Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 22033

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Витольд Альбертович Ясвин Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 31-37. 
Около десяти лет назад в журнале «Директор школы» были представлены одни из первых публикаций, посвященных вопросам моделирования и экспертизы школьных образовательных сред*. За эти годы исследовано несколько сотен российских школ, гимназий и лицеев, проводивших экспертизу своих образовательных сред по разработанной методике. В предлагаемой вашему вниманию статье дано описание особенностей восприятия школьной среды администрацией, педагогами, учащимися и родителями. А также отмечены некоторые интересные закономерности выявленных в результате анализа исследовательских данных.

Опубликовано на портале: 26-10-2011
Октай Юсуфович Мамедов TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 3. С. 66-77. 
Предлагаемое вниманию читателей эссе посвящено экономическому контексту рокового в мировой истории события — выборов в рейхстаг в Германии в 1932 году.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Олеся Дмитриевна Погребняк Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 71-75. 
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях массовой школы — отдельная и слабо разработанная проблема, требующая особого внимания и освещения. В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности». Авторы «Рабочей концепции» провели разделение интеллекта и креативности внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным и логичным. Одаренный ребенок, по мнению авторов концепции, — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 18-25. 
Новую систему оплаты труда вводят в школах России уже не первый год. Но процесс реализации этой системы нестабилен, хаотичен и зачастую во многом непонятен самим участникам НСОТ. Прояснить ситуацию мы попросили директора Центра универсальных программ, который занимается мониторингом реализации НСОТ в регионах, Наталию Георгиевну Типенко.

Опубликовано на портале: 04-07-2011
Светлана Николаевна Оксамитная Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 116-136. 
Темой статьи являются тенденции образовательных неравенств в Украине среди людей разного классового происхождения и разных возрастных когорт. Репрезентативные данные опросов подтверждают предположения об углублении неравенства образовательных возможностей на уровне среднего и третичного образования для представителей класса служащих и рабочего класса в постсоветской Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Виктор Чигрин Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 116-132. 
Автор анализирует методологические аспекты проблем молодежи в целом и сельской в частности. Последняя категория уже давно изучается в социальных науках, но  многие важные характеристики, свойственные ее, до сих пор не принимались во внимание, не исследовались ее главные группы и когорты, особенности социализации и профессионального становления, процессы самоопределения  и т. п. Именно этим аспектам посвящена предлагаемая статья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 99-101. 
Постоянно крутящийся и отвлекающийся ученик всегда является источником нарушения дисциплины, и, естественно, эти «вечные двигатели» никогда не бывают любимчиками учителей. Однако за плохим поведением могут скрываться серьезные нарушения развития ребенка. Специалисты призывают быть терпеливыми к этим детям и применять особые методы при их обучении. Обычно такие дети становятся «головной болью» не только для родителей, но и для учителей. На уроках гиперактивный ребенок часто вскакивает с места, что-то выкрикивает, постоянно болтает, старается ответить, не дослушав до конца. А тетради такого школьника пестреют от помарок и исправлений. Действительно, эти «вечные двигатели» являются постоянными нарушителями дисциплины, отвлекают своих сверстников и тем самым вызывают немалое и вполне справедливое раздражение педагогов.

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Юлия Свеженцева Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 133-148. 
 Цель статьи - интерпретация партнерства как социального явления и как социологической категории в операциональных и концептуальных аспектах. Автор предлагает определение партнерства, его характеристик, результатов, способов идентификации и измерения его показателей, а также как эмпирически проверяет гипотезы относительно его возможных манифестаций.Партнерство расценивается как универсальное социальное и структурное явление, представленное на различных уровнях социальных отношений. Тема развивается на основании сопоставления двух идеальных моделей соблюдения стандартов и правил. Первая основана на опасении санкций, ожидаемых в случае нарушения норм, тогда как вторая предполагает ценностные мотивы. Кроме того, автор предоставляет осмысление и операционализацию «устной договоренности» как предпосылки сотрудничества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2011
Мария Владимировна Певная, Полина Юрьевна Пермякова
Екатеринбург: УрФУ , 2010, 57 с.
Научно-информационная  разработка  в  рамках  реализации  научно-исследовательского проекта «Стратегия повышения уровня престижности профессий социальной сферы в условиях трансформирующейся профессионально-стратификационной структуры российского общества»  содержит результаты социологических исследований имиджа социальной  работы в Свердловской области, описание социальной работы как сравнительно нового в российской практике вида профессиональной деятельности. В работе представлена структурно-функциональная модель органов социальной защиты населения Свердловской области. Издание предназначено для членов журналистского сообщества, студентов и преподавателей вузов гуманитарных направлений. 

Опубликовано на портале: 30-05-2011
Мария Сергеевна Добрякова, Григорий Викторович Андрущак Вопросы образования. 2010.  № 4. С. 101-121. 
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 17-22. 
Задайтесь вопросом: кого выпускает наша современная школа? Данная статья — довольно жесткий ответ школьного учителя на этот вопрос. Однако критика в адрес чиновников и самой системы, приведенная в материале, порождает не менее важную проблему: каким быть учителю и школе в условиях все возрастающих требований времени? Какие слова сегодня часто произносятся на школьных педсоветах? Качество знаний, компетенции, социализация, информатизация, толерантность и пр. Что это? Веяние времени? Или искренняя вера в то, что, оперируя этими словами, мы становимся лучше как учителя?Какие мы учителя, могут оценить только дети (только дети!), и то не сейчас, а после последнего звонка, после всех экзаменов. А то и через год, два, три после окончания школы, когда, с одной стороны, от нас и наших оценок они уже не зависят, с другой стороны, имеют уже достаточно жизненного опыта. И им совершенно все равно, какие мы слова произносим на педагогических советах. Мне можно возразить, что профессионала могут оценить только профессионалы. Может быть, где-то и так, но не в школе. Главную оценку тому, какие мы, могут дать только дети, прошедшие через нас. И не сейчас, а только завтра. Вот только эти их оценки не влияют на нашу с вами аттестацию, а следовательно, на то, какую зарплату мы получаем сегодня.Вообще задумываемся ли мы с вами — те, кто учит детей в школе, и те, кто причастен к этому самому школьному образованию, — над смыслом двух глаголов, которые сегодня весьма редко ставят рядом: быть и казаться? Делаем ли мы дело или имитируем деятельность?

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Светлана Леонидовна Буко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 149-158. 
Автор предлагает краткий обзор ключевых тенденций в развитии понятия корпоративной социальной ответственности, в том числе  в Украине. В статье рассматриваются характеристики и основные структурные элементы корпоративной социальной ответственности с точки зрения принципов ценностно ориентированного менеджмента в контексте деятельности международных общественных неприбыльных организаций. Автор определяет корпоративную социальную ответственность как принцип современного управления, согласно которому гуманистические ценности должны превалировать над прагматическими, что находит отражение в новом понимании деловой модели в мировом сообществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Любовь Бевзенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 159-176. 
Статья имеет целью продемонстрировать эвристический потенциал понятия социальной бифуркации, в частности, применительно к анализу “социальных революций” с аксиологической точки зрения. Обсуждается происхождение понятия в контексте самоорганизационной модели социальных изменений. Эвристический потенциал предлагаемого подхода демонстрируется на примере “загадок революций”, рассматриваемых П.Штомпкой как одна из важных социологических проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-09-2011
Вячеслав Геннадьевич Суханов Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 97-102. 
Рассматриваются особенности оказания реабилитационной помощи пациентам со стомой, составляющих особую группу лиц, перенесших тяжелое заболевание или травму, калечащую операцию, которые повлекли за собой ограничение жизнедеятельности. На оказание этой помощи влияют многочисленные факторы социального, психологического, правового, идеологического характера, порождающие комплекс проблем, решение которых невозможно без учета всех составляющих здоровья, ограничений жизнедеятельности и функционирования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Елена Злобина, Владимир Резник Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 177-194. 
Статья посвящена проблеме гражданской самоидентификации в каче5стве социального актора в рамках территориального общности. Авторы впервые сосредоточивают внимание на изучении “пересечения” гражданской идентичности и других ее видов, а также исследуют сосуществование и взаимодействие между различными гражданскими идентичностями. Территориальная самоидентификация рассматривается  во временной динамике (в течение 1992–2006 годов), с учетом социально-демографических факторов и показателей идентификации населения в гражданском пространстве Украины.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-06-2011
Ирина Вячеславовна Сабенникова Мир России. 1996.  Т. 5. № 2. С. 153-180. 
В современных идеологических дискуссиях проблема социализма, казалось бы, снятая всей логикой современного развития, вновь приобретает актуальное значение. Выступая с критикой либеральных реформ, адепты этой доктрины отстаивают особый вариант национального или истиннорусского социализма, призванного дать новый синтез данного социального учения и исторической специфики России. При этом игнорируется тот факт, что подобная попытка уже имела место в истории русской социальной мысли, получив выражение в теории "русского социализма" Герцена, ставшей философским обоснованием народничества, а в известной степени и русского марксизма. Для этой теории было свойственно парадоксальное сочетание предельно трезвого взгляда на объективное положение страны - констатация отсталости традиционалистского аграрного общества, с одной стороны, и крайне утопическая программа выхода из кризиса путем социальной революции, с другой. Объективное содержание теории "русского социализма" состояло в стремлении радикальной интеллигенции перепрыгнуть целую историческую эпоху буржуазного развития, переведя общество от крепостного права к социализму и коммунизму. Понятно, что ключевую роль в осуществлении этого плана радикальной модернизации должно было играть насилие, становящееся неотъемлемой чертой романтически мыслящей революционной элиты - от народников до большевиков и их современных последователей. Автор ставит своей задачей рассмотреть генезис этого миросозерцания исходя из специфики социального положения интеллигенции в модернизирующемся обществе, рецепции западных философских и социалистических доктрин эпохи промышленного капитализма, специфики постановки и разрешения социального вопроса в России эпохи отмены крепостного права. Это дает возможность понять причины устойчивого воспроизводства доктрины "русского социализма", лежащей в основе всех утопических проектов революционного переустройства русского общества вплоть до нашего времени.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Екатерина Иващенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 214-215. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Елена Владимировна Симончук Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 38-65. 
Основываясь на данных официальной статистики и социологических мониторингов, автор исследует происходящие в настоящее время изменения в структуре рабочего класса Украине. Данный контекст позволяет выделить, наряду с известными ранее, его новые характеристики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Валентин Григорьевич Королько, Оксана Валентиновна Некрасова Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 161-173. 
Анализируя публикации зарубежных, преимущественно американских теоретиков PR-менеджмента, авторы пытаются объяснить пути влияния социетальной культуры на особенности PR-менеджмента компания. Авторы приходят к выводу что PR-деятельность компания может отвечать более высоким требованиям даже в условиях авторитарной социетальной культуры, если руководство компании содействует развитию демократической организационной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Елена Стрельник Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 147-160. 
Автор делает попытку теоретической концептуализации понятия социального потенциала и применения его для исследования гендерного неравенства и социального потенциала женщин в украинском обществе в наше время. Гендерное неравенство определяется как разница в статусах мужчин и женщин в различные социальных сферах на основании влияния гендерного фактора на возможности реализации их общественного потенциала. В то же время, различаются два конституента социального потенциала на объективном и субъективном уровнях, например: доступ к ресурсам (материальным, образовательным, профессиональным и культурным), готовность использовать их и реализовывать их ценность,  способы их воспроизводства и наращивания. Также автор рассматривает эмпирические характеристики субъективного уровня социального потенциала, на основе которых можно и изучать субъективные аспекты социального потенциала женщин в современном украинском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл