Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 22246

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Евгения Михайловна Лепешова Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 42-45. 
Результаты проведенного автором, психологом, консультантом в сфере образования совместно с группой коллег исследования показывают, кто сегодня на самом деле управляет школой — организует учебный процесс, воспитывает детей, взаимодействует с их родителями, занимается вопросами повышения квалификации и создания других условий, препятствующих профессиональному выгоранию педагогов. Этот материал, на наш взгляд, представляет своего рода исходную информацию для начинающего школьного руководителя. Впрочем, не только для него.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Евгения Михайловна Лепешова Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 46-47. 
Итак, вы новый директор. Неважно, в новой для вас школе или в той, где вы и работали. Так или иначе — многое приходится начинать с нуля. Один из основных вопросов, с которым директору-новичку стоит разобраться в самом начале, — вопрос кадровый. Управленец берет в свои руки все ресурсы организации, а среди них особое место занимает ресурс человеческий. От эффективности управления коллективом напрямую зависит общая эффективность управления организацией. Рассмотрим ситуацию, когда вы не меняли место работы, а получили повышение в своей же школе. Стали директором, заместителем директора, завучем. В общем, для большинства или даже для всех коллег вы неожиданно превратились в начальника. Ситуация далеко не простая. Как лучше всего вести себя в ней?Хорошие личные отношения с учителями могут испортиться из-за зависти или просто потому, что исчезнет то доверие, которое возможно только в позиции на равных. Отношения с недоброжелателями нередко обостряются. Многие другие будут упорно не хотеть воспринимать вас как руководителя. А некоторые, напротив, станут проявлять желание получить от вас особые блага и преимущества — по причине прошлой дружбы…Изменение отношений с людьми при подъеме по карьерной лестнице абсолютно неизбежно. Хотите того или нет, но вы для них уже не просто сотрудник или приятель, а руководитель. И, чтобы эффективно выполнять эту роль, вам придется научиться воспринимать коллег как подчиненных.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Галина Викторовна Ластовка Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 48-51. 
Свое напутствие начинающим администраторам ваш коллега из Алтайского края подкрепляет конкретным опытом использования экспресс-методики, дающей возможность молодому директору как можно быстрее выявить те психологические качества коллектива, на которые можно опереться в работе. В коллективе школы, куда я пришла директором, довольно часто менялись руководители, что отражалось на кадровой ситуации: большинство педагогов имели среднее специальное образование; это накладывало свой отпечаток на их ценностные ориентации, интересы, потребности; недостаточно высоким был интеллектуальный фон. Самые расплывчатые представления педагогов о личной жизни друг друга мешали установлению благожелательности и открытости во взаимоотношениях.Работа по повышению профессионального мастерства способствовала позитивным изменениям: три учителя поступили в вузы, улучшились личностные отношения, стало меньше конфликтов с учениками и родителями. Оказалось также, коллектив способен мобилизоваться, сплотиться, что приносило свои результаты: учащиеся школы, учителя неоднократно занимали призовые места в районных мероприятиях. Но все это было позже, а сейчас передо мной, начинающим директором, стояла задача как можно быстрее выявить те психологические качества коллектива, на которые я могла бы опереться в работе. Что предпринять для этого? Решила использовать «Экспресс-методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе».

Опубликовано на портале: 14-06-2011
Татьяна Михайловна Малева Мир России. 1996.  Т. 5. № 2. С. 132-152. 
Прошедшие парламентские выборы с их обескураживающими результатами еще долго будут оставаться в центре всеобщего внимания. Не будем вторгаться в вотчину политиков и политологов, пытающихся дать свои объяснения по поводу происшедшего. Мы же напомним, что выборы - не просто конституционная политическая процедура, а не что иное, как самое представительное социологическое обследование, о котором социологам приходится только мечтать: число респондентов превышает 100 млн. чел. Помимо выяснения политических пристрастий в ходе выборов государство получило интегральный ответ на вопрос об удовлетворенности населения состоянием и динамикой развития социальной сферы. С декабря 1995 года главным экономическим и политическим вопросом стал вопрос о "корректировке курса реформ". Не согласиться с тем, что социальные итоги четырех лет реформы далеки от желаемых, наверное, нельзя. Однако все же небезынтересно было бы узнать, что именно и как именно нынешнее или будущее правительство собирается корректировать
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Александр Анатольевич Парфенов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 92-95. 

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Борис Викторович Куприянов Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 59-64. 
У школьной администрации, учителей, учащихся, родителей — у каждого из них с ЕГЭ связаны свои интересы. Что это за интересы и как увязать их, чтобы период подготовки и сдачи единого экзамена завершился успешно? Автор предлагает свое видение этой напряженной ситуации и дает несколько простых рекомендаций для ее разрешения. Час истины — последние два класса, десятый и одиннадцатый. За ними — взрослая жизнь с аттестатом зрелости и ЕГЭ-сертификатом. Родители выпускников теряют сон, приобретают хронические заболевания. И крайне нуждаются в совете, а то и просто в возможности проговорить вслух то, как они видят ситуацию, с какими перипетиями сталкиваются. Дети, как правило, переживают все легче, хотя эксцессы и случаются. Исследования показывают, что субъективные картинки одного и того же события очень расходятся у взрослых и детей. То, что значимо для первых, вторыми просто не замечается! Тем не менее значение этого периода для будущей жизни выпускника трудно переоценить.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Олеся Дмитриевна Погребняк Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 71-75. 
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях массовой школы — отдельная и слабо разработанная проблема, требующая особого внимания и освещения. В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности». Авторы «Рабочей концепции» провели разделение интеллекта и креативности внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным и логичным. Одаренный ребенок, по мнению авторов концепции, — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 17-22. 
Задайтесь вопросом: кого выпускает наша современная школа? Данная статья — довольно жесткий ответ школьного учителя на этот вопрос. Однако критика в адрес чиновников и самой системы, приведенная в материале, порождает не менее важную проблему: каким быть учителю и школе в условиях все возрастающих требований времени? Какие слова сегодня часто произносятся на школьных педсоветах? Качество знаний, компетенции, социализация, информатизация, толерантность и пр. Что это? Веяние времени? Или искренняя вера в то, что, оперируя этими словами, мы становимся лучше как учителя?Какие мы учителя, могут оценить только дети (только дети!), и то не сейчас, а после последнего звонка, после всех экзаменов. А то и через год, два, три после окончания школы, когда, с одной стороны, от нас и наших оценок они уже не зависят, с другой стороны, имеют уже достаточно жизненного опыта. И им совершенно все равно, какие мы слова произносим на педагогических советах. Мне можно возразить, что профессионала могут оценить только профессионалы. Может быть, где-то и так, но не в школе. Главную оценку тому, какие мы, могут дать только дети, прошедшие через нас. И не сейчас, а только завтра. Вот только эти их оценки не влияют на нашу с вами аттестацию, а следовательно, на то, какую зарплату мы получаем сегодня.Вообще задумываемся ли мы с вами — те, кто учит детей в школе, и те, кто причастен к этому самому школьному образованию, — над смыслом двух глаголов, которые сегодня весьма редко ставят рядом: быть и казаться? Делаем ли мы дело или имитируем деятельность?

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Татьяна Васильевна Фролова, Марина Владимировна Шатрова Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 81-85. 
Классный час предполагает свободную форму общения с учениками. Не ограниченный особыми методическими требованиями, он редко требует контроля со стороны администрации школы и, в целом не вызывает особых забот у учителя. Но нужен ли он вообще? Мнения на этот счет разные. Вот данные опроса учащихся 8–10-х классов нескольких школ Южного округа г. Москвы: 85% опрошенных считают классные часы нужными, так как на них они узнают новости школьной жизни, решают проблемы класса, досуга и, как написала одна ученица, «освобождают ум от уроков». Остальные 15% — против, считая их напрасной тратой времени, не приносящей ничего интересного.Последуем все же за большинством и оставим традиционные классные часы в школьном регламенте. Но вот подумаем над обновлением их содержания и формы.У многих школьников возникает потребность в более содержательном наполнении классных часов. Они хотели бы обсуждать не только повседневные события школьной жизни, но и другие, входящие в круг их интересов вопросы: политики и экономики, защиты прав учащихся, собственные интересы и увлечения, формы проведения досуга, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, правоохранительными органами, выбор профессий и пр.Предлагаются и новые формы проведения этих часов. Например, круглые столы, диспуты, демонстрации рисунков и собственных видеофильмов, фотовыставки, совместные часы с другими классами, КВН и пр. Были предложены и формы проведения классных часов вне стен школы: в лесу, кинотеатре, на спортплощадке и даже в «Макдоналдсе». Проявилась и такая положительная тенденция, как самостоятельная подготовка и проведение классных часов самими учащимися, особенно восьми- и девятиклассниками. Правда, большая часть ребят показали неготовность к их организации, но от здравой идеи не отказались. 

Опубликовано на портале: 02-09-2011
Олег Леонидович Рыбаковский Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 34-44. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-07-2011
Михаил Валентинович Масловский Социологические исследования. 2011.  № 3. С. 144-145. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Евгений Иосифович Файнштейн Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 102-104. 
О пользе и необходимости физической культуры вообще и утренней зарядки, физкультминуток и т.д. в частности сказано много, и вряд ли кто-то отважится этому возразить. А одна из задач школы по воспитанию гармоничной личности — научить школьника грамотно относиться к своему здоровью. Во многих школах в меру озабоченности администрации вопросами оздоровления детей помимо уроков физкультуры учеников вовлекают в различные спортивные секции, в участие в соревнованиях. Но спорт — удел, может быть, и многих, но далеко не всех, и здесь очень важна позиция педагогов. Во многих школах практикуются и гимнастика до учебных занятий, и физкультурные минутки и паузы в течение урока, и спортивные часы в группах продленного дня. Департамент образования Москвы в этом учебном году соответствующим приказом обязал все государственные образовательные учреждения проводить такие мероприятия. К приказу приложены достаточно подробные методические рекомендации. Возможно, подобные документы изданы и в других городах. Трудности проведения физкультурных мероприятий в классе сопряжены с ограниченностью пространства, неспортивной одеждой. Естественно, исключаются упражнения в положении лежа, выпады, прыжки. Но многие традиционные упражнения вполне здесь допустимы. В данной статье мы не будем касаться традиционной гимнастики, элементы которой знакомы большинству взрослых и многим детям. Одним из способов обойти трудности физических упражнений в классе, внести разнообразие и в то же время дать детям необходимую и достаточную физическую нагрузку представляется освоение упражнений статической гимнастики. Существует специальное направление в физической культуре, которое называется калланетик-гимнастикой, основанное на растягивающих и статических упражнениях, вызывающих активность различных мышечных групп.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 99-101. 
Постоянно крутящийся и отвлекающийся ученик всегда является источником нарушения дисциплины, и, естественно, эти «вечные двигатели» никогда не бывают любимчиками учителей. Однако за плохим поведением могут скрываться серьезные нарушения развития ребенка. Специалисты призывают быть терпеливыми к этим детям и применять особые методы при их обучении. Обычно такие дети становятся «головной болью» не только для родителей, но и для учителей. На уроках гиперактивный ребенок часто вскакивает с места, что-то выкрикивает, постоянно болтает, старается ответить, не дослушав до конца. А тетради такого школьника пестреют от помарок и исправлений. Действительно, эти «вечные двигатели» являются постоянными нарушителями дисциплины, отвлекают своих сверстников и тем самым вызывают немалое и вполне справедливое раздражение педагогов.

Опубликовано на портале: 21-10-2011
Мария Владимировна Певная, Полина Юрьевна Пермякова
Екатеринбург: УрФУ , 2010, 57 с.
Научно-информационная  разработка  в  рамках  реализации  научно-исследовательского проекта «Стратегия повышения уровня престижности профессий социальной сферы в условиях трансформирующейся профессионально-стратификационной структуры российского общества»  содержит результаты социологических исследований имиджа социальной  работы в Свердловской области, описание социальной работы как сравнительно нового в российской практике вида профессиональной деятельности. В работе представлена структурно-функциональная модель органов социальной защиты населения Свердловской области. Издание предназначено для членов журналистского сообщества, студентов и преподавателей вузов гуманитарных направлений. 

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Елена Валентиновна Меттус Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 40-44. 
Был просто коллегой, а стал руководителем — ситуация довольно обычная. Только вот справиться с ней от этого не легче, потому как связана она с сопротивлением подчиненных новому начальнику. Чтобы повернуть ее в позитивное русло, надо выбрать правильный тон, манеру поведения и не упустить еще множество мелочей — очень важных для руководителя. Психолог рекомендует, как это лучше сделать. Материал адресован прежде всего начинающим директорам, но и умудренных опытом он наверняка тоже заинтересует. Каждый, наверное, хоть однажды сталкивался с такой ситуацией: вчерашний коллега становится руководителем. В данном случае — повышение досталось вам, а ваши вчерашние «товарищи по цеху» оказались по другую сторону баррикады. Обязательно ли последует противостояние? А может, сохранить добрые, но не мешающие общему делу отношения все-таки удастся? Попробуем разобраться.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-06-2011
Ирина Вячеславовна Сабенникова Мир России. 1996.  Т. 5. № 2. С. 153-180. 
В современных идеологических дискуссиях проблема социализма, казалось бы, снятая всей логикой современного развития, вновь приобретает актуальное значение. Выступая с критикой либеральных реформ, адепты этой доктрины отстаивают особый вариант национального или истиннорусского социализма, призванного дать новый синтез данного социального учения и исторической специфики России. При этом игнорируется тот факт, что подобная попытка уже имела место в истории русской социальной мысли, получив выражение в теории "русского социализма" Герцена, ставшей философским обоснованием народничества, а в известной степени и русского марксизма. Для этой теории было свойственно парадоксальное сочетание предельно трезвого взгляда на объективное положение страны - констатация отсталости традиционалистского аграрного общества, с одной стороны, и крайне утопическая программа выхода из кризиса путем социальной революции, с другой. Объективное содержание теории "русского социализма" состояло в стремлении радикальной интеллигенции перепрыгнуть целую историческую эпоху буржуазного развития, переведя общество от крепостного права к социализму и коммунизму. Понятно, что ключевую роль в осуществлении этого плана радикальной модернизации должно было играть насилие, становящееся неотъемлемой чертой романтически мыслящей революционной элиты - от народников до большевиков и их современных последователей. Автор ставит своей задачей рассмотреть генезис этого миросозерцания исходя из специфики социального положения интеллигенции в модернизирующемся обществе, рецепции западных философских и социалистических доктрин эпохи промышленного капитализма, специфики постановки и разрешения социального вопроса в России эпохи отмены крепостного права. Это дает возможность понять причины устойчивого воспроизводства доктрины "русского социализма", лежащей в основе всех утопических проектов революционного переустройства русского общества вплоть до нашего времени.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-06-2011
Михаил Константинович Горшков, Агнесса Викторовна Авилова, Андрей Леонидович Андреев, Леонтий Георгиевич Бызов, Надежда Марковна Давыдова, Андрей Григорьевич Здравомыслов, Владимир Васильевич Петухов, Наталья Евгеньевна Тихонова, Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 1996.  Т. 5. № 2. С. 75-116. 
Как определить тип общества, возникшего в России после десяти лет "перестройки" и рыночных реформ? Среди политологов, историков и социологов в данном вопросе большой разброс мнений. Очевидно, самое простое, что можно сделать, это охарактеризовать нынешнее российское общество как переходное, или трансформационное, оставляя "за кадром" содержательную характеристику того, от чего и к чему совершается переход. В условиях транзитивного общества проблема изучения состояния массового сознания и анализа происходящих в нем сдвигов и изменений особенно важны еще и потому, что существующая возможность принятия обществом авторитарного или тоталитарного режима становится реальностью лишь при условии соответствующей готовности масс.Статья подготовлена на основе аналитического доклада, составленного по заказу московского представительства Фонда им. Фридриха Эберта исследовательской группой Российского независимого института социальных и национальных проблем под руководством его директора Горшкова М.К. Разработка модели выборки и сбор социологической информации осуществлены под руководством Шереги Ф.Э.В статье предпринята попытка дать ответы на вопросы, характеризующие современное состояние массового сознания россиян: хотят ли они нового «отца Отечества», всегда ли «сильная рука» является синонимом тоталитарных устремлений, грядет ли великорусский шовинизм, меняется ли российский менталитет, насколько широко в обществе распространены эгалитаристские умонастроения, враждебна ли Россия окружающему миру.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-09-2011
Наталия Ивановна Лубашова Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 146-149. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2011
Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 1. С. 178-195. 
Круглый стол  «Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях»  был проведен 18 декабря 2009 г. по инициативе факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Исследовательской группы ЦИРКОН. Это мероприятие стало очередным шагом в направлении, которое организаторы мероприятия разрабатывают уже достаточно длительное время. Причем впервые было организовано мероприятие, специально и целиком посвященное качеству и стандартам социологического исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-02-2011
Галина Карпова Социологические исследования. 2010.  № 10. С. 74-80. 
Современная культурная политика представляет собой пространство взаимодействия различных субъектов, благодаря усилиям которых формируются стратегии реальных действий вобласти культуры. В статье обсуждаются проблемы обеспечения доступности услуг сферы культуры для социально-уязвимых групп населения.
ресурс содержит прикрепленный файл