constitutions are not randomly assigned to countries, how the constitutional system was selected in the first place must be taken into account. This raises challenging methodological problems, which are addressed in the book. The study is therefore important not only in its findings but also in establishing a methodology for empirical analysis in the field of comparative politics.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 30-12-2003
Paul R. Milgrom, John Donald Roberts, Harold Demsetz, Douglass C. North, Gordon Tullock, Mancur Olson
Ред.: A. Kenneth Shepsle, James E. Alt
Cambridge, USA: Cambridge University Press, 1990, 278 с.
This volume serves as an introduction to the field of positive political economy and the economic and political processes with which it is concerned. This new research tradition is distinct from both normative and historical approaches to political economy. Grounded in the rational-actor methodology of microeconomics, positive political economy is the study of rational decisions in a context of political and economic institutions. More analytical than traditional approaches, it is concerned with the derivation of principles and propositions against which real-world experience may be compared. Its focus is on empirical regularities, and its goal is theoretical explanation.

The field has focused on three main areas of research: models of collective action, constraints on competitive market processes, and the analysis of transaction costs. Developments in all of these areas are covered in the book. The first part of the volume surveys the field, while the second part displays positive political economy at work, examining a variety of subjects. The final part contains essays by leading political economists on the theoretical foundations of the field.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-12-2003
Scott G. Gehlbach Научные труды ЦЕФИР. 2003.  № 29.
Much theory of the state assumes a contractual relationaship between state and society, where the former provides services valued by the latter, typically in return for revenues. However, as emphasized by many scholars, various transaction costs endemic to state-society relations may prevent the negotiations of an efficient Coasian contract. This paper examines this proposition by exploring the nature of government support for business activity in postcomminist Europe and Asia, where many of the transaction costs that hinder efficient contracting between state and society - the state's inability to commit, information asymmetries between state and society, and collective-action problems within society - are especially acute. Analysis of data from a sample of firms in 23 postcommunist countries demonstrates that the state provides more support along a vaiety of dimensions to firms which are more taxable, i.e. firms from which the state can extract a greater share of revenues. Further, firms which report less of their revenues to tax authorities are more likely to say they would pay more taxes to increase government support. Thus, state and society appear to be trapped by their failure to efficiently contract, with frims hiding as much of their revenues as they think they can gate away with, knowing that the state will respond by undersuporting business activity.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-12-2003
Алексей Ахмедов, Алексей Равичев, Екатерина Журавская Научные труды ЦЕФИР. 2002.  № 25.
Despite the fact that theoretical research on opportunistic political cycles is very intuitive and well developed, empirical literature has found fairly weak evidence of opportunistic political cycles. This paper tests the theory in a decade-old democracy - Russia. We find strong evidence of very short opportunistic political cycles and provide evidence and explanation why many previous attempts to find evidence failed. Using the comprehensive list of Russia's regional elections and regional monthly panel data between 1996 and 2001, we find that: (1) opportunistic political cycles in regional fiscal policies are sizable and short-lived on average; (2) the magnitute of opportunistic cycles decreases with votes' rationality and awereness (measured by urbanization, computerization, education, and freedom of media); (3) there is a learning curve for voters: cycles become smaller with time; (4) cycles in fiscal policies increase political popularity and chances for re-election of incumbent governors. Our results confirm that maturity of democracy as well as rationality and awareness of electorate are very important factors in determination of the scope for opportunistic cycles.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-12-2003
Francisco Veiga NIPE Working Papers. 2002. 
Автор выдвигает и тестирует оригинальную идею формирования политико-делового цикла основанную на выборе политиком (policymaker) программ стабилизации инфляции. Автор анализирует какую из стратегий политики выбирают: связанную со стабилизацией валютного курса (exchange rate-based: ERBS) или связанную со стабилизацией денежной массы (money-based stabilizations (MBS). Veiga показывает, что перед выборами политик скорее выберет ERBS, т.к. она сокращает инфляцию и стимулирует производство в краткосрочном периоде. ERBS помогает политику создать перед выборами положительный образ компетентного руководителя. В то время как MBS ведет к краткосрочной рецессии и дает положительный результат через некоторое время. Автор выдвигает гипотезу, что MBS будет скоре использоваться политиком после выборов, что бы успеть "собрать плоды " MBS к следующим выборам. Автор находит подтверждения своей гипотезе, анализируя с помощью эконометрических моделей 35 программ стабилизации в странах c высокой инфляцией.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-12-2003
Assaf Razin, Efraim Sadka, Elhanan Helpman
Massachusetts: MIT Press, 1988, 355 с.
The effects of a government's budget on society and the political economy are of considerable concern to economists as well as to consumers and taxpayers. The original contributions in this book analyze all of the budget's components expenditures, revenues, the deficit - with a special emphasis on issues that have assumed increasing importance over the last decade or so, such as intergenerational transfers of debt and declines in corporate tax revenues.

Chapters deal with both microeconomic and macroeconomic aspects of the effects of budgets, and demonstrate how budgetary policies affect inflation, efficiency, the balance of payments, exchange rates, and the decision-making process.

The contributions are grouped into five sections. The first covers the revenue side of the budget - taxation policy and its interaction with emigration, corporate tax revenues, personal income taxes, and fiscal policies. The second takes up intergenerational transfers, consumption decisions, and Ricardian equivalence and neutrality. Budget deficits and optimal policies, inflation and its relationship to budget deficits are examined in parts three and four.

The book concludes by looking at stabilization in open economies, and includes treatments of the consequences of balance-of-payments crises, exchange rate management under uncertainty, and foreign exchange operations.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

The Size of Nations [книги]
Опубликовано на портале: 12-12-2003
Alberto Alesina, Enrico Spolaore
Cambridge, Mass: MIT Press, 2003, 272 с.
The authors of this provocative book use the tools of economic analysis to examine the formation and change of political borders. They argue that while these issues have always been at the core of historical analysis, international economists have tended to regard the size of a country as "exogenous," or no more subject to explanation than the location of a mountain range or the course of a river. Alesina and Spolaore consider a country's borders to be subject to the same analysis as any other man-made institution. In The Size of Nations they argue that the optimal size of a country is determined by a cost-benefit trade-off between the benefits of size and the costs of heterogeneity. In a large country, per capita costs may be low, but the heterogeneous preferences of a large population make it hard to deliver services and formulate policy. Smaller countries may find it easier to respond to citizen preferences in a democratic way.

Alesina and Spolaore substantiate their analysis with simple analytical models that show how the patterns of globalization, international conflict, and democratization of the last two hundred years can explain patterns of state formation. Their aim is not only "normative" but also "positive" - that is, not only to compute the optimal size of a state in theory but also to explain the phenomenon of country size in reality. They argue that the complexity of real world conditions does not preclude a systematic analysis, and that such an analysis, synthesizing economics, political science, and history, can help us understand real world events.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 12-12-2003
Eric A. Hanushek, Jeffrey S. Banks, Alberto Alesina, David P. Baron, Randall Calvert, A. John Ferejohn, Edward M. Gramlich, Raymond Riezman, William Riker, Pablo T. Spiller, David L. Weimer, John D. Wilson
New York: Cambridge University Press, 1995, 283 с.
Political economy has been an essential realm of inquiry and has attracted myriad intellectual adherents for much of the period of modern scholarship, although its formal split into the distinct disciplines of political science and economics in the nineteenth century has limited the study of important social issues. This volume calls for a reaffirmation of the importance of the unified study of political economy, and explores the frontiers of the interaction between politics and markets. It brings together intellectual leaders from various areas, drawing on state-of-the-art theoretical and empirical analysis from each of the underlying disciplines. Each chapter, while beginning with a survey of existing work, focuses on profitable lines of inquiry for future developments. Particular attention is devoted to fields of active current development.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 12-12-2003
Bernard Manin, Adam Przeworski, C. Susan Stokes, A. John Ferejohn, A. James Stimson, Jose Antonio Cheibub, Michael Laver, A. Kenneth Shepsle, John Dunn, D. Delmer Dunn
New York: Cambridge University Press, 1999, 361 с.
This book examines whether the mechanisms of accountability characteristic of democratic systems are sufficient to induce the representatives to act in the best interest of the represented. The first part of the volume focuses on the role of elections, distinguishing different ways in which they may cause representation. The second part is devoted to the role of checks and balances, between the government and the parliament as well as between the government and the bureaucracy. The contributors of this volume, all leading scholars in the fields of American and comparative politics and political theory, address questions such as, whether elections induce governments to act in the interest of citizens. Are politicians in democracies accountable to voters in future elections? If so, does accountability induce politicians to represent citizens? Does accountability limit or enhance the scope of action of governments? Are governments that violate campaign mandates representative? Overall, the essays combine theoretical discussions, game-theoretic models, case studies, and statistical analyses, within a shared analytical approach and a standardized terminology. The empirical material is drawn from the well established democracies as well as from new democracies.

Is economic development conducive to political democracy? Does democracy foster or hinder material welfare? These two questions are examined by looking at the experiences of 135 countries between 1950 and 1990. Descriptive information, statistical analyses, and historical narratives are interwoven to gain an understanding of the dynamic of political regimes and their impact on economic development. The often surprising findings dispel any notion of a tradeoff between democracy and development. Economic development does not generate democracies, but democracies are much more likely to survive in wealthy societies.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 12-12-2003
Federico Sturzenegger, Mariano Tommasi, Allan Drazen, Raquel Fernandez, Dani Rodrik, Alberto Alesina, Raúl Laban, Vittorio Grilli, Guillermo Mondino, Andres Velasco, Joshua Aizenman, Shang-Jin Wei, Gerard Roland, Mathias Dewatripont, César Martinelli, Ricardo López Murphy, Alex Cukierman
Cambridge, Mass: MIT Press, 1998, 362 с.
In this book, Federico Sturzenegger and Mariano Tommasi propose formal models to answer some of the questions raised by the recent reform experience of many Latin American and East European countries. They apply common standards of analytical rigor to the study of economic and political behavior, assuming political agents to be rational and forward-looking, with expectations consistent with the properties of the underlying model.

The book is organized around three basic questions: first, why do reforms take place? Second, how are reforms implemented? And third, which candidates are most likely to undertake reform? Although most of the chapters deal with policy issues in developing economies, the findings also apply to areas such as social security and health care reform in industrialized countries.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-11-2003
A. Kenneth Shepsle, Mark S. Bonchek
USA: W.W. Norton, 1997, 472 с.
Двое ученых из Гарварда в своей работе обращают внимание читателей на вопросы, связанные с рациональностью, моделями поведения индивидов и групп. Эти вопросы рассматриваются в контексте анализа систем голосования, коллективных действий в политике, бюрократии. Все рассматриваемые в книге проблемы авторы иллюстрируют с помощью примеров (case studies).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Russell S. Sobel
Стремительный рост федеральных расходов и бюджетного дефицита в США стал обычным делом в 1970-х и 80-х годах. Модели общественного выбора объясняют это явление постоянным давлением групп специальных интересов, рациональным неведением избирателей и недальновидностью политиков. Тем не менее, недавно имел место профицит бюджета и замедление роста государственных расходов. До настоящего времени объяснение образования профицита бюджета предлагалось лишь с позиций чистых общественных благ. В настоящей работе для объяснения того же являения используется модель общественного выбора. Если модели общественного выбора верны, они должны объяснить разнонаправленные тенденции в оба периода времени.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Russell S. Sobel, Gary A. Wagner
Модели экспрессивного голосования постулируют, что избиратели «потребляют» идеологические и моральные установки по различным вопросам, и голосуют за них, даже если они противоречат каким-то их личным интересам, в случае низкой вероятности того, что их голос будет решающим. Если избиратель не может существенно повлиять на результаты голосования, вероятность того, что он согласится пойти на какие-либо дополнительные расходы ради этого голосования, весьма мала. Авторы проверили и нашли подтверждение практического следствия этой модели, заключающегося в необходимости непосредственной связи выплат в общественном секторе и предоставления возможности иметь решающий голос.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Russell S. Sobel
Правило единогласного голосования обычно рассматривается в качестве аналога добровольного рыночного обмена. В данной статье показано, что в случае существования финансового эффекта третьей стороны эта аналогия становится несостоятельной, так как, в отличие от рынков, единогласное голосование требует компенсации этих эффектов. Таким образом, результаты будут неизбежно и радикально отличаться. Компенсация эффектов делает политический процесс менее эффективным и приводит к росту ренто-ориентированного поведения. По причине того, что у одного человека имеется только один голос, а также из-за высоких трансакционных издержек, такая компенсация становится невозможной, что приводит к отклонению эффективного для рынка исхода в случае применения правила единогласного голосования. Это еще раз подтверждает, что неединогласное голосование может являться оптимальным.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Russell S. Sobel, Thomas A. Garrett
Авторы сравнивают размещение ресурсов в различных отраслях промышленности, находящихся в столичном и нестоличном регионах. Их задачей являлось определение взаимосвязи между расположением предприятий и их расширением или уменьшением. Полученные результаты впервые непосредственно доказывают и позволяют измерить уменьшение производственной активности в результате перемещения ресурсов с целью поиска ренты. Полученные данные также позволяют оценить ренто-ориентированное поведение в целом, а также выделить косвенный поиск ценности, который может считаться частью парадокса Таллока.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Geoffrey Brennan, James M. Buchanan Journal of Public Economics. 1977.  Vol. 8. No. 3. P. 255-273. 
В данной статье делается попытка вывести нормативные правила налогообложения, основанные на конституционных расчетах типичного избирателя-налогоплательщика, прогнозирующего, что в постконституционных политических процессах будет преобладать максимизирующая бюджет левиафаноподобная бюрократия. В этой среде селекция налоговых институтов становится частью аппарата, с помощью которого ограничивается власть Левиафана. Подобный подход к проблеме служит причиной возникновения правил налогообложения, серьезно противоречащих более традиционным нормам. В частности, задача создания «всеобъемлющей» базы налогообложения, характерная для стандартного анализа, уступает предпочтению конкретных ограничений ширины налоговой базы, поскольку меры, направленные на расширение базы, неизбежно приведут к росту общественных расходов и за некоторым рубежом станут явно нежелательными. Данный анализ также подразумевает довольно необычную защиту прогрессии в структуре налогообложения. Сделана попытка соотнести это обсуждение с современными проблемами реформы налогообложения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
William Arthur Niskanen American Economic Review. 1968.  Vol. 58. No. 2. P. 293-305. 
Экономическая наука не создала теории максимизирующего бюрократа. В настоящее время доминирующий подход к государственному управлению состоит в том, чтобы снабдить бюрократов, желающих по какой-либо причине работать эффективно, организационной структурой, информационной системой и анализом. Однако данный подход не развивает и явно не рассматривает как относящиеся к делу условия, при которых личные цели бюрократа согласуются с эффективностью бюрократии. В настоящее время, когда большая и все возрастающая часть экономической деятельности осуществляется в бюро, экономисты не сделали никакого значительного вклада в теорию, позволяющего дать ответы на следующие вопросы. Каковы отличительные характеристики бюрократии? Каковы основные составляющие теории бюрократии? Что конкретно максимизируют бюрократы и при каких внешних условиях? Каковы следствия максимизирующего поведения в данных условиях? Например, каков равновесный выпуск и бюджет отдельно взятого бюро для данных условий спроса и затрат? Каково влияние изменений в условиях спроса и затрат? Как сказывается бюрократическая организация экономической деятельности на благосостояние? Какие изменения в организации и структуре вознаграждения смогли бы повысить эффективность бюрократии? В данной статье представлена простая модель максимизирующего бюрократа и на основании этой модели сделана попытка дать ряд пробных ответов качественного характера на эти вопросы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию