Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 812

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Владимир Александрович Ядов Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 85-97. 
Фрейм — метафора, допускающая различные истолкования. И. Гофман описывает фрейм как образ ожидаемых взаимодействий, предписанных расстановкой ролей данного субъекта и других участников в ситуации «здесь и сейчас». Предлагается принципиально иное осмысление фрейма в социальном пространстве и времени. В отличие от понимания пространтства и времени как физического у Гофмана, социальное пространство и время относительно и зависит от его насыщенности субъективно значимыми событиями. Импульсом для переосмысления послужило стремление соавторов проекта «Как люди делают себя» интерпретировать ряд кейсов, в которых люди силою обстоятельств или произвольно изменяли свою жизненную траекторию. В описываемом подходе смена фрейма (рефрейминг) имеет место не в микроситуациях (напр., актер на авансцене и в тени), но в макро- (челноки начала 1990-х, забастовщики, фермеры из бывших колхозников и др.). И тогда вместо вхождения в иную роль — идентификационный кризис и обретение новой идентичности. Утверждается, что предлагаемая концепция органично вписывается в деятельностно-активистскую теорию, тогда как подход Гофмана остается в рамках структурного функционализма: деятельная энергия субъекта направлена на приспособление к не зависящим от него «жизненным структурам», включая мимикрию и самообман. В расширенной интерпретации фрейма деятельный субъект способен изменять структуры «под себя».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 4(76). С. 36-41. 
Беседа с научным руководителем Института социально-политических исследований РАН, академиком РАН Г. В. Осиповым
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Наталья Вадимовна Веселкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 50-66. 
В статье рассматривается новая парадигма мобильностей (Дж. Урри) на предмет ее соотношения с классической схемой социальной мобильности (П. Сорокин), характеризуются практики институциализации нового подхода, оценивается эвристика исследований культур и политк мобильности. В силу недостаточного упорядочения мобильностей по внешним критериям предложена классификация в зависимости от взаимной направленности — комобильности и контрмобильности. Обосновывается идея анализа мобильностей через социальную компетентность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 5-19. 
Андрей Резаев задает вопросы Джеффри Александеру о его жизни и академической карьере.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ольга Николаевна Безрукова Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 132-141. 
Трансформация социальной ответственности наблюдается сейчас во всем мире. Дефицит ответственности в Украине влечет за собой ряд серьезных социальных последствий. Ответственность имеет двойственный характер, обладая свойствами социального и индивидуального. Изучение механизмов формирования и повышения ответственности социума является задачей современной социальной науки. Важно исследовать и описывать последствия действия конкретного механизма проявления ответственности и безответственности. Социологическое исследование ответственности/безответственности, теоретическое и эмпирическое, ставит задачу выявить источники, сущность, конкретные ее проявления в разных ситуациях общественной жизни. Ответственность может быть рассмотрена как один из детерминантов социальной деятельности, повседневных практик. Важен процесс формирования, атакже уровни рефлексии относительно ответственности. Специфика переживания ответственности заключается в ее социальной обусловленности. Наличие ответственности в качестве морального мотива социального действия свидетельствует о высоком уровне морального сознания и социализованности  человека. Среди всего многообразия видов ответственности, ценностная ответственность наиболее близко отвечает моральной ответственности, актуализируемой комплексом моральных требований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ирина Мацевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 98-111. 
В данной статье автор реконструирует концептуальные основания современных политических программ развития креативного общества. Экспликация взаимосвязей между понятиями креативной индустрии, креативной экономики и креативного общества позволяет очертить контуры релевантной социальной теории. Последняя играет решающую роль в разработке долгосрочных политических программ. Интенсивное развитие нформационно‑коммуникационных технологий трансформирует специфику организации и эволюции современного общества. На сегодняшний день в социальной философии существуют различные модели исследования информационного и глобализирующегося общества. Однако детальный анализ этих моделей дает основания проблематизировать их способность определить специфику современных социальных реалий. Речь идет прежде всего о том, что эти модели не отражают трансформирующееся положение в обществе личности, стремящейся к творческой самореализации, а также роль и значение культурного капитала в новых социальных, политических и экономических условиях. В результате возникает вопрос о конструировании социальной теории, которая будет способна описать и объяснить особенности трансформации социальной реальности с конца XX века. Социально‑философский анализ программ креативной индустрии в рамках формирующейся теории креативного общества приобретает особую актуальность ввиду актуализации междисциплинарных исследований проблем устойчивого развития. Наличие концептуальных противоречий в интерпретации ключевых понятий этих политических программ может препятствовать устойчивому развитию современного общества. Для преодоления негативных последствий реализации политических программ на практике предстоит проанализировать концептуальные основания построения теории креативного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2012
Дж. Александер Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 24-49. 
Перевод статьи Джеффри Александера, опубликованной в Thesis Eleven.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-07-2013
Евгений Всеволодович Балацкий Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 4(76). С. 42-52. 
лений социологических исследований является изучение различных аспектов жизнедеятельности людей. На протяжении многих лет подобная масштабная работа ведется как российскими, так и западными социологами. Другим не менее важным исследовательским направлением является измерение удовлетворен- ности граждан своей жизнью. Такая работа на регулярной основе осуществляется, в частности, социологами стран-участниц Единого экономического пространства.Несмотря на внутреннее единство этих направлений, методически они до сих пор не объединены. Между тем необходимость оперативного мониторинга социального самочувствия населения требует решения данной проблемы. Рассмотрим один из возможных вариантов решения на основе построения интегрального индекса удовлетворенности жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Аника Вальке Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 138-154. 
В статье обсуждаются методологические и этические сложности исследовательских проектов по устной истории, обращающихся к опыту систематического насилия.  Автор  анализирует  взаимоотношения  между  индивидуальными  воспоминаниями и социальными дискурсами о прошлом и задается вопросом – как эти взаимоотношения влияют на репрезентацию гендерноспецифичного опыта в советском партизанском движении во время Второй мировой войны. Используя теоретические и методологические подходы устной истории, в особенности – те методологические  приемы,  которые  были  разработаны  в  рамках  феминистских исследований, автор рассматривает, каким образом ограничения, накладывавшиеся на публичную и приватную коммуникацию советскими дискурсами, влияют на описание прошлого в биографических интервью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Алексей Ю. Полтораков, Владимир Полторак, Олег Петров Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 203-211. 
Статья посвящена методологии и методам, применяемым в социологии для проведения референдумов, с тем чтоб гарантировать их социологическую корректность и предотвратить фальсификации в интересах той или иной политической силы. Активное участие социологов особо актуализируется в связи ожидаемыми в Украине референдумами. Во-первых, требуется проведение исследования представлений населения о предмете референдума, его осведомленности о содержании вопросов, вынесенных на референдум, и т п.; во-вторых, такое исследование помогает корректно сформулировать вопросы в бюллетене и интерпретировать результаты референдума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Андрей Корбут Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 210-213. 
В  статье,  посвященной  памяти  Гарольда  Гарфинкеля  (1917–2011),  предпринята попытка оценить место американского социолога и неизменно ассоциируемой с его именем этнометодологии в современном поле социальных наук. Этнометодология не является ни научной теорией, ни традицией в общепринятом смысле слова, что затрудняет оценку наследия Гарфинкеля как целостного проекта. Чтобы преодолеть эту трудность, автор использует метафору каталога или, вернее, серии по-разному организованных каталогов. Первый и главный каталог представляет собой опись его исследований начиная с докторской диссертации. Второй по важности – это каталог этнометодологических исследований тех людей, с которыми сотрудничал,  которым  преподавал  или  диссертациями  которых  руководил  Гарфинкель. Наконец, третий каталог включает в себя тематические источники, авторов и книги, к которым Гарфинкель постоянно возвращался. Конечно, этот список не является исчерпывающим или окончательным. Его целью является не оценить масштаб сделанного Гарфинкелем, но скорее обнажить методологический прием, передать «дух» этнометодологического принципа, действенность которого обнаруживалась в каждом исследовании Гарфинкеля.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Светлана Витальевна Ерпылева Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 10-18. 
Рассмотрена возможность определения активистского перформанса в качестве "эксперимента" по Гарфинкепю. Разобраны смысл и значение, придаваемые Гарфинкелем эксперименту как инструменту этнометодологического исследования. Установлены связи между гарфинкелевскими экспериментами и перформансами, приведены эмпирические примеры. В заключение обсуждаются преимущества и недостатки положения, в котором оказываются активисты-акционисты как исследователи-этнометодологи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Михаил Константинович Горшков Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 19-22. 
На ученом совете Института социологии РАН 19 января 2011 г. директор Института М. К. Горшков в связи со своим 60-летним юбилеем представил к обсуждению доклад "Социология между обществом и властью". Учитывая актуальный характер высказанных в нем суждений, предлагаем некоторые из них читателям журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2011
Денис Глебович Подвойский Социологические исследования. 2011.  № 5. С. 3-9. 
Обсуждаются проблемы понятийного аппарата социологической науки. Эпистемологический феномен "плюрализма" словарей социологии рассмотрен в контексте его импликаций. Описываются особенности языка социологии и его функционирования в современных условиях, связи с естественно-языковым окружением, процессы закрепления и выбраковки нововведений. Сделан вывод о необходимости преодоления фрагментации понятийного аппарата социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2012
Сергей Дембицкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 64-83. 
Статья посвящена стратегии “обоснованной теории”. Во вступлении сравниваются ведущие подходы качественного исследования в соответствии с двумя критериями — дисциплины, в которых зарождался подход, и форма отчета (narrative form), а также рассмотрены различные варианты стратегии “обоснованной теории”. В первой части статьи рассмотрены процедурные особенности стратегии “обоснованной теории” — теоретическая чувствительность; процесс и виды кодирования; теоретическая выборка. Теоретическая чувствительность включает свойство проницательности, способность осмысливать данные и умение определять по‑настоящему важные факты. Кодирование делится на три вида—открытое, осевое и избирательное. Применение того или иного вида кодирования соответствует степени разработанности теоретических положений. Теоретическая выборка заключается в отборе людей, обладающих информацией об интересующих исследователя аспектах эмпирической действительности, которые, в свою очередь, являются основой теоретически релевантных понятий. Во второй части статьи приведен пример качественного исследования на основе подхода обоснованной теории. Предметом исследования является феномен учебы студентов стационара в условиях ограниченного времени.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2011
Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 1. С. 178-195. 
Круглый стол  «Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях»  был проведен 18 декабря 2009 г. по инициативе факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Исследовательской группы ЦИРКОН. Это мероприятие стало очередным шагом в направлении, которое организаторы мероприятия разрабатывают уже достаточно длительное время. Причем впервые было организовано мероприятие, специально и целиком посвященное качеству и стандартам социологического исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2011
Валентин Иванович Тарасенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 52-68. 
Статья посвящена рассмотрению социологии сквозь призму анализа специфики общественного и социологического познания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-10-2011

Москва: Институт социологии РАН, 2011, 276 с.
Сборник посвящен интерпретации теоретического и теоретико-социологического наследия выдающегося советского и российского историка социологии и философа профессора Ю.Н. Давыдова в контексте актуального состояния социальной теории. Также в материалах сборника обсуждаются перспективы развития социологической теории и истории социологии в постсоветский период. Среди авторов сборника известные российские социологи В.А. Ядов, И.Ф. Девятко, А.Б. Гофман, В.Л. Каплун, М.В. Масловский, Д.Г. Подвойский, и др. Издание предназначено для социологов, студентов и аспирантов социологических специальностей, а также для тех, кто интересуется историей и современным состоянием теоретической социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-02-2013
Журнал социологии и социальной антропологии. 2012.  Т. 15. № 4. С. 5-11. 
Профессор Рональд Инглхарт отвечает на вопросы главного редактора "Журнала социологии и социальной антропологии" Владимира Вячеславовича Козловского и заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Эдуарда Дмитриевича Понарина.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2012
Юлия Олеговна Обухова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 119-138. 
статье рассматривается специфический вид коммуникации — невербальная коммуникация с помощью мобильного телефона, когда внешний вид и иные свойства этой вещи в глазах окружающих становятся символами социальных качеств владельца телефона и таким образом люди (а точнее, молодежь) получают возможность с помощью сотового телефона формировать свой образ в глазах других и играть с собственной идентичностью. Такой феномен был назван самопрезентацией с помощью мобильного телефона. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, которое показывает, как индивиды, осознанно или нет, конструируют свой образ глазах других, и насколькоуспешна бывает данная коммуникация — какой образ владельца формируется в итоге у окружающих и совпадает ли он с желаемым образом.
ресурс содержит прикрепленный файл