Эксоцман
на главную поиск contacts
Новая политическая экономия (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 94

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Gordon Tullock Western Economic Journal. 1967.  Vol. 5. P. 224-232. 
За последние годы было опубликовано значительное количество научных работ, цель которых заключалась в измерении потерь благосостояния от монополий и тарифов. Результаты единодушно продемонстрировали небольшую величину издержек обычно осуждаемых экономистами практик. Это вызвало в 1962 году комментарий Манделла о том, что «До тех пор, пока не будет произведена теоретическая переоценка пригодности модели, на основе которой базировались данные работы, всегда найдется кто-то, кто сделает из этого вывод, что экономическая теория утратила свою значимость». Судя по беседам, проведенным со студентами старших курсов, много молодых экономистов действительно приходят к выводу, что тарифы и монополии не играют существенной роли. Данная точка зрения начинает появляться и в публикациях. Основываясь на этих измерениях, профессор Харви Лейбенстайн возразил: «Микроэкономическая теория сосредоточена на аллокационной эффективности за счет исключения прочих видов эффективности, которые, фактически, во многих случаях являются более существенными». Цель автора статьи заключается в том, чтобы пойти другим предложенным Манделлом путем и показать, что «инструменты, на которой основывались эти исследования» приводят к недооценке потерь благосостояния от тарифов и монополий. Экономисты-классики не беспокоили себя пустяками, когда выступали против тарифов, а Департамент юстиции не обращает внимания на мелкие проблемы, когда ведет борьбу с монополиями.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Nicolaus Tideman, Gordon Tullock Journal of Political Economy. 1976.  Vol. 84. P. 1145-1159. 
Статья описывает и разрабатывает впервые открытый Эдвардом Х.Кларком процесс, который побуждает индивидов выявлять свои истинные предпочтения в отношении общественных благ. Суть данного процесса заключается в том, что отдельному человеку предлагается шанс изменить исход, который имел бы место без его голоса, путем уплаты специального налога равному чистым потерям для других, вытекающим из участия его голоса в принятии решения. Поскольку специальный налог на любого отдельного человека не выплачивается другому лицу, то в результате создается очень маленький бюджетный избыток. Приведены примеры использования данного процесса для дискретных и непрерывных решений
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Policy Myopia [статья]
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Toke Aidt, Jayasri Dutta, Elena Loukoianova
В работе рассматривается теория политической близорукости. Политическая близорукость проявляется в случае, когда рациональные избиратели устанавливают такие критерии оценки деятельности политиков, которые позволяют им изменять общественный инвестиционный портфель в пользу краткосрочных инвестиций. Авторы показывают, что невозможность для избирателей сразу же получить информацию о вложениях, сделанных политиками в конкретные общественные блага еще не является достаточным основанием для проявления политическую близорукость. Таким образом, политическая близорукость возникает в обществах с несовершенным контролем избирателей или обществах, где налоговые поступления не могут быть определены заранее. Поводом для проведения анализа послужил ряд фактов, относящихся к различным периодам времени и регионам. This paper develops a theory of policy myopia. Policy myopia arises when rational voters set performance standards that allow elected politicians to distort the portfolio of public investments towards short-term investments. We show that the fact that voters cannot observe immediately how much politicians invested in certain types of public goods is not in itself sufficient to generate policy myopia. Policy myopia, then, arises in societies where electoral control is imperfect or in society where tax revenues cannot be committed in advance. The analysis is motivated by a number of stylized facts about public spending patterns across time and space.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 14-11-2003
Andrea Prat
В работе представлена микроэкономическая модель финансирования предвыборной кампании, включающая в качестве субъектов политиков, избирателей и лоббистов. Лоббисты делают взносы в пользу политиков на финансирование расходов на предвыборную кампанию. На избирателей оказывают влияние как лоббисты, так и политики. Mодель используется для: (1) определения взаимосвязи между величиной расходов на предвыборную кампанию и изменениями политических предпочтений медианного избирателя; (2) выявления информационной ценности взносов со стороны лоббистов; (3) оценки влияния на общественное благосостояние ограничений на величину предвыборных расходов; (4) интерпретации эмпирических выводов о незначительности влияния расходов на предвыборную кампанию на результаты выборов. Несмотря на то, что в состоянии равновесия реклама предоставляет избирателям полезную информацию, в определеенных условиях запрет на финансирование предвыборных кампаний со стороны лоббистов улучшает положение медианного избирателя.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Torsten Persson, Guido Tabellini
Изд-во: MIT Press, 2000, cерия "Zeuthen Lectures", 551 с.
What determines the size and form of redistributive programs, the extent and type of public goods provision, the burden of taxation across alternative tax bases, the size of government deficits, and the stance of monetary policy during the course of business and electoral cycles? A large and rapidly growing literature in political economics attempts to answer these questions. But so far there is little consensus on the answers and disagreement on the appropriate mode of analysis.

Combining the best of three separate traditions--the theory of macroeconomic policy, public choice, and rational choice in political science--Torsten Persson and Guido Tabellini suggest a unified approach to the field. As in modern macroeconomics, individual citizens behave rationally, their preferences over economic outcomes inducing preferences over policy. As in public choice, the delegation of policy decisions to elected representatives may give rise to agency problems between voters and politicians. And, as in rational choice, political institutions shape the procedures for setting policy and electing politicians. The authors outline a common method of analysis, establish several new results, and identify the main outstanding problems.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Обновлено: 06-10-2011

Раздел каталога Economics Departments, Institutes and Research Centers in the World (EDIRC) посвящен исследовательским центрам, занимающимися проблемами политической экономии и экономики общественного сектора. Раздел "Public Economics, Political Economy" содержит информацию о более 100 исследовательских центрах в 28 странах мира и о более 15 мировых профессиональных ассоциациях и обществах, объединяющих исследователей в этой области.

Обновлено: 06-10-2011

Раздел сервиса New Economics Papers (NEP) , позволяющий получать на email информацию о новых статьях поступающих в базу Research Papers in Economics (RePEc) по проблемам политической экономии. NEP-POL выходит несколько раз в месяц В архиве NEP-POL более 120 выпусков (более 440 статей) начиная с апреля 1998 года.

Опубликовано на портале: 29-10-2003
Иван Вадимович Розмаинский, Марина Юрьевна Малкина, Андрей Викторович Дементьев, Анна Вениаминовна Ермишина, Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Зорикто Бато-Дугарович Дондоков, Ирина Викторовна Дондокова, Сергей Георгиевич Шульгин, Наталия Александровна Кравченко
Изд-во: Моск. обществ. науч. фонд, 2003, cерия "Научные доклады", т. 3, 304 с.
Монография посвящена институциональному анализу трех основных экономических субъектов постсоветской России - домохозяйств, фирм и государства. Основное внимание уделено анализу нового институционального пространства, механизмам нерыночного приспособления к рынку, сформировавшимся под влиянием особенностей российской экономической ментальности. Исследуются поведение домохозяйств на рынке труда и финансовых средств, проблемы формирования среднего класса в России. Раскрываются истоки российского бизнеса, закономерности возникновения "экономики физических лиц", экономики бартера, экономики рэкета, специфика отношений между предпринимателями и наемными работниками в постсоветской фирме. Институциональный анализ российского государства посвящен особенностям, сложившимся под влиянием "революции сверху": функциям государства всеобщего перераспределения, проблемам управления остаточной государственной собственностью, институциональным ловушкам, препятствующим становлению бюджетного федерализма. Впервые в отечественной литературе ставится вопрос об оптимизации политического делового цикла, рассматриваются институциональные условия развития новых функций государства - защиты прав инвесторов, формирования конкурентной среды, стимулирования экономического роста. Для широкого круга специалистов, интересующихся актуальными проблемами социально-экономического развития современной России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-10-2003
Рустем Махмутович Нуреев, Иван Вадимович Розмаинский, Евгения Сергеевна Балабанова, Юрий Валерьевич Латов, Наталия Валериевна Латова, Марина Андриановна Шабанова, Андрей Николаевич Демин, Александр Лазаревич Темницкий, Ирина Петровна Попова
Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 2003, cерия "Научные доклады", т. 1, 320 с.
Монография посвящена институциональному анализу трех основных экономических субъектов постсоветской России - домохозяйств, фирм и государства. Основное внимание уделено анализу нового институционального пространства, механизмам нерыночного приспособления к рынку, сформировавшимся под влиянием особенностей российской экономической ментальности. Исследуются поведение домохозяйств на рынке труда и финансовых средств, проблемы формирования среднего класса в России. Раскрываются истоки российского бизнеса, закономерности возникновения "экономики физических лиц", экономики бартера, экономики рэкета, специфика отношений между предпринимателями и наемными работниками в постсоветской фирме. Институциональный анализ российского государства посвящен особенностям, сложившимся под влиянием "революции сверху": функциям государства всеобщего перераспределения, проблемам управления остаточной государственной собственностью, институциональным ловушкам, препятствующим становлению бюджетного федерализма. Впервые в отечественной литературе ставится вопрос об оптимизации политического делового цикла, рассматриваются институциональные условия развития новых функций государства - защиты прав инвесторов, формирования конкурентной среды, стимулирования экономического роста. Для широкого круга специалистов, интересующихся актуальными проблемами социально-экономического развития современной России. Мнения, высказанные в изданиях серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обязательно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда и/или Агентства по международному развитию США (USAID). Книга распространяется бесплатно.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-10-2003
Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Юрий Валерьевич Латов, Татьяна Петровна Черемисина, Александр Лазаревич Темницкий, Лариса Григорьевна Миляева, Лариса Евгеньевна Петрова, Игорь Федорович Герцог, Иван Вадимович Розмаинский, Алексей Вениаминович Алексеев
Изд-во: Моск. обществ. науч. фонд, 2003, cерия "Научные доклады", т. 2, 350 с.
Монография посвящена институциональному анализу трех основных экономических субъектов постсоветской России - домохозяйств, фирм и государства. Основное внимание уделено анализу нового институционального пространства, механизмам нерыночного приспособления к рынку, сформировавшимся под влиянием особенностей российской экономической ментальности. Исследуются поведение домохозяйств на рынке труда и финансовых средств, проблемы формирования среднего класса в России. Раскрываются истоки российского бизнеса, закономерности возникновения "экономики физических лиц", экономики бартера, экономики рэкета, специфика отношений между предпринимателями и наемными работниками в постсоветской фирме. Институциональный анализ российского государства посвящен особенностям, сложившимся под влиянием "революции сверху": функциям государства всеобщего перераспределения, проблемам управления остаточной государственной собственностью, институциональным ловушкам, препятствующим становлению бюджетного федерализма. Впервые в отечественной литературе ставится вопрос об оптимизации политического делового цикла, рассматриваются институциональные условия развития новых функций государства - защиты прав инвесторов, формирования конкурентной среды, стимулирования экономического роста. Для широкого круга специалистов, интересующихся актуальными проблемами социально-экономического развития современной России. Мнения, высказанные в изданиях серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обязательно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда и/или Агентства по международному развитию США (USAID). Книга распространяется бесплатно.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

The Political Economy of Institutions [учебная программа]
Опубликовано на портале: 22-09-2003
Jonathan Rodden
Spring Semester, 2003
Research on the organization of democratic institutions is flourishing in the fields of economics and comparative politics. Students in both fields have rediscovered some of the questions and themes that occupied thinkers like Aristotle, Rousseau, and Madison. This course provides an overview of some classic and contemporary approaches to basic questions of institutional design in democracies, paying special attention to the relationship between democracy, public goods, and economic growth.

We start by asking whether there is a link between democracy and economic growth. Our rather unsatisfying answer is that it depends. We discover that the relationship depends on whether democratic institutions are able to solve a variety of basic problems, like public goods, coordination, collective action, and the tragedy of the commons.

After discussing these concepts, we are ready to take a closer look at types of democracies around the world. We explore the role of electoral institutions, the distinction between majoritarian and consensus democracy, the relationship between executives and legislatures, and the roles of federalism and central bank independence. We will address a variety of normative and positive questions about institutions, but one question will dominate: Under what conditions will democracies make policies that serve the common interest rather than the interests of small groups?

The third section of the course assesses a variety of empirical evidence. In particular, we focus on the size of the public sector, fiscal performance, macroeconomic stability, inflation, and trade.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Теория общественного выбора [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-08-2003
Рустем Махмутович Нуреев
2001 год
Курс "Теория общественного выбора" читается студентам 4-го года обучения по специализации экономическая теория, для которых он является обязательным. Студенты других специализаций могут прослушать данный курс факультативно. Курс рассчитан на 32 часа лекций и семинаров.

Основу курса составляют классические работы по теории общественного выбора как переведенные, так и непереведенные на русский язык, что позволяет резко повысить уровень экономических, социологических и политологических исследований по данной проблеме.
Курс впервые обобщает большое число отечественных публикаций по данной проблеме, появившихся в последние годы в России, и опыт предвыборных компаний в центральные и местные органы власти;
Впервые привлекаются статистика, архивы опросов общественного мнения, отчеты о поименных голосованиях фракций Государственной Думы. Используются новые методики для формального анализа (например, методики формальной классификации политических коалиций и партий);
Рассматриваются особенности российского политико-делового цикла в переходной экономике и влияние электоральных факторов на экономическую политику властей. Все это дает возможность продвинутому слушателю применять освоенные модели на актуальном материале.

Студенты в ходе подготовки к семинарским занятиям осваивают и закрепляют базовые понятия по основной литературе, а также по заинтересовавшим их дополнительным темам. В процессе написания эссе студенты глубоко прорабатывают выбранную тему и готовят ее к обсуждению на семинарах.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2003
Gordon Tullock Western Economic Journal. 1967.  Vol. 5. No. 3. P. 224-32. 
Evaluates the methods to measure the welfare costs of monopolies and tariffs in the United States. Concerns of the economists; Presentation of equation; Validity of measurements. (Из Ebsco)

Опубликовано на портале: 28-02-2003
Anne Kruger Вопросы экономики. 2002.  № 6. С. 4-9. 
В докладе, представленном на конференции ИЭПП, автор рассматривает современные тенденции развития российской экономики и ее перспективы. Особое внимание уделяется предпосылкам устойчивого роста в долгосрочном периоде. Среди главных называются: улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, защита прав собственности, реформа финансового сектора. Автор оптимистически оценивает потенциальные возможности российской экономики.